Rambler's Top100 Подводные аппараты. Аппарат "Аргус"

Подводный обитаемый аппарат «Аргус».



1. Количество аппаратов проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводный аппарат Аргус  Подводный аппарат Аргус


3. Состав проекта:



Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 БЕЛЫЙ ГОРОДОК. Судоремонтный завод Речфлота (1)

1

 «Аргус»

-

1974-1975

25.06.1975

1976

 на постаменте в г.Москва



4. История проекта:


Подводный обитаемый аппарат «Аргус» создан инженерами и конструкторами Опыт­но-конструкторского бюро океанологической техники Института океанологии РАН.

Первый этап строительства ПОА «Аргус» проходил на судоремонтном заводе Речфлота в Белом Городке. Этап сборки и оснащение аппарата системами и аппаратурой продолжился в Голубой бухте близ Геленджика, где находится Южное отделение Института океанологии АН СССР (сейчас - РАН). Для ПОА «Аргус» на берегу моря был построен большой металлический ангар, на оголовье пирса установили блоки, через них береговая лебедка выбирала трос телеги, на которой из ангара прямо в море выезжал желто-оранжевый аппарат. Создатели ПОА «Аргус» - главный конструктор Н. Гребцов, руководитель испытаний В. Бровко, ведущий конструктор Е. Павлюченко, «электрический профессор» и автор оригинального труда «Техника пилотирования подводных обитаемых аппаратов» А.Сидоров, автор легкого корпуса И.М. Босак, главный гидравлик В. Фокин. Инженеры - О. Устинова и С. Кузнецова - получили возможность испытать свое детище в изумрудной воде Голубой бухты. 25 июня 1975 года впервые водолазы отдали крепления телеги и первый экипаж — командир А. Сидоров, борт-инженеры В. Бровко и Е. Павлюченко - приступил к испытаниям ПОА «Аргус». Руководил погружением А. Подражанский. Аппарат всплывал и снова уходил под воду, проверялась работа всех систем. На третьем часу проверок ПОА «Аргус» всплыл для замены экипажа. Под воду должен был идти В. Фокин, но, несмотря на огромное желание погрузиться, он уступил свое место специальному корреспонденту «Комсомольской правды» Ю. Росту.

В пилотской кабине ПОА «Аргус» по левому и правому бортам стоят два кресла, перед ними - главный пульт, кренометр, курсоуказатель, глубиномер, выключатели светильников и подводной связи. Перед пилотом находятся приборы контроля и управ­ления двигателями, слева — щит питания. В нижней части прочного корпуса — рабочее место наблюдателя и аварийная батарея. В кормовой части - блок вентилей для продувки цистерн главного балласта и манометр. Здесь же расположены регенеративная установка, фильтры вредных примесей, ящик с запасными регенеративными пластинами В-64, газоанализаторы и углекислотный огнетушитель. ПОА «Аргус» имеет сварную раму с узлом подъема и легкий стеклопластиковый корпус, состоящий из верхней части, рубки и стабилизатора. В верхнюю часть легкого корпуса встроена цистерна главного балласта с клапанами вентиляции, расположенными рядом с рубкой. Продувка может осуществляться через блок вентилей из двух групп баллонов. Клапаны вентиляции открываются давлением масла через электромагнитный клапан. В состав уравнительно-дифферентной системы входят две прочные цистерны по 325 л. и вариаторы - пять прорезиненных мешков. Если нужно увеличить отрицательную плавучесть, то перекачивают масло из мешков в цистерны; масло будет поступать в кормовую цистерну и дальше с помощью дифферентного насоса или через переливной клапан - в носовую цистерну. Используется принцип: постоянный вес, переменный объем. Возможна и обратная перекачка масла - в мешки, тогда аппарат всплывет. Пилот ПОА «Аргус» может изменять плавучесть в пределах 130 кг и изменять дифферент до 12°.

В качестве движителей на ПОА «Аргус» используются авиационные стартер-генераторы ГСР-3000, установленные в мотогондолах по бортам ближе к кормовой части легкого корпуса. Винты мотогондол защищены насадками. ПОА «Аргус» оснащен светильниками, фотокамерами, манипулятором и выдвижным бункером - корзиной для образцов. В случае аварийной ситуации пилот может сбросить 2 груза по 90 кг каждый. Скорость хода под водой - 1,5 узла. Вес аппарата - 8,3 т. Глубина погружения - до 600 м.

В сентябре 1978 года ПОА «Аргус» совершил несколько погружений для проведения геолого-биологических исследований дна Голубой бухты, а затем состоялись пять спусков аппарата в Новороссийской бухте по заданию Музея истории г. Новороссийска.

До 1981 года ПОА «Аргус» участвовал во мно­гих океанологических погружениях в Черном море. В январе 1982 года из Новороссийска в свой первый рейс вышел новое НИС «Витязь». Судно оборудовано ангаром и СПУ для ПОА «Аргус». Второе судно-носитель аппарата - НИС «Рифт».

С борта НИС «Витязь» и НИС «Рифт» ПОА «Аргус» погружался во многих районах океана. Он работал в прибрежной зоне Черного моря, а также в Средиземном море и на шельфе Атлантики. В проливе Гибралтар ПОА «Аргус» проводил подводно-технические работы еще в 1994 году. Ведущие специалисты-океанологи смогли в качестве наблюдателей попасть в глубины океана, где им представилась возможность непосредственно работать с объектами их исследований.

По состоянию на 2013 год находился на постаменте рядом со входом в Государственный геологический музей РАН им. В.И. Вернадского в г.Москва.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 8,3 тонны
  скорость хода  
  подводная: 1,5 узла
  глубина погружения  
  рабочая: до 600 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 6,0 метров
  ширина: 2,6 метра
  высота: 3,7 метра
  энергоустановка  
  электрическая
  обитаемость  
  экипаж:

3 человека
  автономность:

3 суток (216 человеко-часов)

7. Источники:


- Мурдмаа И.О., Келлер Н.Б., "На пороге Средиземноморья".
- Рост Ю. "Аргус" уходит под воду", Смена, №1185, 10.1976.
- Гребцов Н., Николаев В., Булыга В. "Подводный аппарат "Аргус".
- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- Королев А.Б. "Подводные аппараты России (из истории гидронавтики ХХ века)" (http://neptun21.ru).
- Михальцев И.Е. "О технических средствах для работ на больших глубинах".
- Информация с сайта http://www.sio.rssi.ru.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016