Rambler's Top100 А. Пестерев "Как мы «угнали» лодку…"

Алексей Пестерев "Как мы «угнали» лодку…".

О событиях 21-го августа 1991г. на ПЛ Б-855 проекта 641

Описание событий 21.08.91 по материалам «Комсомольской Правды».

 

Командующий флотом (Хватов, если не ошибаюсь) лёг в госпиталь сразу, после объявления ГКЧП, 19-го числа. Была, какая то неопределённость. Командование флота как бы выжидало с определением как быть. Информации на Дальнем Востоке не хватало, люди  чувствовали себя в изоляции. Некоторых офицеров эта неопределённость мучила, и они отчаянно хотели разобраться в ситуации. Прошло два дня. Обстановка накалялась. Флот находился в боеготовности №1.

 Гражданское население буквально «бурлило». Выходили какие-то местные листовки. Доходили каким-то чудом и «самиздатские» газеты из Москвы. Явно было видно, что народ против ГКЧП, и полностью за ДЕМОКРАТИЮ! Пикеты граждан с транспарантами собирались и стояли возле КПП всех частей стоявших во Владивостоке. Народ требовал поддержки от флота или хотя бы знака, на чьей стороне флот находится?

К этому моменту наша лодка уже несколько недель (встали после выступления на Параде в День ВМФ…) стояла в заводе в бухте м. Улисс. Насколько я помню, это был средний ремонт. Естественно всё вооружение и некоторое оборудование было снято. Топлива имелось только на то, чтобы маневрировать в бухте и дойти своим ходом в родную бригаду  (бухта б. Улисс).

В заводе тебе ни начальства, ни строевой службы, ни режима особого…  Лежи себе, грейся на солнышке. Во Владивостоке в августе «бархатный сезон». В самоволку, без проблем. Переоделся, перемахнул через забор, и ты уже в городе. Экипаж с офицерами, на лодке появлялся только в «рабочее» время, так что вечера и выходные были у нас свободными. В основном  вахта подбиралась, таким образом, чтоб в ней были служащие одного года призыва. Естественно на вахту на лодке стремились в основном «старослужащие». Вот и получилось в ту ночь, что всем нам, стоявшим на вахте, оставалось служить всего месяц, до выхода приказа «об увольнении…».

В ночь с 20-го на 21 августа, 1991 года в кубрике дежурил Старпом Медведев.  Где-то за полночь начались первые вечерние новости из Москвы. Новости смотрел Медведев и ещё несколько старшин срочной службы (которым через месяц «на дембель»). События развивались стремительно. Медведев посмотрел выпуск новостей. Если не ошибаюсь, это был момент, когда ГКЧПисты полетели в Форос к Горбачёву. Сейчас я уже не помню всех подробностей умозаключений Медведева, но смысл их был такой: «…нам (народу) не по пути с такой властью! Надо что-то делать!».

План был такой. Выйти на лодке из завода. На это не могут не обратить внимания. И заявить (выражая мнения народа Приморского Края),  о своём отношении ко всему  происходящему и не желании терпеть эту ГКЧП! Заявить можно было по радио, на частотах гражданского флота.  О последствиях в тот момент никто не думал. Всем хотелось сделать что-то важное и полезное.

Медведев поднял всех отслуживших больше 2-х лет, обрисовал ситуацию и дал несколько минут на обдумывание. Не помню точно, но вроде все пятнадцать человек вызвались стать добровольцами в этой затее. Немного посовещавшись, решили взять только самых опытных из разных БЧ, человек семь-восемь…

В это время на лодке вахта уже крепко спала мирным сном. Я проснулся от сильного шума. Кто-то, пробегая мимо, пояснил, мол, в море выходим… Я, конечно, подумал (сквозь сон), что это какая-то шутка и попробовал спать дальше. Но тут меня по «каштану» вызывает Старпом. Я, обалдев, срываюсь со шконки в седьмом отсеке, привычно пролетаю за три секунды до третьего. По пути мне попадают на глаза мои сослуживцы, готовящие отсеки к выходу.… Поднимаюсь на мостик и вижу. Точно! Старпом методично, своим чётким, железобетонным голосом, отдаёт команды по подготовке лодки к «бою и походу».

На свежем воздухе я окончательно проснулся, Старпом ввёл меня в курс дела и дал на размышление несколько минут (пока мы не отошли от пирса). Я гляжу, что все мои товарищи за работой и с вахты на берег никто не вышел и конечно, не долго думая, согласился идти со всеми.

Сам я был командиром отделения минно-торпедной группы и командиром 7-го отсека по совместительству. Как всегда торпедисты исполняют роль швартовой группы, а стало быть, я был и командиром швартовой группы. Вот мне и «карты в руки». Отшвартовались быстро и без проблем. Аккуратно стали отходить от пирса. Начало светать.

В этот момент наш командир, кап. 2 ранга Жгирёв, отдыхал дома. Но почему-то ему в эту ночь не спалось. Он тоже долго смотрел телевизор, пытаясь получить побольше информации о том, что там, в Москве происходит. Устав от бессонной ночи, он вышел покурить на балкон. К своему удивлению, он увидел невероятную картину. Хоть и далеко, но всё же в прямой видимости (многоэтажный дом стоит удачно на сопке, и окна выходят на бухту м. Улисс), ему показалось, что его лодка отошла от пирса.… Первым делом он позвонил в штаб бригады. Там конечно все в порядке, ни кто, ни чего не знает. Подойдя второй раз, командир убедился, что это именно его лодка, и она уже направляется в сторону выхода из бухты. Тут, наверное, у него в голове всякие дурные мысли появились, и он уже звонил в штаб, чтобы там объявляли тревогу!

А в это время, на лодке для меня занятия закончились. Ведь не зря торпедистов  называют «румынами», а оттого, что всё основное время в море мы «бездельничаем», пока все остальные работают.… А работаем мы редко. Только когда стрельбы учебные, и мы пришли в нужный для этого район. В данном случае нам стрелять, кроме воздуха, было не чем. Мало того, что я «бездельничал», так я ещё в обычной, флотской жизни и председателем редколлегии был. По этому кому, как не мне поручить деликатное задание.

 Старпом вызвал меня на мостик и говорит: «Боевому кораблю, без флага, в море, никак нельзя! Сообрази-ка Лёха флаг из подручных средств!». Поразмышляв, мы пришли к такому выводу. Раз мы «мятежная» лодка, то и флаг у нас должен быть соответствующий. Конечно не пиратский – не поймут. Лучше «триколор» или «Андреевский». С «триколором» сложнее. Где, на разукомплектованной лодке взять  куски красной, синей и белой материи? Решили шить «Андреевский». К тому же это не просто Российский флаг, а флаг Российского флота. В офицерском кубрике я нашёл чистую белую простыню и синее одеяло. Оторвав от одеяла полоски соответствующего размера, я пришил их с обеих сторон белого прямоугольника, «крест на крест». Симпатичный получился флаг!

Поскольку рассвет уже начался, мы водрузили наш символ свободы России на ходовой флагшток. К этому моменту мы уже вышли из бухты, прибавили скорости и поравнялись с «Брандвахтой». Конечно, мы не забыли, что флот находится в повышенной боевой готовности. Старпом ожидал, что на этом наше путешествие закончится и настанет пора «выступать». Но не тут-то было! Мы благополучно миновали выход из Владивостока «неусыпно» охраняемый ПСКРом и ракетным катером и направились в сторону «караванных путей» торгового флота.

К этому моменту в штабе нашей бригады убедились, что лодки в заводе, у пирса действительно нет. Командир прибыл в штаб и вошёл в оперативную группу, созданную для выяснения происходящего. Выяснилось также, что пропал Старпом с несколькими матросами. Появились версии. 1.Лодку и вахту, захватили и угнали террористы. 2.Лодку с вахтой, захватил и угнал Медведев, с не понятной целью. Через несколько часов, к поискам и задержанию лодки подключился штаб КТОФ во главе с командующим. Видимо Хватов в этот момент уже «выздоровел».  Было принято решение, по крайней мере, догнать лодку в наших водах, задержать и выяснить намерения «захватчиков».

Для этой задачи связались с пограничными катерами, патрулирующими границы нейтральных вод, а также с бригадой ракетных катеров в б. Улисс. К этому моменту уже совсем рассвело. Мы полным ходом шли по направлению от берега. Была замечательная погода. Практически полный штиль. Солнце светило так ярко и жарко, что все свободные от ходовой вахты люди, забрались на мостик и загорали, по пояс раздевшись. Было ощущение чудесной, воскресной прогулки на яхте. Старпом уже допивал полбанки спирта, но чувствовал себя как всегда замечательно. Радисту удалось связаться с несколькими гражданскими судами. Все команды гражданских судов, присутствовавших в эфире, поддержали нашу затею, а некоторые вызвались помочь, кто, чем может. Одни предлагали нам взять нас в кольцо (под защиту), другие предлагали топливо и провизию…. Слух об этой акции мгновенно разнёсся по всему Тихому Океану.

 Вдохновлённые таким оборотом, мы совсем потеряли голову. Завидев на горизонте пограничный катер, мы решили погрузиться в позиционное положение. Возможно, это было бы роковым решением, и мы бы погрузились гораздо глубже и насовсем, если бы открылся клапан во втором отсеке… Нас «спасли» электрики второго отсека. За три недели в заводе, они ни разу по настоящему не «провернули» клапан (во время ежедневного «проворачивания оружия и технических средств»), что он закис «насмерть». Погрузиться нам так и не удалось. Мы чут-чуть «притопили» лодку. Топлива оставалось совсем немного, и мы решили лечь в дрейф.

Пограничники подошли и тоже легли в дрейф в трёхстах метров от нас. Тут же расчехлили носовое орудие и дали пару предупредительных залпов вверх. Мы же развернули лодку носом в их сторону. Им, конечно, это не понравилось, т.к. им не было известно, что лодка «пустая», без торпед.  В общем «поиграв» так какое-то время, наши командиры начали переговоры. Пока шла перепалка на тему кто прав а кто нет, подошли ещё пара ракетных катеров, ПСКР, спасатель ПЛ (на всякий случай), торпедоловы (зачем то?). Нас взяли в плотное кольцо, и нам пришлось дожидаться катера, командующего флотом. Он не заставил себя ждать, правда, самого командующего на нём не было, но людей в адмиральских погонах хватало.

Катер попытался подойти поближе, чтоб высадить на борт «группу захвата», но мы не дали это сделать, работая винтами в противоход и создавая сильную волну. Поняв, что ничего не вый дет и придётся с нами мирно разговаривать, катер отошёл на безопасное расстояние. Выяснив в чём собственно дело, и почему мы так себя ведём, адмиралы доложили нам, что Ельцин, уже залез на танк и решил вопрос, с ГКЧП. Нам пришлось пустить на борт одного из адмиралов-парламентёров. Мы дождались очередных новостей по «маяку» и убедились в действительности, что всё уже решено.

На этом нам пришлось «сложить оружие» и в составе грандиозного кортежа, проследовать в родную бригаду. Как мы подходили на пирс! Такого количества чёрных волг я никогда не видел. Весь пирс был оцеплен автоматчиками.

Как только Медведев сошёл на берег, его тут же посадили в машину комендатуры и увезли в «неизвестном направлении». Нас всех построили на пирсе, командир, хоть и злой, но довольный, поблагодарил нас, что смогли «не угробить» лодку и что видимо не зря учил нас всему, раз мы в количестве 14 человек, смогли сделать такое.… Потом подошёл сам Хватов, проорал немного, а мы, думая, что нам уже нечего терять, по молодости и по дерзости  как то нагрубили ему, что, мол, меньше надо было прятаться по госпиталям, а больше вести разъяснительную работу среди личного состава и ясно выражать свою позицию (и позицию флота) по поводу случившегося.

Потом было следствие. Медведева так и допрашивали на гарнизонной гауптвахте. К нам же приезжали и вызывали по одному в кабинет. Хотели уйти от политической темы и навязать нам попытку угнать лодку в Японию.… Если бы это было не со мной, то все, казалось бы, как в  художественном кино, а так, и я поверил в репрессивные, и абсолютно глупые методы ведения следствия в нашей стране. Помог нам тогда кап. 3 ранга Черепков. На сколько мне известно, это именно он взял на себя смелость возглавить «мятежные» подразделения Тихоокеанского Флота. Помню, мы тогда все расписались на нашем (моём)  «Андреевском» флаге и Черепков забрал его, обещая показать в Москве, Ельцину. Приезжали всякие журналисты, фотографировали нас, писали статьи.

Потом мне говорили, что в центральном музее революции, есть стенд, посвящённый Путчу, и на нём есть наша фотография на лодке и рядом «Андреевский» флаг с росписями команды участников.

Медведева со службы «ушли» якобы «по собственному желанию». Нам всем удалось благополучно уволиться после приказа.

Теперь, спустя много лет, я нисколько не жалею о произошедшем. Хороший тогда у нас получился экспромт!

 

Старшина 1й статьи, Командир отделения минно-торпедной группы, Пестерев Алексей. ПЛ Б-855, проекта 641.

Написано 19 марта 2002 года.

 

В. Авдеев «Андреевский флаг они сделали из простыни и матросского одеяла».

(статья из газеты «Комсомольская правда»)

Больше всего   капитан-лейтенант Медведев переживает сейчас из-за того, что поднял в ту мятежную ночь на флаг­штоке своей подлодки не российский, а Андреевский флаг. Не догадался.

- Хотя Андреевский всегда ведь был символом российского флота, - рассуждает он после десяти суток ареста, - Дело в главном - не мог же я, выступая против этого "советского руководства", выхо­дить в море под их флагом ...

Он, конечно, мог вообще не выходить никуда. Подводная лодка вторую неделю стояла в ремонте, кое-что было ра­зобрано, а связь, кроме УКВ, отсутствовала.

Из-за отсутствия связи и каких-нибудь радиоприемников, кстати, они и не знали толком, что 21 августа в раз­витии событий уже наступил коренной перелом.

Старший помощник, командира ПЛ Андрей Медведев и двое матросов до часу ночи смотрели телевизор (переда­чи на Дальний Восток транслируются с естественным запозданием) до того места, когда сказали, что «гэкачеписты» вылетели к Горбачеву.

- Все, - сказал старпом, оглянувшись на своих бой­цов, - Надо что-то делать. Не­медленно,

Это потом выяснится, что еще вечером, сдав дежурство по части, он выпил с друзьями стакан водки, слушая те же передачи. Потом те, кому по долгу службы положено, будут доказывать, что угнать подводную лодку незаметно невозможно. Потом будут судить национальный герой он, морской офицер Медведев, или авантюрист одиноч­ка. Это все потом.

А пока исполняющий обязанности командира дизель­ной подводной лодки капитан-лейтенант Медведев пришел в кубрик к своим матросам и сказал: дело плохо, братцы, сами видите. Я предлагаю сняться с якоря, выйти в нейтральные воды и обратиться к первому же гражданскому пароходу с заявлением: подчиняемся только российскому правительству, требуем освобождения Президента СССР и личной встречи с ним. Если последнее невоз­можно, тогда обеспечьте с ним связь по радио. Объявим голодовку. Свяжемся с Ель­циным и Кобецом. Черту ро­га пообломаем, но подчинять­ся этим сволочам не будем! Кто пойдет со мной?

Из полусотни матросов с кроватей поднялись семеро. Восьмого, рванувшегося было тоже одеваться, осадили: те­бе до "дембеля" два дня, ты не ходи. На лодке вахту стоя­ли тоже семеро - они согла­сились без лишних слов. Предложили сойти на берег мичману — у него свадьба через неделю, тот наотрез от­казался - и, таким образом, экипаж мятежного корабля к моменту отхода состоял из шестнадцати человек вместе с Медведевым.

Уже потом, после всего, начальник штаба Тихоокеан­ского флота вице-адмирал В. И. Калабин на встрече с журналистами будет говорить, что, выходя в море всего с третью численного состава на неисправной лодке, капитан-лейтенант Медведев подвер­гал смертельной опасности людей и рисковал кораблем. Что он был, наконец, в стель­ку пьян - вот оно, вот - ме­дицинское заключение!

Но не скажет Владимир Иванович, что ремонт у лод­ки был в принципе косметический, и она была на ходу. Что, по боевому уставу, в случае нападения на ПЛ вы­вести ее в точку рассредото­чения (куда и вывел Медве­дев) командир обязан силами одной вахты, то есть с семью матросами. И уж, конечно же, не расскажет журнали­стам вице-адмирал, что даже самый опытный командир лодки входит в эту малень­кую и мелкую бухту (всегда!) с помощью двух - буксиров. Без них и трезвый-то не каж­дый рискнет, а пьяный - вывел бы? Ночью? И команда бы пошла с таким командиром?..

Они пошли за Медведевым, потому что он позвал. Пото­му что не могли оставить, предать его. Потому что, то, что он предлагал, совпало с их убеждениями и настроениями. Они просто оказались хорошими, смелыми и честными парнями — Андрей Гармышев и Андрей Ревенко, Леха Пестерев (это он смастерил из простыни и синего матросского одеяла Андреевский флаг) и Виталий Дегтярев, Игорь Тютерев и Сергей Машницких.

Они вышли из бухты более чем благополучно. Прошли незамеченными мимо всех радиотехнических постов, сто­рожевых кораблей и дежур­ных подразделений погран­войск и флота (заметим: в часы всеобщей повышенной боевой готовности), "Засветились" они, когда, приводя в рабочее состояние рацию, вышли в эфир и дали свои по­зывные

Ну а потом была погоня. На задержание взбунтовавшейся лодки бросили шесть боевых кораблей, три торпед­ных и ракетных катера, по­граничный корабль, торпедоловы (хотя лодка была совершенно безоружна) и спаса­тельные суда. Сопротивляться было бессмысленно, и Медведев положил лодку в дрейф.

На пирсе мятежного капитан-лейтенанта ждала машина комендатуры. На ней его отвезли сначала в госпиталь где провели освидетельствование на наличие алкоголя в крови. Потом - беседы у нев­ропатолога в психотерапевта, потом - одиночная камера гауптвахты.

Сейчас, когда защитников «Белого дома» в Москве на­зывают патриотами и спаси­телями Отечества, с каждого из членов экипажа мятежной владивостокской подлодки ад­миралы берут объяснитель­ные за их безобразное, пре­ступное поведение и полнейшее непонимание ситуации: как вы могли подумать, го­ворят им, что командование флота будет выполнять при­казы ГКЧП? Мы же заявили о своем полном нейтралитете! Наказуема инициатива. И, значит,- запросто можно назвать преступниками и весь экипаж подводной лодки, и целое соединение атомных подлодок на Камчатке, и де­сятки других воинских частей, заявивших в дни переворота о своей поддержке законного правительства и объ­единившихся в единые даль­невосточные вооруженные си­лы в защиту демократии под командованием капитана пер­вого ранга В. И. Черепкова. Только не будем забывать, что наши сегодняшние и завтрашние завоевания (а они обязательно будут!) уже подготовлены, оплачены судьбами многих людей, подобных капитан-лейтенанту, Медведеву. Только за последний год и только на Дальнем Востоке на алтарь борьбы за новую армию сложили свои погоны замполит корабля с Камчатки капитан-лейтенант Петр Ива­нов, замполит атомной под­водной лодки из Приморья ка­питан третьего ранга Сергей Иващенко, командир экипа­жа вертолета капитан Сергей Рыжов, политработник стар­ший лейтенант Алексей Черевко. Они не нажили за время ратной службы себе ни денег, ни славы, они не имели представления о том, что может случиться в нынешнем августе.

Они имели только честь.

Источники

- Информация, предоставленная Алексеем Пестеревым.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала  и верстка Николаев А.С.© 2003