Rambler's Top100 Миноносец, подводная лодка "Окунь". Тип "Касатка"

Миноносец, ПЛ "Окунь"
тип «Касатка»




фотография:


Подводная лодка Окунь




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1904 год
Заложена на Балтийском заводе как миноносец;

1904 год 31 мая
Получила наименование "Окунь";

1904 год 17 июля
Зачислена в списки кораблей Балтийского флота;

1904 год 31 августа
Спущена на воду;

1904 год сентября
До сентября производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей и т.п.;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1907 год лето
Зачислена в состав 1-го ДнПЛ УОПП;

1908 год 7 июля
Вступила в строй. Ввод в строй задержался из-за переделок и доработок на Балтийском заводе;

1909 год 29 мая
Перешла из Петербурга в Кронштадт;

1909 год 4 июня
Прибыла в Либаву;

1909 год лето
Вошла в состав 1-го ДнПЛ УОПП в Либаве;

1909 год 21 - 23 июля
В составе Отряда ПЛ (ТР "Хабаровск", миноносец, посыльное судно и шесть ПЛ) перешла из Либавы через Ирбенский пролив, Рижский залив, Моонзундский пролив и Финский залив в Ревель. Отрабатывала экипаж на подводном ходу и выполнила торпедные стрельбы;

1909 год 15 августа
В составе Отряда ПЛ вернулась из Ревеля в Либаву;

1909 год декабрь
Для зимовки поднята на стенку и введена в сарай;

1909 год
По итогам года прошла в подводном положении 180 миль за 46 часов, в надводном положении - 761 миль за 183 часов, на буксире - 735 часов, произвела 7 торпедных выстрелов по неподвижному щиту;

1910 год 1 января (1909 год 18 ноября?)
Перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;

1910 год октябрь
9.10 прибыла в Ревель из Либавы. Через неделю перешла в Кронштадт в составе отряда кораблей. Позже перешла в Ревель для зимовки;

1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год
Модернизирована (бензиномоторы были сняты и заменены дизелем мощностью 120 л.с., изготовленным заводом Л. Нобеля, на левом борту установили дизель с динамо-машиной (дизель-генератор), приводившей в действие главный электромотор, на правом борту для уравновешивания дизель-динамо уложили дополнительный балласт, для сохранения остойчивости были установлены добавочные кили весом по 4 тонны), прошла капитальный ремонт;

1911 год лето - осень
Занималась боевой подготовкой;

1912 год 6 февраля
На ПЛ установлен прибор подводной сигнализации Ниренберга;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 29 мая
Участвовала в испытаниях ППС. Прибор испытывался в Ревеле у причала. Качество и дальность связи оказались неудовлетворительными;

1912 год 6 июня
Вступила в кампанию;

1913 год
Совершила 31 выход в море. Осуществила 12 торпедных выстрелов;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 5 мая
Прибыла в Либаву для обеспечения учебного процесса в УОПП. Совершила 6 выходов в море и произвела 17 выстрелов торпедами;

1914 год 3 июня
Перешла в Ревель;

1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота;

1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки. В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;

1914 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне. Несла позиционную и дозорную службу на подходах к портам и базам. Участвовала в обороне Виндавы (Вентспилс) и прикрытии набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 8 боевых походов, осуществила 2 торпедные атаки (безрезультатно). Экипаж участвовал в Февральской революции;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год 20 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. Из-за маневрирования на позиции коммерческого корабля, была вынуждена погрузиться, чтобы избежать столкновения. После полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ бригады (в т.ч. и ПЛ "Окунь") на дозорные позиции у Ревеля. Около полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 12 сентября
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.). Находилась на позиции у острова Даго вместе с другими ПЛ на случай появления неприятельских сил у входа в Финский залив. Возвратилась в Ревель;

1914 год - 1915 год зима
Зимовка в Ревеле;

1915 год 17 марта
Вошла в состав 4-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием на Векшер;

1915 год 7 - 8 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.) на позицию к югу от Ирбенского пролива для поддержки операции миноносцев. Возвратилась в Куйвасто;

1915 год май
На основании Директивы командующего флотом № 3576 от 11.05.1915 предоставлена в распоряжение начальника минной дивизии для обеспечения обороны Ирбенского пролива;

1915 год 21 - 22 мая
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.) на позицию у входа в Ирбенский пролив в связи с заградительной операцией русских миноносцев у Либавы. В 04.40 21.5 вышла из Куйвасто на позицию перед Ирбенским проливом в 20 милях к западу от маяка Люзерорт. Утром подошла к борту миноносца "Эмир Бухарский", стоявшего у Михайловского маяка и задержалась у него, ввиду неисправностей механизмов, до 12.25. В 13.05, идя на позицию у входа в пролтив, обнаружила на норд-вест дымы неприятельских кораблей. Командир ПЛ на основании опыта предыдущего своего похода решил несколько изменить указанную ему позицию, а именно: идти не на вест от Люзерорта, а на норд-вест 80° и дальше от берега. В 14 ч. 45 м. он обнаружил, что эти дымы принадлежат крейсеру и двум миноноснам, идущим на зюйд-вест. За ними вскоре показался еще один корабль. Это был крейсер "Тетис" и авиаматка "Глиндер", которые, отделившись от отряда, направились с четырьмя миноносцами и тральщиками к Ирбенскому проливу с тем, чтобы войти в Рижский залив. В 15.40 он повернул обратно и вышел из Ирбенского пролива. "Глиндер" же задержалась выпуская в разведку самолеты. Командир ПЛ, наблюдая все это с большого расстояния, решил идти в намеченную им позицию в расчете, что корабли противника на ночь направятся в море и тогда должны будут пройти вблизи от лодки. В 17.55, прибыв в намеченное им место, ПЛ застопорила дизели, ожидая появления противника. В 19.15 обнаружил на норд-ост 70° четыре крейсера (отряд германских броненосных крейсеров "Принц Альберт", "Принц Генрих" и "Роон", шедших в охране 10 миноносцев), идущие, как ему казалось, курсом зюйд-вест. Лодка погрузилась и пошла в атаку, но в 19.50 крейсеры в расстоянии 7-8 миль повернули на норд-вест и скрылись из вида. Лодка застопорила ход и всплыла в позиционное положение. В 20.10 командир увидела на зюйд большое облако дыма и пошел на него. Когда показались мачты и трубы, ПЛ погрузилась. Лодка была почти на курсе противника и, видимо, потому не могла опознать тип приближающихся кораблей. Это был тот же отряд броненосных крейсеров. Командир же лодки считал, что он видит эскадру из 10 линейных кораблей, идущих в одной кильватерной колонне в сопровождении миноносцев по обе стороны эскадры. Ввиду того что компас в рубке не действовал, командир маневрировал, не опуская перископа. Чтобы труднее было заметить перископ, командир решил перейти на левую сторону неприятельской колонны. В 20.50 лодка вышла на створ мачт головного корабля, расстояние до противника в этот момент было 5,5 мили. Опасаясь буксируемых миноносцами противолодочных тралов, командир решил прорывать охранение с головы и повернул на правый головной миноносец. Во время атаки командир держал перископ от 1,5 до 0,5 фута (50-15 см) над водой и шел на глубина 23,5-24,5 фута (7-7,5 м) со скоростью двух узлов. В 21.05 лодка подошла к головному миноносцу правой колонны и прошла у него по левому борту в расстоянии 15-20 сажен (30-40 м), держа перископ 0,5 фута (15 см) над водой. Миноносец лодки не заметил. Опасаясь, что расстояние между миноносцами и линейными кораблями меньше 4 каб. (командир лодки этого проверить не мог, боясь поднять выше перископ), командир решил уйти несколько влево, чтобы развернуться вне линии миноносцев и подходить к эскадре не контркурсом, а под некоторым углом. Положив руль лево на борт и циркулируя под нос второго миноносца, лодка одновременно ушла на глубину 15 м. Вскоре над ней был услышан шум винтов миноносца и, как только он стал удаляться, командир, переложив руль право на борт, начал всплывать под перископ. В 21.10, лишь только перископ поднялся на 0,5 фута (15 см) над водой (глубина лодки 25 футов), на 5° справа по носу, в расстоянии меньше 20 сажен (40 м), командир увидел таран, как он считал головного корабля, шедшего на пересечение курса лодки. Расстояние было настолько мало, что он видел только часть борта и не видел даже палубы таранящего корабля. Командир успел скомандовать: "Пли. Право на борт. Полный ход. Погружаться. Наполнять добавочную", после чего произошло столкновение. Раздался страшный грохот, наверху что-то ломалось, рвалось, скрипело, вся лодка дрожала, внутри разбивались колпаки подпалубных электрических фонарей, летела и разбивалась посуда, гремела разная мелочь. Лодка стремительно накренилась на 20-25°. Чтобы удержаться на ногах, пришлось хвататься за что попало. Тем не менее команды все были выполнены. Торпеды успели выпустить еще до столкновения. Лодка стремительно теряла глубину. На 70 футах (21 м) командир приказал продувать добавочную цистерну и, таким образом, ему удалось задержать лодку на глубине 90 футов (27,5 м) по глубомеру. Всплыв до 80 футов (24 м), лодка пошла под водой. При нахождении на глубине 75 футов (23 м) с кормы слева раздался сильный взрыв. Звук был настолько силен, что создалось впечатление, что разрывается поврежденный при столкновении корпус лодки. Командир хотел подняться до 60 футов (18 м), но приближающийся шум большого корабля заставил уйти снова на 80 футов (24 м). Многократные попытки всплыть на поверхность не удавались: лишь только лодка поднималась до 50 футов (15 м), над нею снова слышалась работа винтов, но теперь уже исключительно миноносцев. Командир предположил, что надстройка разворочена и из нее выплывают обломки весел, парусины и т.п., что и дает возможность миноносцам следить за движением лодки. Так как компас в рубке не действовал, то, чтобы хоть как-нибудь управлять лодкой под водой, в носу установили верхний компас и по нему с помощью голоса правили. По этому компасу легли на курс 70° в расчете подойти к берегу. Вскоре после этого шум преследующих миноносцев прекратился. Идя под водой, осмотрелись - заметной течи, кроме сальника перископа и крышки якорной систерны, нигде не было, но все же лодка понемногу теряла пловучесть. Боясь откачивать воду из трюма, чтобы по масляным пятнам противник не мог обнаружить лодку, слегка продували добавочную цистерну. Чтобы поджать сальник и крышку якорной цистерны и уменьшить поступление воды, всплыли до 40 футов (12 м). Перископ не проворачивался и не опускался. В 23.30 командир, считая, что уже достаточно темно, осторожно всплыл, осмотрелся через люк, после чего окончательно всплыл на поверхность. В общей сложности лодка пробыла под водой 4 часа 11 минут. Перископ оказался согнутым на 90°, кроме того была снесена леерная стойка сетевого отвода. Других серьезных повреждений не было. В 00.00 22.5 лодка дала ход дизелям и пошла к берегу, и к 6 часам подошла к борту стоящего у Михайловского маяка миноносца "Стерегущий". Под прикрытием миноносцев начала переход в Аренсбург, где в 13.20 ошвартовалась у стоявшего там транспорта "Хабаровск". Сильный взрыв командир приписывал попаданию торпеды в один из кораблей. В действительности дело обстояло следующим образом: лодка, циркулируя на линии охранения, всплыла под перископ в 100 м по носу идущего в правой колонне миноносца "G-135". Миноносец заметил лодку и пошел ее таранить. До этого она никем замечена не была. Вслед за таранным ударом он сбросил связку подрывных патронов (глубинных бомб еще не было), которые и взорвались под водой. Все четыре, выпущенные лодкой торпеды, прошли мимо. После удара с лодки выделялось масло, по пятнам которого на поверхности миноносцы и следили за ее движением. Отряд дважды уклонился от курса влево, чтобы уйти от лодки и затем продолжал свое движение к Форэ. За эту атаку вся команда лодки была награждена Георгиевскими крестами IV степени. Командир ПЛ был награжден орденом Св. Георгия IV степени;

1915 год 24 - 27 мая
Совершила переход из Аренсбурга в Ревель (25-26.5 стояла в Куйвасто), где встала в ремонт;

1915 год 13 - 14 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.). После окончания ремонта вышла из Ревеля на позицию в Рижском заливе. Возвратилась в Аренсбург;

1915 год 14 - 16 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.) на позицию у Виндавы. Около 3 часов ночи 14.6 вышла из Аренсбурга на буксире миноносца "Сибирский стрелок". В 17.45 в шести милях севернее Виндавы лодка отдала буксир и пошла далее на зюйд-вест под своими электромоторами. В 19.20 она прибыла на свою позицию. В 22.00 лодка пошла на ночевку к берегу, где на глубине 10 саж. стала на подводный якорь, оставаясь в надводном положении. После того как ночью ПЛ пришлось погрузиться из-за проходившей вблизи него парусной шхуны, остальную часть ночи провела на подводном якоре, в подводном положнии имея перископ на 0,5 фута (15 см) над водой и наблюдая через него за обстановкой. В 08.00 15.6 лодка всплыла и пошла к Виндаве за получением инструкций с поста. Так как никаких инструкций не было, ПЛ ошвартовалась у Виндавского маяка с наружной стороны мола. В 12.00 с поста передали, что южнее Бакгофена показался неприятельский крейсер с шестью миноносцами. Лодка снялась и пошла на зюйд-вест. В 12.30 на зюйде открылись дымы, а затем и верхушки мачт. Так как видимость была очень хорошей, командир решил погрузиться. Между лодкой и противником было русское минное заграждение, обойти которое под водой лодка не могла из-за малых глубин между берегом и заграждением. Поэтому в 13.00 она стала на подводный якорь, имея перископ на 0,5 фута (15 см) над водой. В 13.15 командир увидел приближающиеся с норда дымы. Снявшись под водой с якоря, лодка пошла навстречу. Так как дымы задержались на месте, лодка стала описывать циркуляции в ожидании их дальнейшего приближения. В 14.25 командир увидел на зюйд сначала мачты, а затем и корпуса двух крейсеров (на самом деле один из них был броненосец береговой обороны) и шесть миноносцев (тральщиков). Считая, что противник занят вытраливанием мин, командир не желая тратить электроэнергию, решил отойти к берегу и там всплыть в позиционное положение, полагая, что там лодка не будет замечена. Подойдя к берегу, он встал на подводный якорь, но, увидев, что противник приближается, погрузился до глубины 25 футов (7,5 м), продолжая наблюдать через перископ. В 16.50, заметив, что русские миноносцы идут на юг, ведя перестрелку с противником, командир решил погрузиться на большую глубину, чтобы обнаружение миноносцами перископа лодки не сбило их пристрелки. На 37 футах (11 м) лодка коснулась грунта. Не всплывая, она выбрала подводный якорь и, так как стояла носом к берегу и не имела возможности развернуться на переднем ходу, пошла задние ходом, управляясь горизонтальными рулями по глубине. В это время русские миноносцы повернули обратно и проходили между лодкой и берегом. Работа их винтов была прекрасно слышна. В 17.27, придя на глубину 60 футов (18 м), командир дал передний ход и, не всплывая, развернулся на вест. В 17.55 ПЛ всплыла под перископ, а затем и в позиционное положение. Выйдя наверх, командир увидел на зюйд дымки (тральщики и "Беовульф"), мачты и трубы "Аугсбурга" (корабли застопорили ход в ожидании траления прохода в минном заграждении). Снова погрузившись, командир решил отойти из видимости крейсера, чтобы произвести зарядку и разобраться в обстановке. В 20.00 идя под водой вдоль берега, командир снова заметил на норд дымы русских миноносцев и в то же время увидел, что "Аугсбург" начал приближаться. В 20.40 в лодке услышали разрывы о воду снарядов. Крейсер быстро приближался, скорость его хода была около 24 узлов. На нем и двух идущих за ним миноносцах были видны вспышки выстрелов. Командир повернул навстречу крейсеру, атакуя его с левого борта. Лодка маневрировала, не опуская перископа, но имея его над самой поверхностью воды и наблюдая лишь верхушки мачт и трубы крейсера. Приблизившись к противнику, командир повернул круто влево. Лодка зарылась. Руль был отведен и, когда лодка снова всплыла под перископ, она была уже почти на траверзе крейсера. Командир снова положил руль лево на борт, и в 20.50, находясь от крейсера в расстоянии около 5 каб., на его курсовом угле 100°, выпустил две торпеды (безрезультатно атакован крейсер "Бремен" типа "Аугсбург"). После выстрела командир положил руль право на борт и, принимая воду в добавочную систерну, пошел на глубину. На 43-м футе (13 м) лодка ударилась о грунт. В то же время послышался шум приближающихся миноносцев. Немного спустя они с большой скоростью пронеслись над лодкой. Шум винтов был слышен очень сильно, так как между корпусом лодки и килем миноносцев оставалось около 5 футов (1,5 м). Артиллерийская стрельба прекратилась. Развернувшись на вест, лодка старалась скорее уйти на большие глубины. Ударяясь о неровности грунта, лодка подскакивала вверх, поэтому командир решил итти на 40-ка футах (12 м) и только при приближении миноносцев прижимался к грунту. До 23.20 лодка уклонялась от преследования, идя на норд и погружаясь до глубины 60 футов (18 м). До выпуска торпед лодка не была замечена ни крейсером, ни миноносцами. Выпущенные торпеды прошли мимо. Бывшие с крейсером миноносцы сразу же начали преследование лодки. Видимо, ее атака сбила стрельбу крейсера, так как он, добившись перед тем хорошего накрытия русских миноносцев, вдруг неожиданно прекратил стрельбу. Русским миноносцам удалось благодаря этому без всяких повреждений укрыться в Ирбене. В 23.20 ПЛ всплыла и сразу же начала зарядку. За время пребывания под водой (10 часов 10 мминут) воздух в лодке настолько испортился, что всякое движение вызывало у людей сильную одышку. Не зная точно своего места и опасаясь минных заграждений, лодка направилась для определения к берегу и с рассветом пошла к Ирбену. В 04.30 16.6 обнаружили какую-то лодку, казавшуюся благодаря рефракции очень большой. ПЛ погрузилась, но вскоре определила, что встретила ПЛ "Макрель" (вышла вечером 15.6 июня к Виндаве на смену ПЛ "Окунь"). После всплытия ПЛ направилась в Рижский залив и вскоре прибыла на Аренсбургский рейд к борту ТР "Хабаровск". Командир ПЛ Меркушев В.А. был награжден Георгиевским оружием;

1915 год 18 - 21 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Меркушов В.А.) на позицию у Стейнорта для прикрытия набеговой операции русских крейсеров на Мемель. Предположительно возвратилась в Аренсбург;

1915 год ноябрь
Переведена в Рогокюль;

1915 год - 1916 год зима
Зимовка в Рогокюле;

1916 год
Вошла в состав 6-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с базированием в Мариенхамне, затем в Аренсбурге;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1917 год осень
Нуждалась в капитальном ремонте, переведена в Петроград;

1918 год 31 января
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав дивизиона хранения Дивизии ПЛ БМ;

1918 год осень
Отремонтирована на СС "Волхов" перед отправкой на Каспий;

1918 год 10 ноября
Отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов (прибыла 27.11);

1918 год 18 ноября
Перечислена в состав Волжской Военной Флотилии;

1919 год 22 - 27 мая
На буксире переведена по реке Волге до Астрахани;

1919 год 3 июня
Начало перехода из Астрахани в Нижний Новгород;

1919 год 31 июля
Вошла в состав дивизиона ПЛ МС Каспийского моря Волжско-Каспийской Военной Флотилии;

1919 год 3 августа
По пути в Нижний Новгород задержана вместе с другими ПЛ под Казанью из-за мелководья. Осталась зимовать, базируясь на Казань близ Паратского затона;

1920 год весна
В составе дивизиона перешла в Астрахань;

1920 год июнь
В составе дивизиона перешла в Баку;

1920 год 5 июля
Вошла в состав Морских Сил Каспийского Моря;

1920 год 10 июля
С окончанием боевых действий на Каспийском море поставлена на прикол. Команда отправлена на Черное море;

1920 год 14 сентября
Начало разборки механизмов для отправки их в Николаев. Разборка механизмов продолжалась и в течение всего 1921 года;

1922 год 25 мая
Передана к Бакинскому военно-морскому порту на хранение;

1925 год 21 ноября
Исключена из состава РККФ в связи с передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военно-морском порту.




дополнительная информация:


1. Фотография спуска на воду миноносца "Окунь" 31.08.1904.
2. Фотография ПЛ "Окунь" в море.



командиры:
(по данным источника №11)


1. Засухин А.Н. (18.10.1904-25.04.1905)
2. Невражин С.А. (25.04.1905-17.04.1906)
3. Белкин 2-й Ф.М. (17.04.1906-27.11.1906)
4. Фон-дер Рааб-Тилен Т.Л. (18.12.1906-01.11.1908), 20.10.1908 - отчислен от должности
5. Клочковский В.Е. (20.10.1908-19.01.1909) в должность не вступал
6. Николев С.В. (11.12.1908-23.11.1909), 02.02.1909 - принял корабль, 05.11.1909 - отчислен от должности
7. Введенский 1-й К.Е. (23.11.1909-28.04.1911), 07.03.1911 - отчислен от должности
8. Гудим Н.А. (07.03.1911-18.06.1912), 11.05.1911 - принял корабль
9. Соллогуб В.В. (18.06.1912-19.11.1912)
10. Меркушов В.А. (16.11.1912-09.04.1916), 19.11.1912 - принял корабль
11. Терлецкий К.Ф. (09.04.1916-21.01.1917)
12. Попандопуло Г.Н. (20.02.1917-20.04.1917), 01.03.1916 - принял корабль
13. Иванов 18-й П.Н. (20.04.1917-07.01.1918)
14. Боровский Ф.А. (07.01.1918-01.04.1918) ВРИД
15. Колушев В.П. (01.04.1918-05.10.1918)
16. Якобсон А.Н. (05.10.1918-01.1919)
17. Перекрестов В.Л. (01.1919-06.1919)
18. Шредер Г.А. (06.1919-13.08.1920)
19. Пуаре Ю.В. (13.08.1920-05.09.1920) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Гуров С.А. Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Информация с сайта http://vgd.ru
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г..
10. Трусов Г.М. "Подводные лодки России", ч.1, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
12. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018