Rambler's Top100 Тяжелый подводный крейсер ТК-12,"Симбирск". Проект 941

ТК-12
проект 941
605-й экипаж




фотография:


Подводный крейсер ТК-12


ТРПКСН ТК-12 проекта 941 в губе Нерпичья.




историческая справка:


1980 год 19 апреля
Заложен в цехе №55 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как ТРПКСН проекта 941;

1981 год 21 мая
Зачислен в списки кораблей ВМФ;

1981 год - 1983 год
Сформирован первый экипаж ТРПКСН ТК-12. Прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР). По окончании обучения прибыл в г.Северодвинск и был подчинен 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1983 год 1 сентября
На основании директивы от 11.02.1983 сформирован второй экипаж ТРПКСН ТК-12. Включен в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1983 год 17 декабря
Спущен на воду (выведен из дока);

1983 год - 1985 год
2-й экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1984 год 1 мая
На основании директивы от 21.03.1984 сформирован 605-й ТЭПЛ для проведения ППО, ППР и межпоходовых ремонтов ТРПКСН ТК-12. Включен в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1984 год май - 1985 год февраль
605-й ТЭПЛ прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1984 год 22 - 25 августа
Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний;

1984 год 29 августа - 25 сентября
Выход в море в рамках заводских ходовых испытаний;

1984 год 6 - 16 октября
Выход в море в рамках заводских ходовых испытаний;

1984 год 28 октября - 7 ноября
Выход в море в рамках заводских ходовых испытаний;

1984 год 13 - 22 ноября
Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса;

1984 год 26 декабря
Подписан приемный акт, вступил в строй. Ответственный сдатчик - Гречков Ю.Н., сдаточный механик - Быковский В.М. Стала 100-й АПЛ, построенной на СМП;

1984 год 27 декабря
Торжественно поднят военно-морской флаг;

1984 год 28 - 29 декабря
Осуществил переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица);

1985 год 15 января
Включен в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ (с 01.09.2002 - 12-я ЭскПЛ) КСФ с базированием на губу Нерпичья;

1985 год 5 февраля
2-й экипаж включен в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1985 год
605-й ТЭПЛ нес службу по обслуживанию не только ТРПКСН ТК-12, но и ТРПКСН ТК-13;

1985 год 11 июня
Первый экипаж на ТРПКСН ТК-12 введен в 1-ю линию и включен в состав сил постоянной готовности;

1985 год 12 - 18 июня
Перешел из губы Нерпичья на СМП в г.Северодвинск;

1985 год 7 августа - 3 сентября
Проведен межпоходовый ремонт на СМП;

1985 год 4 - 10 сентября
Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря с 1-м экипажем;

1985 год 12 - 17 сентября
Контрольный выход в море с 1-м экипажем (командир - кап.1р. Близнюк А.С., старший - КФл в.а. Чернов Е.Д.);

1985 год 21 сентября - 9 октября
Выполнен поход в высокоширотные районы с 1-м эипажем на борту (командир - кап.1р. Близнюк А.С., старший - КФл в.а. Чернов Е.Д.). Достигнут приполюсный район (до Полюса - 45 миль);

1985 год 13 - 24 октября
Выход в море с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Близнюк А.С., старший - кап.1р. Петренко И.Я.) для выполнения ракетных стрельб по программе совмещенных летных испытаний;

1985 год 14 - 17 ноября
Выход в море с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Близнюк А.С.) для выполнения ракетных стрельб по программе совмещенных летных испытаний. 16.11.1985 выполнены две ракетные стрельбы с пуском ракет Р-39;

1985 год 21 - 23 ноября
Перешел из г.Северодвинск в губу Нерпичья;

1985 год 12 - 16 декабря
Контрольный выход в море с 1-м экипажем (командир - кап.1р. Близнюк А.С., старший - кап.1р. Ольховиков А.В.);

1985 год декабрь - 1986 год июнь
Выполнил задачи автономной БС в Белом море в течение 180 (164?) суток экипажами Репина Ю.М. (1-й экипаж, декабрь-март) и Леонтьева М.А. (2-й экипаж, март-июнь). Смена экипажей осуществлялась ледоколами "Сибирь" и "Пересвет";

1986 год 30 июня - 3 июля
Перешел из губы Оленья на СМП в г.Северодвинск;

1986 год 4 - 31 июля
Прошел межпоходовый ремонт на СМП;

1986 год 1 - 18 августа
Выполнил программу расширенных акустических испытаний;

1986 год 26 - 28 августа
Выход в море с 1-м экипажем на борту для выполнения ракетных стрельб по программе совмещенных летных испытаний. Выполнена ракетная стрельба;

1986 год 2 - 7 сентября
Выход в море с 1-м экипажем на борту для выполнения ракетных стрельб по программе совмещенных летных испытаний. Выполнена ракетная стрельба;

1986 год 12 - 17 сентября
Выход в море с 1-м экипажем на борту по дополнительной программе;

1986 год 18 - 21 сентября
Выход в море с 1-м экипажем на борту для выполнения ракетных стрельб по программе совмещенных летных испытаний. Выполнена ракетная стрельба;

1986 год 21 - 25 сентября
Выход в море с 1-м экипажем на борту для выполнения ракетных стрельб по программе совмещенных летных испытаний. 25.09.1986 выполнена ракетная стрельба;

1986 год 30 сентября - 2 октября
Перешел из г.Северодвинск в губу Нерпичья;

1986 год декабрь - 1987 год 1 января
Во время сдачи задач перед выходом на БС со 2-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Леонтьев М.А.) произошло опасное сближение с АПЛ "HMS "Splendid" (S112) ВМС Великобритании в полигонах БП КСФ. В результате у АПЛ "HMS "Splendid" (S112) была оторвана буксируемая г/а антенна. Касание произошло правым носовым рулем глубины, что привело к вмятине на пере руля длиной 30 см и прогибом около 3-5 см. Антенна зацепилась за поручень ограждения рубки ТРПКСН. 01.01.1987 ТРПКСН прибыл на базу для оценки повреждений и продолжения подготовки к выходу на БС;

1987 год январь - апрель
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Леонтьев М.А.). БС продлилась 108 суток (из них подо льдом - 66 суток);

1987 год июнь
Прошел межпоходовый ремонт на СМП;

1987 год август - сентябрь
Первым из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс с 1-ым экипажем на борту (командир - кап.1р. Репин Ю.М., старший на бору — кап.1р. Ольховиков А.В.). 07.09.1987 в 20 ч 55 мин 29 сек прошел географическую точку Северного полюса. 08.09.1987 выполнена ракетная стрельба ракетой Р-39 с широты 88 градусов 36 минут. Провел подо льдом 24 суток. Поход следует рассматривать как совместную операцию с РПКСН К-51 и АПЛ К-358;

1987 год
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Репин Ю.М.) выполнил задачи БС. Провел подо льдом 45 суток;

1987 год
ТРПКСН с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Репин Ю.М.) присвоено звание "Отличный корабль";

1988 год
Успешно выполнил задачу государственной важности по акустическим испытаниям;

1988 год 26 апреля - 12 июля
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем (командир - кап.1р. Леонтьев М.А.). Провел подо льдом 64 суток;

1988 год
ТРПКСН с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Репин Ю.М.) присвоено звание "Отличный корабль". Экипаж занял 1-е место на соединении, а по итогам боевой подготовки был награжден вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть";

1989 год 8 - 22 февраля
В ходе сдачи курсовой задачи был совершен заход в г.Североморск для участия в мероприятии "Кумжа" (14.02.1989), выполнена торпедная стрельба (15.02.1989) и ракетная стрельба (21.02.1989);

1990 год 27 января
Выведен в резерв 1-й категории, в связи с предстоящим ремонтом;

1990 год 9 февраля
Убыл на СМП в г.Северодвинск для проведения ремонта;

1990 год 10 апреля
Выведен в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реакторов;

1990 год май - август
2-й экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1991 год ноябрь
Окончен ремонт на СМП;

1991 год
605-й ТЭПЛ нес службу по обслуживанию ТРПКСН ТК-202;

1992 год апрель - июнь
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем (командир - кап.1р. Жиделёв А.А., старший - КД к-а Иванов В.В.) на борту;

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу ТАПКСН;

1992 год ноябрь
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем (командир - кап.1р. Жиделёв А.А., старший - ЗКД Бритшев) на борту;

1992 год
605-й ТЭПЛ нес службу по обслуживанию ТРПКСН ТК-202, ТК-12, ТК-17 и ТК-20;

1993 год
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем на борту;

1993 год
605-й ТЭПЛ нес службу по обслуживанию не только ТАПКСН ТК-12, но и ТАПКСН ТК-202;

1993 год сентябрь
Расформирован 605-й ТЭПЛ;

1994 год
Расформирован 2-й экипаж;

1996 год
Выведен в резерв. Поставлен на прикол в губе Нерпичья;

1997 год сентябрь - октябрь
Перегрузка БРПЛ на ТАПКСН ТК-20 и ТК-13 для последующей утилизации методом пуска;

2000 год
Исключен из боевого состава ВМФ;

2001 год ноябрь
Экипаж выступил с предложением о присвоении кораблю наименования "Симбирск". Однако эта инициатива не получила поддержки командования, так же как и инициатива о присвоении кораблю имени адмирала Кузнецова Н.Г.;

2002 год 2 июля
Экипаж переведен на сокращенный штат;

2005 год июль
Отбуксирован из пункта постоянного базирования на ФГУП "ПО Севмаш" (г.Северодвинск) для утилизаци в рамках российско-американской программы "Совместное уменьшение угрозы". Передан гражданскому экипажу. Утилизация проводилась в сотрудничестве со специалистами ФГУП "СРЗ "Звездочка";

2005 год
Расформирован экипаж;

2006 год апрель - июнь
С борта корабля выгружено отработавшее ядерное топливо;

2006 год 21 ноября
Заведён в док-камеру ФГУП "СРЗ Звёздочка" для окончательной разделки. ТАПКСН "Дмитрий Донской", мимо которого буксировали ТК-12, проводил его в последний путь длинным гудком в течении минуты. За действием наблюдало очень много людей, многие стояли на палубе ТАПКСН "Дмитрий Донской", у некоторых в глазах стояли слёзы;

2006 год - 2007 год
Разделан на металл с формированием шестиотсечного реакторного блока. В дальнейшем реакторный блок был переведен в акваторию СРЗ-10 (г.Полярный) для временного хранения на плаву;

2014 год
Реакторный блок переведен в акваторию СРЗ "Нерпа" филиала АО «Центр Судоремонта «Звездочка» (г.Снежногорск) для разделки до двух одноотсечных секций и последующей установки для долговременного хранения на ПДХ РО "Сайда" в губе Сайда;

2019 год - 2020 год
К этому времени реакторные отсеки установлены на стапельное основание ПДХ РО "Сайда" для долговременного хранения.



командиры первого экипажа (в/ч 09647):


1. Близнюк А.С. (1982-12.12.1985)
2. Репин Ю.М. (12.12.1985-28.10.1989)
3. Жиделёв А.А. (28.10.1989-31.05.1996)
4. Астанин А.Д. (31.05.1996-26.12.2005)


командиры второго экипажа (в/ч 09647-А):


1. Леонтьев М.А. (12.09.1983-01.10.1988)
2. Гришков И.Е. (08.07.1988-10.04.1990)
3. Корбут Н.В. (10.04.1990-18.06.1991)
4. Турчин В.В. (1991-1992)
5. Федоренко И.В. (1992–1994)


командиры 605-го технического экипажа (в/ч .....):


1. Гаврилов В.И. (29.04.1984-1988)
2. Величко В.Ф. (1988-1993)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ТРПКСН ТК-12:


1. Безручко В.А. (1996) 2-й экипаж ТК-13



дополнительная информация:


1. Фотография ТАПКСН ТК-12 на утилизации в г.Северодвинск.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Статья В. Лебедько "Наш подводный ракетный …".
5. Павлов А.С. "Военные корабли России 2001г.", Якутск, 2001г.
6. Колдобский А.Б. "Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее и будущее" (статья из приложения "Физика" к газете "Первое сентября" NN1,5, 2001).
7. Александров Ю.И. Гусев А.Н, "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
8. Фотография с сайта "Русский Подплав".
9. Информация с сайтов информационных агентств и информационных служб ФГУП "ПО "Севмаш" и ФГУП "СРЗ "Звездочка".
10. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
11. Титрибоян Д.И. "На страже полярных глубин".
12. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
13. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
14. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2021 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2021 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»