Rambler's Top100 Подводная лодка. Проект В611

Проект В611 (NATO – “Zulu IV”).
Модернизация проекта 611.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: ССЗ №402 (1)

1

 Б-67

636

1953?

1955

30.06.1956

 достраивалась по пр. В611



4. История проекта:


В 1953 г. командование ВМФ, создатели ракет и судостроители предложили правительству оснастить часть новых субмарин баллистическими или крылатыми ракетами. Идею одобрили, тем паче стало известно, что американцы уже приступили к довооружению своих лодок подобным оружием. В январе 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление "О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия...", той совершенно секретной программе присвоили код "Волна". Главным конструктором будущего ракетоносца назначили Н. Исанина, ракетами занялся в СКБ-1 С. Королев. Работа предстояла немалая, хотя бы потому, что никто не знал, каким будет пуск с качающейся платформы, повлияют ли раскаленные газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную качку и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать впервые. В частности, "требовалось создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку,- писал работник Специального проект-но-монтажного бюро машиностроения "Малахит" В.Жарков,- убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить от крепления в нужный момент. Все эти операции после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 мин, и при волнении до 5 баллов, да еще с ракетой, весившей свыше 5 т!"

В августе 1954 г. проекту ракетоносца присвоили индекс В611, его главным оружием сделали баллистическую Р-11, которую после соответствующей доработки для флота назвали Р-11ФМ. В сентябре проект утвердили. За основу взяли проект 611. Из четвертого отсека решили убрать 4 группы аккумуляторов, в его носовой части и удлиненной рубке смонтировать две вертикальные шахты длиной по 14 м и диаметром 2 м. Пришлось снять артиллерию и часть запасных торпед. Для обеспечения ракетной стрельбы на лодку установили гироазимут горизонта “Сатурн”, предназначенный для определения параметров качки и рыскания, и счетно-решающие приборы “Доломит” для выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракет Р-11ФМ. Для проверки новых устройств изготовили испытательные стенды. Летные испытания ракеты начались в начале 1955 года на полигоне Капустин Яр. В 1954 г. Северному судостроительному заводу № 402 в Молотовске (ныне Северодвинск) передали Б-67, построенную годом раньше в Ленинграде и переведенную по Беломоро-Балтийскому каналу. Ее поставили в док, а затем в закрытый эллинг, срезали часть легкого корпуса и кормовую оконечность рубки, ну, а дальше действовали, как предписывал проект В611.

Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 ... 5 баллов и скоростях хода 8 ... 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.

11 сентября 1955 года на Б-67 был поднят Военно-морской флаг. Первый выход на ракетную стрельбу назначили на пятый день после вступления лодки в строй. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября, на борт Б-67 была доставлена ракета. На лодку прибыли Н. Исанин и С. Королев, а также представители промышленности и морского полигона. Капитан 2-го ранга Ф.Козлов (ныне Герой Советского Союза, контр-адмирал в отставке) вывел Б-67 в море. Уже после того, как лодка легла на боевой курс, на катере прибыл и поднялся на борт адмирал Л.А. Владимирский, временно исполнявший в то время обязанности заместителя главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению.

Чтобы обеспечить точную стрельбу, недалеко от поселка Ненокса были установлены створные знаки, обеспечивавшие выполнения задачи прицеливания. На воде, в точке старта, был установлен буй. За час до намеченного времени старта началась подготовка ракеты к пуску. 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета. Вскоре пришло донесение с боевого поля - ракета, пролетев 250 км, приземлилась, точность стрельбы в заданных пределах. Всего 1955 году с Б-67 было произведено восемь пусков.

По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В611. К концу 1955 года работы были закончены, и новый проект получил индекс АВ611.

11 ноября ракетоносец вновь приняли в состав ВМФ, на сей раз в качестве учебно-опытового корабля. Б-67, под командованием капитана 3-го ранга И.Гуляев (ныне капитан 1-го ранга в отставке, Герой Советского Союза), продолжала испытания. Предстояло проверить герметичность шахт в длительном походе, в том числе в шторм, и на большой глубине. Больше того, в конце 1957 г. ракетоносец, (разумеется, без экипажа) притопили и в 80 - 125 м от него сбросили несколько глубинных бомб, причем одна взорвалась над шахтами. После этого лодку подняли и тщательно обследовали - лишь отдельные механизмы получили незначительные повреждения, зато шахты почти не пострадали.

В одном из походов, когда успешно выпустили обе ракеты, снова участвовал С.Королев. "Уже возвращаясь, пригласил Сергея Павловича к себе в каюту и предложил отметить итог стопкой разведенного спирта,- вспоминал И.Гуляев.- Он и сказал мне: "А я ведь не пью, тем более спирт...". Но, видно, решил не портить командирское настроение и поднял стопку. А выпив, неожиданно сказал: "Ты знаешь, Иван Иванович, ничего. Так, пожалуй, и пить начнешь..."

В 1958 году летные испытания Р-11ФМ закончились, и в фев­рале 1959 года ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ был принят на вооружение.

Длительное время Б-67 использовалась для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. Не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений. Так, например, в 1958 году была переоборудована для испытаний ракет с подводным стартом (проект ПВ611).


5. Схема проекта:


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 1890 тонн
  подводное: 2415 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 16,7 узлов
  полная подводная: 12,5 узлов
  экономическая подводная: 2,0 узла
  в режиме РДП полным ходом: около 7,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

12,5 (12,5), 290 (2) миль
  в надводном положении:

3650 миль
  глубина погружения  
  200 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 90,5 метров
  ширина: 7,5 метра
  осадка средняя: 5,1 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  запас плавучести: 27%
  вооружение  
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 4
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  число торпед: 10
  ракеты Р-11ФМ: 2
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1 х 2700 (ПГ102), 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 140 л.с. (ПГ104)
  количество валов: 3
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 3 х 112
  обитаемость  
  автономность:

58 суток
  экипаж:

72 человека

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Коршунов Ю.Л., Крутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- Боечин И. "Их называли БУКИ", Техника-Молодежи, №2, 1996г.
- Рисунок Дмитриева М.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016