Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 605

Проект 605 (NATO “Golf IV”).

Модернизация ПЛ проекта 629.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка проекта 605


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Начало модернизации

Окончание

Подписание акта

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие

 К-102

805

05.11.1968

09.12.1970

15.08.1975



4. История проекта:


К концу 1967г. возникла неотложная необходимость создания опытно-боевой лодки, предназначавшейся для отработки и последующего принятия на вооружение ракеты Р-27К, создававшейся специально для поражения движущихся морских целей (проект 605, ЦПБ «Волна», главный конструктор В.В. Борисов).

31 декабря 1967г., в бюро пришло телеграфное указание зам. министра судпрома Ю.Г.Деревянко о необходимости выполнения проработки размещения на ДЭПЛ пр. 629 шести ракет Р-27К комплекса Д-5 с целью проведения их летно-конструкторских испытаний. Предписывалось в течение трех месяцев определить объем работ и участников, состав необходимого оборудования, стоимость и возможные сроки переоборудования корабля проекта 629. Главным конструктором этой работы в бюро был назначен Владимир Владимирович Борисов, его заместителями - Л.В.Чернопятов и Д.Ф.Ошеров. В марте 1968 г., как было приказано, проработку отправили в Москву. В ней была обоснована целесообразность установки только четырех шахт для Р-27К, а не шести, поскольку разработчик комплекса, СКБ-385, формировало аппаратуру КСППО блоками - один на четыре ракеты. Для размещения четырех ракет, счетно-решающей аппаратуры "Рекорд-2", аппаратуры приема и обработки информации целеуказания "Касатка-Б" с двумя антенными постами, выпускного антенного устройства "Зубатка", дополнительных средств кондиционирования и т.д. после демонтажа старого ракетного комплекса и астронавигационного перископа "Лира" было необходимо удлинить на 12,5 м прочный корпус.

Предлагалось разрезать его в цилиндрической части - по III (у кормовой переборки ЦП) и V (за носовой переборкой отсека) отсекам, чтобы не усложнять работу завода по резке и последующей стыковке прочного корпуса "восьмерочной" части, а также чтобы сформировать жесткий блок, который легко можно будет загерметизировать при буксировке и доковании.
 Новый блок должен был состоять из кормовой части III отсека с переборкой, новых III-бис и IV (ракетного) отсеков "восьмерочной" формы и части V отсека с носовой переборкой. Общая длина нового блока составляла 25.5 м (вместо вырезаемых 13 м).

Проработку рассмотрели на Совете Главных конструкторов с участием представителей ВМФ и положили в основу ТТЗ на проект 605.

Уже 11 апреля Военно-промышленная комиссия своим решением №79 обязала ВМФ выдать ТТЗ на проектирование корабля, а бюро — представить сразу технический проект в III кв. 1968 г.

Такие "сумасшедшие" темпы поддержало руководство МСП, которое своим приказом от 12 мая обязало бюро параллельно с разработкой технического проекта начать выпуск рабочих чертежей.

Главное управление кораблестроения только 29 июня выслало в Ленинград ТТЗ, которое, правда, полностью соответствовало представленной проработке, так что менять что-либо в разрабатываемых материалах техпроекта не пришлось, и он был представлен в Москву с письмом от 11 октября 1968 г.

К тому времени на МП "Звездочка" и СМП отправили рабочие чертежи нового блока прочного корпуса, прочных цистерн, ракетных шахт и теоретический чертеж для плаза. К концу года были закончены рабочие чертежи на основные конструкции (около 57% всего объема рабочих чертежей), в следующем году закончили выпуск рабочих чертежей, технической документации, разослали на согласование программы швартовных, заводских ходовых и Государственных испытаний.

Состав торпедного, гидроакустического и радиолокационного вооружения, ЭЭУ и средств связи соответствовал проекту 629А. Дополнительно была установлена выпускная антенна "Зубатка", а НК "Сигма" был принят в комплектации без АНП "Сегмент".

Для переоборудования по проекту 605 Северный флот выделил К-102 (зав. №805), которая в конце года стала к причальной стенке завода. После демонтажа оборудования на плаву корабль завели в док и на только что введенном в строй судовозном оборудовании завели в цех для разрезки. Новый блок прочного корпуса изготавливался на СМП. По готовности его также отдоковали и на судовозном поезде доставили в цех, где его ждали носовая и кормовая оконечности корпуса.

С помощью "Севмашпредприятия", изготовившего новый блок прочного корпуса, "Звездочка" довольно быстро выполнила переоборудование корпуса, отремонтировав корабельные системы и механизмы. Для полного завершения работ не хватало только "малого" - счетно-решающей аппаратуры Рекорд-2, системы "Касатка-Б", ИПЭСУ, системы документирования и других элементов комплекса ракетного оружия. Испытания решили проводить по частям, по достижении готовности. Во второй половине 1970 г провели швартовные, затем заводские и ходовые и 9 декабря вышли на Государственные испытания по общекорабельной программе.

За девять ходовых дней комиссия Госприемки под председательством капитана 1 ранга Ю.А. Мизрахи испытала в действии все, что только можно было испытать без комплекса ракетного оружия, и была вынуждена сделать перерыв.

Весь 1971 г., а затем и 1972 г. прошел в периодических работах по монтажу и испытаниям постепенно прибывающей аппаратуры. В конце 1972 г. Госиспытания продолжились, но из-за неполадок в системе "Рекорд-2" завершить их не удалось. Восемь месяцев следующего, 1973 г. прошли в отладке аппаратуры, парных и комплексных стыковках, доработках с привлечением специалистов всех систем комплекса. Только 11 сентября 1973 г. наконец, начались летно-конструкторские испытания ракет P-27K. Однако неполадки продолжались...

Испытания проводились с большими перерывами на доработки весь 1974 г. и значительную часть следующего года.

Комиссия по совместным летным испытаниям и комиссия Государственной приемки корабля под председательством контр-адмирала Н.С. Борисеева завершили свою работу только 15 августа 1975 г.. записав в акте об окончании испытаний комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и корабельною комплекса целеуказания "Касатка-Б-605". что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ требованиям. После этого корабль был принят в состав ВМФ.

Другие подводные лодки по этому проекту не переоборудовались, так как в это время уже строились подводные лодки проекта 667А.


5. Схема проекта:


Проект 605

общее расположение ПЛ проекта 605


Укрупненный чертеж (382 Кб)
1 - кормовые ТА; 2 - кормовой торпедный (жилой) отсек; 3 - кормовой входной люк; 4 - электромоторный отсек; 5 - дизельный отсек; 6 - выгородка дистанционного управления дизелями; 7- кормовой аккумуляторный (жилой) отсек; 8 - ВВАБТ «Параван»; 9 - ракетные шахты; 10 - ракетный (третий-бис) отсек; 11 - ПМУ астрокорректора; 12 - ПМУ ВАН; 13 - ПМУ АП «Селена» систем «Касатка Б-605» и «Парус» (системы космической навигации); 14 - ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 15 - ПМУ радиопеленгатора ПР-1; 16 - ПМУ «Анис»; 17 - ПМУ СОРС «Накат-КМ»; 18 - выдвижная шахта РДП с поплавковым клапаном; 19 - перископ ПЗН-9; 20 - перископ «Лира-1»; 21 - прочная рубка; 22 - третий (центрального поста) отсек; 23 - баллоны системы ВВД; 24 - носовой аккумуляторный (жилой) отсек; 25 - носовой входной люк; 26 - носовой торпедный (жилой) отсек; 27 - носовые торпедные аппараты; 28 - обтекатель антенны ГАС «Свияга»; 29 - обтекатель антенны ГАС «Свет»; 30 - антенна ГАС МГ-10; 31 - антенна ГАС «Арктика-М»; 32 - цепной ящик; 33 - электрокомпрессор системы ВВД; 34 - АБ; 35 - центральный пост; 36 - дизель 37Д средней линии вала; 37 - шинно-пневматическая муфта; 38 - ГЭД на средней линии вала ПГ-101; 39 - ГЭД экономического хода ПГ-104.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное: 3642 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 13,7 узлов
  полная подводная: 11,7 узлов
  экономическая подводная: 2,3 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

8150 (7-8) миль
  в подводном положении:

13,5 (11,7), 132 (2,3) миль
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  рабочая: 260 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 116 метров
  ширина: 8,2 метра
  осадка средняя: 8,1 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  ракетный компалекс:

Д-5
  баллистическая ракета Р-27К: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 6
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1 х 2700 л.с. (ПГ102) и 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ГЭД экономичного хода, л.с.: 1 х 140 л.с. (на средней линии вала)
  количество валов: 3
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 48СМ, 4 х 112
  обитаемость  
  автономность:

70 суток
  экипаж:

99 человек

7. Источники:


- Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- Военно-технический альманах «Тайфун», №3, 2002г.
- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», Военно-технический альманах «Тайфун», №3, 2002г.
- Статья «Советские подводные лодки проекта 629» (http://voorugenie.narod.ru/nuclear/nuclear_sub_pr629.htm)
- Справочная информация с сайта http://www.warships1.com
- Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023