Щ-317
Тип «Щ» X серии
рисунок:
Остов подводной лодки Щ-317 типа "Щ" Х серии на дне. 2 мая 2018 года.
Фотография Богданова К. с сайта ИА REGNUM
историческая справка:
1934 год 23 июля дополнительная информация:
Список погибших в июле 1942 года командиры:
1. Рогачевский С.А. (17.04.1936-28.07.1936 ИД, 29.07.1936-25.12.1937) список источников:
1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2018
Заложена в г.Ленинград на заводе им. А.Марти. Планировалось, что ПЛ получит наименование "Волк";
1934 год 15 сентября
Получила обозначение Щ-317;
1935 год 24 сентября
Спущена на воду;
1936 год 29 сентября
Вступила в строй;
1936 год 1 ноября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена (с 01.10.1936) в состав 17-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1939 год октябрь
Входила в состав 17-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. В ходе подготовки к советско-финляндской войне в составе дивизиона перебазировалась в Таллин;
1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финляндской войне. Совершила 2 боевых похода;
1939 год 29 ноября - 5 декабря
Боевой поход. Из-за болезни командира ПЛ ст.лейтенанта А.Г. Андронова в этом и следующем походе кораблем командовал комдив В.А. Егоров.
Днем 29.11 вышла в район южнее Утё (позиция № 6). Ее позиция располагалась крайне неудачно - в стороне от маршрутов, использовавшихся
финскими судами. Из-за полного игнорирования штабами КБФ и бригады ПЛ требований радиомаскировки, на каждую полученную
радиограмму было необходимо передавать квитанцию, в результате чего за первые пять суток ПЛ выходила в эфир 38 раз,
причем 14 из них - только в течение первой ночи. Поэтому боевое патрулирование оказалось не только бесцельным, но и
опасным для самого корабля. Из-за сильной качки во время шторма вечером 3.12 из баков вылился электролит, 4.12 из
строя вышел левый главный электромотор. В создавшейся ситуации командование решило вернуть ПЛ в Таллин, куда она и прибыла в 09.27 5.12;
1939 год 5 - 12 декабря
Прошла аварийный ремонт;
1939 год 19 декабря - 1940 год 8 января
Боевой поход. В 17.00 19.12 вышла на позицию в Ботническом заливе, на подходы к порту Раума (позиция № 13). Днем 21.12 при
форсировании пролива Южный Кваркен ПЛ в подводном положении три раза садилась на камни, но, к счастью, не пострадала и
осталась не замеченной противником. Само же патрулирование прошло безрезультатно. Ни одного судна обнаружить так и не
удалось, по всей вероятности, из-за того, что небольшая по размерам позиция находилась на значительном удалении от
порта и не перекрывала используемые фарватеры. 3.1 ПЛ отправилась в обратный путь. Утром 5.1 на подходах к Южному
Кваркену В.А. Егоров обнаружил вражеский конвой и начал выход в атаку, но выскочил на камни, был обнаружен
сопровождающими шведскими миноносцами и счел за лучшее отлежаться на грунте. Вечером ПЛ форсировала пролив в позиционном положении и 8.1 прибыла в Таллин;
1941 год 11 февраля
Перечислена в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием на Таллин;
1941 год 22 июня
К началу войны находшась в г.Таллин в среднем ремонте. Завершала ремонт уже в г.Кронштадт;
1941 год 3 - 4 июля
Перешла в г.Ленинград;
1941 год 4 августа
При выполнении обязанностей воинской службы погиб моторист Семов А.П.;
1941 год 27 августа
Находшась в г.Кронштадт в готовности к походу;
1941 год 30 августа
Перешла в г.Ленинград;
1941 год 12 сентября
Перешла в г.Кронштадт;
1941 год 28 сентября - 16 октября
Боевой поход. В 00.20 28.9 вышла в район между о-вами М. и Б. Тютерс (позиция №5). За время патрулирования на ПЛ
несколько раз выходили из строя кормовые горизонтальные рули. Встреч с кораблями противника не имела. Вернулась в Кронштадт в 05.45 16.10;
1941 год 2 - 6 ноября
Боевой поход. В 18.00 2.11 вышла в район о. Эланд (позиция №4). Утром 3.11 прибыла к о. Гогланд и погрузиласъ в
ожидании КОН на Ханко, с которым должна была совершать переход через Финский залив. Около 18.00 при всплытии по ошибке
атакована СКА из состава охранения КОН. На ПЛ было сброшено 6 глб, а затем выпущено 15 45-мм снарядов. 1 снаряд пробил
прочный корпус в районе 28-29 шпангоутов на 1,5 м выше ватерлинии. Во II отсеке возникло возгорание, была повреждена
запасная торпеда. Потерь экипажа не было. При попытке войти в бухту Суркюлля из-за отсутствия света в ЦП выскочила на
камни и получила повреждения корпуса в подводной части. 5-6.11 вернулась в Кронштадт;
1941 год 7 ноября
Перешла в г.Ленинград для ремонта;
1941 год 21 ноября
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1942 год 5 - 6 июня
Перешла из г.Ленинград в г.Кронштадт;
1942 год 9 июня - 18 июля
Боевой поход. В 22.00 9.6 вышла из Кронштадта к о. Лавенсари в сопровождении 4 СКА и 2 ЭМТЩ (сопровождали ПЛ до м-ка
Шепелевский). Вечером 10.6 прибыла к о. Лавенсари. В 22.10 11.6 вышла в район Карлскроны (позиция №2; обеспечивающий -
командир 4-го ДиПЛ капитан 2 ранга В.А. Егоров). В 02.20 16.6 донесла об окончании форсирования Финского залива. В ночь
на 10.7 ПЛ приказано отойти с позиции на восток и донести обстановку. В 02.30 командир ПЛ донес: "Утопил 5 ТР противника
водоизмещением 46 тыс. тонн. Торпед не имею. Прошу сообщить позицию "С-4". В 23.45 ПЛ приказано оставить позицию и
вернуться в базу. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила (не доносила об оставлении позиции и начале форсирования
Финского залива) и в базу не вернулась. Срок автономности истек 25.7. В качестве возможных причины гибели долгое время рассмаривались: 13-14.7 глб финских
самолетов, МЗ "Руотсинсалми" и СКА "VМV 6" западнее о. Вайндло, подрыв на мине (12.7 западнее о. Найссар финским постом
СНиС зафиксирован взрыв большой силы), ошибка личного состава или отказ техники, в 15 ч 10.7 столкновение со шведской
ШХ "Ханна", 98 брт, или 12.7 атака глб шведского ЭМ "Стокгольм" в точке 57°52' с.ш./16°55' в.д. На ПЛ погиб 41 член
экипажа, в т.ч. и командир 4-го ДнПЛ капитан 2 ранга В.А. Егоров. Командующий КБФ наградил весь экиаж ПЛ орденами (посмертно).
В.А. Егоров был представлен к званию Героя Советского Союза, но в представлении было отказано без указания причин.
Награду (посмертно) за этот поход В.А. Егоров получил только 23 октября 1991 года. 2 апреля 1992 года Орден Ленина
передан на хранение дочери В.А. Егорова;
События, по всей вероятности связанные с походом ПЛ "Щ-317":
1942 год 16 июня - 8 июля
В 06.05 16.6 в точке 59°21 с.ш./20°14' в.д. - ПЛ потоплен одиночный финский ТР "Арго", 2513 брт, с грузом калийной соли
для Германии, погибло 9 человек. В полдень 16.6 в районе о. Богшер - безрезультатно атакован ПЛ шведский ТР "Улла",
занимавшийся спасением экипажа ТР "Арго". 19.6 в точке 58°08' с.ш./18°00' в.д. - тяжело поврежден торпедой одиночный
датский ТР "Орион", 2405 брт, совершал рейс из Копенгагена в Лулео в балласте, погибло 3 человека. 22.6.1942
отбуксирован к Висбю (о. Готланд). В 12.14 22.6 в точке 57°09' с.ш./18°00' в.д. - потоплен ПЛ одиночный шведский ТР
"Ада Гортон", 2399 брт, с грузом железной руды для Германии, погибло 14 человек. В 11.40 1.7 севернее о. Эланд -
безрезультатно атакован шведский ТР "Галеон". ПЛ контратакована шведским ЭМ "Эреншельд". 4.7 в районе м-ка Смюгехук -
безрезультатно атакован ПЛ шведский галеас "Фортуна". В 12.31 6.7 в 2 милях юго-восточнее м-ка Хегбю (о. Эланд) -
неизвестная ПЛ обнаружена и атакована глб шведским ЭМ "Норденшельд". В 07.47 8.7 в точке 55°49' с.ш./15°01' в.д. -
потоплен ПЛ германский ТР "Отто Кордс" (966 брт);
2000 год весна (?) или 1999 год лето (?)
По некоторым данным была найдена на дне шведскими поисковиками в месте с координатами 57°52' с.ш./16°55' в.д. севернее острова Эланд. Данные оказались ошибочными;
2017 год
В рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» при проведении гидролокационных работ обнаружен корпус подводной лодки между Гогландом и Большим Тютерсом;
2018 год 2 - 3 мая
В рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» произведена идентификация остова ПЛ. ПЛ Щ-317 погибла практически на самой последней минной линии заграждения "Зееигель", перед возвращением домой. Остов ПЛ
лежит на глубине 78 метров, погрузившись носом в ил. Вероятнее всего, ПЛ подорвалась на противотральном устройстве немецкой мины ЕМС при всплытии на перископную глубину. Поисковики определили вероятное время гибели ПЛ - раннее утро
18.07.1942. 3 мая на месте гибели ПЛ прошли мемориальные мероприятия по погибшему экипажу.
2. Батырев А.А. (25.12.1937-09.02.1938)
3. Андронов А.Г. (09.02.1938-14.01.1942)
4. Егоров В.А. (29.11.1939-05.12.1939, 19.12.1939-08.01.1942) ВРИД
5. Мохов Н.К. (24.01.1942-07.1942)
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
6. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Гуров С.А., Тюлькин В.Э. "Корабли Балтийского флота: прославленные в боях", Янтарный сказ, Калининград, 2002г.
11. Информация с новостных сайтов.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.