Rambler's Top100 Подводная лодка "Стерлядь". Тип "Сом"

Миноносец, ПЛ "Стерлядь"

Тип «Сом»




фотография:


Подводная лодка Стерлядь

ПЛ "Стерлядь" в Либаве. 1905 год.




историческая справка:


1904 год 10 мая
Заложена на Невском судомеханическом заводе в г.Санкт-Петербург;

1904 год июнь
Зачислена в списки кораблей БФ как миноносец;

1905 год
Спущена на воду;

1905 год ноябрь
После окончания основных работ на Невском заводе отправлена по железной дороге в Либаву для окончания строительства и сдаточных испытаний;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год май
Вступила в строй;

1906 год 29 мая
Вошла в состав Учебного Отряда подводного плавания (формирование отряда началось с февраля месяца) с базированием на Либаву;

1906 год май
ПЛ совместно с ПЛ "Белуга" совершила самостоятельное плавание без сопровождения кораблями, причем последний переход в 250 миль без захода в базу был совершен в штормовую погоду. После ночного перехода лодка пришла в Либаву на место своей стоянки. По вине одного из машинистов оказался незакрытым забортный клапан. Поступившая в лодку вода привела к образованию большого дифферента на корму и снижению запаса плавучести. Действиями экипажа затопление было предотвращено;

1906 год осень
Самостоятельно, без сопровождения судна-конвоира прошла в надводном положении 100 миль от Брюстерорта до Либавы;

1906 год 4 октября
В девятом часу вечера на спокойно стоящей у борта плавбазы "Хабаровск" лодке произошел взрыв аккумуляторных газов. Пострадало пять нижних чинов - один погиб, два оказались в тяжелом положении и двое были легко обожжены. Лодка осталась на плаву, течи в прочном корпусе не обнаружено, из строя была выведена аккумуляторная батарея;

1907 год 6 апреля
Во время учебных стрельб при перезарядке торпедного аппарата в ПЛ начала поступать забортная вода. ПЛ не затонула только благодаря находчивости команды, сумевшей своевременно перекрыть поступление воды;

1907 год лето
Вошла в состав 1-го ДнПЛ УОПП;

1907 год 22 июля
Соместно с ПЛ "Белуга" успешно условно атаковала ТР "Хабаровск";

1907 год 1 - 8 августа
Принимала участие в маневрах флота. Удачно атаковала минный крейсер "Стерегущий" на ходу;

1908 год
Во время учений при совместной буксировке плавбазой Хабаровск ПЛ "Белуга" и "Стерлядь", последняя навалилась на ПЛ "Белуга". ПЛ "Стерлядь" повреждений не имела;

1908 год
Принимала участие в больших маневрах флота, однако войти в соприкосновение с наступающим отрядом не смогла, а позже была "захвачена" в б. Сюркюля миноносцами "противника";

1909 год 31 мая - 3 июня
В составе отряда кораблей на буксире перешла из Кронштадта в Либаву;

1909 год 21 - 23 июля
В составе Отряда ПЛ (ТР "Хабаровск", миноносец, посыльное судно и шесть ПЛ) перешла из Либавы через Ирбенский пролив, Рижский залив, Моонзундский пролив и Финский залив в Ревель. Отрабатывала экипаж на подводном ходу и выполнила торпедные стрельбы;

1909 год август
Приняла участие в маневрах флота. Ошибочно приняла "чужой" миноносец за "свой" и была им захвачена;

1909 год 15 августа
В составе Отряда ПЛ вернулась из Ревеля в Либаву;

1909 год декабрь
Для зимовки поднята на стенку;

1909 год
По итогам года прошла в подводном положении 450 миль за 152 часа, в надводном положении - 1006 миль за 190 часов, на буксире - 720 часов, произвела 8 торпедных выстрелов по неподвижному щиту и 27 по подвижному;

1910 год 1 января (1909 год 18 ноября?)
Перечислена в состав 1-го Дивизиона ПЛ Балтийского моря;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 - 19 августа
Участвовала в маневрах в составе ОПП. Вышла из Ревеля на о-в Оденсхольм и обратно;

1910 год октябрь
9.10 прибыла в Ревель из Либавы. Через неделю перешла в Кронштадт в составе отряда кораблей. Позже перешла в Ревель для зимовки;

1911 год март
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год лето - осень
Занималась боевой подготовкой;

1911 год
Капитальный ремонт (?). После выхода из ремонта ПЛ использовалась для нужд Учебного Отряда ПП;

1912 год 19 января
На ПЛ установлен прибор подводной сигнализации Ниренберга;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год 29 мая
Участвовала в испытаниях ППС. Прибор испытывался в Ревеле у причала. Качество и дальность связи оказались неудовлетворительными;

1912 год
Выполнила командирские торпедные стрельбы. Осуществила 21 выстрел при 6 попаданиях;

1913 год 23 июля
Перечислена в состав УОПП БрПЛ Балтийского моря;

1913 год
Совершила 64 выхода в море. Осуществила 49 торпедных выстрелов. Прошла в НП 812 миль, в ПП - 132 мили;

1914 год 15 апреля
Начала кампанию. Обеспечивала практическую подготовку слушателей и учеников УОПП. Совершила 45 выходов в море, произвела 46 (45?) выстрелов торпедами;

1914 год 16 июля
Завершилось практическое обучение. Переведена в 12-часовую готовность к выходу в море;

1914 год июль - 1916 год июль
Участвовала в 1-й мировой войне. Несла позиционную и дозорную службу на подходах к портам и базам;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила в Либаве;

1914 год 30 июля
Перешла в Ревель. В дальнейшем вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции, базировалась в Мариенхамне;

1914 год декабрь - 1915 год апрель
Зимовка в Ревеле (предположительно);

1915 год 17 марта
Перечислена в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря с постоянным базированием на Мариэхамн в составе сил Або-Оландской шхерной позиции;

1915 год 29 апреля
По плану совместно с ПЛ "Пескарь" должны были иметь наблюдение при помощи постов службы связи за Оландсгафом, базируясь на Дегербю;

1915 год 10 сентября
Перешла на Або-Оландскую шхерную позицию (предположительно в Мариэхамн);

1915 год декабрь - 1916 год апрель
Зимовка в Ревеле (предположительно);

1916 год 7 июля
Откомандирована к УОПП;

1916 год 2 декабря
Перечислена в состав УОПП с базированием на Ревель. В дальнейшем использовалась в учебных целях, базировалась на Новый порт;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного Балтийского Флота;

1917 год осень
Сдана в порт Ревеля на хранение;

1918 год 24 - 25 февраля
Находилась в Ревеле с разобранными механизмами, где была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Стерлядь" в море.



командиры:
(по данным источника №9)


1. Ризнич И.И. (08.11.1904-08.09.1906)
2. Бровцын 3-й И.А. (08.09.1906-04.02.1908)
3. Фон Вилькен 3-й В.В. (21.03.1907-03.02.1908) по данным источника №4, но был только помощником командира ПЛ
4. Николев С.В. (19.01.1908-02.01.1909), 04.02.1908 - принял корабль
5. Палицын 1-й Г.М. (02.12.1908-01.09.1915), 02.01.1909 - принял корабль
6. Лагидзе И.Б. (01.09.1915-21.06.1916)
7. Иконников А.А. (04.04.1916-02.09.1916)
8. Зубарев Я.К. (02.09.1916-16.09.1916)
9. ? нет данных (16.09.1916-29.10.1916)
10. Суборов М.Н. (29.10.1916-09.1917), погиб на ПЛ АГ-14
11. Мюллер В.О. (22.04.1917-11.10.1917) ВРИД 12. Бохенский Ф.Ф. (05.10.1917-11.1917), 29.10.1917 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг," т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС, "Бастион", №6, 2002г.
7. Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг." АСТ Москва, Харвест, Минск, 2002г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
9. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018