Проект большой подводной лодки с дизелем, работающим по замкнутому циклу (проект Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева)
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3.
Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Проект разработан на конкурс ПЛ
для балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ"
(задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля
1909 г. Технические условия, разработанные Отделом подводного плавания Морского
Технического Комитета на основе указанных "элементов", были разосланы
фирмам и отдельным инженерам-проектантам 3 июля 1909 г.
На ПЛ этого проекта
предполагалось применить дизель, работающий по замкнутому циклу. В установке,
работающей по замкнутому циклу, использовались из выхлопных газов азот и
избыток кислорода, а углекислота поглощалась щелочью (поташом), вода же
конденсировалась. К очищенным таким образом кислороду и азоту добавлялось новое
количество кислорода, запасы которого должны были приниматься лодкой с
береговых или судовых станций. По сравнению с ПЛ с
электродвигателем, район плавания ПЛ с таким единым двигателем был бы (по
расчету) больше в 3,75 - 4 раза. В материалах проекта указано, что при
установке на ПЛ дизелей мощностью 2500 л.с. могла быть
достигнута надводная скорость 19 узлов, подводная - 15 узлов, причем район
подводного плавания этой скоростью составит 75 миль. Заявленные
продолжительность постройки и цена - 24 месяца и 1 млн. 290 тыс. руб.
Корабельный инженер Л.М. Мациевич представил письмо
начальника Адмиралтейского завода с указанием цены постройки ПЛ
без технических указаний и гарантий. По мнению комиссии по рассмотрению
проектов ПЛ, внедрение на ПЛ ЭУ с двигателями,
работающими по замкнутому циклу Мациевича-Журавлева,
могло быть принято только после длительной эксплуатации этих ЭУ на берегу.
5. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
Надводное 500
Подводное 625
Длина наибольшая, м. 61
Ширина корпуса, м. 4,6
Осадка средняя, м. 3,66
Запас плавучести, % 25
Архитектурно-конструктивный
тип однокорпусной с
ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения (рабочая/предельная),
м. 46/92
Энергетическая установка:
тип дизель,
работающий по замкнутому циклу
тип
двигателей надводного хода дизель
число
х общая N двигателей НХ, л.с. 3
х 1450
тип
двигателей подводного хода дизель
число
х N двигателей
ПХ, л.с. 1 х 140
число
гребных валов 3
Скорость хода, уз.:
наибольшая
подводная 12,5
наибольшая
надводная 16
экономическая
подводная 6
экономическая
надводная 8
Дальность плавания, мили (при
скорости хода, уз.):
Подводная 1000(16)
Надводная 150(12,5)
Вооружение:
Торпедное:
калибр
ТА, мм. 450
число
трубчатых носовых ТА 3
число
трубчатых кормовых ТА 1
число
поворотных ТА (число ТА х Nтр.) 4(2х2)
общее
число торпед 10
Средства наблюдения 2
перископа
6. Источники:
- Ю.И. Александров «Отечественные подводные лодки до 1918 года» ВТС «Бастион» №6 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017