Rambler's Top100 Проект большой подводной лодки по проекту Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля (вариант 2)

Проект большой подводной лодки Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля (вариант 2).

Вариант 1 Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля
Вариант 3 Л.М. Мациевича с установкой по системе Дель Пропосто
Вариант 4 Л.М. Мациевича с установкой с котлом Шмидта
Вариант 5 Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:



Проект большой подводной лодки Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля (вариант 2)


Схема расположения ТА в проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича и С.А. Кукеля (вариант 1)

ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. -поворотные ТА


Схема расположения ТА в проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича с установкой по системе Дель Пропосто (вариант 3)

ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. - поворотные ТА.


Схема расположения ТА в  проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича с установкой с котлом Шмидта (вариант 4)

ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. - поворотные ТА


Схема расположения ТА в проекте большой подводной лодки Л.М. Мациевича и В.М. Журавлева (вариант 5)

ДЖ - ТА системы С.К. Джевецкого; П - постоянные трубчатые ТА; поворотн. - поворотные ТА


3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:



Проект разработан на конкурс ПЛ для Балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ" (задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля 1909 г. Технические условия, разработанные Отделом подводного плавания Морского Технического Комитета на основе указан­ных элементов, были разосланы проек­тантам 3 июля 1909 г.

В материалах проекта по варианту 2 было указано, что при установке дизелей мощностью 1700 л.с. полный надводный ход составит 17,5 узла. Дальность пла­вания подводная - 45 миль при скорости 10,5 узла. Заявленные продолжительность постройки и цена - 24 месяца и 1 млн. 68 тыс. руб. ПЛ по варианту 2 явилась базовой для ПЛ по вариантам 3, 4, 5, идентичных с вариантом 2 по архитектуре и главным размерениям (водоизмещение 350/440 т, длина 51,85 м, ширина 4,27 м, осадка 3,35 м).

ПЛ варианта 1 Мациевича и Кукеля отли­чалась меньшими размерами и ценой: водоизмещение 250/315 т, длина 42,7 м, ширина 3,66 м, осадка 3,05 м, запас плавучести 26%, глубина погружения (рабочая/предельная) - 46/92 м, ЭУ дизель-электрическая, мощность дизе­лей 500 л.с., электромоторов - 480 л.с. Скорость полного хода надводная/подводная 15/10,5 узлов. Дальность плавания (при скорости хода, уз.): надводная – 1000 (15) миль, подводная -120 (6) миль и 42 (10,5) миль. Вооружение: 3 трубчатых ТА (2 носовых, 1 кормовой) и 6 аппаратов системы Джевецкого (4 х 1 в ДП и 2 бортовых), общее число торпед - 9 ед. Заявленные продолжительность по­стройки и цена - 24 месяца и 770 тысяч рублей (минимальная из заявленных на конкурсе).

ПЛ варианта 3 Мациевича с установкой Дель Пропосто - запас плавучести 25-30%, мощность ЭУ с единым двигателем, работающим от спец. запаса воздуха, надводная - 900 л.с., подводная 80 л.с. Скорость полного хода надводная/подводная 15/11,5 узлов. Дальность плавания (при скорости хода, уз.): надводная 1000 (15) миль, подводная – 50 (11,5) миль и 180 (6) миль. В материалах проекта указано, что при установке дизеля мощностью 1700 л.с. подводная скорость составит 14 узлов, надводная - 17,5 узлов, дальность подводного плавания - 45 (14) миль. Заявленные продолжительность постройки и цена - 24 месяца и 1 млн. 225 тыс. руб. Вооружение - 9 ТА: в том числе 3 - трубчатые (2 носовых и 1 кормовой), 3 - ТА системы Джевецкого, установленных в ДП, 1x2 -  поворотный, трубчатый ТА. Общее число торпед - 9 ед.

ПЛ варианта 4 Мациевича с котлом Шмидта. Принцип действия котла инже­нера-механика Е. Шмидта: в обычный цилиндрический котел устанавливалась топка, сообщавшаяся только с паровым пространством котла. Горение топлива (нефти) происходило под давлением при помощи сжатого воздуха, который подавался специальным насосом. Газооб­разные продукты сгоревшего топлива поступали в паровое пространство и насыщались впрыскиваемой в котел водой. Температура продуктов горения быстро падала, вода обращалась в пар и поступала вместе с газом в турбину (или паровую машину). ЭУ ПЛ по варианту 4 должна была иметь один котел Шмидта и 3 турбины (2 бортовые переднего хода, средняя - заднего). Скорость полного хода: при мощности 900 л.с. надводная/подводная 16,5/13,5 узлов; дальность плавания (при скорости хода, уз) надводная – 1000 (16,5) миль, подводная 60 (13,5) миль, 300 (6) миль; при мощности 1700 л.с. - 17,5 уз./14 уз.; дальность подводного плавания 45 (14) миль. Вооружение - 9 ТА, в том числе 3 трубчатых (2 носовых и 1 кормовой), 4 ТА системы Джевецкого (2 ТА в ДП и 2 бортовых), 1x2 поворотный ТА. Общее число торпед - 9 ед.

ПЛ варианта 5 Мациевича и Журавлева с дизелем, работающим по замкнутому циклу. В этой ЭУ использовались азот и избыток кислорода, содержащиеся в выхлопных газах двигателя, вода вых­лопных газов конденсировалась, а угле­кислота поглощалась щелочью (поташом). К очищенному таким образом азоту добавлялось новое количество кислорода, запасы которого принимались на ПЛ с береговых или плавучих станций. По расчетам, дальность плавания ПЛ с ЭУ по циклу Мациевича-Журавлева должна была в 3,75 - 4 раза превзойти дальность плавания ПЛ под аккумуляторами. Для ПЛ по варианту 5 - мощность ЭУ надводная/подводная 900/100 л.с., скорость полного хода надводная/подводная 15/11,5 узлов, дальность плавания надводная - 1000 миль при 15 уз., подводная (при скорости, уз.) - 140 (11,5) миль и 600 (6) миль. В случае установки дизелей мощностью 17000 л.с. надводная скорость должна была достигнуть 17,5 узла, подводная -14 узлов, причем район плавания этой скоростью должен был составить 85 миль. Вооружение - 9 ТА, в том числе 2 носовых и 1 кормовой трубчатые, 6 ТА системы Джевецкого, в т.ч. 4 х 1 ТА в ДП и 2 ТА бортовых. Общее число торпед 9 ед. Продолжительность постройки и цена: 24 месяца и 893 тыс. руб.

По заключению комиссии, рассмат­ривавшей представленные на конкурс проекты ПЛ, до внедрения на ПЛ ЭУ по системе Дель Пропосто, Мациевича-Журавлева и с котлами инженера Шмидта были необходимы их длительные испы­тания на берегу.


5. Тактико-технические данные проекта (ПЛ второго варианта):


Водоизмещение, т:

надводное                    350

подводное                    440

Длина, м.                                              51,9

Ширина корпуса, м.                              4,27

Осадка средняя, м.                              3,35

Запас плавучести, %                            26

Архит.-конструкт. тип                            однокорпусная с ЦГБ в оконечностях

Глубина погружения, м.

рабочая                        46

предельная                  92

Время непрер. преб. под водой, ч.        24

Автономность(по треб.), сут.                 6

Энергетическая установка:

тип                               дизель-электрическая

тип двигателей   НХ       дизель

N двигателей НХ, л.с.    900

тип двигателей ПХ         электромоторы

N двигателей ПХ, л.с.    580

число гребных валов    2

Скорость хода , уз.:

полная подводная        10,5

полная надводная        15

эконом. подводная       6

Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):

подводная                    120 (6) и 42 (10,5)

надводная                    1000 (15)

Вооружение:

Торпедное:

калибр ТА, мм.             450

трубчатые нос. ТА         2

трубчатые корм. ТА       1

ТА сист. Джевецкого     4

трубчатые поворотные ТА (палубные)

кол. х число труб          1x2

общее число торпед     9

Средства наблюдения:             2 перископа


6. Источники:


- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017