Rambler's Top100 "Краб" Тип "Краб"

ПМЗ "Краб"
тип «Краб»




фотография:


ПЛ Краб

ПМЗ "Краб" на заводе "Руссуд" в г.Николаев. 1913 год




историческая справка:


1908 год декабрь
Заложен на Заводе "Наваль" (Общество судостроительных, механических и литейных заводов "Руссуд") в г.Николаев;

1912 год 9 августа
Подводному заградителю приказам по Морскому ведомству было присвоено наименование "Краб", зачислен в списки кораблей ЧФ;

1912 год 12 августа
Спущен на воду;

1912 год август -1913 год июнь
Находился в достройке;

1913 год июнь
Начались заводские испытания;

1913 год 22 июня
Состоялось первое пробное погружение;

1913 год 14 июля
Убыл на буксире из Николаева в Севастополь;

1913 год 25 - 26 июля
Испытания на шестичасовой полный ход на на Лукульской мерной миле;

1913 год до 27 ноября
Проводились ограниченные приемные испытания;

1913 год декабрь - 1914 год
Переделка и устранение недостатков;

1914 год осень
Окончание переделок и доводки проекта;

1915 год 5 февраля
Испытание прочного корпуса давлением, результат удовлетворительный;

1915 год 8 апреля
Были измерены скорости при полном ходе, при экономическом ходе и зарядке и при экономическом ходе без зарядки. Пробеги совершались на Лукульской мерной миле. Во время пробега заградителя на полный ход у моторов № 1 и 2 не работало по одному цилиндру. Средняя скорость полного хода получилась равной 11,78 уз. При втором измерении скорости керосиномоторы правого борта работали на винт и зарядку, а керосиномоторы левого борта продолжали работать на винт. Средняя скорость при этом режиме составила 10,45 уз. И, наконец, при измерении экономического хода работали только керосиномоторы правого борта, при этом средняя скорость была 8,6 уз;

1915 год 10 апреля
Окончание работ по переоборудованию;

1915 год 24 мая
Предъявление ПМЗ к официальной сдаче. ПМЗ вышел в море и, погрузившись, приступил к постановке мин на экономическом ходу. Всего было поставлено 49 мин;

1915 год 28 мая
Испытания торпедных аппаратов и погружение на глубину 100 футов (30,48 м). Были произведены выстрелы из правого, а затем левого аппаратов и залп из обоих торпедных аппаратов. Кроме того, заградитель погрузился на глубину 120 футов (36,58 м) и оставалась там в течение 15 мин. Испытания были признаны удовлетворительными;

1915 год 31 мая
Приняв полный комплект мин, снова вышел на постановку, но уже при максимальной скорости. В этом случае он поставил шесть мин;

1915 год 18 - 19 июня (?)
Выход в море;

1915 год 25 июня
Зачислен в действующий флот;

1915 год 25 - 29 июня
Первая боевая минная постановка (под коммерческим флагом). В 7 часов 25 июня с 58 минами и 4 торпедами "Краб" вышел в сопровождении подводных лодок "Морж", "Нерпа" и "Тюлень" к Босфору. На заградителе, кроме личного состава, находились: начальник Подводной бригады капитан 1-го ранга В.Е. Клочковский, флагманский штурман бригады лейтенант М.В. Паруцкий и сдаточный капитан завода инженер-механик лейтенант В.С. Лукьянов (последний пошел в поход по собственному желанию). Согласно полученным инструкциям, "Краб" должен был поставить минное заграждение по возможности на линии Босфорских маяков (Румели-Фенер и Анатоли-Фенер) длиной в одну милю. В 9 ч 20 мин, находясь на параллели мыса Сарыч, "Краб" взял курс на Босфор. Подводные лодки "Морж", "Нерпа" и "Тюлень" шли в кильватерной колонне, причем головная лодка "Тюлень" находилась на левом траверзе "Краба". С 10 до 11 ч проводили артиллерийское и стрелковое учения: были опробованы 37-мм орудие и пулеметы. В полдень по приказанию начальника бригады были подняты военный флаг и вымпел. В 20 ч лодки стали расходиться, чтобы в темноте в случае появления противника не стеснять друг друга в маневрировании. Утром же они снова должны были встретиться. "Краб", обладая большей скоростью, чем остальные лодки, пришел утром 26 июля в точку встречи раньше сопровождавших его лодок. Поэтому, чтобы использовать свободное время, моторы остановили и произвели погружение и дифферентование заградителя. При погружении обнаружили, что "Краб" теряет плавучесть кормой. Как выяснилось, кормовая дифферентная цистерна наполнялась водой из-за того, что горловина этой цистерны пропускала воду из надстройки. Пришлось всплыть и переменить резину на горловине цистерны. Повреждение исправили и снова приступили к дифферентованию. Во время дифферентования обнаружили, что невозможно перекачивать воду из одной дифферентной цистерны в другую из-за малой мощности помпы. При всплытии заградителя остававшуюся в надстройке воду спускали по трубам в трюм, но оказалось, что это происходит очень медленно, поэтому пришлось открыть горловину кормовой дифферентной цистерны и спустить в нее часть воды, а затем откачать ее брандспойтом за борт. В 10 ч 50 мин все лодки были в сборе. После удифферентования "Краба" "Нерпа" и "Тюлень" направились на заданные позиции, а "Морж", поскольку его позиция была намечена против Босфора, следовал вместе с "Крабом". До Босфора оставалось 85 миль. Капитан 1-го ранга Клочковский намечал произвести минную постановку в вечерних сумерках, чтобы на случай возможных неудач и неисправности заградителя в момент постановки или непосредственно после нее ночью оставался некоторый резерв времени. Поэтому он принял решение произвести минную постановку вечером 27 июня. В 14 ч пустили моторы, а затем дали ход и одновременно начали зарядку аккумуляторной батареи. В 20 ч "Морж" ушел, получив предписание встретиться на следующее утро против Босфора, но вне видимости лодки с берега. В 0 ч 27 июня зарядку батареи закончили (принято 3000 А/ч), моторы застопорили, и "Краб" простоял на месте до 4 ч, после чего он пошел малым ходом. В 6 ч 30 мин по носу открылся берег, а в 7 ч 35 мин справа по траверзу показался "Морж". В 9 ч "Краб" находился в 28 милях от Босфора. Моторы были застопорены, а затем в 11 ч 40 мин, после обеда, снова пущены, но уже на винт и зарядку, чтобы к предстоящей минной постановке батарея была полностью заряжена. В 16 ч 15 мин в 11 милях от маяка Румели-Фенер моторы застопорили, и в 16 ч 30 мин начали погружение, а через 20 мин был дан подводный ход 4 уз. Минное заграждение начальник бригады решил ставить от маяка Анатоли-Фенер к маяку Румели-Фенер, а не наоборот, так как в последнем случае при ошибке в скорости "Краб" мог выскочить на Анатолийский берег. Определение места лодки производилось в перископ. Но для того чтобы себя не обнаружить, находившийся в рубке начальник бригады брал пеленги перископом, выставляя его на поверхность лишь на несколько секунд, далее отсчет по кругу он передавал флагманскому штурману, который и вел прокладку. В 18 ч "Краб" был в 8 милях от Анатоли-Фенер. Он шел на глубине 50 футов (15,24 м), считая от киля до поверхности. Затем глубину погружения увеличили до 60 футов (18,29 м). В 19 ч при определении места заградителя (в перископ) против пролива был обнаружен турецкий сторожевой пароход, находившийся от заградителя в 10 кабельтовых (кбт). Однако от атаки этого парохода капитан 1-го ранга Клочковский отказался, боясь обнаружить себя и тем самым сорвать постановку минного заграждения. Увеличив глубину до 65 футов (19,8 м), чтобы пройти под килем турецкого парохода, "Краб" лег на курс 180°. В 19 ч 55 мин заградитель находился в 13,75 кбт от маяка Анатоли-Фенер. В 20 ч 10 мин начали постановку мин. Через 11,5 мин заградитель слегка коснулся грунта. Так как начальник бригады стремился поставить минное заграждение возможно ближе к маякам, то он и предположил, что произошло прикосновение к краю Румелийской отмели. Поэтому Клочковский сразу же дал распоряжение положить руль право на борт, остановить минный элеватор и продуть цистерну высокого давления. По указателю в этот момент последняя мина еще не была поставлена. В 20 ч 22 мин последовал сильный толчок, а за ним несколько других. Заградитель всплыл до 45 футов (13,7 м), имея большой дифферент на нос, но дальше не всплывал, по-видимому задев за что-то носом. Тогда продули среднюю цистерну и застопорили ход, чтобы дать возможность лодке освободиться и не намотать минрепы на винты (если заградитель попал на минное заграждение). Через минуту "Краб" всплыл до половины рубки, имея курс норд. В иллюминатор рубки с левого борта по траверзу виднелся в сумерках маяк Румели-Фенер... В 20 ч 24 мин заградитель вновь погрузился, увеличив ход до 5,25 уз. Через минуту при попытке поставить "последнюю мину" оказалось, что указатель работал неточно: эта мина была поставлена на свое место перед самым прикосновением к грунту. Скорость заградителя уменьшили до 4 уз, глубина погружения была до 65 футов (19,8 м), для того чтобы свободно проходить под килем встречных судов и под возможным минным заграждением. В 20 ч 45 мин "Краб" увеличил скорость до 4,5 уз, чтобы скорее отойти от Босфора, так как появились большие дифференты и возникло предположение, что лодка получила повреждение корпуса. В 21 ч 50 мин капитан 1-го ранга Клочковский дал приказание всплывать. Включили вентиляцию лодки и разрешили нуждающимся в свежем воздухе выйти наверх, а такие были, в особенности в кормовом отделении заградителя, где стояли керосиномоторы... .В 23 ч 20 мин были запущены керосиномоторы правого борта, а через 25 мин - керосиномоторы левого борта. Начальник бригады должен был дать командиру "Моржа" условленную радиограмму, но это не удалось сделать, так как во время подводного хода заградителя антенна порвалась. Дальнейшее плавание подводного заградителя "Краб" до Севастополя прошло без инцидентов. Опасались только, что не хватит смазочного масла, так как расход его оказался больше предполагавшегося. Последнее не было неожиданным, так как еще 8 апреля при испытании заградителя на надводный ход комиссия сочла необходимым изменить устройство для смазки упорных подшипников и поставить холодильник для охлаждения стекающего масла, чего, однако, к описываемому подходу не успели сделать. При подходе к Севастополю 29 июня в 7 ч 39 мин "Краб" разошелся на контркурсе с экскадрой Черноморского флота, вышедшей из Севастополя. Начальник бригады донес командующему флотом о выполнении боевого задания заградителем. В 8 ч вновь был поднят коммерческий флаг, а в 9 ч 30 мин "Краб" отшвартовался у базы в Южной бухте. На следующий день после постановки мин неприятель обнаружил по всплывшим минам заграждение, которое выставил "Краб". Подняв одну из них, немцы поняли, что мины поставлены подводной лодкой. Дивизион тральщиков сразу же начал траление, и 3 июля комендант Босфора донес, что заграждение ликвидировано. Однако это заключение было весьма поспешным: на "вытраленном" заграждении подорвалась носовой частью турецкая канонерская лодка "Иса Рейс". Правда, она не погибла: ее отбуксировали с минного поля и спасли.

За успешное выполнение боевого задания по постановке у Босфора минного заграждения офицерский состав был повышен в чине или награжден. Так, командира заградителя Л.К. Феншоу произвели в чин капитана 2-го ранга, флагманского штурмана бригады М.В. Паруцкого - старшего лейтенанта, Н.А. Монастырева - лейтенанта и М.П. Иванова - инженер-механика лейтенанта. Награждены орденами: В.Е. Клочковский - Владимира 3-й степени с мечами, В.В. Крузенштерн - Анны 3-й степени и М.П. Иванов - Станислава 3-й степени. Позже приказом командующего Черноморским флотом от 26 сентября и.д. старшего офицера заградителя лейтенант В.В. Крузенштерн был награжден георгиевским оружием за то, что "во время постановки минного заграждения доблестной и самоотверженной деятельностью вывел лодку из критического положения, чем способствовал успеху боевой операции." За этот поход наградили также матросов, унтер-офицеров и кондукторов: георгиевским крестом 3-й степени - одного человека (А. Кучин), георгиевским крестом 4-й степени - семь человек (И. Евтропов, И. Ефимов, П. Коленов, Ю. Пуснер, Я. Солдатов, А. Сушкин, Н. Токарев) и георгиевской медалью 4-й степени - десять человек (П. Гаврилов, Л. Зяблов, В. Мищенков, И. Моисеенок, М. Пасечный, Г. Прудников, С. Суханцев, С. Танцюра, С. Храмов, В. Чумичев). В приказе командующего флотом говорилось, что они награждаются "...за точное и смелое исполнение поручений и умелое управление лодкой". Ранее приказом командующего Черноморским флотом от 23 июля "...за большие заслуги по приведению подводной лодки в боевую готовность... серебряной нагрудной медалью на станиславской ленте с надписью "За усердие"" были награждены двенадцать человек (И. Годулянов, И. Косов, В. Мищенков, Г. Прудников, Я. Солдатов, Ф. Сосновцев, С. Суханцев, А. Сушкин, С. Танцюра, Н. Токарев, И. Черняк, В. Чумичев);

1915 год июнь - август
По возвращении в Севастополь вплоть до августа ПМЗ ремонтировали и устраняли недоделки, оставшиеся из-за срочного выхода в боевой поход к Босфору;

1915 год 5 июля
Поднят на плавучий док, где произведен осмотр подводной части;

1915 год июль
Окончание испытаний. Вступление в строй. Вошел в состав Подводной бригады Черноморского флота с базированием на Севастополь;

1915 год 20 - 21 августа
Выход в море после окончания ремонта;

1915 год 10 - 12 декабря
ПМЗ 10 декабря вышел в море для выполнения приказания командующего флотом по минной постановке, но из-за штормовой погоды 12 декабря вынужден был вернуться в Севастополь;

1916 год 25 - 27 февраля
25.02 в 17 ч 10 мин под брейд-вымпелом начальника Подводной бригады капитана 1-го ранга Клочковского ПМЗ вышел из Севастополя. Однако из-за штормовой погоды через двое суток 27 февраля в 20 ч 45 мин вынужден был вернуться в Севастополь;

1916 год июнь
Произвел шесть коротких выходов в море;

1916 год 11 июля
Выход в море;

1916 год 13 июля
Выход в море;

1916 год 17 - 20 июля
Вторая боевая минная постановка. 17.07 в 6 ч 40 мин ПМЗ под командованием старшего лейтенанта М.В. Паруцкого и под брейд-вымпелом начальника Подводной бригады капитана 1-го ранга В.Е. Клочковского вышел из Севастополя к Босфору, имея на борту 60 мин и 4 торпеды. После полудня произвели подзарядку аккумуляторов. Как всегда, поход заградителя сопровождался авариями: 18 июля в 0 ч 30 мин лопнула рубашка второго цилиндра кормового керосиномотора правого борта. Под руководством Пуснера повреждение было устранено, и в 3 ч пущены все четыре мотора. Через два часа выявилось новое повреждение: минно-машинный кондуктор П. Коленов обнаружил, что лопнул найтов стального троса носовых противоминных отводов. Коленов на ходу лодки эти отводы прихватил, и таким образом повреждение было устранено. В 12 ч 30 мин открылись берега Босфора. Когда до пролива оставалось 18 миль, капитан 1-го ранга Клочковский принял решение продолжать плавание в позиционном положении. Керосиномоторы были застопорены. Лодка провентилирована. В 13 ч 45 мин заградитель погрузился и удифферентовался. Были опробованы горизонтальные рули и проверено управление лодкой в подводном положении. В 14 ч 10 мин продули среднюю цистерну и перешли в позиционное положение. Через 5 мин был пущен правый керосиномотор. Когда до Босфора оставалось 12 миль, мотор снова был застопорен; лодку повторно провентилировали (сказывался прежний недостаток: атмосфера в лодке испортилась из-за выделяющихся газов от керосиномоторов), моторы охладили, и в 16 ч был дан подводный ход на глубине 12 м. Приближалось время минной постановки. Погода была благоприятной: ветер норд-ост 3-4 балла, белые гребешки. В 19 ч 50 мин, когда заградитель находился в 4,5 кбт от Румели-Фенер, начальник бригады приказал начать постановку мин, а лодке понемногу катиться влево с расчетом на снос вправо, так как было обнаружено слабое течение на вест. К 20 ч 8 мин постановка всех 60 мин была закончена. Заграждение поставлено в заданном месте: южнее линии, соединяющей мысы Юм-Бурну и Родигет, т.е. на пути военных кораблей противника, фарватер которых по последним данным проходил от норда к мысу Пойрас. Заграждение западным крылом касалось Румелийской отмели, а восточным - не доходило на 6 кбт до Анатолийского берега. Оставался открытым лишь фарватер коммерческих судов противника. Мины были поставлены на глубине 6 м от поверхности. Успех минной постановки в значительной степени объяснялся работой личного состава заградителя. Так, электрик кондуктор А. Малюта бессменно находился на своем посту, тогда как другие не выдерживали испарений керосина и менялись через час. Он обеспечил нормальную работу электромоторов и своим примером поддерживал других, впадавших в обморочное состояние. Рулевой боцманмат Н. Токарев и рулевой унтер-офицер П. Камерин стояли на носовых горизонтальных рулях и блестяще держали глубину лодки. Но особенно тяжело было рулевым унтер-офицерам Н. Серухину и М. Позднякову, которые стояли на кормовых горизонтальных рулях в помещении, где из-за близости керосиномоторов и электромоторов температура была очень высокой, а воздух значительно насыщен парами керосина. Но и они, также как Токарев и Камерин, отлично держали глубину лодки. Рулевой боцманмат С. Кондрат во время всего подводного хода и минной постановки бессменно стоял на вертикальном руле и держал лодку точно на заданном курсе. Во время подводного хода не прекращалась работа по устранению неисправностей в керосиномоторах с тем, чтобы к моменту всплытия заградителя их можно было бы пустить в действие. Необходимо отметить умелое руководство работами в этих тяжелых условиях кондуктора Ю. Пуснера. Самоотверженно работали по ремонту керосиномоторов унтер-офицеры Н. Посадов, В. Мищенков, С. Иконников, Ф. Григорьев, Ф. Фролов и Г. Царьков. Работу балластной системы заградителя умело обеспечивали В. Суханцев, С. Храмов, Р. Пархоменко, М. Вербовик и др. Минный машинист И. Евтропов бессменно в течение всего подводного хода и минной постановки стоял на кормовой станции заполнения и опорожнения балластных цистерн, где условия были особенно тяжелыми: высокая температура и выделения керосиновых паров от моторов. Несмотря на это, когда засорилась сетка отливной помпы, Евтропов полез в трюм и прочистил сетку, чтобы помпа работала нормально. Кондуктор П. Коленов обеспечил бесперебойную работу всей воздушной магистрали, а благодаря умелой и самоотверженной работе минного кондуктора С. Танцюры, ведавшего минным устройством заградителя, все 60 мин были поставлены без задержки. Моторный унтер-офицер П. Гаврилов стоял у главных электромоторов. Он заметил, что во время минной постановки начали греться шариковые подшипники. Гаврилов, не раздумывая, разделся и полез в трюм с горячим маслом, чтобы прочистить масляный трубопровод. После минной постановки ПМЗ лег на обратный курс, идя в подводном положении. В 21 ч 30 мин, когда достаточно стемнело, была продута средняя цистерна, и заградитель перешел в позиционное положение, а в 22 ч 15 мин в 7 милях от Анатоли-Фенер был продут весь главный балласт, и ПМЗ перешел в крейсерское положение. Через 15 мин были запущены керосиномоторы. В 6 ч 19 июля начали зарядку аккумуляторов, а в 13 ч произошла авария: лопнула рубашка четвертого цилиндра кормового керосиномотора правого борта. Пришлось застопорить моторы правого борта и прекратить зарядку аккумуляторов. Но на этом злоключения не кончились: в 21 ч у носового мотора левого борта лопнула цепь циркуляционной помпы. Мотор стали охлаждать автономной помпой. В 8 ч 20 июля застопорились керосиномоторы: из топливных цистерн пошла вода... Пришлось дать радиограмму в штаб флота с просьбой прислать буксир. Однако через час удалось пустить кормовой мотор левого борта, и ПМЗ пошел своим ходом. В штаб флота послали новую радиограмму о том, что заградитель дойдет до базы самостоятельно. В 11 ч 30 мин ПМЗ лег курсом на Херсонесский маяк. Благодаря быстрому устранению повреждений был пущен второй керосиномотор. Через 10 мин к заградителю подошло портовое судно "Днепровец" (выполняло роль конвоира подводных лодок), следовавшее с ним до Херсонесского маяка. В 14 ч 45 мин подводный заградитель ПМЗ ошвартовался у базы в Севастополе;

1916 год 18 - 19 августа
18.08 началась подготовка к походу для постановки минного заграждения. К 13 ч было погружено 38 мин, но неожиданно одна из мин дала перекос и заклинилась в минном элеваторе. Из-за этого пришлось разобрать часть элеватора. За ночь элеватор был снова собран, и к 8 ч следующего дня погрузку мин продолжили. К 13 ч все 60 мин на заградитель были погружены;

1916 год 20 - 21 августа
20.08 в 0 ч 50 мин ПМЗ вышел из Севастополя и взял курс на Варну. Вначале погода стояла тихая, но к вечеру засвежело, а к полуночи разыгрался шторм. Волны обрушивались на заградитель, гребные винты оголялись. Как всегда, начали выходить из строя керосиномоторы. В 1 ч 40 мин пришлось остановить керосиномотор правого борта для осмотра и исправления повреждений. Между тем ветер усилился до 6 баллов. Лодку поставило лагом к волне. К 4 ч бортовая качка доходила до 50°. Из аккумуляторов начала выливаться кислота, в батареях упала изоляция и вышел из строя ряд электромеханизмов. В кают-компании сорвало с места стол. Команда стала укачиваться. У моторов люди работали в тяжелых условиях: высокая температура, испарения керосина и запах перегорелого масла... Вследствие неравномерности нагрузки при качке ослабела цепь циркуляционной помпы. Пришлось пойти под электромоторами. В 5 ч 35 мин удалось вновь пустить керосиномоторы. Однако в 6 ч 40 мин лопнула цепь циркуляционной помпы - керосиномотор правого борта окончательно вышел из строя. Лодка пошла малым ходом под кормовым мотором левого борта. В это время ПМЗ находился в 60 милях от Констанцы. В 9 ч вследствие засорения маслопровода перегрелся упорный подшипник левого вала. На линейный корабль "Ростислав", стоявший в Констанце, была послана радиограмма с просьбой о помощи. Ветер дошел до 8 баллов. В полдень ПМЗ находился в 11 милях от мыса Шабла. От минной постановки пришлось отказаться, и на "Ростислав" послали вторую радиограмму о том, что заградитель идет в Констанцу для ремонта. В 13 ч, несмотря на усиленное охлаждение, нагрелись керосиномоторы левого борта. Пришлось их выключить. Лодка пошла под электромоторами. В 15 ч 30 мин у маяка Тузла "Краб" встретился с посланным на помощь эскадренным миноносцем "Заветный" и, идя за ним в кильватер, прошел румынское минное заграждение и вошел в порт Констанца;

1916 год 22 - 25 августа
Во время стоянки в порту на Констанцу были совершены налеты неприятельских гидросамолетов. Первый налет был произведен утром 22 августа между 8 и 9 ч. ПМЗ успел погрузиться и во время, этого налета лежал на грунте. Однако при налете 25 августа заградитель погрузиться не успел. К счастью, все обошлось для благополучно - бомбы в ПМЗ не попали;

1916 год 28 - 29 августа
27 августа ПМЗ получил приказание поставить минное заграждение в южном подходе к Варне (ближе к маяку Галата). Опыт показал, что керосиномоторы в любой момент могут выйти из строя, поэтому приняли решение: "Краб" будет прибуксирован миноносцем к точке, отстоящей от берега в 22 милях. Затем он самостоятельно последует к месту минной постановки с расчетом прибыть туда к заходу солнца. После минной постановки заградитель вначале в подводном положении, а затем, с наступлением темноты, под керосиномоторами пойдет к месту встречи с миноносцем. Буксировать "Краб" получил назначение экскадренный миноносец "Гневный". 28 августа заградитель удифферентовался в гавани и к 22 ч 30 мин был готов принять буксир с миноносца. Ввиду того что на ПМЗ не было никакого буксирного устройства, буксир завели через якорный клюз лодки. В 1 ч 29 августа "Краб" на буксире "Гневного" под проводкой тральщиков вышел из Констанцы. В 5 ч 30 мин тральщики были отпущены, и заградитель и миноносец последовали к пункту назначения самостоятельно. Погода благоприятствовала походу. В 6 ч командир заградителя старший лейтенант М.В. Паруцкий попросил миноносец застопорить машины, с тем чтобы поправить буксир. Когда команда лодки выбирала буксир, "Гневный" неожиданно дал большой ход. Буксир рвануло, он обтянулся и прорезал палубу надстройки на протяжении 0,6 м. Миноносец открыл огонь. Оказалось, что в воздухе появились два неприятельских гидросамолета. Один из них направился к ПМЗ и пытался снизиться, но "Гневный" своим огнем не позволил ему это сделать. Однако заградитель не мог погрузиться, так как этому препятствовал буксир, повисший на носу лодки. Гидросамолет сбросил около ПМЗ восемь бомб, но ни одна из них не попала в заградитель. Благодаря меткому огню миноносца "Гневный" один из самолетов получил попадание. Гидросамолеты, израсходовав запас бомб, улетели. К 8 ч буксир удалось освободить и передать его на миноносец. Атака неприятельских гидросамолетов не удалась, но и минная постановка была сорвана, так как противник обнаружил наши корабли. Пришлось взять курс на Констанцу. Теперь уже "Краб" шел самостоятельно. Неприятельские летчики, приняв запас новых бомб, около 9 ч снова появились над заградителем, но "Краб" успел погрузиться, и атака противника опять оказалась безрезультатной. В 15 ч 30 мин заградитель благополучно ошвартовался в Констанце.

1916 год 30 августа
К 16 ч 30 августа силами порта надстройка ПМЗ была отремонтирована и для буксировок на нем установлен большой гак;

1916 год 31 августа
Для того чтобы вновь не подвергнуться атакам самолетов, решили выйти из Констанцы вечером. Вместо эскадренного миноносца "Гневный" заградитель сопровождал более старый миноносец "Звонкий". Когда в 17 ч 50 мин 31 августа "Краб" подошел к "Звонкому", чтобы завести буксир, это не удалось: сломался гак. Поход отложили до следующего дня;

1916 год 1 - 3 сентября
1 сентября в 18 ч 30 мин "Краб" теперь уже на буксире "Гневного" вышел из Констанцы. В 20 ч корабли со скоростью 10 уз прошли в двух милях от маяка Тузла. Начало свежеть. В 21 ч лопнул буксир. Через 2,5 ч его завели вновь. К 6 ч 2 сентября ветер стих. Буксир был отдан. Условившись о рандеву с заградителем, эскадренный миноносец "Гневный" ушел. В полдень "Краб" подошел к мысу Эмине. К 15 ч приготовились к погружению. Погода снова испортилась: подул свежий норд-норд- вест, который развел волну с мелкими гребешками. Стало пасмурно. Пошел дождь. Погода благоприятствовала минной постановке. Погрузившись, "Краб" шел под перископом со скоростью около 3,5 уз. В 16 ч 30 мин для того, чтобы сократить путь, старший лейтенант Паруцкий решил пройти под неприятельским минным заграждением, которое, по имевшимся данным, было поставлено. Это ему удалось. В 19 ч 10 мин "Краб" находился в 16 кбт от маяка Галата. Приблизившись к нему на 5 кбт, заградитель начал постановку мин. После того как заработал минный элеватор, вдруг в надстройке послышался лязг железа, и элеватор встал. Включили элеватор в обратную сторону, а затем снова на постановку мин. Вначале резко повысилась нагрузка - до 60 А (вместо обычных 10 А), а затем элеватор стал работать нормально. В 19 ч 18 мин, когда указатель показал, что поставлено 30 мин, постановку прервали, а через 3 минуты снова возобновили. В 19 ч 28 мин все мины, согласно указателю, были поставлены. Воздух в лодке совершенно испортился. Дышать стало тяжело. Поэтому продули цистерну высокого давления, и лодка вентилировалась через рубочный люк. В 21 ч 15 мин в 3 милях от берега начали осушать цистерны главного балласта, заградитель стал всплывать, но при этом крен его все время увеличивался и достиг 10°. При выяснении причин возникновения этого крена установили, что правый магазин мин остался на месте, так как мина этого магазина при выходе из надстройки у двери кормовой амбразуры заклинилась. Поэтому из-за аварии правого элеватора были поставлены не все мины, как показывал указатель, а лишь 30 мин. Мины были поставлены в две линии с интервалами в 61 м (200 футов) вместо предполагавшихся интервалов в 30,5 м (100 футов). Крен 10° на правый борт и переливающаяся вода в надстройке вынудили командира ПМЗ заполнить вытеснитель левого борта. Заклиненную в правом элеваторе мину решили не трогать до рассвета. Под керосиномоторами со скоростью 6 уз заградитель отошел от берега и направился на рандеву с "Гневным". На рассвете мину в правом элеваторе с большими предосторожностями расклинили и закрыли дверь кормовой амбразуры. Третьего сентября в 6 ч "Краб" встретил эскадренный миноносец "Гневный" и принял с него буксир. В 7 милях от Констанцы "Краб" атаковали неприятельские гидросамолеты, сбросившие 21 бомбу, однако они не причинили вреда лодке. Четвертого сентября в 18 ч 30 мин оба корабля благополучно пришли в Севастополь.

За постановку мин у Босфора 18 июля командующий Черноморским флотом приказом от 15 ноября 1916 г. наградил командира заградителя старшего лейтенанта М.В. Паруцкого георгиевским крестом 4-й степени, а исполнявшего обязанности старшего офицера лейтенанта Н.А. Монастырева приказом от 1 ноября - геориевским оружием. Исполнявший обязанности минного офицера мичман М.Ф. Пжисецкий был произведен в лейтенанты и награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Более ранним приказом (от 27 июня того же года) начальника бригады капитана 1-го ранга В.Е. Клочковского наградили георгиевским оружием. Приказом командующего флотом от 6 октября 1916 г. 26 человек команды были награждены: георгиевским крестом 3-й степени - три человека (П. Коленов, Н. Токарев, Ю. Пуснер), георгиевским крестом 4-й степени - семь человек (П. Гаврилов, А. Малюта, В. Мищенков, М. Позняков, Н. Серухин, С. Суханцев, С. Танцюра), георгиевской медалью 3-й степени - три человека (Н. Бочаров, Г. Прудников, С. Храмов) и георгиевской медалью 4-й степени - 13 человек (М. Вербовик, Ф. Григорьев, И. Евтропов, И. Иконников, П. Камерин, С. Кондрат, В. Лыкуш, Р. Пархоменко, Н. Посадов, Г. Путилин, Ф. Фролов, Г. Царьков, А. Чумак). Ранее командующий флотом приказом от 24 сентября "за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны", и как призванных "по военно-судовой повинности" наградил серебряной нагрудной медалью с надписью "За усердие" на анненской ленте три человека (И. Годулянов, С. Танцюра, И. Черняк) и такой же медалью на станиславской ленте - 9 человек (А. Ватлин, М. Вербовик, И. Ефимов, Л. Зяблов, С. Кондрат, П. Лаптев, В. Лыкуш, Р. Пархоменко, А. Чумак);

1916 год 19 сентября
Поставлен в ремонт в мастерские Севастопольского порта;

1916 год 17 декабря
Когда ПМЗ был поставлен в сухой док и док начали наполнять водой, не приняв соответствующих мер предосторожности, заградитель лег на борт и через отдраенные люки в него стала поступать вода. Эта авария потребовала еще дополнительного времени для ремонта лодки;

1917 год январь
Фундаменты под керосиномоторы были разобраны и сняты с лодки. Еще ранее главные электромоторы, станции и батарейные вентиляторы были отправлены для ремонта в Харьков на завод "Всеобщей компании электричества" (ВКЭ). На заградителе шла переборка торпедных аппаратов и воздушных компрессоров. С целью устранения обнаруженных при боевой эксплуатации дефектов ремонтировали минный элеватор;

1917 год октябрь
К концу октября на заградителе были установлены фундаменты под дизели, а также сами дизели, кроме газовыхлопных труб с клапанами, изготовлявшихся мастерскими Севастопольского порта, и баллонов с сжатым воздухом и их трубопроводами. Установка на лодку левого главного электромотора производилась намного позже намеченного срока, так как электромотор получили из Харькова с большим опозданием: лишь в конце июля - начале августа. Второй же главный электромотор к этому времени готов не был, равно как и батарейные вентиляторы и станции;

1917 год 26 октября
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год 1 мая
Перешел в руки германского морского командования;

1918 год 24 ноября
Перешел в руки англо-французского морского командования;

1918 год ноябрь
Передан союзниками представителям Белого движения. Находилась в резерве;

1919 год 16 апреля
В ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата ПЛ частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведен с помощью буксирного парохода "Елизавета" на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлен на одну бочку;

1919 год 26 апреля
Без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя. Для затопления заградителя на левом борту его в районе рубки была сделана пробоина размером 0,5 м2 и открыт носовой люк;

1934 год
"Краб" обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки "Кит". "Краб" лежал на глубине 65 (57-59?) метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт, и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт, орудие и перископы были целы;

1935 год май - ноябрь
В мае 1935г. начались судоподъемные работы. Планировалось поднять подводный минный заградитель в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении лодки из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма лодки еще больше погрузилась в грунт, и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц ПМЗ был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Узнав о подъеме, М.П. Налетов выступил с проектом восстановления и модернизации ПМЗ "Краб". Проект был отклонен, "Краб" не восстанавливался и вскоре был сдан на металлолом "Рудметаллторгу".




дополнительная информация:


1. Фотография ПМЗ "Краб" в элинге. 1914 год (приблизительно).
2. Фотография ПМЗ "Краб" в доке. 1916 год.
3. Фотография ПМЗ "Краб" у причала.
4. Фотография ПМЗ "Краб" на проверке минных устройств. 1915 год
5. Фотография ПМЗ "Краб" на рейде.



командиры:
(по данным источника №12)


1. Андреев 1-й А.А. (07.11.1912-30.12.1913), 24.06.1913 - уволен в отпуск по болезни
2. Быков 2-й Б.А. (13.05.1913-02.09.1914) ВРИД, 14.04.1914 - назначен командиром ЭМ "Быстрый"
3. Люби К.Г. (04.1914-09.1914) ВРИД(?), был старшим офицером ПЛ
4. Феншоу Л.К. (02.09.1914-01.09.1915)
5. Паруцкий М.В. (10.08.1915-01.07.1917), 01.09.1915 - принял корабль
6. Люби К.Г. (09.06.1917-01.01.1918), 01.07.1917 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Залесский Н.А. "Краб"- первый в мире подводный заградитель", Судостроение, Ленинград, 1988г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
10. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
11. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
12. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016