Rambler's Top100 Подводная лодка "Крокодил". Тип "Кайман"

"Крокодил"

Тип «Кайман»




фотография:


Подводная лодка Крокодил




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1905 год октябрь (ноябрь-декабрь?)
Заложена на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" на Охте в г.Санкт-Петербург;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки судов Балтийского флота. Присвоено наименование "Крокодил";

1908 год 10 июля
Спущена на воду;

1909 год 20 ноября
Была принята в казну для достройки под наблюдением командира ПЛ;

1908 год - 1910 год
Достроечные работы. Экипаж входил в состав 1-го Балтийского флотского экипажа;

1910 год (1909 год 20 ноября?)
Зачислена в состав 2-го Дивизиона подводных лодок Балтийского моря;

1910 год 19 марта
Около 10 часов утра при заполнении носовой балластной цистерны для создания дифферента для осмотра кормового минного аппарата из-за избыточного приема балласта затонула в Средней гавани Кронштадта у бона. Нос ПЛ уткнулся в грунт дна гавани, а корма оказалось приподнятой. Кормовую часть удалось быстро остропить и удерживать над водой краном, своевременно подведенным к ПЛ. Экипаж успел покинуть ПЛ до ее затопления. К 23.00 ПЛ удалось поднять. ПЛ повреждений не получила. По результатам расследования, командир ПЛ был отстранен от командования;

1910 год 24 апреля
Прошла докование в Кронштадте;

1910 год июль
Начались сдаточные испытания, которые проводилисьв Кронштадте и Бьерке-Зунде;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 7 октября
Погрузилась в Бьерке-Зунде на 34,7 м;

1910 год 9 октября
Выполнила стрельбу из торпедных аппаратов;

1910 год 29 октября
Перешла из Кронштадта в Ревель;

1910 год ноябрь
11.11 вышла из Ревеля в Гельсинфорс вместе с ПЛ "Кайман" и "Аллигатор". Для зимовки вернулась в Ревель;

1910 год - 1911 год зима
Была осуществлена переделка ПЛ. Для облегчения ПЛ пришлось срубить наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо пушки в носу установили два торпедных аппарата Джевецкого. Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра;

1911 год март
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год 11 июля
Завершение проведения дополнительных испытаний. Зачислена в состав кораблей действующего флота;

1911 год
Осуществила 42 погружения, прошла под водой 199 миль;

1912 год 25 марта
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря с прежним местом базирования;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным Я.И. торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 34 погружений, прошла в НП 1100 миль и в ПП - 159 миль. Произвела 15 выстрелов по подвижной цели и 26 - по неподвижной;

1912 год
Принимала участие в маневрах флота;

1913 год
Отрабатывала тактику позиционной службы;

1913 год ноябрь - 1914 год апрель
Зимовка в Ревеле;

1914 год 15 июля
Во время зарядки АБ лопнул коленчатый вал правого бензинового двигателя;

1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота;

1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки. В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;

1914 год - 1916 год
В период первой мировой войны на ПЛ была установлена радиостанция, пулемет и 47-мм орудие (предположительно во время зимовки 1914-1915гг.). ПЛ несла позиционную и дозорную службу на подходах к портам и базам, осуществляла поисковые действия на коммуникациях противника и прикрытие минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 10 краткосрочных боевых походов. В торпедные атаки не выходила;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Подгорный Я.И.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ на позиции у Ревеля. Из-за ненадежной работы бензомоторов ПЛ "Крокодил" оказалась не в состоянии выйти в море под собственными двигателями. Выведена на позицию на буксире канонерской лодкой "Храбрый". Около полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 31 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Подгорный Я.И.). Из-за обстрела немецкими крейсерами Дагерорта, командование опять вывело все ПЛ (в т.ч и ПЛ "Крокодил") на позиции у Ревеля. Однако из-за свежей погоды и ухода противника на юг, все ПЛ вскоре были возвращены на рейд Векшера;

1914 год августа
К середине месяца отправлена для ремонта бензомоторов в Ревель;

1914 год 12 сентября
Совершила боевой поход (командир - л-т Подгорный Я.И.). Находилась на позиции у острова Даго вместе с другими ПЛ на случай появления неприятельских сил у входа в Финский залив. Возвратилась в Ревель;

1914 год 25 сентября
Перешла из Ревеля в Либаву;

1914 год 26 - 27 сентября
Совершила боевой поход (командир - л-т Подгорный Я.И.). Вышла на позицию в районе Мемель - Данциг, но дойдя до праллели Полангена, была вынуждена возвратиться в Либаву из-за шторма. Встречь с кораблями противника не имела;

1914 год 2 - 3 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т Подгорный Я.И.). Находилась на позиции к зюйд-весту от Мемеля. 13.10 пыталась сблизится с замеченным на горизонте кораблем, но ввиду его поворота атака не состоялась. От паров бензина и выхлопных газов командир ПЛ и часть экипажа "угорели". После всплытия ПЛ попала в шторм и была вунуждена прервать поход. Утром 16.10 возвратилась в Либаву;

1914 год 12 октября
Вышла в море (командир - л-т Подгорный Я.И.) вместе с ПЛ "E-1" и ПЛ "E-9" для совместной операции в Данцигской бухте. ПЛ "Крокодил", отстав по выходе за заграждение от английских лодок, в 17.30, будучи в расстоянии около 15 миль на вест от Либавы, увидел впереди на зюйд-вест в 2-3 милях силуэт лодки, похожей на английскую. Предполагая, что это ожидавшаяся в Либаве ПЛ "Е-11", командир ПЛ дал приказ работать ратьером. Неизвестная лодка повернула навстречу, но вскоре погрузилась. Желая показать лодке, что перед ней не неприятельская лодка, командир ПЛ открыл прожектор. Видя, что лодка не всплывает и по времени должна уже быть близко и допуская, что перед ним, возможно, германская лодка, он закрыл прожектор и положил руль на борт. Опасаясь все же, что это может быть и ПЛ "Е-11", а тогда она, идя к Либаве рискует попасть на неприятельское заграждение, ПЛ "Крокодил" вернулась в Либаву с тем, чтобы выслать навстречу лодке портовые суда. Уже в Либаве узнали, что ПЛ "Е-11" вернулась в Англию. Встреченная лодка, видимо, была одной из лодок немецкого отряда, как раз в это время проходившего мимо Либавы. Засвежевшая погода не позволила ПЛ выйти в ближайшие последующие дни на операцию;

1914 год 26 - 27 октября
Перешла из Либавы в Ревель;

1914 год ноябрь - 1915 год апрель
Зимовка в Ревеле;

1915 год
В течении года совершила 4 боевых похода, 8 суток находилась на переходах, 7 суток провела на позициях;

1915 год 17 марта
Перечислена в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 1 апреля
Командир ПЛ Никифораки А.Н. награжден орденом Св. Владимира IV степени с мечами и бантом "за выполнение военных операций, сопряженных с большой опасностью";

1915 год 29 апреля
На ПЛ произошел взрыв бензиновой цистерны, 2 матроса в тяжелом состоянии госпитализированы;

1915 год 5 - 6 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Станюкевич К.К.). Находилась на позиции в северной части Балтийского моря. Прикрывала операцию отряда миноносцев по постановке минного заграждения в районе маяка Бакгофен. Возвратилась в Ревель;

1915 год 11 - 13 июня
Совершила боевой поход (командир - л-т Станюкевич К.К.). Находилась на позиции в северной части Балтийского моря (к зюйду от Богшера). Возвратилась в Утэ;

1915 год 18 - 20 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Станюкевич К.К.). Находилась на позиции в устье Финского залива (на линии Уте-Дагерорт). Возвратилась в Утэ;

1915 год 27 - 28 июля
Совершила боевой поход (командир - л-т Станюкевич К.К.). Находилась на позиции недалеко от Утэ. 28.06 в 5.45 заметили дымы и, когда из-за горизонта показались мачты немецкого крейсера «Кольберга», стали погружаться. Несмотря на произведенную перед выходом диферентовку, лодка не уходила под воду. Пришлось допринять полтонны воды. Вскоре же после ухода под воду начало гореть масло в муфте левого электромотора, вследствие чего его пришлось остановить и идти под одним правым. Через 15 минут удалось наладить муфту и пустить второй электромотор. Лодка легла на курс, перпендикулярный пеленгу, но вскоре крейсер, шедший под охраной двух миноносцев и стрелявший по русским миноносцам, повернул. Считая, что крейсер для обстрела Утэ вынужден будет маневрировать на определенных галсах, командир ПЛ решил идти в середину предполагаемого района маневрирования крейсера. Через 10 минут «Кольберг» повернул и стал удаляться от лодки. В то же время командир заметил приближающейся немецкий линейный крейсер «Фон дер Танн» и пошел на него в атаку. Вследствие намокания деревянной надстройки, лодка потеряла пловучесть. В 6.58 при откачке воды лодка всплыла, показав часть рубки и второй опущенный перископ, образовав при этом пенящийся бурун. В этот момент линейный крейсер как раз пересекал в расстоянии 5—7 каб. ее курс. Увидев лодку, он открыл по ней огонь и стал отворачивать, а бывшие с ним миноносцы бросились таранить лодку. В свою очередь ПЛ пыталась тоже развернуться для атаки на них, но увидев, что маневр этот ему не удастся, командир ушел на глубину 60 футов (18 м). Вскоре же над лодкой прошли один за другим оба миноносца. Хотя лодка и была замечена, но командир не терял надежды, что в происходящей наверху суматохе ему удастся кого-нибудь атаковать, и решил отойти под водой на зюйд. В 7.30 лодка, всплыв до 33 футов (10,5 м), подняла перископ и увидела уже удаляющиеся корабли противника. Лодка всплыла в надводное положение и начал возвращение в Утэ;

1915 год 20 сентября
При переходе в Ганге из-за отсутствия на фарватере навигационных знаков села на мель, получив при этом крен 57 градусов на левый борт. Для снятия с мели был привлечен буксирный пароход "Аркона". В результате аварии были поломаны 3 шпангоута в районе средней цистерны, слегка помят киль, лопнуло 3 аккумуляторных бака. Предположительно переведена для ремонта в Кронштадт;

1915 год 29 октября
Перешла из Кронштадта в Гельсингфорс;

1915 год 7 ноября
Перешла из Гельсингфорс в Мариэхамн;

1915 год ноябрь - 1916 год апрель
Зимовка в Мариэхамне;

1916 год
Перечислена в состав 5-го дивизиона ПЛ Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год август
Совершила боевой поход (командир - л-т Тихомиров В.В.). 06.08 находясь в крейсерстве в районе Седергамна, захватила в качестве трофея германский пароход "Дестерро" ("Desterrо", 4000 брт) с грузом руды, который находился в шведских территориальных водах и шел под шведским флагом. Правительство Швеции заявило протест и командир ПЛ был снят с должности;

1916 год 8 октября
Ввиду малой боевой ценности и "за ветхостью" поднята на стенку и сдана к порту Императора Петра Великого в Ревеле (Таллин) на хранение;

1916 год 2 ноября
Выведена из боевого состава флота (по данным из некоторых источников - переведена в класс портовых судов и использовалась в качестве плавучей зарядовой станции);

1918 год 25 февраля
Была оставлена в Ревеле и захвачена германскими войсками, после чего вывезена (предположительно) в Германию для разборки на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Крокодил" в Кронштадте. 1910 год (предположительно).



командиры:
(по данным источника №8)


1. Гадд 2-й А.О. (21.09.1907-03.03.1908)
2. Виноградов В.А (1907) ВРИД , по данным источника №5, но был только помощником командира ПЛ (21.09.1907-11.03.1908)
3. Кржижановский Н.Л. (03.03.1908-23.07.1910), 13.03.1908 - принял корабль, 19.03.1910 - отстранен от командования
4. Шидловский Б.-К. Ф. (23.07.1910-31.07.1910) ВРИД
5. Подгорный Я.И. (26.07.1910-25.02.1915), 01.08.1910 - принял корабль
6. Станюкович К.К. (25.02.1915-21.04.1915), 01.03.1915 - принял корабль
7. Тихомиров В.В. (21.04.1915-27.04.1915) ВРИД
8. Никифораки А.Н. (10.04.1915-02.06.1915), 27.04.1915 - принял корабль
9. Станюкович К.К. (29.05.1915-03.04.1916), 02.06.1915 - принял корабль
10. Тихомиров В.В. (08.10.1915-06.02.1916) ВРИД, (03.04.1916-16.09.1916)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018