Rambler's Top100 Подводная лодка "Кайман". Тип "Кайман"

"Кайман"

Тип «Кайман»




фотография:


Подводная лодка Кайман




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1905 год 16 сентября
Заложена на судоверфи завода "В. Крейтон и Ко" на Охте в г.Санкт-Петербург;

1907 год 14 июня
Зачислена в списки судов Балтийского флота. Присвоено наименование "Кайман";

1907 год 28 ноября
Спущена на воду;

1908 год 29 июля
Экипаж зачислен в состав 1-го Балтийского флотского экипажа;

1908 год 30 августа
Перешла в Кронштадт, где начались предварительные испытания механизмов;

1908 год октябрь
В конце месяца перешла в Петербург к Новому Адмиралтейству, где производились работы по достройке. Затем была переведена в Кронштадт, где продолжились заводские испытания;

1908 год 30 октября
Начало испытаний в Бьерке-Зунде;

1909 год
Продолжение испытаний. В процессе этих испытаний выявилась необходимость облегчения кормовой оконечности (что предопределило снятие якоря и колес), а также множество других недостатков;

1909 год 20 ноября
Была принята в казну для достройки под наблюдением командира ПЛ;

1909 год - 1910 год
Проведение работ по устранению выявившихся недоработок;

1910 год (1909 год 20 ноября?)
Зачислена в состав 2-го Дивизиона подводных лодок Балтийского моря;

1910 год июнь
Начало сдаточных испытаний, которые проводилисьв Кронштадте и Бьерке-Зунде;

1910 год 15 августа
По новой организации подводных сил перечислена в Отряд подводного плавания;

1910 год 17 августа
В Кронштадтской гавани столкнулась с яхтой "Нева". При столкновении погиб минный машинист;

1910 год 29 октября
Перешла из Кронштадта в Ревель;

1910 год ноябрь
11.11 вышла из Ревеля в Гельсинфорс вместе с ПЛ "Крокодил" и "Аллигатор". Для зимовки вернулась в Ревель;

1910 год - 1911 год зима
Была осуществлена переделка ПЛ. Для облегчения ПЛ пришлось срубить наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо пушки в носу установили два торпедных аппарата Джевецкого. Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра;

1911 год март
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год 11 июля
Завершение проведения дополнительных испытаний;

1911 год 25 августа
Зачислена в состав кораблей действующего флота;

1911 год
Осуществила 49 погружений, прошла под водой 228 миль, пробыв под водой 38 часов;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 21 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 22 погружения, прошла в НП 899 миль и в ПП - 148 миль. Произвела 12 выстрелов по подвижной цели и 10 - по неподвижной;

1912 год
Принимала участие в маневрах флота;

1913 год
Отрабатывала тактику позиционной службы;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота;

1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки. В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;

1914 год июль - 1916 год октябрь
Участвовала в 1-й мировой войне. ПЛ несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Совершила 18 краткосрочных боевых походов, выполнила одну безрезультатную двухторпедную атаку, захватила 1 пароход противника;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год 20 - 21 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. На следующий день возвратилась на рейд Векшера;

1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ бригады (в т.ч. и ПЛ "Кайман") на дозорные позиции у Ревеля. Около полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 31 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Из-за обстрела немецкими крейсерами Дагерорта, командование опять вывело все ПЛ (в т.ч и ПЛ "Кайман") на позиции у Ревеля. Однако из-за свежей погоды и ухода противника на юг, все ПЛ вскоре были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 12 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Находилась на позиции у острова Даго вместе с другими ПЛ на случай появления неприятельских сил у входа в Финский залив. Возвратилась в Ревель;

1914 год 28 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Выходила на поиск противника;

1914 год 29 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Выходила на поиск противника;

1914 год октябрь - ноябрь
Переведена для базирования на в Утэ;

1914 год 3 декабря
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Выходила на поиск противника из Утэ;

1914 год декабрь - 1915 год апрель
Зимовка в Ревеле. Предположительно в это время ПЛ была установлена радиостанция, пулемет и 47-мм орудие (по данным источника №9 - 37-мм орудие);

1915 год 17 марта
Перечислена в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 14 мая
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Вышла из Ревеля на поиск противника в Северную часть Балтийского моря. Возвратилась в Ревель;

1915 год 18 - 19 мая
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Вышла из Ревеля на поиск противника в Северную часть Балтийского моря. Возвратилась в Утэ для дальнейшего несения позиционной службы в северной части Балтийского моря;

1915 год 21 - 22 мая
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). В 23.00 21.5 вышла на поиск противника. Заняла позицию к югу от Утэ, где находилась до утра 22.5. Затем перешла на позицию к весту от Дагерорта. Кораблей неприятеля не обнаружила. Возвратилась в Утэ;

1915 год 10 июня
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Вышла из Утэ на поиск противника. Возвратилась в Люм. Затем перешла в Утэ;

1915 год 19 - 21 июня
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). 19.6 вышла на позицию на линии Утэ-Дагерорт. Возвратилась в Утэ;

1915 год 31 июня - 4 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). 31 июня в 08.30 вышла на позицию между Готландом и Дагербю. 31.6 и 1.7 провела на позиции, подходя ночью для определения места к южной части Готланда. На рассвете 2.7 обнаружила на горизонте германский крейсер "Тетис", прикрывавший в этот день тральные работы. 3.7 ввиду резкого падения барометра, командир принял решение идти обратно, но увидя в 06.00 осте дым, пошела на сближение. В течении часа ПЛ пыталась сблизиться для атаки с "Тетисом", однако крейсер повернул на зюйд-ост и стал удаляться. Отойдя к весту, ПЛ всплыла и направилась к Дагерорту. Вечером 3.7 подходя к Дагерорту не смогла обнаружить маяк из-за тумана и ночевала без хода в море. Утром 4.7 ПЛ подошла к Восточному Дагерорту и стала на якорь, сообщив о результатах крейсерства. В 13.00 начала переход в Эре. По пути уклонилась погружение от перископа подводной лодки. В 23.00 4.7 прибыла в Эре. Будучи на позиции, командир ПЛ, не зная, где находятся по соседству другие русские лодки, боялся выходить из назначенного ему квадрата, хотя иногда обстановка и требовала это сделать. За время с начала кампании лодка прошла 1532 мили и требовала ремонта механизмов. Во время похода наблюдалась постоянная головная боль и угорание мотористов, вследствие прорыва газов из бензиномоторов;

1915 год 28 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Узнав из расшифрованной немецкой радиограммы о намеченной немцами на 28.7 операции по обстрелу Утэ, русское командование приняло необходимые меры, в т.ч. вывела ПЛ "Кайман" на позицию на подходах к Утэ. Около 03.30 28.7 ПЛ заняла назначенную позицию. В 05.30 обнаружила на зюйде четыре дыма, погрузилась и пошла под перископом на сближение. Когда в 6 часов показались верхушки труб ближайшего корабля (крейсер "Кольберг") пошла на сближение нырками. В 06.23 после поворота "Кольберга" были обнаружены германские линейные крейсеры. Командиру ПЛ показалось, что корабли идут переменными курсами норд-вест и норд-ост. Меняя курсы соответственж курсам противника, командир продолжил сближение с противником. В тот момент, когда ПЛ находясь в 20-25 каб. от крейсеров и производила разворот на боевой курс, командир неожиданно обнаружил, что на него идут в атаку три миноносца. Поспешно уйдя на глубину, командир слышал, как один миноносец прошел над лодкой, а два других - впереди нее. В момент прохода миноносцев лодка не успела еще уйти на глубину и имела диферент на нос, поэтому корма ее была совсем близко к поверхности. В течение 35 минут лодка не могла всплыть, так как при каждой попытке была слышна работа винтов миноносцев. В 07.43 всплыла под перископ, но противник уже удалялся. В 08.17 всплыла в надводное положение и возвратилась в Утэ;

1915 год 30 июля
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). 29 июля русскому командованию стало известно о предполагавшимся 30 июля подходе к Утэ германской подводной лодки. Для ее атаки ПЛ вышла лишь в 20.30 30 июля, когда германская ПЛ "U-9" была уже у Утэ. Таким образом ПЛ "Кайман" чуть сама не сделалась жертвой. Идя над водой по фарватеру на ПЛ неожиданно обнаружили впереди себя какой-то предмет, оказавшийся перископом лодки. Дав полный назад, ПЛ открыла огонь из 37-мм пушки (калибр по данным источника №9). При третьем выстреле дуло пушки оторвалось. Вслед за этим ПЛ "Кайман" выстрелила последовательно с промежутком в 10-15 секунд из обоих носовых торпедных аппаратов. Торпеды, имевшие установку глубины 5 м прошли, видимо, над лодкой. Через 5 минут лодка противника скрылась. Не рискуя идти далее ПЛ вернулась в Утэ и на следующий день перешла на рейд Аспэ;

1915 год август - сентябрь
Прошла ремонт, предположительно в Ревеле. В конце сентября перебазирована в Або-Оландский район для действий в Оландсгафе;

1915 год 7 - 9 октября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). 7.10 в 17 часов вышла из Мариэхамна совместно с ПЛ "Дракон" для воспрепятствования движению германских пароходов в Ботническом заливе. Подойдя в темноте к шведскому берегу, лодки пошли вдоль него на норд в Ботзический залив. Приблизительно на параллели Свартклубба они заметили идущий на норд пароход, но догнать его не смогли. Пройдя в Ботнический залив, обе лодки остановили прожекторами по одному пароходу, но, так как пароходы имели на бортах ясно видимые полосы шведских национальных цветов и большую надпись, указывающую их национальность, и, кроме того, шли на норд, они были отпущены. Лодки были лишены возможности производить подробные осмотры, так как их шлюпки были совершенно немореходны. Сами же ПЛ боялись подходить к борту, чтобы на волне не повредить надстройки. К утру 8.10 лодки подошли к линии курса германских пароходов, идущих из северного Кваркена в Южный, и заняли свои позиции. Заметив после полудня падение барометра и усиление ветра от оста, лодки направились к южному Кваркену, чтобы в случае шторма не искать убежища в Швеции. Во время стоянки лодок под перископом на позиции было замечено большое движение судов вдоль шведского берега. Видимо, после случаев потопления другими русскими лодками немецких пароходов, они изменили свои курсы и шли под самым берегом. Под берегом же виднелся дым трехтрубного корабля, по всей вероятности, шведского крейсера "Фюльгия". От плавучего маяка Грундкаллен лодки спустились в Оландсгаф вдоль шведского берега, останавливая и освещая пароходы. Однако, все они оказались шведскими. На ночь ПЛ "Кайман" должна была дойти до параллели 60°, но задержанная остановкой пароходов, не успела этого выполнить. При попытке осмотреть один из шведских пароходов ПЛ "Кайман" едва не попала под таран, так как при её подходе пароход резко изменил курс. Положив руль на борт и дав полный ход, лодке удалось увернуться от рубящего удара. Произошел лишь мягкий удар бортами. Дав затем полный ход назад, лодка благополучно отошла от парохода. В это же время показался другой пароход и лодка направилась к нему, оставив без последствий произошедший случай. В 7 часов утра 9.10 лодки соединились на рандеву в 10 милях от шведского берега. Ввиду усиления ветра, а также небольшой поломки мотора на ПЛ "Кайман", лодки решили вернуться в Мариэхамн. Во время похода лодками была обнаружена невязка на картах русского берега со шведским, доходящая до трех миль, так что корабль, определившийся по шведским маякам, выходил к русскому берегу на 3 мили севернее, чем он рассчитывал. Это было особенно важно для кораблей, подходивших к Мариэхамну, так как ошибка в 3 мили приводила их на русское минное заграждение;

1915 год 16 - 17 октября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). Для прикрытия операции русских крейсеров в Ботническом заливе (15-17 октября) в Оландсгаф должны были выйти ПЛ "Дракон" и "Кайман" с задачей одновременно противодействовать торговле Германии со Швецией. Однако обе лодки задержалиьсь с выходом. ПЛ "Кайман" вышла из Мариэхамна 16.10. В 14 часов подойдя на 3,5 мили к шведскому берегу, обнаружила летящий к ней самолет, а затем двухтрубный миноносец. ПЛ погрузилась и ходила под водой малым ходом переменными курсами. Затем обнаружила два однотрубных шведских миноносца, прошедших в нескольких кабельтовых от лодки по фарватеру с норда на зюйд. С наступлением темноты лодка зсплыла и в 19.50 задержала немецкий пароход "Шталек" (1800 per.т), шедший из Стокгольм в Лулео, без груза, с 18 человек личного состава - немцами прзывного возраста. Лодка остановила пароход тремя выстрелами из 37-мм пушки (калибр по данным источника №9), осветив его прожектором с расстояния 2 каб. и подойдя к пароходу позади траверза. Когда пароход остановился, лодка немедленно стала между ним и берегом и потребовала к себе капитана парохода. Пароход спустил по одной шлюпке с каждого борта, которые бросились уходить к берегу. После того как они были остановлены орудийными выстрелами, им было приказано пристать борту лодки, что шлюпки немедленно исполнили. Арестовав капитана и 12 человек на лодке, командир отправил на пароход вахтенного начальника с шестью вооруженными людьми лодочной команды и 5 человек кочегаров и машинистов парохода для обслуживания его на ходу. Переночевав в Оландсгафе, с рассветом ПЛ начала переход с призовым пароходом в Мариэхамн, куда благополучно прибыла в 10 часов. Пароход с личным составом был передан миноносцу "Ретивый". За время похода лодка встретила около 12 шведских и других нейтральных пароходов, а также несколько парусников, причел шедшие на зюйд суда были в полном грузу;

1915 год 20 - 24 октября
Совершила боевой поход (командир - ст.л-т Мессер 1-й И.В.). 20.10 вышла для поиска кораблей и судов противника в Оландсгаф. 21.10 из-за сильной пурги находясь на позиции у Торфбодан, никого обнаружить не смогла. 22.10 обнаружила два шведских парохода и один пароход неизвестной национальности, догнать который не удалось. Из-за неисправности помп была вынуждена начать возвращение. Сильный шторм задержал лодку в море и она смогла вернуться в Мариэхамн только 24.10. Затем перешла в Кронштадт, предположительно для ремонта;

1915 год 29 октября
Перешла из Кронштадта в Гельсингфорс;

1915 год 7 ноября
Перешла из Гельсингфорсв в Мариенхамн;

1915 год декабрь - 1916 год апрель
Зимовка в Ревеле (предположительно);

1916 год
Была перечислена и входила в состав 5-го дивизиона ПЛ Дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год 9 октября
Ввиду малой боевой ценности и "за ветхостью" поднята на стенку и сдана к порту Императора Петра Великого в Ревеле (Таллин) на хранение;

1916 год 2 ноября
Выведена из боевого состава флота;

1918 год 25 февраля
Была осталена в Ревеле и захвачена германскими войсками и вскоре вывезена в Германию для разборки на металл.




командиры:
(по данным источника №8)


1. Виноградов В.А. (1908) ВРИД, по данным источника №5, но в это время был помошником командира ПЛ
2. Гадд 2-й А.О. (03.03.1908-23.12.1910)
3. Дудкин 1-й В.Ф. (13.12.1910-30.06.1913), 23.12.1910 - принял корабль
4. Палицын 1-й Г.М. (13.05.1911-09.1911) ВРИД(?), по данным источника №5 - требует уточнения
5. Гудим Н.А. (05.11.1911-19.12.1911) ВРИД
6. Дмитриев 7-й В.И. (03.06.1913-12.05.1914), 01.07.1913 - принял корабль
7. Подгорный Я.И. (1914-01.03.1915) ВРИД, по данным источника №5, но в это время командовал ПЛ "Крокодил"
8. Мессер 1-й И.В. (24.03.1914-28.10.1915), 12.05.1914 - принял корабль
9. Станюкович К.К. (01.03.1915-10.04.1915), по данным источника №5, но в это время командовал ПЛ "Крокодил"
10. Зубов Н.Н. (1915-1916), по данным источника №5, но в это время был флагштурманом бригады
11. Хвицкий 1-й А.А. (01.11.1915-30.06.1916)
12. Понтиков А.К. (26.06.1916-30.11.1916), 30.06.1916 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
7. "Книга Памяти моряков подводников Военно-морского Флота России, погибших в ХХ веке", ч.1, ИПК Вести, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018