Rambler's Top100 Подводная лодка "Налим". Тип "Касатка"

миноносец, ПЛ "Налим"
тип «Касатка»




фотография:


Подводная лодка Налим




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1904 год апрель
Заложена на Балтийском заводе как миноносец;

1904 год 31 мая
Получила наименование "Налим";

1904 год 17 июля
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 26 августа
Спущена на воду;

1904 год октябрь
С 6.10 начались занятия (на ПЛ без аккумуляторов, которые были отправлены уже во Владивосток). Пробное погружение;

1904 год 26 - 27 октября
Погружена на транспортеры;

1904 год 1 - 2 ноября
Отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток;

1904 год 12 - 13 декабря
Прибытие во Владивосток;

1905 год 1 января
Зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского Отряда крейсеров;

1905 год 7 мая
Окончательно собрана и введена в строй. Начала учебно-боевая подготовку;

1905 год 9 мая
Взорвался один из аккумуляторов (от искры, возникшей при смене предохранителя);

1905 год 9 мая
Переформирована в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта;

1905 год май - август
Разрушения оказались настолько значительными, что ПЛ встала в ремонт на 4 месяца. Участия в боевых действиях не принимала;

1905 год 4 июня
Переформирована в состав Отряда миноносцев Отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края;

1905 год 11 июня
Подчинена Сибирскому флотскому экипажу (?);

1905 год - 1906 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906(?) год
Модернизирована (установлены усовершенствованные средние рубки с командным мостиком, изготовленные Балтийским заводом);

1906 год 20 апреля
При стоянке во Владивостоке произошел взрыв паров бензина, перешелший в пожар. Обошлось без жертв и серьезных последствий;

1906 год 16 октября
Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта;

1906 год - 1907 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1907 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1907 год 8 декабря
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта;

1907 год - 1908 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1908 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1908 год 1 апреля
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана;

1908 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1908 год 3 сентября
На маневрах не смогла занять позицию для учебной атаки крейсера "Аскольд" из-за плохих погодных условий;

1908 год - 1909 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1909 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1909 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1909 год - 1910 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1910 год 1 января
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана;

1910 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1910 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1910 год - 1911 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1911 год 27 мая
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии;

1911 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 30 торпед, в цель попало - 17;

1911 год - 1912 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1912 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1912 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1912 год - 1913 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1913 год
Прошла модернизацию и капитальный ремонт во Владивостоке (снятие бензомоторов и установка дизелей);

1913 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1913 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1914 год июнь
Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки. Входила в состав 1-го отделения ДнПЛ;

1914 год 20 июля
После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год осень - зима
Подготовка к транспортировке и доставка в Севастополь по железной дороге;

1915 год январь
Перечислена в состав ЧФ;

1915 год июнь
Вошла в состав 3-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ;

1915 год - 1917 год 3 декабря
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма и на подходах к Севастополю). Была довооружена одним 47-мм орудием;

1915 год 7 - 10 июня
Находилась в крейсерстве у Анатолийского берега в районе Кимели-Меленсу. 9.6 находясь под ружейным обстрелом с берега, промахнулась торпедой по пароходу в районе селения Акче-Шары. 10.6 также не попала в другой пароход;

1915 год 18 - 20 августа
Находилась на позиции у Зунгулдака;

1915 год 21 сентября
При нахождении в боевом походе безуспешно пыталась атаковать подводную лодку противника (ПЛ уклонилась погружением);

1916 год 23 - 24 июня
Переведена совместно с ПЛ "Скат" из Ризе в Трапезунд для постоянного базирования;

1916 год август
В конце месяца совместно с ПЛ "Скат" возвращена в Севастополь. Буксировка осуществлялась попутными транспортами;

1916 год осень
Входила в состав 4-го Дивизиона Подводной Бригады ЧФ. Базировалась на Балаклаву. Обеспечивала филиал УОПП;

1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год февраль
Выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение;

1918 год 1-2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства;

1918 год 24 ноября
Захвачена в Севастополе англо-французскими интервентами. Перешла под их контроль;

1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Предназначалась к ликвидации;

1919 год 16 апреля
В ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата ПЛ частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими 11 подводными лодками поставлена на одну бочку;

1919 год 26 апреля
Без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя;

1932 год
Обнаружена водолазами ЭПРОНа при проведении тренировочных спусков на глубине 57 метров вместе с лежащими недалеко лодками "Судак" и "Лосось". Корпуса лодок почти до половины находились в грунте. Подъем "Налима", также как и подъемы "Судака" и "Лосося", проводился с учебными целями для тренировки водолазов и отработки технологии использования новых 40-тонных мягких понтонов. Подъемный вес "Налима" оценили в 100 тонн и для его подъема требовалось четыре 40-тонных понтона (с учетом силы присоса). В отличие от "Судака" и "Лосося" на этой лодке не было подъемных рымов, поэтому для закрепления понтонов использовали входной, торпедопогрузочный и рубочный люки. Все они находились в носовой части лодки. Для закрепления кормового понтона использовали обнаруженный водолазами стальной строп, видимо применявшийся ранее для подъема лодки на стенку. Сначала решили проверить прочность этого стропа, который из-за длительного нахождения в воде покрылся ржавчиной. Для испытания стропа к нему закрепили на небольшой глубине 40-тонный понтон и несколько раз полностью продули его. Строп все испытания выдержал и его признали годным к использованию. Первые три попытки подъема оказались неудачными. Понтоны всплывали на поверхность и, продержавшись некоторое время, тонули. Успеха удалось добиться только после того, как изменили порядок продувки понтонов, сместив центр подъемных сил в кормовую оконечность лодки;

1932 год декабрь
Отбуксирована в Севастополь на прибрежную отмель;

1933 год весна
Сдана "Рудметаллторгу" для демонтажа и разделки на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография миноносца "Налим" перед отправкой на Дальний Восток. 1904 год.



командиры:
(по данным источника №11)


1. Белкин 2-й Ф.М. (23.08.1904-03.01.1906)
2. Зотов А.П. (03.01.1906-19.08.1906)
3. ? нет данных (19.08.1906-30.12.1906)
4. Гаевский Н.-М. Д. (30.12.1906-18.03.1907), (05.11.1911-08.02.1912) ВРИД
5. Граф Головин В.И. (08.01.1907-10.12.1907), 18.03.1907 - принял корабль
6. Терентьев 1-й В.М. (10.12.1907-07.08.1910)
7. Фон Вилькен 3-й В.В. (15.03.1910-26.10.1913), 20.12.1910 - принял корабль
8. Бохенский Ф.Ф. (07.08.1910-20.12.1910) ВРИД
9. ? нет данных (26.10.1913-12.12.1913)
10. Гадон А.С. (18.11.1913-05.02.1914), 12.12.1913 - принял корабль, (18.04.1914-26.06.1916)
11. Якобсон Н.Л. (05.02.1914-18.04.1914) ВРИД
12. Пчельников 2-й Б.Е. (1915) - по данным источника №6, вероятно ошибочно т.к. в 1915 году он являлся только слушателем курсов ПП
13. Пантелеев (Строганов) А.И. (05.06.1916-07.07.1917), 26.06.1916 - принял корабль
14. Крафт М.Е. (07.07.1917-02.09.1917)
15. Гофман С.А. (02.09.1917-16.12.1917)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Птербург, 2000г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г..
10. Трусов Г.М. "Подводные лодки России", ч.1, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017