Rambler's Top100 Подводная лодка "Forelle", миноносец "Форель", "Форель" Тип "Форель"

ПЛ "Forelle", миноносец "Форель"
ПЛ "Форель"

тип «Форель»




фотография:


Подводная лодка Форель




историческая справка:


1903 год февраль
Заложена на верфи "Deutsche Werke Kiel AG" в Киле;

1903 год 8 июня
Спущена на воду. Получила наименование "Forellе";

1903 год июль
Успешна прошлапод водойдистанцию в 3 мили(5,6 км) и атаковала щит-мишень, стоящий на якоре;

1903 год 23 сентября
На борту ПЛ совершил короткий переход в подводном положении брат кайзера, принц Генрих Прусский. Незадолго до этого ПЛ была показана самому кайзеру Вельгельму;

1904 год 24 мая
Подарена России в знак признательности за выгодную сделку;

1904 год 7 июня
Под наименованием "передвижной предохранительный буй" отправлена по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня;

1904 год 25 июня
Выход в море с капитаном 2 ранга М.Н. Беклемишевым, который дал высокую оценку лодке. До этого момента желающих выйте в море на ПЛ не находилось;

1904 год июль - август
До 5 июля выходила в море для обучения экипажа, после чего была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова к использованию;

1904 год 21 августа
Зачислена в списки флота как миноносец, под наименованием миноносец "Форель". Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 25(22?) августа
Отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после транспортировки потребовалось всего два дня;

1904 год октябрь
После нескольких выходов в бухту Золотой Рог для обучения личного состава управлению ПЛ в подводном положении;

1904 год ноябрь
Так как торпеды должны быть доставлены только 29.03.1905, то поднята на берег и помещена в ангар (сарай);

1905 год 1 января
Зачислена в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. Возможно была зачислена 23.12.1904;

1905 год март
Вновь спущена на воду. В течение пяти месяцев с момента прибытия во Владивосток лодка была безоружной, поскольку не поступили заказанные Россией у завода "Шварцкопф" в Берлине 450-мм торпеды. Лодка выходила в боевое патрулирование в море с подводной лодкой "Дельфин", имевшей на борту русские торпеды. Боезапас доставили только 29.03.1905;

1905 год весна
С целью подготовки личного состава выходила в море, но только в сопровождении конвоира (надводного судна), позже - подводных лодок (чаще всего ПЛ "Дельфин"). Выходы совершались до бухты Улисс в проливе Босфор Восточный и в бухту Новик;

1905 год 9 мая
Переформирована в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта;

1905 год 4 июня
Переформирована в состав Отряда миноносцев Отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год 16 октября
Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта;

1907 год 8 декабря
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта;

1908 год
К 1908 году лодка уже характеризовалась как "небоеспособная, немореходная" и использовалась в учебных целях;

1908 год 1 апреля
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана;

1910 год 1 января
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана;

1910 год 17 мая
Под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого лодка вышла в бухту Новик. Плавая в надводном и подводном положениях в течение 6 часов, она разрядила аккумуляторную батарею и в базу была вынуждена возвращаться на буксире у борта подводной лодки "Бычок". В подводной лодке "Форель" находился только рулевой, входной люк для вентиляции лодки не был задраен. При буксировке лодка стала зарываться носом, и напором воды входной люк открыло. Командир лодки и два матроса успели спасти рулевого и перебраться на палубу подводной лодки "Бычок", но сама лодка затонула на глубине 26 метров. Обнаружили лодку на грунте методом траления в тот же день и при помощи водолазов и плавучего крана подняли на поверхность. Было решено перевезти "Форель" в Либаву, отремонтировать и использовать в качестве учебной, однако, отправка в Либаву не состоялась. ПЛ была законсервирована и хранилась в портовом элинге. По решению суда за "потопление, по неосторожности, вверенной ему лодки" л-т В.В. Погорецкий отстранен от командования ПЛ. Приговор утвержден 03.01.1911;

1910 год
Переведена в разряд вспомогательных судов;

1911 год 23 мая
Сдана к Владивостокскому военному порту на хранение;

1911 год 31 мая
Исключена из состава Сибирской флотилии;

после июня 1911 года
О дальнейшей судьбе подводной лодки "Форель" достоверных сведений нет. Известно, что в период гражданской войны лодка с сильно поврежденной надстройкой и демонтированными торпедными аппаратами хранилась на берегу во Владивостоке и в 1921 году была продана "правительством" промышленников Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и разобрана на металл. По другим источникам лодка была продана в Маньчжурию в 1912 г. В части источников указывается на передачу Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл после гражданской войны.




командиры:
(по данным источника №7)


1. Беклемишев 3-й М.Н. (25.06.1904) старший на борту
2. Фон-дер Рааб-Тилен Т.Л. (05.07.1904-20.05.1905, 20.05.1905-07.08.1906 - числился, командуя ПЛ "Касатка")
3. Штер А.П. (20.05.1905-22.10.1905) ВРИД
4. Фон Нерике К.К. (30.12.1906-19.03.1907) ВРИД
5. Гаевский Н.-М.Д. (19.03.1907-31.12.1909)
6. Погорецкий В.В. (05.11.1909-03.01.1911), 31.12.1909 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
7. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016