Rambler's Top100 Подводная лодка Джевецкого 1 варианта

Первый вариант подводной лодки С.К. Джевецкого.




1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ОДЕССА: Завод Бланшара

1

 «Подаскаф»

-

1877

1878

не вступала

 являлась экспериментальной



4. История проекта:


Еще в 1876 году С.К. Джевецким был разработан проект одноместной подводной лодки – «Подаскаф», которая в 1877 году была построена на его собственные средства Одесским заводом Бланшара с конца 1877 по август 1878 года

Это было крошечное судно своеобразной формы, с корпусом из листовой стали. Гребной винт имел привод велосипедного типа с педалями для ног. Кроме винта, гребной вал одновременно приводил в движение маленький насос, непрерывно удалявший из лодки испорченный воздух. Вся нижняя часть корпуса представляла собой балластную цистерну, над которой размещался резервуар со сжатым воздухом. Вода для погружения принималась из-за борта самотеком через специальный клапан. После заполнения балластной цистерны водой лодка погружалась почти полностью. Дальнейшая регулировка глубины погружения производилось путем изменения внутреннего объема корпуса, что достигалось посредством открытого наружу цилиндра, укрепленного в носовой части. С помощью специального винтового привода можно было передвигать поршень внутри цилиндра. Передвижение поршня вперед вытесняло воду из цилиндра, вследствие чего нос лодки становился легче и подвсплывал, при движении поршня в обратную сторону лодка погружалась немного глубже.

Сжатый воздух использовался для продувания водяного балласта при всплытии, а также для обеспечения дыхания человека в подводном положении. Этого запаса воздуха в лодке хватало не более, чем на 20 минут пребывания под водой. В верхней части корпуса имелся круглый вырез, закрытый стеклянным колпаком высотой 20 см, внутри которого помещалась голова человека, сидящего внутри. Для предохранения от повреждений колпак закрывала снаружи крестовина из толстой проволоки. В полупогруженном состоянии на поверхности оставался только этот колпак, сквозь который водитель наблюдал за морем и береговыми ориентирами. На высоте плеч в обшивке были прорезаны два круглых отверстия, которые изнутри закрывались герметическими крышками на барашках. Снаружи к этим отверстиям крепились резиновые рукава с перчатками. Уравняв давление внутри лодки с забортным, можно было открыть крышки и, всунув в них руки, производить операции за бортом.

Оружие лодки (мина) состояло из двух связанных между собой контейнеров, содержащих по 25 кг динамита каждый, имевших воздушные присоски для прикрепления к днищу атакуемого корабля. Они были вделаны в борта лодки ниже стеклянного колпака. Используя рукава, подводник должен был снять контейнеры, присоединить их к подводной части атакуемого судна, затем отойти на безопасное расстояние и взорвать мину с помощью электрического запала, провод к которому разматывался изнутри лодки.

Для управления по курсу в носовой части корпуса был установлен вертикальный руль обычного типа. Его румпель имел две рукоятки, поворачивая их, подводник осуществлял перекладку руля.

Эта подводная лодка испытывалась в 1878 году в течение 5 месяцев на Одесском рейде. 24 октября 1878 года С.К. Джевецкому удалось прикрепить мину к плашкоуту, стоящему на якоре, и взорвать его. Во время испытаний С.К. Джевецкий чуть не погиб, пытаясь пройти под яхтой "Эреклик", т.к. глубина под килем яхты была мала и подводная лодка не смогла под ней пройти.

После успешного применения оружия главный командир Черноморского флота и портов адмирал Н.А. Аркас (1816-1881) возбудил ходатайство перед Морским ведомством о целесообразности постройки таких лодок для использования их в прибрежной зоне против кораблей противника. Однако Морское министерство оставило проект С.К. Джевецкого без внимания. В связи с окончанием русско-турецкой войны подводную лодку С.К. Джевецкого в боевых условиях использовать не удалось.

Ни обтекаемый корпус, ни хорошо продуманная система погружения-всплытия не могли компенсировать его принципиальных недостатков: слабого мускульного двигателя, ненадежного оружия, мизерного времени пребывания под водой, ничтожной дальности плавания и трудность удержания нужного направления.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  общее, тонн: около 2 т
  кораблестроительные элементы  
  длина, метров: 4,5
  ширина, метров: 1,5
  высота, метров: 2,0
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  мины, штук:

1
  энергоустановка  
  тип: мускульный (ножной)
  обитаемость  
  экипаж, человек:

1

Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Сайт Центрального Военно-морского Музея (http://www.museum.navy.ru/mu3.htm).
- Александров Ю.А. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС "Бастион", №6, 2002г.
- Статья "Предания старины глубокой" (http://www.octopus.ru/archives/0300/090.htm).
- Статья Боженко П. "Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.".
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904 гг." АСТ Москва, Харвест Минск, 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017