Rambler's Top100 Подводная лодка Е-9. Тип "Е" I серии (ВМС Великобритании)

ПЛ Е-9
тип "Е" II серии
(ВМС Великобритании)




фотография:


Подводная лодка Е-9




историческая справка:


1912 год 1 июня
Заложена на верфи Виккерс (Vickers, Barrow-in-Furness) в Великобритании;

1913 год 29 ноября
Спущена на воду;

1914 год 16 июня
Вошла в состав ВМС Великобритании, зачислена в 8-ю Флотилию с базированием на Гарвич (Harwich);

1914 год 13 сентября
Уничтожила старый немецкий крейсер "Хела" (Hela, 2027 т);

1914 год 6 октября
Уничтожила германский миноносец "S-116";

1914 год 13 - 22 октября
13.10 вышла из Гарвича в Ярмут, откуда в 6 часов совместно с ПЛ Е-1 вышла в море с задачей перейти на Балтику в Либаву. Лодкам было приказано проходить Зунд ночью, чтобы избежать дозорных кораблей немцев между островом Рюген и шведским берегом, а затем искать случая атаковать немецкие корабли. По израсходовании горючего надлежало идти в Либаву. ПЛ Е-9, войдя в Зунд очень поздно, весь день 18.10 пролежала на грунте у мыса Куллен. С темнотой всплыла, и в ночь на 19.10 прошла Зунд, имела касание грунта. При выходе из узкости около полуночи была замечена германским миноносцем, который пытался ее преследовать. Весь день 19.10 шла под водой. Ночь на 20.10 провела на грунте у Моэнс-банки. Всплыв с рассветом, пошла к Арконе. В ночь на 21.10 произошло повреждение главного электромотора, вследствие чего лодка отказалась от захода в Данцигскую бухту и пошла прямо на Либаву. 22.10 утром была встречена у Либавы буксиром и проведена в порт;

1914 год 22 - 24 октября
Производила ремонт механизмов в Либаве. С помощью флагманского электротехника бригады, специально командированного в Либаву для встречи английских лодок, электродвигатель удалось наладить, так что он мог работать на малом и среднем ходу лодки. Присланное для лодок смазочное масло оказалось непригодным для английских машин, из-за чего до прихода в Ревель лодки могли рассчитывать лишь на имевшиеся у них свои запасы. Испытание торпеды, взятой с ПЛ "Крокодил", показало, что русские торпеды образца 1910 г. вполне подходят к английским аппаратам;

1914 год 25 - 30 октября
Боевой поход. 25.10 ПЛ Е-1, Е-9 и Крокодил вышли для совместной операции в Данцигскую бухту. Лодки выводились за тралами. 26.10 ПЛ Е-1 и Е-9 пришли в Данцигскую бухту, но из-за тумана ничего не обнаружили. Однако, одна из лодок немцами была в бухте замечена. 27.10 лодки, продолжая держаться в Данцигской бухте, никого не обнаружили. 28.10 ПЛ Е-9 находилась у мыса Хела, где заметила германский миноносец, с которым сблизиться не смогла. В 17 часов пошла к Готланду. Прошла южную оконечность Готланда около 7 ч. 30 м. 29.10 и дальше шла вдоль западного берега Готланда в расстоянии 14 миль от берега. В течении дня никого не обнаружила. Утром 30.10 ПЛ Е-1 и Е-9 встретились у Богшера. У Бенгтшера лодки были встречены русскими миноносцами и проведены в Лапвик;

1914 год 26 октября
Вместе с ПЛ Е-1 организацинно подчинена командованию Балийского флота России. Совершила на Балтике 40 боевых походов. В дальнейшем на английские ПЛ назначались русские офицеры связи (л-т фон Эссен А.Н. и л-т Страхов Б.П.) и радиотелеграфисты;

1914 год 2 ноября
Переведена в Ревель;

1914 год 15 - 22 ноября
Боевой поход. Совместно с ПЛ Е-1 вышла из Лапвика 15.11 в 16 ч. 25 м. имея задачей атаки кораблей германского флота на позиции в районе западнее о-ва Борнхольм. 17.11 ПЛ Е-9 обогнув с юга Борнгольм, в 13 ч. 43 м. обнаружила к норду от Арконы идущий зигзагом на норд крейсер тила "Газелле" ("Gaselle"). Погода была ясная, тихая, в море небольшая мертвая зыбь. В 13 ч. 55 м. выпустила с расстояния 2,5 каб. две торпеды. Обе торпеды пошли по поверхности и неправильно по направлению. В момент выстрела нос лодки показался из воды. Крейсер пытался таранить лодку, но ей удалось спастись от удара быстрым погружением на 18 м. Когда через 20 минут она вновь всплыла под перископ, крейсер уже уходил на норд. В 16 ч. 25 м. всплыла и пошла к Моэнс-Клинт. 18.11 подошла к Дорнбушу. В течение 18.11 и 19.11 крейсеровала под водой между Дорнбушем и Моэнс-Клинтом. Наблюдала лишь один, прошедший далеко от нее, пароход. 20.11 направилась к Борнгольму, где обнаружила лишь два железнодорожных парома. 22.11 пройдя к весту от Готланда, встретилась у Богшера с ПЛ Е-1 и миноносцами и вместе с ними вернулась в Лапвик;

1914 год 10 декабря
Перешла в Гельсингфорс;

1914 год 11 - 17 декабря
Боевой поход. По брошенному между лодками жребию ПЛ Е-9 должна была итти к Тромпер-Вик для атаки броненосных крейсеров, а ПЛ Е-1 - к Стевенс-Клинт - Фальстербо для атаки канонерской лодки и легкого крейсера. Лодки получили приказание не заходить севернее линии Стевенс-Клинт - Фальстербо и к весту от линии Гиедзер - Дарсерорт. 11.10 обе ПЛ вышли из Гельсингфорса и через Лапвик направились на свои позиции, проходя к весту от Готланда. ПЛ Е-9 13.11 в 7 часов подошла к Арконе. Ничего не обнаружив в Тромпервик, пошла в Прорервик, приблизившись под водой к Зассницу на 2,5 мили. Найдя в порту только три парохода и паром, снова направилась к Арконе. В 15 часов обнаружила миноносец, но подойти к нему ближе 5 миль не удалось. В 17 часов всплыла и начала зарядку, во время которой отломалась лопасть гребного винта. Повреждение было серьезным, так как вызывало сильную вибрацию вала. ПЛ пошла на линию дозора к весту от Готланда, где в течение 15.12 крейсеровала между Готландом и северной оконечностью Эланда. Никого не обнаружив, направилась в Лапвик, куда прибыла 17.12;

1914 год 17 - 19 декабря
Боевой поход. После получения сведений о противнике вышла из Лапвика 17.12 в 19 ч. 45 м. на позиции в районе острова Готланд. 18.12 в 15 ч. прибыла на позицию, но уже никого не обнаружила. В 16 часов направилась обратно в Лапвик, при этом в пути заклинился левый вал. 19.12 в 15 ч. 45 м. возвратилась в Лапвик;

1914 год декабрь
Перешла в Ревель и 22.12 встала в ремонт;

1915 год январь
В середине января окончен ремонт;

1915 год 24 - 31 января
Боевой поход. 24.1 вышла на позицию в районе западнее о-ва Борнхольм для атаки германских кораблей, несущих в этом районе сторожевую службу. Получив сведения о посадке на мель у Стейнорта германского крейсера, командующий русским флотом приказал по радио вышедшей уже в море ПЛ Е-9 идти к Стейнорту для атаки сидящего на камнях корабля. ПЛ подошла к указанному месту, когда крейсер уже снялся с мели и ушел. Опоздала ПЛ и в южную часть моря к тому времени, когда там на буксирах растаскивались поврежденные германские корабли. 29.1 обнаружила у Моэнс-Клинта два германских миноносца, атаковала один из них двумя торпедами, слышала взрыв торпеды и поэтому сообщила командованию о потоплении германского миноносца. В действительности торпеда взорвалась вблизи миноносца от удара ее о грунт, не причинив повреждений миноносцу. 31.1 вернулась в Ревель;

1915 год 28 апреля - 4 мая
Боевой поход. 28.4 вышла позицию в районе маяка на мысе Дагерорт, восточнее побережья острова Готланд. Находясь в телефонной связи с маяком, ПЛ должна была при появлении противника действовать в северной части Балтийского моря. Получив сведения об операциях германских кораблей у Курляндского побережья и ожидая их появления и в северной части Балтийского моря, русское командование направило ПЛ к восточному побережью Готланда. С 30.4 по 3.5 крейсерствовала в указанном районе, но германские корабли ограничились действиями у Курляндского побережья. Не обнаружив неприятеля, 4.5 вернулась к Дагерорту;

1915 год 5 - 12 мая
Боевой поход. Догадываясь, что немцы готовят операцию против Либавы, вечером 5.5 ПЛ Е-9 была отправлена на позицию в районе Либавы. 7.5 крейсерствовала на широте Либавы, но случая атаковать противника так и не представился. 8.5 спустилась к Брюстерорту, где обнаружила возвращавшиеся из дозора в Нейфарвассер для приемки угля миноносцы "S-20" и "S-23". Атаковала "S-20" выпустив две торпеды из носовых аппаратов. Торпеды прошли мимо. Миноносец видел следы торпед и даже рубку лодки, но вследствие густого тумана потерял ее из вида раньше, чем успел открыть огонь. После атаки ПЛ направилась к Дагерорту. Район Либавы она прошла ночью, поэтому и не обнаружила сосредоточенных здесь германских сил. Это следует отнести за счет недостаточной осведомленности командира об обстановке. Повидимому, он даже не знал о развертывающейся операции немцев против Либавы, хотя русское командование, посылая лодку уже имело о ней сведения. Возвращаясь к Дагерорту ПЛ шла, видимо, вслед за отрядом германских линейных кораблей. Цепь немецких дозорных крейсеров лодка прошла ночью. Таким образом, она на рассвете оказалась между отрядом линейных кораблей и дозорными крейсерами. При получении сведений об отходе прикрывавших операцию германских сил, ПЛ вновь была выслана от Дагерорта с задачей действовать на путях сообщения между Мемелем и Либавой. Следуя в назначенный ей район, ПЛ на широте Фильзанда обнаружила впереди себя идущий на зюйд отряд германских линкоров. Опознав правильно класс и тип кораблей, ПЛ следила за ними до того момента, когда они, повернув в направлении Либавы, скрылись из вида. В действительности линейные корабли оставались в море, отойдя лишь за линию дозора. ПЛ следуя далее к Либаве, прошла вне их видимости. 11.5 в 6 часов, находясь вблизи Паппензе, обнаружила на норд-ост дымы, после чего погрузилась и пошла в атаку. Поднырнув под концевым миноносцем в 8 ч. 07 м. выпустила из обоих носовых аппаратов торпеды по броненосному крейсеру "Роон" ("Roon"). Крейсер, заметив выстрел, отвернул, положив руль на борт и дав самый полный ход. Обе торпеды прошли в нескольких метрах за кормой "Роона". Охранявшие крейсер от подводных лодок миноносцы не могли дать большей скорости, вследствие чего они были вынуждены отказаться от зигзагирования и шли прямым курсом. Это облегчило лодке прорыв охранения. Один из миноносцев увидев след торпеды, а затем и перископ, повернул, чтобы таранить лодку, одновременно открыв огонь из носового орудия, но вскоре потерял цель. В 8 ч. 28 м., следуя контркурсом, ПЛ выпустила торпеду из левого бортового аппарата с дистанции 200 м по головному транспорту "Индианола" ("Indianola"). Торпеда в цель не попала, видимо, пройдя под килем. В 8 ч. 30 м. ПЛ выпустила торпеду из кормового аппарата по второму транспорту "Инкула" ("Inkula"), командир которого, заметив след торпеды, от нее отвернул. Торпеда взорвалась о грунт, не дойдя до корабля, создав при этом впечатление попадания в корабль. Уже под выстрелами миноносцев ПЛ, перезарядив носовой аппарат, выпустила в 8 ч. 33 м. пятую торпеду, которая прошла в 30-50 м за кормой транспорта. После атаки ПЛ направилась в Ревель. Для преследования лодки немцами был выслан к месту атаки самолет, который обнаружить ее не смог. На обратном пути у Готланда ПЛ встретила отозванный из дозора крейсер "Данциг". Вернувшись 12.5 в Ревель, командир ПЛ, считая, что он потопил транспорт, донес об этом командованию;

1915 год 20 - 29 мая
Боевой поход. 20.5 вышла в море из Ревеля с заданием пройти в район Готска-Сандэ, оттуда вдоль Готланда к Хоборгу, затем в район Мемель-Либава. После крейсерства в последнем районе разрешалось пройти вдоль западного берега Германии к Брюстерорту и далее к Риксхефту, не заходя южнее линии Брюсте-рорт-Риксхефт, или же идти от Полангена на запад и затем на юг с расчетом выйти между маяками Риксхефт и Стило, где лодка должна была пронаблюдать некоторое время за движением кораблей противника. 21.5 провела в районе Готска-Сандэ. 22.5 мая крейсерствовала на путях Либава-Мемель. 23.5 отряд из трех броненосных крейсеров, заградителя "Дейчлянд" и миноносцев вышел из Нейфарвассера для повторения заградительной операции. Незадолго до выхода отряда, ПЛ Е-9, находясь у Паппензе, безрезультатно атаковала, выпустив торпеду из бортового аппарата транспорты-матки тральщиков "Индианола" ("Indianola") и "Инкула" ("Inkula"), возвращавшиеся в Нейфарвассер после выгрузки в Либаве доставленных ими моторных тральщиков. Выпущенная лодкой торпеда прошла мимо, причем атака лодки не была замечена ни транспортами, ни охранявшими их двумя сторожевиками. Таким образом, эта атака осталась, видимо, неизвестной для выходящего на операцию германского отряда. Однако, имея сведения о неоднократном обнаружении в предшествовавшие дни в этом же районе ПЛ "Акула", отряд направился в море через протраленный фарватер у Риксхефта, а не пошел вдоль берега до широты 56°, как это делалось раньше выходящими из Нейфарвассера кораблями. Таким образом, отряд избежал встречи с ПЛ Е-9. В это же время ПЛ после неудачной атаки транспортов 23.5 решила итти к Риксхефту. Ввиду того что лодке предстояло проходить район, изобилующий русскими минными заграждениями, она предварительно поднялась к Готланду для точного определения своего места. Утром 24.5 она подошла к Риксхефту, где держалась весь день в 10 милях от берега, чтобы себя не обнаружить. 26.5 в 5 часов обнаружила возвращающиеся из заградительной операции корабли. ПЛ не смогла сблизиться для атаки - корабли прошли в 6 милях от нее. Но зато ей удалось установить состав отряда (в том числе и наличие в отряде заградителя) и, что впоследствии имело еще большее значение, - входной фарватер у Риксхефта в Нейфарвассер. Пройдя после этого еще раз на линию Либава-Мемель, ПЛ 29.5 вернулась в Ревель;

1915 год 4 - 7 июня
Боевой поход. Вышла в 17 часов 4.6 на позицию в 44 милях на юго-запад от Дагерорта. В 6 ч. 30 м. 5.6 на своей позиции заметила в 6 милях неприятельскую лодку, идущую в надводном положении (U-26, которая возвращалась из устья Финского залива). Обе лодки одновременно погрузились и больше друг друга не видели. Командир ПЛ Е-9 решил перейти из этого района на зюйд. Следуя а этом направлении в в 14 ч. 35 м. обнаружила на горизонте две мачты. Повернув на них, через некоторое время рассмотрела один легкий крейсер, один транспорт и четыре эскадренных миноносца. Два миноносца стояли у борта транспорта и грузили уголь. В 17 ч. 30 м. в тот момент, когда миноносцы, окончив погрузку, начали отходить от транспорта, а крейсер направился к нему, ПЛ атаковала крейсер "Тетис" ("Thetis"), выпустив в него торпеду из левого бортового аппарата, и группу стоящих у транспорта миноносцев, выпустив в них две торпеды из носовых аппаратов. Выпущенная в "Тетис" торпеда шла неправильно, часто выскакивала из воды и под конец начала описывать кривую, вследствие чего крейсеру пришлось дважды уклоняться - торпеда прошла у него близко за кормой. Две другие торпеды попали: одна в корму транспорта "Дора Гуго Стиннес XII" ((Dora Hugo Stinnes XII, 3000 т.), другая в нос отходившего от него миноносца "S-148". Крейсер и миноносцы открыли энергичный огонь из пушек по месту выстрела, от которого ПЛ уклонилась погружением. Атакованный транспорт через 1,5 часл затонул. "S-148" погрузился носовой частью до мостика и с большим трудом на буксире "S-149" под конвоем "Тетиса" смог дойти до базы. ПЛ в "22 часа всплыла и направилась к Хальмудену. 6.6 противника не обнаружила и 7.6 в 19 часов вернулась в Ревель;

1915 год 14 - 17 июня
Боевой поход. 14.6 командующий флотом, получив сведения о посадке у Куришгафской косы линейного корабля "Виттельсбах", выслал в этот район ПЛ Е-9. 15.6 около 18 часов прибыла к Паппензе. На ночь отошла для зарядки в море. Вследствие сильного ветра с норда за ночь ПЛ снесло. Не учтя сноса ПЛ проложила курс на Мемель, прошла через русское заграждение, поставленное миноносцами в 1914 году, имея при этом осадку 14-15 футов (4,55 м). Подойдя в 3 ч. 30 м. 16.6 на 15 каб. к берегу в 8-10 милях южнее Мемеля, направилась под водой 3-узловым ходом вдоль берега, в 15-20 каб. от него. Дойдя до знака Сарку направилась между заграждениями к южной оконечности Готланда, затем повернула на Эсгергарн, к которому подошла для определения места в 4 часа 17.6. Далее направилась в Ирбенский пролив. Не доходя немного Люзерорта встретила германский миноносец, высланный для навигационного обеспечения готовящейся ночью заградительный операции у Ирбена. На фокмачте миноносца был замечен человек. Вследствие мелководья лодке только с большим трудом удалось пройти незамеченной миноносцем. В 22 ч. 30 м. прибыла в Аренсбург;

1915 год 21 - 22 июня
Боевой поход. Вечером 21.6 вышла в море в связи с обнаружением германских кораблей у Утэ. Имела приказание идти на позицию к весту от Стейнорта, где крейсеровать в ожидании противника. 22.6 в 9 ч. 30 м., находясь на позиции, обнаружила крейсеры "Аугсбург" и "Любек" и четыре миноносца, идущие с норда переменными курсами. Лодка вышла им на курс с расчетом пройти с головы внутрь охранения, но, подняв перископ, увидела, что противник повернул на зюйд-ост, видимо, направляясь на фарватер к Стейнорту. Не доходя миль 15 до берега, отряд германских кораблей снова повернул на зюйд. Лодка легла вслед за ним на фарватер к Стейнорту и установила как его направление, так и систему ограждения. Ввиду полного штиля и отсутствия провизии, направилась обратно в Рижский залив, причем на обратном пути, вследствие навигационной ошибки, повернула к берегу раньше, чем следовало, и опять оказалась на русских заграждениях, поставленных у Виндавы. Заметив свою ошибку, немедленно погрузилась и прошла под водой 5 миль. В 23 часа 22.6 вернулась к Церелю. Позже перешла в Ревель;

1915 год 28 июня - 4 июля
Боевой поход. Утром 28.6 вышла из Ревеля на позицию к норд-весту от Стейнорта. В 9 часов 29.6 прибыла на назначенную ей позицию и обнаружила подводную лодку в надводном положении. Зная, что в этом районе должна находиться ПЛ "Минога", ПЛ Е-9 под водой отвернула от нее. В течение 29.6 и 30.6 крейсерствовала в районе Стейнорта. 1.7 получила приказание идти к Риксхефту. 2.7 на позиции у Риксхефта, держалась в районе выявленного 25.5 мая немецкого фарватера. В 14 ч. 45 м. обнаружила выходившие крейсера в расстоянии 4 миль от себя в тот момент, когда они находились в 6 милях от Риксхефта между двух полос тумана. Крейсеры шли полным ходом. В 15 часов с расстояния 400 м (2,2 каб.) выпустила торпеды из обоих носовых аппаратов в головной корабль. ПЛ при этом считала, что она атакует корабль типа "Дейчлянд" или "Брауншвейг". Атакованный лодкой броненосный крейсер "Принц Адальберт" ("Prinz Adalbert", 9087 т), заметив пузырь от выстрела, перископ и след торпеды, дал самый полный ход. Первая торпеда попала в корпус под мостиком, вторая взорвалась о грунт под кормой. Один из миноносцев сразу же пошел таранить лодку. Пронаблюдав попадание и видя идущий на нее миноносец, ПЛ дала ход и, приняв воду в добавочную систерну, быстро ушла на глубину, едва избежав таранного удара. На 43 футах (12 м) лодка ударилась о грунт. "Принц Адальберт", получивший при взрыве большие повреждения, направился к берегу на мелкое место, а когда выяснилось, что корабль возможно удержать на плаву - пошел в Киль, так как увеличившаяся осадка не позволяла войти ни в какой иной порт. Возвращавшиеся вечером 2.7 из набеговой операции германские крейсеры пришли в Нейфарвассер, пройдя с особыми мерами предосторожности мимо Риксхефта. ПЛ Е-9 наблюдала их, но не смогла подойти ближе 15 каб. Вечером 2.7 направилась обратно в базу, и 4.7 в 5 часов прибыла в Ревель. Командир ПЛ награжден орденом Святого Георгия IV степени;

1915 год 29 июля - 2 августа
Боевой поход. Вышла из Ревеля 29.7 в 20 часов и через пост Дагерорт получила приказание идти через Эстергарн к Либаве. 30.7 проходя мимо Эстергарна наблюдала издали взрыв "Аахена". 31.7 подошла на 8 миль к Либаве. Несмотря на сильное волнение, заметила в гавани не менее девяти военных кораблей. Не обнаружив в море кораблей противника и объясняя это тем, что район этот слишком опасен от мин, утром 2.8 вернулась в Ревель;

1915 год 8 - 13 августа
Боевой поход. Вышла в 19 часов 8.8 из Ревеля на позицию в районе мыса Стейнорт. В 6 часов 9.8, проходя мимо Дагерорта, получила от него сведения, о том, что в море находятся значительные германские силы и что возможна встреча с русскими кораблями. В 7 ч. 12 м. обнаружила крейсер "Аугсбург" с зигзагирующим у него под носом миноносцем. Попытка его атаковать не удалась, вследствие поворота крейсера на 90° влево. Когда крейсер скрылся, ПЛ всплыла и пошла дальше на свою позицию. В 11 ч. 30 м. обнаружила три линейных крейсера с одним легким крейсером и миноносцами. Противник прошел в 10 милях от ПЛ. Когда корабли скрылись, ПЛ всплыла и шла вслед за ними, следуя их движениям. В 12 ч. 30 м. расстояние до противника стало уменьшаться. В расстоянии 15 миль ПЛ погрузилась и пошла в атаку. Вследствие изменения противником курса, ПЛ не удалось сойтись ближе 20 каб. В 15 ч. 30 м. противник скрылся на зюйд-вест. ПЛ всплыла и последовала вслед за ними. В 16 ч. 30 м. противник снова был обнаружен. ПЛ погрузилась и в течение 4-х часов пыталась с ним сблизиться, но ближе 8 миль подойти не удалось. В 20 ч. 49 м. всплыла и увидела идущий с зюйд-веста на соединение с противником еще один отряд кораблей. Были видны лишь верхушки труб. ПЛ полным ходом вернулась к Дагерорту, чтобы предупредить о нахождении столь больших и быстроходных сил противника, зашедших так далеко на север. По пути к Дагерорту ночью три раза была вынуждена погружаться, встречаясь с дозорными кораблями противника. К Дагерорту подошла в 6 часов 10.8. Донеся командованию о противнике, немедленно вышла от Дагерорта и вскоре же увидела на севере дым крейсера "Аугсбург". До полудня три раза пыталась атаковать, но ни разу не смогла сблизиться с ним менее 8 миль. "Аугсбург" и бьивший с ним миноносец "V-99" видели около 7 часов ПЛ в тот момент, когда она погружалась, и вследствие этого в дальнейшем избегали приближаться к этому району. В полдень на дистанции 15 миль наблюдала эскадру германских линейных крейсеров и пять легких крейсеров, прошедших на юг после обстрела Утэ. В 13 ч. 20 м. направилась на позицию к Эстергарну. В этот день больше противника не наблюдала. 11.8 у Эстергарна кораблей противника не наблюдала. Вечером направилась на норд. 12.8 в 9 ч. 45 м. наблюдала в районе Готска-Сандэ крейсер "Штральзунд", шедший на запад. Крейсер прошел в 8-ми милях от лодки. В 14 ч. 34 м. наблюдала еще один крейсер, прошедший очень далеко от нее. В 17 ч. 04 м. в 40 милях от Дагерорта обнаружила на зюйд неприятельскую ПЛ в надводном положении. Это была "UC-4", всплывшая из-за неисправности механизмов. Приблизившись, ПЛ Е-9 обнаружила, что "UC-4" стоит с застопоренными машинами с диферентом. С дистанции 300 м (1,75 каб.) ПЛ Е-9 выпустила две торпеды. Одна торпеда прошла под рубкой, вторая - под кормой, установка глубины торпед 6 футов (1.8 м). Заметив выстрел, "UC-4" дала ход и пошла на погружение. В момент ухода в воду ее боевой рубки ПЛ Е-9 выпустила торпеду из траверзного аппарата, но также безрезультатно. Не видя больше неприятельской лодки, направилась под водой далее на норд. В 21 ч. 28 м. всплыла и в 4 часа 13.8 подошла к Дагерорту, а затем начала возвращение в Ревель. По пути у входа в Моонзунд в 7 ч. 34 м. обнаружила на своем правом крамболе в 4 каб. перископ подводной лодки, от возможной атаки которой увернулась повооротом (это была ПЛ "U-9"). 13.8 возвратилась в Ревель;

1915 год 14 - 17 августа
Боевой поход. Вечером 14.8 вышла из Ревеля на позицию в 60 милях на зюйд-вест от Дагерорта. Утром 15.8 прибыла на позицию. За весь день никого не обнаружила. В 4 ч. 35 м. на своей позиции сквозь мглу и дождь заметила приближающиеся линейные крейсеры противника. Погрузилась, но была обнаружена крейсером "Зейдлиц". Крейсеры повернули в 40 каб. от ПЛ на 90° и вскоре исчезли во мгле. Оставаясь в течение всего дня на прежней позиции, наблюдала временами лишь дымы кораблей, находящихся от нее на большом расстоянии. Выдав противнику свое местонахождение позволила ему в дальнейшем принять меры для уклонения. В 10 часов 17.8 крейсер "Зейдлиц" сквозь мглу н дождь опять обнаружил ПЛ и открыл по ней огонь. ПЛ Е-9, погрузившись, ничего не смогла рассмотреть через перископ. В 13 часов направилась к Дагерорту и затем в Ревель;

1915 год 21 - 22 августа
Боевой поход. Обеспечивала встречу ПЛ Е-8, прибывающей из Англии, в районе мыса Дагерорт. Прибыв в сопровождении миноносца утром к Дагерорту, стала вблизи него на якорь. Простояв до вечера на якоре и никого не обнаружив, на ночь легла на грунт. Утром 22.8 встретила ПЛ Е-8. Все три корабля вместе перешли в Ревель;

1915 год 29 августа - 3 сентября
Боевой поход. Вечером 29.8 вышла из Ревеля на позицию между Бакгофеном и Готландом. ПЛ предписывалось пробыв на этой позиции одни сутки затем перейти на позицию к Эстергарну. 30.8 в 18 ч. 20 м. прибыла на позицию. В 19 часов наблюдала дымы на зюйд-ост, а в 19 ч. 35 мин. обнаружила подводную лодку "U-26". Обе лодки погрузились и более друг друга не видели. 31.8 был сильный шторм от веста. Продержалась весь день под водой на той же позиции. 1.9 обнаружила и опознала ПЛ "Гепард". Весь день провела на позиции у Эстергарна, держась с 18 ч. 45 м. до 1 часа 2.9 под водой. С рассветом 2.9 снова погрузилась и, так как шторм не уменьшался, решила возвратиться в Ревель, куда и пришла утром 3.9;

1915 год 10 - 12 сентября
Боевой поход. Обеспечивала встречу ПЛ Е-18 и Е-19, прибывающих из Англии, в районе мыса Дагерорт. Была выслана на встречу в сопровождении миноносца "Громящий". Переночевала на грунте у Дагерорта и утром получила от командования сведения о нахождении в море германских легких крейсеров. Вместе с миноносцем направилась на позицию в 15 милях мористее Дагерорта. В 11 ч. 50 м. миноносец обнаружил крейсер "Аугсбург". ПЛ погрузилась и пошла в атаку. В 20 каб. "Аугсбург" повернул влево на 90°, вследствие чего атака сорвалась. К вечеру миноносец и лодка вернулись к Дагерорту. 12.9 обе английские лодки подошли к Дагерорту, где были встречены русским миноносцем и ПЛ Е-9. После этого все четыре корабля перешли в Ревель;

1915 год 21 - 29 сентября
Боевой поход. 21.9 вышла позицию в районе западнее Ирбенского пролива с целью воспрепятствовать германской операции прорыва в Рижский залив. Подойдя к Дагерорту и не получив новых приказаний, направилась на позицию ко входу в Ирбенский пролив. Около 8 часов наблюдала на вест от Дагерорта три двигающихся на север дыма, а позже еще дым, приближавшегося к Дагерорту крейсера "Бремен". Крейсер обнаружил одну из лодок противника и отошел на вест. В течение всего дня 22.9 находилась на позиции на подходах к Ирбену. В течение 23.9 и 24.9 крейсерствовала на назначенной ей позиции. Никого не обнаружив и считая, что операция прорыва в Рижский залив задержана немцами из-за свежей погоды, направилась искать противника в северной части Балтийского моря. Пройдя к Эстергарну, а оттуда к востоку от Готска-Сандэ и, никого не обнаружив, утром 26.9 вернулась в Ревель;

1915 год 17 - 26 октября
Боевой поход. Вышла из Ревеля вечером 17.10 и направилась к маяку Хуфвудшер. 18.10 приближаясь к шведскому берегу начала встречать пароходы, идущие в виду берега с зюйда на норд и обратно. В 13 ч. 30 м. остановила и осмотрела датский пароход, так как документы были в порядке, пароход был отпущен. Придя на видимость Ландсорта стала крейсерствовать в этом районе. Наблюдала много пароходов. Погода была тихая и ясная. В 18 ч. 45 м. был остановлен пароход "Седерхамн" ("Soederhamn", 2027 т., по другим данным - 1500 т.) под германским флагом. Капитан был вызван с бумагами на ПЛ, а команде приказано покинуть пароход. По бумагам значилось, что пароход везет лес из Швеции в Голландию. Посланная на пароход подрывная партия открыла кингстоны и у днища в машинном отделении взорвала 18-фунтовой толловый патрон. Пароход осел в воду, но не тонул. На следующий день ПЛ выяснила, что пароход снесло на камни около Хефрингэ. По немецким данным, команда парохода видя, что он не тонет, вернулась на пароход и привела его в ближайший порт. Уже в темноте, около 20 часов, ПЛ нагнала пароход без огней, оказавшийся большим океанским товаро-пассажирским пароходом линии Гамбург-Америка "Пернамбуко" (Pernambuco, 4800 т), с грузом в 8000 тонн руды из Лулео в Штеттин. Пароход был остановлен пулеметным огнем и по требованию ПЛ прислал шлюпку с офицером. После того как команда покинула пароход, он был подорван 18-фунтовым патроном Так как его погружение в воду шло очень медленно, через час в него была выпущена торпеда, и пароход затонул. Ночью, заряжаясь, лодка крейсерствовала между Готска-Сандэ и шведским берегом. Были замечены несколько пароходов, направлявшихся на зюйд. 19.10 в 7 ч. 30 м. ПЛ обнаружила пароход под германским флагом. Это оказался "Иоханнес Русо (Johannes Russ, 1750 т.) с грузом кокса, следовавший, согласно бумагам, из Гамбурга в Швецию. Прибывший на лодку помощник капитана доложил, что пароход должен был принять в Швеции для Германии руду. Пароход был подорван двумя полуфунтовыми патронами, подложенными под трубы циркуляционной помпы. Тонул он очень медленно. ПЛ погрузилась и пошла на зюйд, но вскоре легла на норд, так как в перископ был обнаружен шведский миноносец, идущие к тонущему пароходу. Около 10 ч. 30 м., идя на норд, ПЛ сблизилась с пароходом под германским флагом, направлявшимся к Ландсорту. Всплыв, она остановила пароход. Это оказался пароход "Далельфвен" (Dal Alfoen, 1050 т.) с грузом руды. ПЛ сигналом приказала команде покинуть пароход. Шведский миноносец, находившийся в это время севернее вблизи тонувшего "Иоханнес Русс", взятого уже на буксир шведским спасательных пароходом, направился полным ходом к лодке. Не имея возможности получить бумаги с парохода, лодка погрузилась и, выждав когда команда отошла от борта, выпустила торпеду, которая прошла под кормой парохода. Вскоре после выстрела к пароходу подошел шведский миноносец. ПЛ всплыла и, подняв флаг, подошла к миноносцу, который уже брал к себе со шлюпок команду парохода. Командир миноносца сказал, что лодка находится в шведских водах, но после объяснений признал, что пароход находится в 5 милях от берега, т.е. вне территориальных вод, и по просьбе командира лодки отошел от парохода. Оставаясь в надводном положении, лодка выпустила из кормового аппарата торпеду. Торпеда попала и пароход быстро затонул, подняв вверх корму. После этого лодка направилась на зюйд и, выйдя из видимости Ландсорта, легла на зюйд-вест к шведскому берегу. Вечером засвежело и ночь ПЛ провела на грунте в устье Кальмар-Зунда на глубине 40 м. Пароход "Иоханнес Русс" был взят на буксир пароходом шведского спасательного общества. Он был почти доведен до Хефрингэ, где вследствие неожиданного взрыва в кормовой части быстро затонул. Немцы считали, что причиной взрыва был выстрел торпедой. Однако, это предположение не соответствует действительности. 20.10 весь день ПЛ крейсеровала между Готландом и Эландом. Движение пароходов было небольшим. Германских пароходов не было вовсе. В течение дня ПЛ пропустила без осмотра шесть шведских пароходов с грузом леса. Ночью, считая, что движение немецких пароходов приостановлено, пошла на зюйд к германскому побережью. Утром 21.10 подошла к Штольпмюнде и в течение дня крейсерствовала в этом районе. Ни одного корабля обнаружено не было. Ночь провела, лежа на грунте в 6 милях на норд от Штольпмюнде. Днем 22.10 крейсерствовала в том же районе. Не обнаружив ни одного корабля вечером направилась к Хоборгу. 24.10 двигалась под водой вдоль западного побережья Готланда. Движение пароходов было небольшим. В 16 часов в 2 милях от ПЛ курсом зюйд строем фронта прошли два больших дозорных германских миноносца. С темнотой всплыла и пошла к Готска-Сандэ. 24.10, еще в темноте, от Готска-Саддэ повернула к Ландсорту. Весь день крейсерствовала в его видимости. Коммерческое движение было значительное, но немецких пароходов не было видно. С темнотой всплыла и направилась между Готска-Сандэ к Коппарстенарне, а затем к маяку Алмагрундет. 25.10 крейсерствовала под водой в пределах видимости маяка, но и здесь немецких пароходов не было видно. В 14 часов всплыла и направилась к Даго. Вскоре, вблизи одного из проходящих нейтральных пароходов, обнаружила подводную лодку, которая быстро погрузилась. Это могла быть либо "U-9", либо "U-66", крейсерствовавшая в этом районе в ожидании возвращения парохода "Александра", у которого она ходила на буксире для нападения на останавливающие его подводные лодки. Утром 26.10 ПЛ Е-9 вернулась в Ревель;

1915 год 2 - 8 ноября
Боевой поход. Вечером 2.11 вышла из Ревеля с приказанием идти в район к весту от Готланда для уничтожения немецких пароходов, которые по имевшимся сведениям теперь совершали переходы в составе конвоев. После выхода направилась к Готска-Сандэ. Около полудня 3.11, огибая с севера Готска-Сандэ, была вынуждена уйти под воду, чтобы избежать встречи со шведским миноносцем. В течение второй половины суток 3.11 и первой половины 4.11 крейсерствовала под водой на путях движения пароходов. За исключением двух нейтральных пароходов, других судов не было замечено. В полдень перешла на позицию к северной оконечности Эланда. Находясь на этой позиции дважды обнаруживала между собой и островом Карлсеар немецкие миноносцы, ходившие парами. Ночь провела под водой. Утром, обнаружив, что погода сильно засвежела, после зарядки направилась под водой к Хоборгу, считая, что немецкие миноносцы будут укрываться у Хоборга от свежего ветра и волны. Придя к Хоборгу никого там не обнаружила. Погода засвежела. Волной была сломана и унесена мачта. Обойдя мыс легла на грунт южнее Фалуддена. 6.11 крейсерствовала в районе между Готландом и Эландом. Несколько раз ПЛ приходилось уходить под воду от показывавшихся на горизонте немецких миноносцев, которые ходили парами, неся дозор между южной оконечностью Готланда и северной оконечностью Эланда. Коммерческих судов, кроме двух датских пароходов, замечено не было. На ночь пошла в устье Кальмар-зунда. В этом же районе крейсерствовала и днем 7.11. Был замечен коммерческий корабль неизвестной национальности, сидевший на камнях у шведского берега. Корма парохода была под водой. Подойти близко в подводном положении ПЛ не могла из-за малых глубин, всплыть же на поверхность было нельзя из-за присутствия двух шведских миноносцев. Это был один из двух, севших на камни и погибших германских пароходов ("Клаус Хорн", 2700 т. и "Лулеа", 2500 т.). Пароходы сели на камни в северной части Кальмар-зунда, пытаясь пройти по новому и малознакомому фарватеру, чтобы избежать встречи с подводными лодками. В течение дня опять наблюдала появление немецких миноносцев, но вследствие большого расстояния до них атаковать не смогла. Движение коммерческих пароходов через Кальмар-зунд было небольшим. Проходили лишь нейтральные пароходы небольшого водоизмещения. Вечером всплыла и направилась в базу. 8.11 в 11 ч. 30 м., идя от Дагерорта в Ревель к осту от Тахконы в 300 м справа по носу обнаружила перископ подводной лодки. Это была немецкая лодка "U-9". ПЛ Е-9 повернула на перископ и пыталась таранить "U-9", но ей удалось избежать таранного удара. От Оденсхольма ПЛ Е-9, имея сведения, что в этом районе были замечены немецкие лодки, шла под водой. Вечером 8.11 вернулась в Ревель;

1915 год 18 - 27 ноября
Боевой поход. Вечером 18.11 вышла из Ревеля для действия на коммуникациях Либава - Мемель - Брюстерорт. Согласно требованиям английского адмиралтейства в отношении всех английских лодок, действующих на Балтике, было запрещено останавливать нейтральные пароходы, обстреливать германские береговые посты и заходить в нейтральные воды. В ночь на 20.11 пришла на позицию у Полангена. По пути пересекла край немецкого заграждения Н-1. Погрузившись с рассветом, приблизилась к берегу и пошла вдоль него на зюйд. Вскоре был замечен тральщик и буксирный пароход с пустым лихтером на буксире. ПЛ их не атаковывала. Еще через 3,5 часа с севера под берегом прошли два малых парохода в сопровождении тральщика. ПЛ их не атаковала, хотя и имела возможность, считая, что только корабли, идущие на север, могут везти снабжение для германской армии, и что атака этих неценных пароходов остановит все дневное движение немецких судов в этом районе. Больше в этот день никого не встретила. Вечером всплыла и перешла на позицию к Брюстерорту. С утра 21.11 под водой начала крейсерствовать на пути движения коммерческих пароходов. В этот день наблюдала лишь четыре вооруженных тральщика. До полудня 24.11 оставалась в этом районе, крейсерствуя днем под водой и производя ночью зарядки. За это время наблюдала лишь два миноносца, сблизиться для атаки с которыми не удалось. Во второй половине дня снова перешла к Полангену. 25.11 опять крейсерствовала под водой на прибрежном фарватере. Густой снег мешал наблюдению. Никого не обнаружив, направилась к Форэ, при этом опять прошла через немецкое заграждение Н-1. В ночь на 27.11 вернулась в Ревель;

1915 год 11 - 13 декабря
Боевой поход. В 20 ч. 15 м. 11.12 вышла из Ревеля на позицию в районе остров Готланд - остров Эланд. К ночи разыгрался сильный шторм со снегом. Утром 12.12, находясь в 40 милях от Даго, была вынуждена из-за большой волны погрузиться. При этом обнаружилось, что кормовые горизонтальные рули не действуют. Командир попробовал идти, управляясь одними носовыми рулями и диферентуя лодку, но это оказалось слишком тяжело и он решил вернуться в базу. Утром 13.12 вернулась в Ревель. Оказалось, что рули были повреждены, когда около нее швартовалась одна из лодок, вернувшихся с моря за несколько дней до выхода в море ПЛ Е-9;

1915 год - 1916 год зима
Прошла ремонт. Установка на ПЛ торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного средствами порта Императора Петра Великого (Ревель);

1916 год 14 - 23 мая
Боевой поход. Находилась на позиции в районе островов Эстергарн - Хоборг - Борнхольм. Безуспешно;

1916 год 9 - 15 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. 13.6 перед Либавой атаковала двумя торпедами германский тральщик - промах;

1916 год 28 июня - 5 июля
Боевой поход. Находилась на позиции в районе мыса Стейнорт. Безрезультатно;

1916 год 4 - 9 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе севернее острова Рюген. Безрезультатно;

1916 год 30 сентября - 8 октября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1916 год октябрь - 2 ноября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе острова Фаре. Безрезультатно;

1917 год 1 - 3 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год 16 - 19 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год 15 - 20 июля
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год 9 - 13 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год август
В конце августа перебазирована в Гангэ;

1917 год 9 - 15 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции у побережья Померании. 12.9 севернее маяка Стило атаковала двумя торпедами пароход "Coburg" из состава конвоя - уклонился. 13.9 южнее острова Эланд атаковала неопознанную цель - промах. Возвратилась на Гангэ;

1917 год 26 - 29 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе мыса Дагерорт - острова Готска-Санде. Безрезультатно. Возвратилась на Гангэ;

1917 год 12 - 16 октября
Боевой поход. Находилась на позиции западнее мыса Фильзанд. 15.10 атаковала двумя торпедами конвой из пяти транспортов - промах. Возвратилась на Гангэ;

1917 год 19 - 20 октября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе устья Финского залива. Безрезультатно. Возвратилась на Гангэ;

1917 год 21 - 24 октября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе южнее острова Эре. Безрезультатно. Возвратилась на Гангэ;

1917 год октябрь
Боевой поход. 25.10 вышла на позицию в районе северо-западнее мыса Дагерорт. Безрезультатно. Возвратилась на Гангэ;

1917 год декабрь
В конце декабря переведена для базирования в Гельсинфорс;

1918 год 3 апреля
Выведена ледоколом и взорвана экипажем на внешнем Свеаборгском рейде (в полутора милях южнее маяка Грохара) для предотвращения захвата немцами и большевиками. Экипаж вернулся на родину через Мурманск на британском транспорте.




командиры ВМС Великобритании:


1. Макс К. Хортон / M. K. Horton (1914-01.1916), награжден российским орденом Св.Георгия
2. Г. Вогэн-Джонс / H. Vaughan-Jones (01.1916-1918)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
4. Богданов М.А."Применение торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного на английских подводных лодках типа "Е"", Гангут, Санкт-Петербург, №1, 1991г.
5. Козлов Д.Ю. "Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы", ЛеКо, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Информация с сайта "Английские подводные лодки"
7. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019