Rambler's Top100 Подводная лодка Е-8, тип Е I серии

ПЛ Е-8
тип "Е" I серии
(ВМС Великобритании)




фотография:


Подводная лодка Е-8

HMS "Е-8" типа "Е" I серии ВМС Великобритании. 1916 год.




историческая справка:


1912 год 30 марта
Заложена на верфи в Чатаме (HM Dockyard, Chatham) в Великобритании;

1913 год 30 октября
Спущена на воду;

1914 год 13 июня
Вошла в состав ВМС Великобритании, зачислена в 8-ю Флотилию с базированием на Гарвич (Harwich);

1915 год 15 - 23 августа
Вышла из Гарвича вечером 14 августа (15 августа ?) для перехода в Ревель. Скагеррак прошла 17 августа, оставив в стороне "большую дорогу" коммерческих судов. Днем пришлось погрузиться и пройти под целым флотом траулеров. Только в 19 часов удалось снова подняться на поверхность. ПЛ сразу же дала полный ход и, обогнув Скаген, вошла в Каттегат, где в наступающей темноте заметила много пароходов, идущих на север. Все маяки и береговые огни ярко горели. Ночь была короткая, и уже в 3 часа утра 18 августа ПЛ была вынуждена погрузиться и пролежать на мелководье, пока не прошли находившиеся по близости коммерческие пароходы. В 5 ч. 25 м. лодка всплыла, но опять быстро погрузилась, скрываясь от показавшегося парохода. В 7 часов утра она снова всплыла и, пользуясь спустившимся ненадолго туманом, шла полтора часа в надводном положении, после чего вновь погрузилась и продолжала движение 3х-узловым ходом. В час дня лодка подошла ко входу в Зунд. Здесь приходилось выбирать, идти ли дальше под водой или одождать наступления темноты и проходить Зунд в надводном положении. Командир предпочел первое и решил войти в Зунд под водою и уже внутри пролива ждать пока не стемнеет. Лодка пошла дальше, удерживаясь на 50-футовой (15 м) глубине. В 15 ч. 06 м. командир всплыл до 21 фута (6,5 м), определился и погрузился снова до 50 футов (15 м), изменив курс с расчетом пройти северной частью узкости. В 16 ч. 10 м. находилась к весту от маяка Гельсинборг. В 17 ч. 20 м. после нового определения места легла на глубине 20 м. на грунт. До этого времени лодка оставалась незамеченной. В 20 ч. 15 м. всплыла. Датский берег был освещен, шведский - погружен в полный мрак. Проложив курс на зюйд-вест, командир был вынужден несколько раз уклоняться в сторону, чтобы не быть замеченным двумя миноносцами, шедшими очень большим ходом под Датским берегом. Один из миноносцев резко повернул к зюйду, но затем как бы в раздумьи остановился. ПЛ входила, во все более и более опасные воды. Копенгаген горел огнями с форта Миддль-грунд светил прожектор, лучи которого время от времени скользили по лодке. Затем мимо прошли несколько рыбачьих шхун; а с левой стороны лодки показалось какое-то небольшое судно с двумя красными огнями на мачте, двигающееся по направлению датского берега. Лодка продолжала итти дальше направляясь в проход Флинт. У Мальмэ огни были едва заметны и определиться было чрезвычайно трудно. Кругом сновала масса рыбачьих судов с яркими топовыми огнями. Лодка шла в позиционном положении под одной машиной, развивая 7 узлов. Следуя Флинтом она разошлась у западного его конца не менее как с 20 рыбаками, из которых некоторые несли два, а некоторые по три топовых огня, а одно из рыбачьим судов делало сигналы прожектором. Не успела лодка, измениз курс, миновать рыбаков, как прямо по носу заметила небольшой торговый пароход, показавший сначала зеленый огонь, а затем три белых. Пароход, повидимому, стал на якорь, но приходилось остерегаться еще двух появившихся пароходов, а также судна, делавшего сигналы прожектором. Вслед за этим, в тот момент, когда ПЛ "Е-8" находилась прямо на норд-ост от плавучего маяка с тремя стоявшими вертикально красными огнями, ее заметил появившийся в расстоянии 1-1,6 каб. небольшой миноносец или траулер. Был ли тому причиной Копенгагенский прожектор, в лучи которого неоднократно попадала лодка, неизвестно, но началась погоня. Миноносец зажег красные и зеленые фальшфеера и изменил курс прямо на ПЛ "Е-8". На 19 футах (5,6 м) лодка быстро погрузилась и сильно ударилась о твердый грунт. Глубина скоро уменьшилась до 14 футов (4,2 м), но лодка пыталась идти тем же курсом дальше. Однако, минут через пять-десять в 23 ч. 40 м. последовало еще несколько ударов, и лодка остановилась. Через 15 минут ПЛ снова всплыла. На правой раковине виднелся огонь пловучего маяка Дрогден. Прямо по носу лодки, неся все огни, шли большой миноносец и легкий крейсер. Расстояние до них не превышало 1 каб. тем не менее командир успел погрузиться и благополучно их миновал. Но уже через 4 минуты в 0,5 каб. по носу появился другой миноносец. Командир снова пытался нырнуть, рассчитывая опуститься на 23 фута (7 м), но на 16 футах (4,8 м) лодка сильно ударилась о грунт и снесла все лопасти правого винта. Оставшись лежать на грунте, лодка прислушивалась к тому, что делалось на поверхности. В 00 ч. 15 м. 19 августа лодка сползла на глубину 18 футов (4,4 м) и пошла дальше, но удары о дно не прекращались. В 00 ч. 19 м. командир застопорил машину и всплыл. Миноносец оказался совсем близко справа. Через минуту лодка уже погрузилась и, достигнув 17 футов (5,1 м), пошла своим курсом. Глубина постепенно увеличивалась. Долгое время все шло хорошо, но в 2 ч. 10 м. лодка снова коснулась грунта. Прождав час, командир всплыл и опять увидел тот же миноносец. Однако, на этот раз последний был от лодки в расстоянии около одной мили, вследствие чего лодка погрузилась незамеченной. Когда в 7 ч. 15 м. она снова всплыла, миноносец исчез. В 8 ч. 53 м. лодке пришлось погрузиться, скрываясь от парохода, а в 10 ч. 40 м. от нового миноносца. К этому времени батареи разрядились, поэтому командир решил опуститься на большую глубину и пролежать до наступления полной темноты с тем, чтобы после подняться и зарядить батареи. С 10 ч. 40 м. до 18 ч. 40 м. ПЛ пролежала на грунте на 23-футовой (7 м) глубине. Когда в 18 ч. 40 м. она всплыла, оказалось, что впереди ее держится шведский дозорный пароход. В 20 ч. 25 м. за кормой лодки показался дозор из трех судов, медленно подвигавшихся в остовом направлении. Луна ярко светила, командир не рискнул оставаться на поверхности и снова погрузился. В 21 ч. 30 м. сделали новую попытку заняться зарядкой аккумуляторов, но снова неудачно. От зюйда показался миноносец. Только за 10 минут до полуночи удалось найти водное пространство, в котором можно было спокойно приступить к зарядке. Однако, темного времени впереди оставалось мало. В 2 ч. 20 м. ПЛ опять была на грунте, и командир занялся тщательным изучением карты. Из Зунда лодка выбралась и миновала побережье Швеции. Справа от нее находился остров Рюген. За кормой проход, ведущий в Любек и Киль, а прямо по носу остров Борнгольм, который необходимо было пройти незамеченным. Дальше уже открывалось свободное пространство Балтийского моря. ПЛ "Е-8" чтобы не обнаруживать себя в стесненном районе южной части Балтийского моря, все светлое время продолжала находиться под водой вблизи острова Рюген. Лишь с темнотой лодка всплыла н направилась далее к русским берегам. Для встречи и проводки ПЛ "Е-8" к Дагерорту была выслана ПЛ "Е-9" в сопровождении миноносца. Посылка лодки для встречи "Е-8" в столь напряженный для русского флота момент, когда с этой целью и даже с большим успехом могли быть использованы любые другие корабли, была явно нецелесообразной. Этот факт свидетельствует, насколько русское командование, несмотря на подчинение ему английских лодок, вынуждено было считаться с желаниями их командиров. ПЛ "Е-8" днем 21 августа шла к Эстергарну. Около 23 часов лодке пришлось погрузиться, скрываясь от легкого крейсера, который прошел прямо над лодкой. В полночь она всплыла и направилась к Дагерорту. Таким образом, она разошлась с возвращавшимися из операции германскими кораблями. Следуя западнее их "Е-8" утром 22 августа была встречена у Дагерорта русским миноносцем и ПЛ "Е-9". Все три корабля пошли вместе в Ревель. К утру 23 августа все русские и английские лодки вернулись в свои базы. Подчинена командованию Балийского флота России. Офицером связи назначен лейтенант Б.Л. Дандре. Базировалась на Ревель, где ПЛ и встала в ремонт;

1915 год - 1918 год
Участвовала в Первой Мировой войне в составе Балийского флота России. Совершила 15 боевых походов и уничтожила 1 корабль и 1 транспорт;

1915 год 30 августа - 5 сентября
Боевой поход. Вышла из Ревеля вечером 30 августа на позицию в устье Финского залива. Утром 31 августа пришла на позицию и, никого не обнаружив, вскоре же, согласно полученным приказаниям, прошла на позицию к западу от Ирбенского пролива. На этой позиции лодка пробыла до 5 сентября. Никого там не обнаружив, утром 6 сентября вернулась в Ревель;

1915 год 12 - 20 сентября
Боевой поход. Вышла из Ревеля в 5 ч. 30 м. 12 сентября. Зайдя к Дагерорту, направилась на позицию к Стейнорту. В ночь на 13 сентября пришла на позицию. 15 сентября в 14 ч. 15 м. обнаружила по носу идущую на зюйд в надводном положении ПЛ "UC-4". Попытка атаковать не удалась, так как "UC-4", заметив перископ, отвернула и погрузилась раньше, чем "Е-8" успела привести ее на угол упреждения. Оставшись там же под водой в надежде, что неприятельская лодка всплывет, "Е-8" больше никого не обнаружила. Позже видела "Аугсбург", находясь в это время близко у берега. Пытаясь атаковать, лодка смогла сблизиться с ним лишь на 5 миль. До темноты она держалась на курсе крейсера, но дождаться его возвращения лодке не удалось. 17 сентября провела на позиции, никого не обнаружив. Ввиду все более усиливающегося шторма от зюйд-веста, лодка пошла укрыться под берегом к Готланду. 18 сентября подошла к Готланду и зарядившись, легла в пределах территориальных шведских вод на грунт. Всплыв 19 сентября и видя, что шторм продолжается, лодка направилась к Даго, а оттуда в Ревель, куда и благополочно пришла 20 сентября;

1915 год 28 сентября - 7 октября
Боевой поход. 28 сентября одновременно с ПЛ "Акула" и ПЛ "Е-19" вышла на позиции в районе Данцига. Имела приказание действовать у германского побережья между Борнгольмом и Данцигом. 29 сентября, зайдя, как всегда, к Дагерорту, направилась вдоль восточного побережья Готланда к Штольпмюнде. На следующий день в 10 ч. 53 м., обнаружив на своем правом крамболе подводную лодку, погрузилась для ее атаки, но в перископ лодки увидеть не смогла. Это была ПЛ "Е-19", которая, обойдя Готланд с запада, диферентовалась в этом месте. На позицию ПЛ "Е-8" пришла вечером 30 сентября. Переночевав, лежа на грунте, в течение 1 октября крейсеровала вдоль берега, держась от него в 2-3 милях. Вскоре после начала крейсерства на запад прошли два грузовых парохода и в это же время на восток - два миноносца. Предполагая, что за ними идут более крупные корабли, командир их не атаковал. После этого показался небольшой сторожевой корабль, прошедший на восток и через три часа вернувшийся обратно. В 13 ч. 40 м. лодка обнаружила дымы четырех кораблей, шедших с запада в строю одной кильватерной колонны. Это были вспомогательные заградители "Кайзер", "Один", "Херта" и "Рюген", направляющиеся из Киля в Либаву для выполнения минных постановок между Эстергарном и Люзерортом. Так как подводных лодок в южной части Балтийского моря давно уже не обнаруживалось, корабли шли без охранения. Командир ПЛ решил атаковать второй, самый большой в строю корабль - "Один " (Odin). В 14 ч. 55 м. с расстояния 450 м из носового аппарата была выпущена торпеда, прошедшая мимо цели. Заградители, продолжая идти на восток, открыли со всех кораблей огонь по перископу. Это заставило командира лодки отказаться от атаки следующих кораблей. В 19 ч. 30 м. лодка всплыла и направилась на позицию к Стило. 2 октября с рассветом крейсеровала вдоль побережья между маяками Риксхефт и Стило. В течение дня наблюдала большое количество рыбачьих судов и один грузовой пароход, прошедший под берегом. В 10 ч. 10 м. она пыталась атаковать небольшой пароход типа угольщика, но имевший радиотелеграф и пушки. Сблизиться на дистанцию стрельбы ей не удалось. С наступлением темноты лодка направилась на позицию к северу от маяка Хела. На этой позиции лодка крейсеровала в течение дня 3 октября и видела лишь небольшой пароход. К вечеру 3 октября начался сильный шторм от норд-норд-оста. Командир решил вернуться на позицию к Штольпмюнде. Море было 5-6 баллов. На ночь лодка легла на грунт на глубине 30 м. В продолжение ночи она раскачивалась и ударялась о дно моря. Грунт был мягкий. С рассветом 4 октября лодка всплыла, но, убедившись в невозможности боевых действий из-за большой волны, снова легла на грунт. Вечером волна стала меньше. Утром 5-го октября лодка всплыла. Ветер уменьшился и командир решил занять позицию под берегом к западу от маяка Стило. Приблизившись к берегу, лодка погрузилась под перископ. В 12 часов был замечен приближающийся с востока пароход под германским флагом. В 12 ч. 10 м. лодка всплыла и сигналом приказала пароходу остановиться. Так как пароход продолжал движение, был дан выстрел из тушки под нос парохода. Пароход остановился в 2,5 милях от маяка Стило. Это оказался пароход "Маргарете" (Margarethe, 400 брт.). Ввиду близости берега и возможности подхода неприятельских ораблей, командир ПЛ "Е-8", не посылая команды для его осмотра, приказал экипажу покинуть пароход, и как только шлюпки с людьми отошли от борта, открыл по нему огонь из пушки. Так как во время шторма у пушки сорвало приклад, наводка и стрельбе сильно затруднялись. В 14 часов пароход затонул в 6 милях на норл-норд-ост от маяка Стило. Считая себя обнаруженным, командир лодки намеревался обстрелять маяк Стило и бараки на берегу, но из-за потери приклад у пушки это пришлось отставить, и лодка направилась на позициг № 17. Не зная, что немцами в Данцигском заливе протрален новый фарватер, командир рассчитывал, что на этой позиции ему удастся атаковать корабли, направляющиеся на север. Вскоре по приходу лодки на новую позицию нашел густой туман. Лодка погрузилась и оставалась под водой до утра 6 октября. 6 октября, вследствие сильно засвежевшего ветра, командир решил возвращаться вдоль западного побережья Готланда. Подходя к нему, лодка попала в густой туман и поэтому направилась курсами к востоку от острова. Таким образом, линию германского дозора лодка прошла в ночь с 6 на 7 октября, т.е. как раз в период между заградительными операциями немцев. Заграждение Н-1 лодка прошла видимо вплотную к его западной кромке. Около полудня 7 октября ПЛ встала на якорь у Даго и к вечеру перешла в Ревель;

1915 год 18 - 24 октября
Боевой поход. Вышла из Ревеля утром 18 октября и направилась вдоль восточного побережья Готланда на позицию в 26 милях к весту от Либавы. 19 октября в 6 ч. 25 м. прибыла на позицию. С наступлением рассвета погрузилась и направилась под водой к берегу. Через час, севернее лодки, строем фронта прошли два миноносца, которые затем повернули на вест и скрылись. Идя дальше к берегу, лодка обнаружила буй и, определив его местонахождение, направилась дальше на ост до тех пор, пока не стали видны дымы стоящих в гавани кораблей. После этого она под водой же отошла от берега а с темнотой всплыла для зарядки. Зарядившись в течение трех часов, она приблизилась к берегу и на 30-метровой глубине легла на ночь на грунт. Утром 20 октября всплыла и опять направилась к берегу. Обнаружив еще новый буй, она определила его место и путем наблюдения за движением пароходов, установила положение относительно него протраленного фарватера. Приблизившись на 6 миль к Либаве, лодка установила, что вход в бухту охраняется двумя тральщиками, а в гавани находится не менее пяти больших военных кораблей. Ожидая их выхода из Либавы, командир, чтобы не обнаружить себя, решил не атаковывать часто наблюдаемых им пароходов. С темнотой лодка, зарядившись, опять легла на грунт. 21 октября с рассветом лодка опять начала маневрировать под водой в том же районе, наблюдая за окружающей обстановкой. Наблюдала, как два миноносца прошли, видимо, с контрольным тралением от Либавы на вест в море и как восемь тральщиков на зюйд от нее тралили фарватер под берегом. Приблизившись к Либаве, несмотря на мглу, лодка установила, что в гавани стоят два корабля типа "Виттельсбах", два "Дейчлянда" и один "Роон". Отходя от берега несколько севернее обычного курса, лодка дважды слышала резкие взрывы вблизи своего корпуса. Их причины выяснить не удалось. Ночь, после зарядки, лодка провела опять на грунте. 22 октября -го лодка снова крейсеровала в том же районе; видела самолет, а затем два парохода, идущие под охраной тральщиков на протраленном под берегом фарватере. В 10 часов, находясь в одной миле к норду от буя и обычного своего курса, лодка опять ощутила резкие звуки у корпуса. Видимо, протраленный фарватер прикрывался с норда легкими противолодочными сетями. Скорость лодки в это время была 2 узла. Управление лодкой и действие машин и рулей не нарушалось. В 11 ч. 30 м. из Либавы вышел вооруженный тральщик и направился на вест. "Е-8" последовала за ним, предполагая, что он вышел навстречу идущим в Либаву судам. В 16 ч. 26 м. тральщик остановился у буя, замеченного лодкой 19 октября. До темноты лодка держалась под водой около тральщика. С темнотой она всплыла в 2 милях к осту от тральщика и обнаружила, что он зажег белый и красный огни. Очевидно он изображал собою маяк. Так .'как ночь была лунная и светлая, лодка погрузилась и направилась к берегу с расчетом занять позицию на курсе, ведущем в Либаву, и, выждав на этом месте, атаковать корабли, которые, видимо, должны были ночью войти в гавань. К полночи нашла мгла, поэтому лодка легла на грунт (на глубине 43 м). 23 октября по всплытии обнаружилось, что лодку снесло на 4 мили к норду. Это, очевидно, и было причиной того, что она не слышала шума входящих в Либаву кораблей. Под водой направилась на зюйд-вест. Тральщик в это время пошел в Либаву. ПЛ сблизилась с ним, но своего присутствия не обнаруживала и направилась к бую для точного определения своего места. В 8 ч. 50 м. по пеленгу 80° был замечен дым. Для сближения с неприятелем она легла на курс 340°, в 9 ч. 02 м. поправила свой курс и легла на 350°. К этому времени можно было разглядеть что курсом вест подходит трехтрубный корабль с двумя очень высокими мачтами, под конвоем двух миноносцев, идущих зигзагом по его сторонам. Пеленг на неприятеля стал равен 85°. Яркое солнце и легкий ветер от зюйд-зюйд-оста благоприятствовали атаке. ПЛ дала полный ход (7,5 узла). В 9 ч. 22 м. она уменьшила xод до 5 узлов и приготовила все аппараты к выстрелу. Скорость кораблей противника была около 15 узлов. В 9 ч. 28 м. левый миноносец вышел вперед. В 9 ч. 32 м. лодка выпустила торпеду из носового аппарата. Дистанция в момент выстрела была 5 каб. Миноносцы в это время были у него на крамболах в 5 каб. от корабля. Сразу после выстрела командир приказал ворочать вправо с цельк: повторить выстрел левым траверзным аппаратом. Через 1 мин. 10 сек. стал виден яркий взрыв с пламенем у ватерлинии и почти сразу в лодке ощутилось сильное сотрясение и удар. Весь корабль скрылся в громадном столбе густого серого дыма, - видимо, детонировали носовые патронные погреба. В 9 ч. 34 м., ввиду того что вокруг места взрыва в воду падали большие осколки, лодка погрузилась на глубину 15 м. В 9 ч. 42 м. ПЛ всплыла под перископ (6 м). Никаких следов корабля не было видно. Два миноносца держались на месте взрыва. Командир решил их не атаковывать, считая, что атака лодки не была обнаружена неприятелем и поэтому он может предполагать, что корабль взорвался на мине. К тому же все торпеды на лодке имели установку глубины больше, чем требовалось для стрельбы по миноносцам. Место гибели корабля находилось в 20 милях на вест от Либавы. Командир лодки считал, что при стрельбе с дистанции 2-2,5 каб. взрыв корабля мог бы весьма тяжело отразиться на самой лодке. В потопленном корабле он опознал один из линейных кораблей типа "Дейчлянд" или броненосный крейсер "Принц Адальберт" (это оказался броненосный крейсер "Принц Адальберт" (Prinz Adalbert), 9000 брт, погибло 672 моряка). В 10 ч. 40 м. на месте взрыва были обнаружены четыре миноносца: один кружился впереди всех, за ним шел еще один, а дальше в строе фронта следовали два миноносца. Лодка, решив возвращаться в базу, направилась под водой к Эстергарну. Миноносцы лодку не преследовали. 24 октября лодка вернулась в Ревель. Командир ПЛ награжден императором России орденом Святого Георгия IV степени;

1915 год 1 - 8 ноября
Боевой поход. Вечером 1 ноября вышла на позицию в районе Либавы. Имела приказание идти через позицию № 2 на курс №6 к Либаве (схема 13). 6 ноября должна была перейти к Брюстерорту, где, помимо обычных задач, должна была выявить пути движения германских торговых пароходов и обеспечить постановки на этих путях мин с подводных лодок. Следуя к Стейнорту, прошла вплотную к немецкому заграждению Н-1. В ночь на 3 ноября легла на грунт в расстоянии 11,5 миль на норд от маяка Стейнорт. Утром всплыла под перископ и направилась к Стейнорту. Приблизившись к нему, она пошла на норд-вест, намереваясь идти на позицию № 2. В 13 ч. 05 м., когда лодка находилась в 3,6 мили по пеленгу 341° от Стейнорта, её ударило чем-то сверху. При этом на поверхности воды и на берегу все было совершенно спокойно. В 15 ч. 45 м. лодка всплыла, пыталась найти буи, которые она видела в предыдущий поход, но их не нашла. В это же время она наблюдала на горизонте дымы и мачты, видимо миноносцев, скрывшиеся вскоре на норд-вест. После этого направилась в надводном положении к Либаве. В 21 ч. 40 м. легла на каменистое дно на глубине 31 м в 10 милях на вест от Либавы. В 22 ч. 50 м. с оста на вест над лодкой прошел какой-то корабль. С рассветом 4 ноября лодка всплыла под перископ и направитесь к Либаве. Навстречу попался тральщик. Лодка разошлась с ним незамеченной. Приблизившись к Либаве и не обнаружив ничего интересного, направилась к весту. В 22 милях от Либавы на месте прежнего буя был обнаружен стоящий тральщик с черным шаром на мачте. Очевидно, он служил для определения возвращающихся в Либаву кораблей. В 15 ч. с норда показались дымы и вскоре стали видны два миноносца. Они прошли в Либаву в двух милях к норду от тральщика. Лодка их не атаковала. При проходе миноносцев тральщик спустил шар и пошел в Либаву. В 16 ч. 30 м. всплыла с намерением найти буй и стать на него. Ввиду того, что буя не оказалось, она направилась к Либаве, чтобы лечь на грунт. В 18 ч. 50 м., идя над водой в темноте, лодка обнаружив у себя на правом траверзе два корабля, видимо миноносцев. Корабли бли имели по одному слабому огню. Внезапно они повернули на лодку. Это заставило ее поспешно погрузиться. Благодаря большому диференту на нос, который к тому же не сразу удалось выправить, выплеснулась кислота из аккумуляторов. Оставаясь под водой пришлось убирать разлившуюся кислоту. Окончив к полуночи зту работу, ПЛ легла на каменистом грунте в 10 милях от Либавы на глубине 25 м. К вечеру развело большую волну от норд-веста и лодку начало бить о камни. С рассветом 5 ноября лодка всплыла в надводное положение Погода еще ухудшилась. Пробыв на позиции у Либавы до 15 часов и никого не обнаружив, лодка решила идти к Мемелю. В 19 часов лодка легла на грунт в 15 милях к весту от Полангенской кирки на илистом грунте на глубине 32 м. Лодку на дне раскачивало до 7° на борт. 6 ноября в 6 часов лодка всплыла. Была большая волна. В это время на весте был обнаружен приближающийся корабль. Это был легкий крейсер "Любек" (Lubeck), шедший в сопровождение миноносца. ПЛ погрузилась и начала маневрирование с целью атаковать крейсер. Миноносец держался с наветренного борта крейсера, шли курсом ост. Лодка пересекла курс крейсера, переходя с его левого борта на правый. В тот же момент крейсер повернул вправо. Заметив это, ПЛ повернула на курс вест и, придя на его траверз, в 6 ч. 55 м. с расстояния 400 м (2,2 каб.) выпустила торпеду из носового трубчатого аппарата. Во время выстрела крейсер начал разворачиваться в сторону лодки. Торпеда не попала, видимо, пройдя под крейсером. В момент выстрела лодку немного качало. Она пыталась развернуться для повторения атаки кормовым аппаратом, но, вследствие поворота крейсера на лодку, вынуждена была от атаки отказаться. Миноносец лодку не преследовал, продолжая идти по прежнему курсу ост. Крейсер тоже повернул на курс ост. Не доходя 20-метровых глубин, корабли повернули на норд вдоль берега. Лодка же направилась на зюйд. Навстречу ей под берегом по малым глубинам прошло несколько малых пароходов и три миноносца. Так как все они шли очень близко к берегу, лодка не пыталась их атаковывать. Подойдя к 11 часам к Мемелю, продержалась в этом районе до 17 часов. Никого не обнаружив, она всплыла на поверхность. Погода была очень свежая, шел снег. Командир решил перейти к Брюстерорту. Приближаясь к Брюстерорту, огня маяка лодка не обнаружила. Миль за 30 видно было лишь большое светлое пятно в небе над Кенигсбергом. В 22 часа ПЛ легла на илистый грунт на глубине 25 м. Утром 7 ноября ПЛ всплыла и, когда рассвело, определила свое место. С 10 до 12 часов лодка наблюдала движение пароходов под охраной тральщиков в двух милях от Брюстерорта. Имея задание установить линию путей пароходов, лодка наблюдала проход четырех пароходов, не атакуя их, и лишь выходя на линию движения для более точного выявления их путей, определяясь по хорошо видимым маякам. В 12 ч. 18 м., обнаружив пятый по счету пароход, сильно груженный и шедший на зюйд-вест, командир решил его атаковать, считая, что задача но обеспечению постановки мин уже выполнена. Пароход - угольный транспорт "Джон Заубер" (Johann Sauber) шел под конвоем тральщика. В 12 ч. 45 м. лодка выпустила торпеду из носового аппарата. Против второго трюма был виден большой всплеск. Торпеда попала в пароход, но не взорвалась. Пароход застопорил машины, к нему подошел конвоировавший его тральщик и обошел его вокруг. Предполагая, что пароход тонет, лодка стала к нему подходить, чтобы выстрелить вторично. В это время пароход дал ход и ушел от лодки. Не видя больше пароходов, лодка с наступлением темноты решила возвратиться. 8 ноября ПЛ вернулась в Ревель. При проходе бона внутреннего заграждения в гавани Ревеля ПЛ "Е-8" столкнулась с выходящей в море ПЛ "Гепард", серьезно пострадав при этом (точных данных о повреждениях нет, но они были менее значительны чем на ПЛ "Гепард"). Ликвидация последствий аварии потребовала многомесячного ремонта с постановкой в док (обе лодки получили значительные повреждения);

1915 год - 1916 год
Установка на ПЛ торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного средствами порта Императора Петра Великого (Ревель);

1916 год 25 - 31 мая
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1916 год 20 - 26 июля
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1916 год 1 авгста
Перечислена в состав Балтийской флотилии Королевских ВМС Великобритании. Подчинение Балтийскому флоту России сохранилось;

1916 год 10 - 19 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе севернее о-ва Рюген. Безрезультатно;

1916 год 1 - 9 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год 4 - 8 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год 20 - 23 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год 15 - 20 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно;

1917 год август
В конце августа перебазирована в Гангэ;

1917 год 10 - 12 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно. Возвратилась на Гангэ;

1917 год 25 - 27 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе северо-западнее мыса Стейнорт. Безрезультатно. Возвратилась на Гангэ;

1917 год ноябрь
Боевой поход. Находилась на позиции в районе о.Готланд. В подводном положении произошел пожар, во время которого часть экипажа отравилась дымом и газами, в т.ч. и российский штурман Берг А.И.;

1917 год декабрь
В конце декабря переведена для базирования в Гельсинфорс;

1918 год 3 апреля
Выведена ледоколом на рейд и оставлена на ночь во льду;

1918 год 4 апреля
Взорвана экипажем на внешнем Свеаборгском рейде для предотвращения захвата немцами и большевиками. Экипаж вернулся на родину через Мурманск на британском транспорте.




командиры ВМС Великобритании:


1. Френсис Х. Гудхарт / F.H.Goodhart (1914-23.12.1916), награжден российским орденом Св.Георгия
2. Томас Керр / T.Kerr (23.12.1916-1917-1918?)
3. А. Феннер / A.Fenner (09.1917) командир ПЛ Е-1



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
4. Богданов М.А."Применение торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного на английских подводных лодках типа "Е"", Гангут, Санкт-Петербург, №1, 1991г.
5. Козлов Д.Ю. "Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы", ЛеКо, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Информация с сайта "Английские подводные лодки"
7. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018