Rambler's Top100 Подводная лодка Е-18. Тип Е II серии

ПЛ Е-18
тип "Е" II серии
(ВМС Великобритании)




фотография:


Подводная лодка Е-18

ПЛ E18 покидает Дагерорт. 12.09.1915г. Фотография из архива RN Submarine Museum.




историческая справка:
(все даты по новому стилю)


1914 год январь
Заложена на верфи Виккерс (Vickers, Barrow-in-Furness) в Великобритании;

1915 год 4 марта
Спущена на воду;

1915 год 6 июня
Вошла в состав ВМС Великобритании, зачислена в 8-ю Флотилию с базированием на Гарвич (Harwich);

1915 год 30 августа
Перешла из Гарвича в Ньюкасл (Великобритания);

1915 год 4 - 12 сентября
4.9 вышла из Ньюкасла на Ревель. 6.9, следуя вдоль Ютландского полуострова, была вынуждена несколько раз погружаться при встрече с торговыми кораблями, чтобы сохранить в тайне свое приближение к проливам. Вечером вошла в Каттегат. 7.9 шла Каттегатом, направляясь к Зунду. Днем ПЛ приходилось часто погружаться, чтобы избежать обнаружения торговыми и сторожевыми кораблями. К вечеру подошла ко входу в Зунд, но так как ночь была светлая, лунная, командир решил переждать до следующей ночи. 8.9 провела на грунте перед входом в пролив Зунд. Вечером всплыла под перископ и направилась в Зунд. В 22 ч. 15 м., когда стемнело, всплыла на поверхность и пустила дизеля. Рыбацких судов было так много, что было невозможно избежать обнаружения ими лодки. Кроме того, навстречу попалось несколько пароходов. В 23 ч. 30 м. лодка прошла на параллель Гельсингборга и легла на курс с расчетом пройти к весту от острова Хвен. В полночь лодка прошла его и повернула на Мальмэ, ориентируясь по огням Тарбеа и брандвахтам, ограждающим датские заграждения, Миддель-гpунд и Н. Россе. 9.9 приблизившись к Мальмэ, лодка повернула в 2 ч. 30 м. во Флинт. Форты Миддель-грунд и Дрогден все время держали лодку в лучах прожекторов. Впереди были видны осветительные снаряды, выпускаемые кораблями германского дозора. Кроме того видимо, с мыса Сканер светил еще один прожектор. Несмотря на то что лодка находилась в лучах прожекторов, она осталась незамеченной. В 2 ч. 45 м. на правом крамболе в 1 каб. от лодки был замечен миноносец. В это время лодка находилась на малых глубинах у банки Оскар-грунд. Не имея возможности из-за этого погрузиться, лодка изменила курс на зюйд. Миноносец, не видя ее, зигзагировал малым ходом вблизи, заставляя лодку часто менять курсы и в то же время постепенно оттесняя ее все дальше на зюйд на еще меньшие глубины. В 3 ч. 04 м., увидев огни маяка Дрогден, лодка повернула на них. Миноносец все еще был вблизи на правом ее кромболе. В один момент он было отвернул от лодки, но вслед за тем, сильно задымив, развернулся и пошел прямо на лодку. С обеих сторон и впереди лодки было несколько кораблей с огнями и без огней. Не имея возможности уклониться поворотом, лодка быстро погрузилась на глубине 20 футов (6 м), сильно ударившись при этом о каменистый грунт. Сразу же глубина уменьшилась до 16 футов (4,8 м). Лодка легла на курс 220° и продолжала движение этим курсом, часто ударяясь о грунт. Глубины очень медленно увеличивались. Только в 5 ч. 30 м. глубина достигла 35 футов (10,5 м). В 6 ч. 30 м. лодка всплыла на поверхность. Лодка находилась в 8,5 милях по пеленгу 20° от Стевенс-Клинта. ПЛ пошла надводым ходом, заряжая батарею. Около 8 часов в 5 милях от лодки был замечен крейсер типа "Нимфе", скрывшийся на зюйд-вест. Вскоре в одной миле от лодки был обнаружен миноносец. Заметив лодку, он пытался ее таранить. Благодаря быстрому погружению ей удалось избежать таранного удара. В 9 часов обнаружила два легких крейсера, один в 10 милях на вест, другой в 5 милях на ост. Последний, оказавшийся крейсером "Амазоне", когда лодка начала погружаться, открыл по ней меткий огонь. Один из 105-мм снарядов упал в воду под носовой частью лодки, в результате чего выключилась носовая группа освещения и обсыпалось много пробковой изоляции. Так как батарея аккумуляторов была сильно разряжена, пришлось отказаться от атаки и лечь на грунт. Находясь на грунте, несколько раз слышали шум винтов проходивших над ней кораблей. В 20 ч. 40 м. лодка всплыла и, одновременно заряжаясь, направилась в Борнхольму. В 21 ч. 30 м., обнаружив по носу миноносец, лодка уклонилась от встречи с ним. В 23 ч. 20 м. за кормой лодки появились вспышки очень ярких осветительных снарядов, что заставило ее быстро погрузиться и идти в течение двух часов под водой. Весь день 10.9 лодка шла в направлении русских берегов. Уклонившись в темноте еще раз от встречи с миноносцем, она вечером легла для отдыха личного состава на грунт на банке Нордовая-Средняя. Утром 11.9 всплыла с грунта и направляясь к южной оконечности Готланда. Около 10 часов обнаружила два, как считал командир, линейных крейсера. При попытке их атаковать ему удалось сблизиться лишь на 4 мили. В действительности в этом районе находились лишь германские миноносцы. Трудно представить, в силу каких причин могла произойти столь сильная ошибка в определении класса кораблей. 12.9 вместе с ПЛ "Е-19" подошла к Дагерорту, где они были встречены русским миноносцем "Гремящий" и ПЛ "Е-9". После этого все четыре корабля герешли в Ревель. Подчинена командованию Балийского флота России. Базировалась на Ревель;

1915 год - 1916 год
Участвовала в 1-й мировой войне в составе Балтийского флота России. Совершила 7 боевых походов. Осуществила 2 торпедные атаки с выпуском 3 торпед. Тяжело повредила миноносец V-100 (1843 брт);

1915 год 21 - 29 сентября
Боевой поход. 21.9 вышла на позицию северо-западнее мыса Стейнорт. Вскоре по курсу была замечена погружающаяся подводная лодка (это оказалась ПЛ "Барс"). Приняв ее за неприятельскую лодку, ПЛ "Е-18" отвернула для избежания атаки. В 9 часов она увидела на вест германские броненосные крейсеры. В расстоянии 4 миль от лодки крейсеры повернули, из-за чего атака стала невозможной. Всплыв, ПЛ опять обнаружила ПЛ "Барс". Лодка направилась к нему, но в это время ПЛ "Барс" погрузился (командир ПЛ принял ПЛ "Е-18" за вражескую и пытался ее атаковать, но при погружении потерял ее из вида). После этого ПЛ "Е-18" продолжила движение на свою позицию. Находилась на позиции с 23.9 по 28.9. За это время лодка лишь 26.9 обнаружила миноносец, шедший на норд-вест. Утром 28.9 лодка пошла обратно, заметив вскоре на очень большом расстоянии два шедших на зюйд-вест военных корабля. 29.9 лодка вернулась в Ревель;

1915 год 9 - 16 октября
Боевой поход. Утром 9.10 вышла из базы и следуя вдоль восточ-ного побережья Готланда, утром 11.10 прибыла на назначенную ей позицию у Либавы . Приблизившись под водой к Либаве, командир рассмотрел в гавани четыре больших корабля. 12.10 из-за сильного тумана лодка легла на грунт, периодически всплывая для наблюдения за погодой. В полдень, когда туман разошелся, она всплыла и начала крейсеровать под водой. В 14 ч. 15 м. из Либавы вышел на вест тральщик, а двумя часами позже был обнаружен идущий в Либаву линейный корабль с двумя миноносцами. Это был возвращавшийся из Киля линейный корабль "Брауншвейг". Корабли шли зигзагом, резко изменяя курс, через каждые 6 минут. В 16 ч. 30 м. лодка заняла позицию для стрельбы носовыми аппаратами в 800 метрах от линкора на левом его крамболе. Однако механизм открывания передних крышек заел, вследствие чего выстрел сорвался и пришлось разворачиваться для атаки траверзным аппаратом. В то же время лодка была обнаружена противником и один из миноносцев пошел ее таранить. Это вынудило лодку отказаться от стрельбы и из траверзного аппарата. Уклоняясь от таранного удара, она нырнула и, когда снова всплыла под перископ, корабли уже прошли. Положив руль на борт, находясь на раковине линейного корабля, лодка все же выстрелила из кормового аппарата, но торпеда прошла за кормой корабля. Миноносцы преследовали лодку, но ей удалось от них уклониться. Идя под водой на вест, она разошлась с тральщиком. Отойдя к южной оконечности Готланда для того, чтобы определиться и избежать опасных от мин районов, направилась к Брюстерорту, куда и пришла в поддень 13.10. В течение этого дня лодка наблюдала лишь небольшой торговый корабль и вооруженный траулер. С темнотой она всплыла и направилась вдоль берега к Мемелю. Ночь была очень ясная, но ничего обнаружить не удалось. 14.10 утром в расстоянии около 12 миль обнаружила идущую курсом зюйд-вест подводную лодку. Командир считал, что это одна из английских лодок, в действительности же это была немецкая лодка. Больше никого не обнаружив ПЛ направилась с Хоборгу, а оттуда - вновь к Либаве. В течение 15.10 наблюдала только два дозорных миноносца и два вооруженных траулера. С темнотой пошла для донесения к Дагерорту и оттуда в Ревель, куда прибыла вечером 16.10;

1915 год 9 - 15 ноября
Боевой поход. 10.11 вышла из базы и пошла вдоль западного берега Готланда. На широте северной оконечности Эланда обнаружила два немецких миноносца. 11.11 прибыла на позицию между Эландом и Борнхольмом. В море было очень свежо, - ветер доходил до 8 баллов. Лодка крейсеровала в районе позиции до 14.11. За это время она обнаружила лишь два шведских парохода и в ночь на 13.11 - два корабля, видимо миноносцев, показывавших яркие красные огни. 14.11 ПЛ направилась вдоль западного побережья обратно и 15.11 вернулась в Ревель;

1915 год 30 ноября - 4 декабря
Боевой поход. Согласно предписанию командующего флотом, должна была итти на неделю к Либаве, но выход был задержан из расчета, чтобы лодка во время намеченной на 3.12 заградительной операции еще находилась у Либавы. Выла на позицию ранним утром, еще в темноте, 30.11. Зайдя к Дагерорту направилась дальше к Эстергарну. В ночь на 1.12 благополучно обогнув с веста германское заграждение Н-1 около полуночи пришла на параллель Либавы. Погрузившись, лодка шла под водой на ост. С рассветом 2.12 всплыла и продолжала движение в том же направлении. В 10 милях от Либавы погрузилась и дальше шла под водой. Через 15 минут обнаружила четыре миноносца и тральщик, шедшие на вест. Миноносцы ушли, а тральщик вернулся в Либаву. Видимость была очень плохая, порядка двух миль. Никаких буев лодка не нашла. В 17 часов она всплыла и направилась к Форэ, а оттуда - к Дагерорту. Утром 3.12 подошла к Дагерорту и, получив разрешение возвращаться, ночью 4.12 прибыла в Ревель;

1916 год 6 - 13 января
Боевой поход. 6.1 вышла на позицию между Борнгольмом и Мэн. Выход лодки задержался, так что она вышла одновременно с миноносцами, и поэтому уже не могла представлять собою прикрытие для них во время их операции. Днем 7.1, идя между Готландом и Эландом, лодка в расстоянии порядка 15 миль видела дымы, по всем данным, немецких миноносцев. 8.1, пройдя Борнхольм и находясь на путях движения паромов между Засснитцем и Треллеборгом, лодка погрузилась и в продолжение дня шла под водой на перископной глубине, направляясь на вест. Она наблюдала только один паром и с темнотой всплыла для зарядки. Около 21 часа близко от лодки был неожиданно обнаружен белый огонь. Прекратив зарядку, она ушла под воду. Всплыв через полтора часа, лодка снова увидела вблизи от нее тот же огонь и снова ушла под воду. Только около 4 часов утра лодке удалось всплыть и продолжить зарядку. На рассвете 9.1 она снова погрузилась, при этом на глубине 22,5 м был обнаружен слой более плотной воды (глубина моря 45 м). Командир застопорил машины и весь день пролежал на этом слое, всплывая периодически под перископ для наблюдения за происходящим на поверхности. Лодка находилась в это время посередине между Мэном, Треллеборгом и Арконой. Несмотря на то что на поверхности волна достигала 5 баллов, она лежала на жядком грунте совершенно спокойно. В течение дня лодка наблюдала несколько паромов, но все они были шведские, с широко накрашенными на бортах полосами шведских цветов. С наступлением темноты лодка всплыла для зарядки, во время которой видела четыре парохода, направлявшихся к Зунду. Со стороны Зунда ярко светили прожекторы. Около полуночи ПЛ снова погрузилась, и на этот раз нашла более плотный слой на 24,5 м (глубина моря 48 м). 10.1 весь день лодка держалась на перископной глубине. Погода значительно ухудшилась: ветер от норд-веста достиг 8 баллов, сильный дождь, видимость порядка 2 каб. Вечером ПЛ направилась под водой обратно в базу. 11.1 января температура резко упала. На большой волне мостик часто заливало водой, которая сейчас же замерзала. Приходилось все время скалывать лед с рубочного люка, чтобы сохранять возможность его закрыть в случае вынужденного погружения. Никого не встретив в море, лодка в полдень 12.1 подошла к Дагерорту и вышла в связь с командованием. У Оденсхольма она была встречена ледоколом и, следуя за ним, днем 13.1 прибыла в Ревель. Лед местами был очень толстый, но при проходе через него затруднений не возникло;

1916 год 28 апреля - 2 мая
Боевой поход. Находилась на позиции в проливе Моонзунд. На ПЛ находился командующий Дивизией ПЛ кап.1р. Н.Л. Подгурский. Безрезультатно;

1916 год май
Боевой поход. 25.5 вышла на позицию в район Мемеля. 26.5 северо-западнее мыса Стейнорт атаковала двумя торпедами и, одной из них, тяжело повредила германский миноносец V-100 (1843 брт). 28.5 обнаружена у Мемеля германским самолетом. 31.5 замечена германской ПЛ UB-30. 31.5 передала сообщение об атаке трех германских миноносцев. В базу не вернулась. Погибла в боевом походе по неизвестной причине. На ПЛ погибло 33 человека (из них трое - российские подводники). Предположительно, была потоплена артиллерией немецкого судна-ловушки "K" (Kronprinz Wilhelm) возле острова Бронхольм или погибла на минном заграждении;

1916 год 10 июня
Признана погибшей. Посмертно командир ПЛ награжден орденом Святого Георгия IV степени, офицеры - орденами Святого Владимира, а матросы - медалями;

2009 год 18 октября
Обнаружена на дне кораблем MV Triad шведской поисковой компании ММТ в районе эстонского острова Хийумаа (Hiiumaa);

2010 год 30 мая
В Церкви Святого Духа (Church of the Holy Spirit, Таллинн, Эстония) состоялась торжественная поминальная служба и открытие мемориальной доски с перечнем всего экипажа погибшей ПЛ, включая троих российских подводников. В мероприятии приняли участие ветераны-подводники г.Таллинна и представители Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников.




командиры ВМС Великобритании:


1. К. Хэлахэн (R.C. Halahan) ВМС Великобритании (1915-1916), награжден российским орденом Св.Георгия IV степени



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ Е-18 и Е-19 в Ревеле. 1915 год.
2. Страница памяти экипажа.
3. Фотография мемориальной доски экипажа. Церковь Святого Духа (Таллинн, Эстония)
4. Экипажный мемориальный сайт.



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
4. Козлов Д.Ю. "Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы", ЛеКо, Санкт-Петербург, 2006г.
5. Информация с сайта "Английские подводные лодки"
6. Информация с сайта http://www.deepsea.se



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2018