Rambler's Top100 Подводная лодка Е-1. Тип "Е" I серии (ВМС Великобритании)

ПЛ D-1, Е-1
тип "Е" I серии
(ВМС Великобритании)




фотография:


Подводная лодка Е-1




историческая справка:


1911 год 14 февраля
Заложена как "D-1" на верфи в Чатаме (HM Dockyard, Chatham) в Великобритании. Позже переименована в "Е-1";

1912 год 9 ноября
Спущена на воду;

1913 год 6 мая
Вошла в состав ВМС Великобритании, зачислена в 8-ю Флотилию с базированием на Гарвич (Harwich);

1914 год 13 - 21 октября
13.10 вышла из Гарвича в Ярмут, откуда в 6 часов 16.10 совместно с ПЛ Е-9 вышла в море с задачей перейти на Балтику в Либаву. Лодкам было приказано проходить Зунд ночью, чтобы избежать дозорных кораблей немцев между островом Рюген и шведским берегом, а затем искать случая атаковать немецкие корабли. По израсходовании горючего им надлежало идти в Либаву. В ночь на 17.10 ПЛ благополучно прошла Зунд и около полудня легла на грунт у Моэнс-Клинта. С рассветом 18.10 всплыла, и в 9 ч. 10 м. обнаружила и атаковала крейсер "Виктория Луиза" ("Victoria Louise"). Наблюдательные посты на полуюте и на грот-марсе крейсера почти одновременно заметили два торпедных следа с левого борта. Первая торпеда прошла за кормой в расстоянии 50 метров. От второй торпеды ему удалось в последний момент уклониться поворотом вправо. Торпеда шла около трех минут рядом с кораблем в расстоянии 50 метров и затем утонула на траверзе. Обстрел подводной лодки с крейсера был невозможен, так как она была видна короткое время и ее закрыл дым крейсера, развившего после атаки полный ход. Начальник дивизии учебных крейсеров приказал "Виктории Луизе" ходить переменными ходами и курсами южнее линии Моен-Смигехук. ПЛ безуспешно пыталась сблизиться для атаки еще с двумя легкими крейсерами. Вечером направилась к Борнгольму. 19.10 весь день держалась к югу от Борнгольма, но никого не обнаружила. 20.10 прошла в Данцигскую бухту и наблюдала в гавани Данцига три крейсера. 21.10 благополучно прибыла к Либаве, где была встречена русскими кораблями. В Либаве осуществила послепоходовый ремонт;

1914 год 25 - 30 октября
Боевой поход. 25.10 ПЛ Е-1, Е-9 и Крокодил вышли для совместной операции в Данцигскую бухту. Лодки выводились за тралами. 26.10 ПЛ Е-1 и Е-9 пришли в Данцигскую бухту, но из-за тумана ничего не обнаружили. Однако, одна из лодок немцами была в бухте замечена. 27.10 лодки, продолжая держаться в Данцигской бухте, никого не обнаружили. 28.10 на подходе к Нейфарвассеру встретила и атаковала германский миноносец. Выпущенная с 2,5 каб. торпеда прошла мимо. С темнотой пошла к южной оконечности Готланда, которую прошла утром 29.10 еще в темноте, и направилась вдоль западного берега Готланда, считая, что этим путем пользуются германские крейсеры.Обе лодки в течение дня никого не обнаружили. Около 22 часов на широте Норчэпинга лодки разошлись с германским крейсером "Фридрих Карл", не обнаружив его. Утром 30.10 ПЛ Е-1 и Е-9 соединились у Богшера. У Бенгтшера были встречены русскими миноносцами и проведены в Лапвик;

1914 год 26 октября
Вместе с ПЛ Е-9 организацинно подчинена командованию Балийского флота России. Совершила на Балтике 22 боевых похода. В дальнейшем на английские ПЛ назначались русские офицеры связи (был назначен л-т Чаплин Г.Е.) и радиотелеграфисты;

1914 год 2 ноября
Переведена в Ревель. Прошла десятидневный ремонт;

1914 год 15 - 22 ноября
Боевой поход. Вышла из Лапвика 15.11 в 16 ч. 25 м. на позицию западнее о-ва Борнхольм. Утром 16.11 в 15 милях на зюйд-ост от северной оконечности Готланда встретила норвежский парусник, а затем разошлась вне видимости с немецким отрядом кораблей во главе с "Аугсбургом". Позднее этот парусник был задержан "Аугсбургом" и сообщил о встрече с ПЛ Е-1 и о направлении ее движения на зюйд-ост. "Аугсбург" сейчас же передал по радио своему командованию это известие, и таким образом движение на юг английских лодок стало известно германскому командованию. Утром 17 ноября, приближаясь к Борнгольму, ПЛ серьезно повредила правый двигатель. Для исправления повреждений ПЛ легла на грунт до утра 18.11 к весту от Борнгольма. Утром 18.11 всплыла и, продолжая ремонт двигателя, направилась к южному выходу из Зунда в расчете атаковать немецкие дозорные корабли. На ночь ПЛ снова легла на грунт. Утром 19.11 прибыла в назначенный ей район. Значительное движение торговых кораблей вынуждало лодку часто погружаться. В 16 часов она обнаружила приближавшуюся завесу из миноносцев. ПЛ погрузилась и, уйдя на глубину, пропустила миноносцы. Желая пронаблюдать дальнейшее движение миноносцев, ПЛ всплыла под перископ, но уже никого не обнаружила. Других кораблей дозора обнаружить лодке не удалось. 20.11 безрезультатно искала немецкие корабли на линии Стевенс-Клинт-Фальстербо, после чего направилась с той же целью к Борнгольму, но и там не обнаружила немецкого дозора. 22.11, обойдя Готланд с оста, вернулась в Лапвик. 21.11 командир ПЛ был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами;

1914 год 23 ноября
Перешла в Ревель;

1914 год 10 декабря
Перешла в Гельсингфорс;

1914 год 11 - 17 декабря
Боевой поход. По брошенному между лодками жребию ПЛ Е-9 должна была итти к Тромпер-Вик для атаки броненосных крейсеров, а ПЛ Е-1 - к Стевенс-Клинт - Фальстербо для атаки канонерской лодки и легкого крейсера. Лодки получили приказание не заходить севернее линии Стевенс-Клинт - Фальстербо и к весту от линии Гиедзер - Дарсерорт. 11.10 обе ПЛ вышли из Гельсингфорса и через Лапвик направились на свои позиции, проходя к весту от Готланда. Утром 13.12 ПЛ Е-1 прибыла на позицию. Никого не обнаружив, пошла к Моэнс-Клинту. К зюйд-осту от него обнаружила миноносец, ходивший переменным курсом. Скорее для того, чтобы показать ему свое присутствие, чем в надежде в него попасть, ПЛ выпустила по нему торпеду. Торпеда прошла мимо. Миноносец продолжал маневрировать большими ходами, пытаясь таранить лодку. Не имея возможности повторить атаку, ПЛ отошла на норд. Всплыв через час, обнаружила небольшой пароход, идущий прямо на нее. Снова погрузившись, установила, что пароход имеет буксируемую мину. До темноты ПЛ оставалась под водой. Когда стемнело, начала зарядку батареи, во время которой сломался левый промежуточный вал. 14.12 считая свою задачу в основном выполненной, так как лодка противником была обнаружена, командир решил идти для исправления повреждения в Лапвик. В это время у Бенгтшера находилась немецкая лодка "U-25", которая имела задачей установить, какими фарватерами пользовались русские при выходе и возвращении в Гангэ. 16.12 в 11 ч. 21 м. в трех милях на зюйд-вест от Бенгтшера ПЛ Е-1 обнаружила перископ подводной лодки и немедленно начала поворот, чем и избежала попадания выпущенных в нее с расстояния 1,5 каб. двух торпед. Одна из торпед прошла очень близко вдоль борта ПЛ Е-1. Уклонившись от торпед, погрузилась и втечение двух часов шла под водой. К вечеру того же дня пришла в Лапвик и оттуда перешла в Ревель;

1914 год 18 декабря
Встала в ремонт в Ревеле;

1915 год февраль
В началя февраля окончен ремонт;

1915 год 9 - 15 февраля
Боевой поход. 9.2 вышла на позицию в южную часть Балтийского моря, к острову Борнгольм. Пробыла в крейсерстве шесть дней, не встретив за все это время ни одного неприятельского корабля. Во время похода вышел из строя один из дизелей, во льдах была повреждена крышка носового ТА. 15.2 вернулась в Ревель;

1915 год 27 апреля - 11 мая
Боевой поход. 27.4 ПЛ удалось выйти в море на буксире ледокола "Петр Великий". Лодка вышла еще до получения командованием сведений о появлении германских кораблей у Либавы и имела приказание идти в район к западу от Борнгольма. Следуя западной частью Балтийского моря, она разошлась с германскими кораблями, оперировавшими у Курляндского побережья. Днем 29.4 подошла к Борнгольму и до 5.5 оставалась на позиции между островом и шведским берегом, находясь все светлое время суток под водой. Не обнаружив противника, в ночь на 6.5 направилась к устью Зунда. После прибытия, в течение 6.5 и 7.5 наблюдала оживленное движение дозорных кораблей. Хотя лодке и не удалось в эти дни сблизиться с ними для атаки, тем не менее, благодаря зеркальной поверхности моря, она была дважды ими обнаружена. 8.5, продолжая находиться на прежней позиции, в 18 ч. 30 м. обнаружила идущий от Треллеборга крейсер "Амазоне" ("Amazone") и с 6-7 каб безрезультатно выпустила в него торпеду. Вечером ПЛ направилась в обратный путь. С рассветом 10.5 7-я дивизия линейных кораблей, обогнув с севера Готска-Сандэ и не обнаружив русских кораблей, в 9 часов повернула на зюйд. В это время ПЛ Е-1, возвращаясь с похода, находилась восточнее Готска-Сандэ. ПЛ обнаружила справа по носу дымы и легла на курс для сближения с противником. Хотя ей удалось сблизиться с ним лишь на 7-8 миль, она, несмотря на примененную немцами маскировку, все же точно установила, что перед ней курсом зюйд идут четыре линейных корабля типа "Веттин". Застопорив машины, лодка продержалась в этом районе до темноты, рассчитывая, что на ночь отряд пойдет обратно. 10.5 направилась в Утэ, куда и прибыла утром 11.5. За время пребывания у устья Зунда лодка произвела ценные наблюдения, позволившие установить существующую в этом районе систему немецкого охранения и безопасные для плавания курсы. При 10-суточной спесификационной автономности ПЛ пробыла в походе 14 суток и из 338 часов похода пробыла под водой 174 часа;

1915 год май
Вскоре после похода перешла в Ревель;

1915 год 29 - 30 мая
Боевой поход. 29.5 вышла на позицию в районе Либава-Мемель. Пройдя через Моонзунд и Рижский залив, направилась на позицию. Утром 30.5 произошла поломка вала правого главного мотора и ПЛ была вынудена вернуться обратно в Ревель;

1915 год июнь - июль
Восстановительный ремонт продолжался полтора месяца;

1915 год 20 - 25 июля
Боевой поход. 20.7 в 17 часов вышла на позицию в районе Либава-Данциг. 21.7 прибыла на свою позицию, где оставалась до 24.7. 22.7 в 10 ч. 53 м. в районе Паппензе атаковала двумя торпедами германский сторожевой корабль "Неймюлен" ("Neumuhlen"). Торпеды прошли мимо. Корабль после коротких поисков, ввиду отсутствия на нем противолодочных средств, продолжил поход. 25.7 Ввиду обнаружения течи прочного корпуса возвратилась в Ревель идя вдоль восточного берега Готланда;

1915 год 29 июля - 2 августа
Боевой поход. 29.7 в 20 часов вышла на позицию в районе о-ва Эстергарн. 30.7 находясь на назначенной ей позиции атаковала три германских прорывателя заграждений: "Аахен" ("Aachen", 3833 т.), "Золинген" ("Solingen") и "Отенсен". Эти корабли были посланы 30.7 с целью обследовать в течение трех дней район между Готландом и Курляндским берегом для обнаружения в нем еще неизвестных русских заграждений. В 20 ч. 30 м. ПЛ выпустила торпеду и уничтожила "Аахен" (затонул через 15 минут). В 21 ч. 20 м. (20 ч. 30 м.?) ПЛ выпустила торпеду в "Золинген", но торпеда прошла мимо. Благодаря сильной волне (около 5 баллов) корабли не видели выпущенных лодкой торпед и, считая атаку лодки в такую волну маловероятной, взрыв "Аахена" приписали мине. Остальным кораблям было приказано вернуться. ПЛ Е-1, пробыв на позиции до 31.7, утром 2.8 вернулась в Ревель;

1915 год 4 - 8 августа
Боевой поход. В ночь на 4.8 вышла из Ревеля на позицию в районе Либавы, имея приказание идти на два дня ко входу в Либавскую гавань. Утром 5.8 подошла на 5 миль к стенке Либавского аванпорта и обнпружила в гавани: "Роон", 2 корабля типа "Виттельсбах", 3 - "Дейчлянд" и еще 5 других больших кораблей. Один тральщик ходил по линии ост-вест в предела 5-15 миль от берега, по-видимому, в протраленном фарватере. Он значительно облегчал лодке ориентировку. Пробыв на позиции до вечера 6.8 начала возвращение. 7.8 в 16 часов, получив с Тахконы сведения, что на норд-вест находится немецкая подводная лодка, погрузилась и пошла в указанном ей направлении. В 18 часов ПЛ обнаружила заряжающуюся ПЛ (это была ПЛ "U-10"). Когда ПЛ Е-1 приблизилась на 2000 м, U-10 дала ход и ушла. 8.8 ПЛ вернулась в Ревель. Доставила командованию ценные сведения о сосредочении сил противника в Либаве;

1915 год 8 - 14 августа
Боевой поход. 8.8 в 20 часов вышла на позицию в районе Либавы. 9.8, при следовании на позицию, в 7 ч. 20 м. обнаружила крейсер "Аугсбург" ("Augsburg") и пыталась его атаковать. Атака не удалась. Поднырнув под охранение из миноносцев, ПЛ всплыла слишком поздно - крейсер уже прошел. В 15 ч. 19 м. в районе банки Сарычева ПЛ атаковала крейсер "Штральзунд" ("Stralsund") и выпустила торпеду из носового аппарата с дистанции 600 м (3,5 каб.). Торпеда прошла в 100 м (0,6 каб.) за кормой крейсера. В 21 час обнаружила шесть германских линейных кораблей I эскадры. Сблизиться меньше чем на 4 мили не удалось. 10.8 и 11.8 безрезультатно крейсерствовала к весту от Либавы. Вечером 11.8 направилась на линию Либава- Мемель. 12.8 прибыла на позицию на линии Либава-Мемель. В течение дня ПЛ наблюдала много пароходов, но так как все они были небольшого водоизмещения, она их не атаковала. Около полудня 13.8, находясь на позиции у Полангена, атаковала шедшую с запада без охранения авиаматку "Ансвальд" ("Answald"). Выпущенная торпеда прошла мимо. На поиски ПЛ были высланы самолеты. Одному из них удалось обнаружить ПЛ и сбросить на нее 6 бомб, но она успела уйти на глубину. Поздно вечером ПЛ снова была обнаружена миноносцем у Мемеля. С темнотой ПЛ пошла обратно и вечером 14.8 вернулась в Ревель;

1915 год 17 - 19 августа
Боевой поход. Вечером 17.8 вышла из Ревеля на позицию западнее Ирбенского пролива с приказанием крейсеровать перед входом в Рижский залив. 18.8 в 7 ч. 30 м. пришла к Дагерорту и стала на якорь, ожидая, когда рассеется туман. В 8 ч. 45 м. направилась далее на позицию. Благодаря плохой видимости прошла линию германских дозорных крейсеров в район маневрирования линейных крейсеров, не обнаружив кораблей противника. В то время как главные силы немцев входили в Рижский залив, 1 разведывательная группа, прикрывавшая с севера вход в залив и шедшая в строю пеленга, была обнаружена в 8 ч. 10 м. ПЛ Е-1. Видимость была порядка 2 миль. В 8 ч. 20 м. ПЛ выпустила из правого носового аппарата торпеду во фланговый корабль с расстояния порядка 200 м (1 каб.). Сразу после выстрела ПЛ пришлось нырнуть, чтобы избежать таранного удара миноносца, прошедшего мимо в нескольких метрах. Атакованный линейный крейсер "Зейдлиц" заметил воздушный пузырь выстрела. Торпеда прошла вплотную за его кормой и попала в нос идущего левее и позади линейный крейсер "Мольтке" ("Moltke"), который только разобрал предостерегавший его сигнал и во время попадания торпеды был на циркуляции. След торпеды был замечен им из-за мелкой ряби очень поздно. Вода заполнила носовое и два смежных отделения, в результате чего "Мольтке" мог следовать лишь 15-узловым ходом. Командовавший 1 разведывательной группой Хиппер немедленно повернул в Данциг, чтобы осмотреть пробоину "Мольтке" и принять топливо. ПЛ из-за тумана и присутствия большого числа миноносцев, не смогла произвести повторную атаку. Имея повреждение главного электромотора, ПЛ сразу после атаки направилась к Дагерорту. В 9 ч. 15 м. она донесла через Дагерорт о происшедшем командующему и получила от него разрешение на возвращение в Ревель. После возвращения в Ревель встала в ремонт. Командир ПЛ быд награжден орденом Святого Георгия IV степени;

1915 год 23 - 30 октября
Боевой поход. 23.10 вышла из Ревеля на позиции западнее и южнее о-ва Готланд для действий против торговли противника. 24.10 заняла позицию между северной оконечностью Готланда и шведским берегом. В течение дня оставалась под водой, наблюдала шведские пароходы, которые, вследствие свежей погоды, осмотреть не смогла. Кроме того, она наблюдала германские миноносцы, ходившие попарно в дозоре вдоль путей движения коммерческих пароходов. К вечеру направилась на юг. В 20 часов на широте северной оконечности Эланда наблюдала три миноносца, несших в этом районе дозор. Ночь провела на грунте. 25.10 крейсеровала под перископом между Карлсэар и Эландом. Были обнаружены лишь германские миноносцы, находившиеся в дозоре у Готланда. В 19 часов перешла к югу, чтобы подойти на рассвете к позиции у южной оконечности Эланда. Утром 26.10 опять наблюдала четыре дозорных немецких миноносца. Коммерческих судов не обнаружила. Погода была плохая с сильной пургой. ПЛ прошла на норд и остановилась с подветренной стороны Готланда к югу от него. На ночь легла на грунт. 27.10 вследствие скверной погоды держалась на той же позиции. Ночью перешла к Эланду, где оставалась в течение 28.10, обнаружив за весь день лишь дозорные немецкие миноносцы. 29.10 направилась к Дагерорту и ночью вернулась в Ревель;

1915 год 12 ноября
При выходе из гавани Ревеля в боевой поход (на замену ПЛ "Вепрь") задела за бон, и для устранения повреждений ее пришлось ввести в док;

1915 год - 1916 год
Средствами порта Императора Петра Великого (Ревель) на ПЛ были установлены торпедные аппараты Джевецкого-Подгорного;

1916 год 28 апреля - 2 мая
Боевой поход. Находилась на позиции в проливе Моонзунд. Безрезультатно. Возвратилась в Ревель;

1916 год 25 - 31 мая
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Иерсхефт-Свинемюнде. 29.5 в районе Иерсхефта атаковала пароход тремя торпедами "Winterton" (промах). Контратакована гидропланом и эсминцем. Возвратилась в Ревель;

1916 год 1 авгста
Перечислена в состав Балтийской флотилии Королевских ВМС Великобритании. Подчинение Балтийскому флоту России сохранилось;

1916 год 9 - 13 ноября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе о-ва Фаре. Безрезультатно. Возвратилась в Ревель;

1917 год 24 - 27 июня
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно. Возвратилась в Ревель;

1917 год 27 июля - 1 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно. Возвратилась в Ревель;

1917 год 22 - 26 августа
Боевой поход. Находилась на позиции в районе о-ва Эланд - маяк Стило. Безрезультатно. Возвратилась в Ревель;

1917 год август
В конце августа перебазирована в Гангэ;

1917 год 15 - 18 сентября
Боевой поход. Находилась на позиции северо-западнее мыса Стейнорт. Безрезультатно. Возвратилась в Гангэ;

1917 год 6 - 12 октября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе Либавы. Безрезультатно. Возвратилась в Гангэ;

1917 год 18 - 22 октября
Боевой поход. Находилась на позиции в районе западнее пролива Соэлозунд. Безрезультатно. Возвратилась в Гангэ;

1917 год декабрь
В конце декабря переведена для базирования в Гельсинфорс;

1918 год 3 апреля
Выведена ледоколом и взорвана экипажем на внешнем Свеаборгском рейде (в полутора милях южнее маяка Грохара) для предотвращения захвата немцами и большевиками. Экипаж вернулся на родину через Мурманск на британском транспорте.




командиры ВМС Великобритании:


1. Ноэль Ф. Лоренс / N.F. Laurence (1913-1916), награжден российскими орденами Св.Владимира и Св.Георгия
2. А. Феннер / A. Fenner (1916-1918)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
4. Богданов М.А."Применение торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного на английских подводных лодках типа "Е"", Гангут, Санкт-Петербург, №1, 1991г.
5. Козлов Д.Ю. "Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы", ЛеКо, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Информация с сайта "Английские подводные лодки"
7. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019