Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "АГ" (проекты Holland 602F, 602GF, 602L и 602R)

Тип «АГ» (Американский Голланд)

проекты Holland 602F, 602GF, 602L и 602R.



1. Количество подводных лодок проекта: 72 (в ВМФ России и СССР – 11+6)


2. Изображение проекта:


ПЛ АГ-11

ПЛ «АГ-11» проекта 602F после вступления в строй без артиллерийского вооружения. 1916 год

ПЛ АГ-22

ПЛ «АГ-22» проекта 602GF с 57-мм орудием системы Гочкиса в носу. 1920 год


ПЛ АГ-26

ПЛ «Политработник» проекта 602L с 47-мм орудием системы Гочкиса в корме. 1930 год


ПЛ АГ-25

ПЛ «Марксисит» проекта 602L с измененным ограждением рубки после кап.ремонта. 1932 год


ПЛ АГ-24

ПЛ «А-2» проекта 602L после модернизации с 45-мм орудием 21-К. 1942 год


3. Состав проекта (в России и СССР):



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Балтийский Завод (5)

1

 «АГ-11»

-

15.05.1916
перезал.

лето 1916

02.09.1916

 Заложена в 1915 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 03.04.1918 – взорвана экипажем, поднята

2

 «АГ-12»

-

02.04.1916
перезал.

18.08.1916

16.09.1916
(10.09.1916)

 Заложена в 1915 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 03.04.1918 – взорвана экипажем, поднята

3

 «АГ-13»

-

02.04.1916
перезал.

31.08.1916

11.11.1916

 Заложена в 1915 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 08.07.1917 - пер. в АГ-16
 03.04.1918 – взорвана экипажем, поднята

4

 «АГ-14»

-

02.04.1916
перезал.

09.1916

11.11.1916

 Заложена в 1915 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 ??.09.1917 – погибла, обнаружена

5

 «АГ-15»

-

02.04.1916
перезал.

09.1916

11.11.1916

 Заложена в 1915 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 08.06.1917 – затонула, поднята
 03.04.1918 – взорвана экипажем, поднята

 НИКОЛАЕВ: Отделение Балтийского Завода (6)

6

 «АГ-21»

-

28.03.1917
перезал.

10.1917

02.1918

 Заложена в 1916 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 26.04.1919 - затоплена, поднята
 03.02.1931 пер. в "Металлист"
 08.07.1931 - затонула, поднята
 15.09.1934 пер. в А-5
 16.05.1949 пер. в ПЗС-8

7

 «АГ-22»

-

30.03.1917
перезал.

1918

05.08.1919

 Заложена в 1916 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 29.12.1920 – интернирована Францией

8

 «АГ-23»

-

29.04.1917
перезал.

01.06.1920

18.09.1920

 Заложена в 1916 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-16
 31.12.1922 - пер. в "Незаможный"
 12.06.1923 - пер. в "Шахтер"
 15.09.1934 - пер. в А-1
 26.06.1942 – взорвана экипажем, поднята

9

 «АГ-24»

-

01.06.1920
перезал.

02.04.1921

22.07.1921

 Заложена в 1916 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 01.06.1920 - пер. в "Им. тов. Луначарского"
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-17
 31.12.1922 - пер. в "Коммунист"
 15.09.1934 - пер. в А-2
 16.06.1949 - пер. в М-52

10

 «АГ-25»

-

03.08.1920
перезал.

05.04.1922

24.05.1922

 Заложена в 1916 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 03.08.1920 - пер. в "Им. тов. Троцкого"
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-18
 31.12.1922 - пер. в "Марксист"
 15.09.1934 - пер. в А-3
 28.10.1943 – погибла.

11

 «АГ-26»

-

23.10.1920
перезал.

24.02.1923

04.07.1923

 Заложена в 1916 г. на судоверфи
 «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада)
 23.10.1920 - пер. в "Им. тов. Каменева"
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-19
 15.05.1923 - пер. в "Политработник"
 15.09.1934 - пер. в А-4



4. История проекта:


С началом первой мировой войны появилась срочная необходимость пополнения состава русских подводных сил. С этой целью были предприняты меры по размещению дополнительных заказов на отечественных предприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за границей готовых подводных лодок. Наиболее реальным вариантом было приобретение подводных лодок фирмы Голланда (США), строившихся в тот период для Англии. 22 июня 1915 г. дирекция Ревельского завода Судостроительного акционерного общества "Ноблесснер"проинформировала Морское министерство о предложении фирмы "Electric Boat Company" поставить для русского флота три или пять подводных лодок "системы Голланда". Американская сторона обязалась построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном виде во Владивосток.

Окончательная сборка предполагалась на заводе "Ноблесснер". МГШ признал целесообразным приобретение лодок этого типа. Однако, учитывая, что завод "Ноблесснер" в указанный период строил подводные лодки типа "Барс" и не справлялся с установленными сроками, по результатам проведенного конкурса сборка американских лодок была поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку первых пяти лодок был заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда типа "602F". Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных - в мае 1916 г. Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах "Монмигль", "Коан мару" и "Гишен мару". Груз первого парохода был неожиданно снят в японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходом Добровольного флота "Тула". Из Владивостока секции лодок были перевезены по железной дороге в Петроград на Балтийский завод. Сборка лодок началась 2 апреля 1916 г. Работами руководили инженеры фирмы "Electric boat company" во главе с Э. Виллером. Стоимость постройки, доставки и страховки до Владивостока - 3 млн. 512 тыс. 500 долларов США (7 млн. 239 тыс. руб.) Сборка в России - 1 млн. 340 тыс. 250 руб.

В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные в контракте монтаж и пригонка частей корпуса и оборудования в США не производились. Пришлось по месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е. выполнять не только сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На воду лодки были спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов и завершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки проекта - подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа американских лагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили в сентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в зимний период на Ревельском заводе "Ноблесснер". Все пять лодок базировались на специально оборудованный транспорт "Оланд". 8 июня 1916 г. все лодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-11", "АГ-12", "АГ-13", "АГ-14", "АГ-15". Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка не вернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата их германскими войсками пришлось взорвать вместе с плавбазой "Оланд" в Ганге (полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой обстановки.

Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа "АГ", Морское министерство заключило еще три контракта (19 (14?).09.1916 г., 25.10.1916 г., 08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 - для Черноморского флота (проектов 602GF и 602L), 3 - для Балтийского флота (проекта 602R) и 3 - для флотилии Северного флота (проекта 602R). Общая стоимость ПЛ составила 28 млн. 872 тыс. руб. без затрат на сборку. Новые лодки имели незначительные конструктивные отличия от лодок 602F.

Планируемые сроки ввода ПЛ для Черного моря лето - осень 1917 г, для Севера и Балтики - сентябрь и ноябрь 1917 г. Первые ПЛ проекта 602GF были доставлены в Николаев 18 августа 1917 г. Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились во Владивосток пароходами "Ункай мару", "Гарольд Доллар", "Хазель Доллар", "Стрида" и "Арабиен". Сборка черноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского завода. Сборка первой лодки началась 28 марта, второй - 30 марта, третьей - 29 апреля 1917 г. Работами руководили представители фирмы "Electric Boat Company" - Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А. Грейвс. После 1917 г. сборка осуществлялась только русскими инженерами и рабочими. 21 августа 1917 г. первые три лодк и зачислили в списки Черноморского флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-21", "АГ-22" и "АГ-23". Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев, позднее были присвоены обозначения "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26". "АГ-21"вступила в строй в 1918 г., "АГ-22 " - в 1919 г., "АГ-23"- 21 октября 1920 г.

Подводные лодки "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26" достраивались после гражданской войны в условиях разрухи, нехватки комплектующих деталей и оборудования. На всех ПЛ установили только по 1 перископу в ЦП длиной 5,1 м; на "АГ-26" установлены дизеля по 120 л.с. и т.д. Сборка лодок "АГ-24" и "АГ-25" начата 22 ноября 1919 г., а "АГ-26" - 23 октября 1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный инженер-механик Я.С. Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов, среди которых был и будущий главный конструктор подводных лодок XII серии типа "М" П.И. Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в Великой Отечественной войне, совершили по 15-20 боевых походов и добились значительных успехов. За время службы в составе советского ВМФ лодки типа "АГ"неоднократно переименовывались.

Сборка трех лодок для Балтийского флота ("АГ-17", "АГ-18" и "АГ-19") и трех лодок для Севера - ("АГ-20", "АГ-27" и "АГ-28") планировалась на Балтийском заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржами по внутренним водным путям. Лодки эти были построены в небольшом городке Барнет в 10 милях от Ванкувера (Канада) «Британской Тихоокеанской инженерно-строительной компанией». К сентябрю 1917 года лодки были готовы для погрузки на пароход «Key West» для отправки в Россию. Однако в связи с революционными событиями «Русский комитет» в Нью-Йорке приостановил погрузку. Верховная морская коллегия России 29 ноября 1917 года аннулировала контракт. ПЛ были переданы в собственность компании «Electric Boot». Та пробовала заинтересовать покупкой Британское Адмиралтейство, а когда это не удалось - американский флот. 13 апреля 1918 года флот США решил приобрести эти корабли. 20 мая 1918 года они официально включены в состав флота США как Н-4 - Н-9 (бортовые номера SS-147 - SS-152). После этого недостроенные лодки доставили для сборки в США. К концу ноября 1918 года ПЛ вошли в строй ВМС США, но война закончилась, и их карьера была очень короткой. До 1922 года лодки служили на Тихом океане, затем переведены в Норфолк и зачислены подлодками 2-го класса (береговой обороны), до 1931 года находились в резерве, после чего были сданы на слом.

Конструкция подводных лодок типа "АГ" была удачной. Лодки были однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всей длине, эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевидную форму. В верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом, переходящая у ахтерштевня в гребень. Над ПК в районе 18-89 шп. Располагалась водонепроницаемая надстройка. В настройке размещались заваливающиеся носовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей, газоотводы двигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка, расположенная над центральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что позволяло использовать ее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников из лодки в аварийных ситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами, один для наблюдения из центрального отсека, второй - для наблюдения из рубки. Перископы, диаметром 127 мм, имели разную длину: в ЦП - 6,4 м; в боевой рубке (БР) - 4,0 м. На ходовом мостике между тумбами перископов была установлена труба подачи воздуха к дизелям в бурную погоду или при движении в позиционном положении. Управление заглушками трубы осуществлялось из рубки. В нижней части корпуса имелся коробчатый киль, выполнявший роль главной осушительной магистрали и соединял носовую и кормовую ЦГБ. Остальные ЦГБ соединялись через вспомогательный осушительный трубопровод. В носовой части располагалось приспособление длиной 5,5 м для разрезания сетей. Метацентрическая высота в надводном положении составляла 0,27 м, в подводном - 0,17 м. Прочный корпус был разбит водонепроницаемыми переборками на 4 отсека. В трех отсеках, кроме центрального, имелись выходные люки и удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выхода подводников. Система погружения состояла из восьми заполнявшихся самотеком балластных цистерн, оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главные балластные цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутри прочного корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса, но зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение. Общая емкость ЦГБ - 78,3 куб. м. Продувание (давление воздуха 7 кг/см2) производилось на глубинах не более 52 м через распределительную коробку в ЦП. Главные трюмно-балластные помпы - центробежная, производительностью 7,64 м3/час, и поршневая 0,76 м'/час. Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена и возможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули располагались за винтами, что увеличило их эффективность.

Электродвигатели в перегрузочном режиме развивали мощность по 310 л.с. (сила тока - 1140 А), при эк. ходе - 160 л.с. (220 В, 575 А). Напряжение бортовой сети 120 В. Запас топлива - 15 т. АБ - в герметичных ямах. В период постройки и сдачи каждая ПЛ была снабжена паровым отоплением (по проекту - 4 электрогрелки по 300 Вт.), переносными вентиляторами и ограждением НГР. Две мачты по 12,2 м должны были нести антенну радиосвязи, фонари и сигналы.

Основное вооружение ПЛ - торпеды. Имела 4 НТА 450 (457) мм с общим запасом торпед 8 шт. Стрельба из ТА могла осуществляться залпами только по 2 торпеды (левый нижний - правый верхний ТА и наоборот).

По первоначальному проекту артиллерию на лодках типа АГ устанавливать не планировали, и экипаж вооружался лишь ручным пулеметом калибра 7,62-мм. В качестве артиллерийского вооружения в годы Первой мировой войны балтийские ПЛ типа АГ получили на вооружение одно 47-мм орудие. На АГ-21 во время войны орудий не устанавливали. АГ-22 успела получить в белом флоте артиллерийское вооружение. На площадке надстройки, которая находится за торпедопогрузочным люком, было установлено 57-мм орудие (по другим данным, 47-мм). Окончание гражданской войны и послевоенная разруха привела к тому, что на черноморских лодках типа АГ некоторое время стояли на вооружении орудия самых разных систем и калибров — от 47-мм до 37-мм, но к середине 20-х годов все лодки получили стандартные 47-мм орудия Гочкиса. Их установили на надстройке между люком №4 и рубкой. Боезапас — 60 выстрелов, в начале 30-х его увеличили до 110. Поскольку специальный артиллерийский погреб отсутствовал, унитарные патроны хранили в ящиках в ЦП (во время похода) или гальюне (при стоянке в базе). Единообразие артсистем на лодках типа АГ сохранилось и после 1938 года, когда на вооружение флота поступило полуавтоматическое 45-мм орудие 21-К. Его получили все черноморские лодках типа АГ в 1938—1939 гг. В четвертом отсеке в специальных ящиках хранилось до 200 снарядов к «сорокапятке», подаваемых на палубу вручную (из трюма ЦП). В годы Великой Отечественной войны боезапас на некоторых лодках увеличили до 300 снарядов. В боевой рубке хранился 7,62-мм пулемет типа М-1 («Максим»), его устанавливали на рубке на вертлюге. В годы войны его дополнил 7,62-мм пулемет ДП.

ПЛ неоднократно проходили ремонты и модернизации. При этом на ПЛ было установлено новое артиллерийское вооружение, более мощные дизели и гребные электродвигатели и др., что позволило улучшить основные элементы ПЛ, в частности увеличить скорость хода и дальность плавания. По состоянию на начало Великой Отечественной войны ПЛ типа АГ имели следующие характеристики: водоизмещение 390/520 т, главные размерения 4,6 х 4,85 х 3,9 м, мощность ДУ (надводная/подводная) 2 х 480 (изначально по проекту Electric Boat Company Holland/2 х 240 л.с., полная скорость хода (надводная/подводная) - 14,5/10,5 узлов, дальность плавания эк. ходом (надводная/подводная) 4500/120 миль, экипаж 32 человека, вооружение 4 ТА х 450 мм (8 торпед), 1 х 45-мм полуавтомат 21-К, боезапас - 200 снарядов, 1 пулемет.

В целом подводные лодки типа "АГ" хорошо зарекомендовали себя благодаря надежности действия механизмов, хорошей мореходности, большей живучести и наличию спасательных средств для выхода подводников в аварийных ситуациях. Отдельные лодки находились в строю около 30 лет, вели активные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Они по праву относились к наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой войны.


5. Схема проекта:


Схема АГ 1917 год

Укрупненная схема 15,8 Кб


Схема общего расположения подводных лодок типа "АГ" (проект 602F):
1 - штурвальная машина; 2 - воздушные компрессоры; 3 - рым для подъема ПЛ; 4 - концевые стойки; 5 - вентиляция; 6 - глушитель газовыхлопа;
7 - люк машинного отсека; 8 - распределительные электрощиты; 9 - клапаны вентиляции балластных цистерн; 10 - перископы; 11 - верхний люк боевой рубки;
12 - пост рулевого (ВР); 13 - мачты; 14 - люк для погрузки торпед; 15 - сигнальный буй с телефоном; 16,17 - шпили подводного и надводного якорей;
18 - выходной люк; 19 - надводный якорь; 20 - привод носовых горизонтальных рулей; 21 - буксирный рым; 22 - передняя крышка торпедных аппаратов;
23 - торпедные аппараты; 24 - носовая дифферентам цистерна; 25 - подводный якорь; 26,32,42 - цистерны главного балласта; 27 - кингстоны;
28 - топливные цистерны; 29 - запасные торпеды; 30,46 - баллоны сжатого воздуха; 31 - аккумуляторная батарея; 33 - центральный пост;
34 - вспомогательная цистерна; 35 - уравнительная цистерна; 36 - электрокамбуз; 37 - цистерна смазочного масла; 38 - дизели; 39 - коробчатый киль;
40 - главные электромоторы; 41 - кормовая дифферентная цистерна; 43 - вертикальный руль; 44 - носовые горизонтальные рули;
45 - приборы подводной сигнализации; 47 - кормовые горизонтальные рули

Схема АГ 1941 год

Укрупненная схема 54,5 Кб


Схема общего расположения подводных лодок типа "АГ" (1941 год):
1 - 450-мм торпедные аппараты; 2 - носовая цистерна главного балласта; 3 - якорь; 4 - торпедный отсек; 5 - носовой входной люк; 6 - торпедопогрузочный люк;
7 - носовая дифферентная цистерна; 8 - топливные цистерны; 9 - запасные торпеды; 10 - баллоны системы воздуха высокого давления;
11 - носовой аккумуляторный (жилой) отсек; 12 - аккумуляторные батареи; 13 - средняя группа балластных цистерн; 14-ходовой мостик;
15 - перископ атаки; 16 - зенитный перископ; 17 - прочная рубка; 18 - центральный отсек; 19 - центральный;
20 - штурвалы управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями; 21 - средний входной люк; 22 - кормовой аккумуляторный отсек;
23 - кормовой входной люк; 24- машинный отсек; 25 - дизель; 26 - главный гребной электродвигатель с разобщительной муфтой;
27 - упорный подшипник; 28 - привод вертикального руля; 29 - кормовая дифферентная цистерна; 30 - кормовая цистерна главного балласта.
* Схема выполнена Ю.В. Апальковым на основе подлинных чертежей.


6. Тактико-технические данные проекта:

  водоизмещение  
  надводное, тонн: 355,7 (602F), 355,0 (602GF), 360,9 (602L)
  подводное, тонн: 467? или 440,5 (602F), 434,0 (602GF), 440,0 (602L)
  скорость хода  
  полная надводная: 12,5-13,0 (602F), 11,5 (602GF), 12,0 (602L), 12,1 (после 1930), 12,8 (после 1940)
  экономическая надводная: 11,0 узлов
  полная подводная: 10,5-10,8 (602F), 10,0 (602GF, 602L), 8,6 (после 1930), 8,5 (после 1940)
  экономическая подводная: 5,0 узлов
  дальность плавания (при скорости), узлов  
  в надводном положении полным ходом:

2200 (602F), 1800 (602GF, 602L), 1460 (после 1940)
  в надводном положении экономическим ходом:

2580 (602F), 2450 (602GF), 2400 (602L), 2580 (после 1930-х), 2700 (после 1940-х)
  в подводном положении полным ходом:

25
  в подводном положении экономическим ходом:

100
  глубина погружения, метров  
  предельная: 61 (602F), 100 (602GF, 602L), 50 (после 1940)
  рабочая: 45,7 (602F), 50 (602GF, 602L), 40 (после 1940)
  кораблестроительные элементы  
  длина, метры: 45,8 (602F, 602GF), 46,0 (602L), 45,7 (после 1930), 46,0 (после 1940)
  ширина, метры: 4,81 (602F), 4,88 (602GF), 4,8 (602L), 4,88 (после 1930), 4,8 (после 1940)
  осадка средняя, метры : 3,76 (602F), 3,8 (602GF), 3,84 (602L), 3,8 (после 1930), 3,84 (после 1940)
  конструктивный тип: однакорпусная
  вооружение  
  число и калибр пулеметов:

1х7,62мм М-1, дополнительно - 1х7,62-мм ДП (после 1941)
  число и калибр артиллерийских установок: 1х47-мм(?) (602F), 1х47-мм системы Гочкиса (602GF, 602L), 1х45 21-К (после 1940), АГ-22 - 1х57-мм(?) системы Гочкиса
  457-мм (450-мм) носовые торпедные аппараты: 4
  запас торпед: 8
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2х480 л.с.(602F), 2х480 л.с.(602GF, 602L), на АГ-26 - 2х120 л.с.
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 2х310 (форсир.) / 2х160 (эк.)
  количество валов: 2
  число гр. АБ х число эл. в гр.: 2 х 60
  обитаемость  
  автономность:

15 суток
  экипаж (офицеров), человек:

37(3) (602F), 30(3) (602GF), 32(3) (602L), 31(7) (после 1930), 32(7) (после 1940)

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
- Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
- Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.2, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2004г.
- Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Одесса, Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Москва, "Военное издательство", 1990г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", ч.2, Москва, "Стратегия КМ", 2003г.
- Кащеев Л.Б. "Американские подводные лодки", АТФ, Харьков, 2002г.
- Костриченко В.В., Царьков А.Ю. Подводные лодки типа "АГ" на Черном море", Морская Кампания, №4, 2009г.
- Рисунки Балакина С.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022