Rambler's Top100 Подводная лодка АГ-25, ПЛ-18, "Марксист", А-3. Тип "АГ"

"АГ-25", "АГ-25 им. тов. Троцкого", ПЛ-18,
"Марксист" (бортовой номер 18, 4, 14, затем - 23), "А-3"

тип "АГ" (Holland-602L)




фотография:


Подводная лодка А-3

ПЛ "А-3" типа "АГ" в море. Предвоенное фото.




историческая справка:


1916 год
Построена для ВМС Великобритании на судоверфи "Barnet Yard" в Ванкувере (Канада);

1916 год 25 октября (по с.с.)
Приобретена заводом "Ноблесснер" по заказу Морведа России;

1917 год
В разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод "Наваль") для достройки. Доставленные секции хранились на заводе до 1920 года;

1917 год 21 августа (по с.с.)
Зачислена в списки кораблей Черноморского флота (ЧФ);

1919 год 22 ноября
Начата подготовка к сборке (?);

1920 год 3 августа
Перезаложена в Николаеве на заводе "Руссуд". По другим, скорее всего ошибочным данным, перезаложена 11.07.1921. При закладке получила наименование "АГ-25 имени товарища Троцкого". Во многих источниках это название относят к АГ-23, но по данным РГАВФ (ф.р-453, оп.3, д.8, л.2) оно относится именно а АГ-25;

1920 год 21 октября
Зачислена в состав Отдельного дивизиона ПЛ Морских Сил Черного и Азовского морей (с 01.12.1923 - ОДнПЛ МСЧМ);

1921 год 1 октября
Переименована в "ПЛ-18";

1922 год 5 апреля
Спущена на воду. В некоторых источниках, скорее всего ошибочно - 15.04.1922;

1922 год апрель - 24 мая
Сдаточные испытания;

1922 год 24 мая
Вступила в строй. В некоторых источниках - 26.05.1922. Находилась в составе ОДнПЛ;

1922 год 26 мая
Поднят Военно-морской флаг;

1922 год 12 - 14 октября
12.10 вышла в поход по маршруту Севастополь-Сухум-Батум для сопровождения парохода "Ильич". 14.10 прибыла в Сухум. Начала зарядку АБ. Во время зарядки произошел взрыв кормовой группы АБ. Причина взрыва осталась невыясненной. Была быстро отремонтирована в Николаеве;

1922 год июль - 1923 год февраль
Совершила 5 дипломатических походов (перевозка сотрудников НКИД и дипломатической почты) в Инеболу (до 16.10.1922) и Самсун (с 28.10.1922);

1922 год 31 декабря
Переименована в "Марксист" (бортовой номер 18);

1923 год (предположительно)
Присвоен бортовой номер 4;

1923 год 14 сентября - 9 октября
В составе ОДнПЛ участвовала в походе отряда кораблей МСЧМ с посещением портов Феодосия, Новороссийск, Туапсе, Сухуми и Батуми;

1923 год 23 - 27 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1924 год 6 - 11 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1924 год 18 сентября - 8 октября
В составе ОДнПЛ совершила поход по маршруту Севастополь-Ялта-Новороссийск-Сухум-Батум-Поти-Туапсе-Феодосия-Севастополь;

1925 год 3 июня
Совместные учения ОДнПЛ с КР "Коминтерн" и ЭМ "Незаможник" у Кавказского побережья;

1925 год 23 - 29 августа
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1925 год 11 сентября - 1 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ с посещением Новороссийска, Сухуми, Батуми и Феодосии;

1926 год 9 - 15 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1927 год (предположительно)
Присвоен бортовой номер 14;

1927 год 14 - 22 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1928 год 12 - 19 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1929 год 30 августа - 6 сентября
Нанесла визит в Стамбул (Турция) совместно с ПЛ "Политработник";

1929 год 21 - 28 сентября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1930 год 18 - 25 июня
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1931 год 3 февраля
Переформированы в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);

1931 год осень
Использовалась в качестве опытного стенда для испытаний динамореактивной пушки системы конструктора Л.В. Курчевского. Вместо штатного 47-мм орудия была установлена 76-мм эксперементальная пушка. Испытания были проведены 28 сентября. ПЛ получила незначительные повреждения. Орудие было рекомендовано для установки на ПЛ типа "АГ", однако модернизации на ПЛ не производились;

1931 год 17 ноября - 8 декабря
Учебный поход 2-го ДнПЛ вдоль Кавказского побережья;

1932 год 1 июня
Присвоен бортовой номер 23;

1932 год лето
Использовалась для отработки кадров начсостава УОПП;

1933 год 2 - 6 октября
Приняла участие в маневрах МСЧМ;

1934 год 15 сентября
Переименована в "А-3". В некоторых источниках, скорее всего ошибочно, указывается дата 21.08.1934;

1934 год - 1935 год январь
Прошла капитальный ремонт;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базрованием дивизиона на Кабаргу (район Очакова);

1939 год апрель (август?)
В составе дивизиона переформирована в состав 24-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год сентябрь
В связи с началом Второй Мировой войны была развернута в море по боевому расписанию;

1941 год 5 февраля
Переформирована в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 22 июня
К началу Великой Отечественной войны входила в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ, числилась во 2-й линии. Находилась в Севастополе в аварийном (текущем?) ремонте;

1941 год 1 - 3 июля
После вступления в строй перешла в Поти;

1941 год 7 - 14 июля
В 21.00 7.7 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с кораблями противника не имела. В 04.30 14.7 вернулась в Поти;

1941 год 19 - 25 июля
В 21.30 19.7 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с кораблями противника не имела. В 05.54 25.7 вернулась в Поти;

1941 год 1 - 6 августа
В 20.00 1.8 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 05.48 6.8 вернулась в Поти;

1941 год 14 - 21 августа
В 20.49 14.8 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. 21.8 вернулась в Поти;

1941 год 7 - 14 сентября
В 20.00 7.9 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 07.55 14.9 вернулась в Поти;

1941 год 24 сентября - 1 октября
В 20.00 24.9 вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями противника не имела. В 11.12 1.10 вернулась в Поти;

1941 год 30 октября - 5 ноября
30.10 вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 09.55 5.11 вернулась в Поти;

1941 год ноябрь - декабрь
В конце ноября - декабре прошла докование и текущий ремонт;

1942 год 7 - 9 января
В 20.00 7.1 вышла в дозор западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.04 9.1 вернулась в Поти;

1942 год 5 февраля
Перешла в Батуми;

1942 год 15 февраля
Перешла в Поти;

1942 год 21 марта
Перешла в Очемчири;

1942 год 22 - 24 марта
Перешла в Севастополь. При движении по фарватеру Главной базы №3 безрезультатно обстреляна полевой артиллерией противника;

1942 год 29 марта - 9 апреля
В 21.47 29.3 вышла в район о. Фидониси (позиция №32). Утром 31.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 16.30 8.4 начала возвращение в базу и в 22.10 9.4 прибыла в Севастополь;

1942 год 23 апреля - 7 мая
В 21.30 23.4 вышла в район Одессы (позиция №31). 25.4 прибыла на позицию. Днем 1.5 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ и мелководья. В 22.00 5.5 начала возвращение в базу и в 03.20 7.5 прибыла в Севастополь;

1942 год 25 мая - 6 июня
В 23.13 25.5 вышла в район Одессы (позиция №31). 27.5 прибыла на позицию. В 10.13 29.5 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 7 СКА) в точке 46°30,2' с.ш./30°52,5' в.д. (ТР 8000 т, атака=подв/ви/2, д=3,5-4 каб., через 30 сек. услышан взрыв - потоплен румынский ТР "Сулина" ("Sulina"), 3495 брт, перевозил боеприпасы, 2 артиллерийских орудия, около 4000 т овса и 510 т пшеницы из Констанцы в Николаев +10,-10). Преследования не было. 3.6 не смогла атаковать КОН из-за мелководья. 4.6 начала возвращение в базу и в 19.25 6.6 прибыла в Туапсе;

1942 год 8 - 9 июня
Перешла в Очемчири;

1942 год 11 июня
Перешла в Поти, где прошла текущий ремонт;

1942 год 5 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 6 июля
Перешла в Туапсе;

1942 год 7 - 18 июля
В 15.50 7.7 вышла из Туапсе в район Одессы (позиция №31). 8.7 в 25 милях южнее Балаклавы атакована самолетом, обстрелявшим ПЛ из пулеметов. Пулями в 3 местах пробито ограждение рубки, в 2 местах - перископ. 9.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 16.7 начала возвращение в базу и в 07.40 18.7 прибыла в Туапсе;

1942 год 18 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 19 июля
Перешла в Поти, где прошла аварийный ремонт;

1942 год 8 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 8 - 9 августа
Перешла в Туапсе;

1942 год 9 - 22 августа
Утром 9.8 вышла в район Алушта - Феодосия. Вечером прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 21.8 начала возвращение в базу и 22.8 прибыла в Очемчири;

1942 год 10 августа
Вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 27 августа
Перешла в Поти;

1942 год сентябрь - 17 декабря
С начала сентября проходила текущий ремонт;

1942 год 22 ноября
Вошла в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 21 декабря - 1943 год 3 января
В 16.40 21.12 вышла в район Ялта - Феодосия (позиции №47-48). 23.12 прибыла на позицию. Утром 24.12 села на мель в подводном положении у берега из-за чего днем не смогла атаковать КОН БДБ. В 23.00 1.1 начала возвращение в базу, в 11.50 3.1 прибыла в Очемчири;

1943 год 4 января
Перешла в Поти;

1943 год 1 - 14 февраля
В 16.54 1.2 вышла в район Феодосии (позиция №48-б). Утром 3.2 прибыла на позицию. 9.2 получила приказ действовать между м. Чауда - м. Киик-Аталама. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 12.2 начала возвращение в базу. В 08.04 14.2 прибыла в Очемчири;

1943 год 3 - 17 марта
В 18.00 3.3 вышла район меридиан 35°35' в.д. - м. Киик-Атла-ма (позиция №64). Встреч с кораблями противника не имела. В 20.00 14.3 начала возвращение в базу и в 10.36 17.3 прибыла в Очемчири;

1943 год 5 - 14 мая
В 19.45 5.5 вышла к южному побережью Крыма (позиция №84). В 15.00 8.5 прибыла на позицию. В 12.11 11.5 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) в районе м. Айтодор (БДБ, атака=подв/ви/2, д=5 каб., через 55 сек услышаны 2 глухих взрыва - безуспешно атакованы германские КЛ "МАL 1", "МАL 2", "МАL 3"). Контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном расстоянии 12 глб. В 13.00-13.02 командир в перископ наблюдал гибель БДБ (предположительно MFP-130). В 07.30 12.5 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ) в точке 44°51' с.ш./35°08' в.д. (БДБ, ата-ка=подв/ви/2, д=7 каб., через 55 сек услышан глухой взрыв, через 16 мин в перископ наблюдалась 1 БДБ - безуспешно атакована германская БДБ (предположительно MFP-241), наблюдавшая прохождение торпеды под килем). Преследования не было. В 14.00 начала возвращение в базу. Утром 14.5 расстреляла плавающую мину и в 13.48 прибыла в Очемчири;

1943 год 2 - 13 июня
В 19.30 2.6 вышла к южному берегу Крыма (позиция №84). В 02.25 5.6 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 11.6 начала возвращение в базу и в 09.30 13.6 прибыла в базу;

1943 год 3 - 17 августа
В 20.30 3.8 вышла в район Феодосии (позиция №86-запасная). В 15.00 7.8 прибыла на позицию. 12-14.8 произвела поиск экипажа самолета Ил-4 в 50 милях южнее Ялты. Встреч с кораблями противника не имела. В 21.00 14.8 начала возвращение в базу и в 05.44 17.8 прибыла в Очемчири;<

1943 год 22 октября
В 18.10 22.10 вышла в район м. Урет - Евпатория (позиция №95). На рассвете 25.10 прибыла на позицию. Днем 28.10 не смогла атаковать КОН (1 ТР и 1 ЭМ или ММ) из-за шторма (донесение передано вечером). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была покинуть позицию 3.11. Возможные причины гибели: подрыв на плавающей мине, ошибка личного состава или отказ техники, а также подрыв на мине германского заграждения S-46 при возвращении в базу в случае навигационной ошибки в районе западнее м. Лукулл (по мнению Морозова М.Э., информация о потоплении ПЛ германским БО "Шифф 19" (Schiff 19) в точке 46.10 с. ш. /31.55 в.д. в 06.18-06.33 4.11.1943 не соответствует действительности, поскольку точка атаки германского БО находится намного севернее позиции ПЛ, а время атаки на сутки превосходит срок планового оставления позиции). На ПЛ погибло 33 члена экипажа;

1944 год 13 марта
Исключена из состава ВМФ;

2012 год
По состоянию на начало года считается пропавшей без вести. Точное место, дата и причина гибели достоверно не установлены.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ типа АГ ОДнПЛ МСЧМ с бортовыми номерами 16 - 19 . Одесса. Предположительно 1923 год.
2. Фотография ПЛ "Политрук" и ПЛ типа АГ ОДнПЛ МСЧМ с бортовыми номерами 2 - 5. Одесса. 1924 - 1927 год.
3. Фотография ПЛ "Марксист" с бортовым номером 14. 1927 - 1932 год.
4. Фотография ПЛ "Марксист" с бортовым номером 23. 1932 - 1934 год.



командиры:


1. Пуаре Ю.В. (23.01.1921-17.11.1921)
2. Горняковский Н.А. (26.01.1922-06.11.1925) и (06.05.1926-11.06.1926)
3. Сластников Б.С. (06.11.1925-27.04.1926) ВРИД, (11.06.1926-06.09.1926) ВРИД, (16.12.1928-01.01.1929) ВРИД(?)
4. Васюнин П.Н. (06.1926-07.1926)
5. Лашманов М.В. (07.1926-07.1928)
6. Немирович-Данченко К.К. (05.1928-01.01.1930)
7. Седельников Ф.С. (08.1930-09.1930) ВРИД
8. Солдатов Я.А. (12.1930-05.1932, 09.1932-02.1933)
9. Шатский В.Л. (17.05.1932-20.09.1932, 02.1933-17.04.1933)
10. Маглич Ф.С. (17.04.1933-05.1935)
11. Успенский Б.А. (10.04.1935-09.05.1935) ВРИД
12. Савицкий С.Т. (05.1935-19.03.1939)
13. Тураев В.А. (07.05.1936-1936) ВРИД
14. Беланов Н.М. (19.03.1939-01.02.1941)
15. Малышев Н.И. (21.11.1940-11.11.1941)
16. Цуриков С.А. (11.11.1941-11.1943)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
6. Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
7. Гусев А.Н. «Советские подводные лодки 1922-1945 гг.», ч.2, Санкт-Петербург, «Галея Принт», 2004г.
8. Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
9. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Одесса, Исма-Инвест, Астропринт, 2000г.
10. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Москва, "Военное издательство", 1990г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", ч.2, Москва, "Стратегия КМ", 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
13. Информация от Юрия Щербакова.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Костриченко В.В., Царьков А.Ю. Подводные лодки типа "АГ" на Черном море", Морская Кампания, №4, 2009г.
16. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016