Rambler's Top100 Подводная лодка "Утка", US-3. Тип "Барс"

"Утка", US-3

Тип «Барс»




фотография:


Подводная лодка Утка

ПЛ US-3 типа "Барс" ВМС Германии в Севастополе с немецким экипажем. 1918 год.
Фотография из книги Цветкова И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс"




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1915 год 2 июля
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1915 год 1 августа
Заложена на Отделении Балтийского Завода в Николаеве по проекту "Барс" для Черного моря;

1916 год октябрь
Спущена на воду;

1917 год 20 июня
Вступила в строй. Вошла в состав Бригады подводного плавания Черномоского флота с базрованием на г.Севастополь;

1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год 1 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Под наименованием US-3 включена в состав германской флотилии ПЛ на Черном море. На ПЛ поднят флаг ВМС Германии;

1918 год 13 июня
Испытывалась вблизи Севастополя личным составом немецкой ПЛ UB-14 под командованием Б.Эллеке (B.Elleke);

1918 год 1 августа
Испытывалась вблизи Севастополя личным составом немецкой ПЛ UB-14 под командованием Б.Эллеке (B.Elleke);

1918 год 23 октября
Передана флоту Украины без права поднимать Андреевский флаг;

1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими интервентами. На ПЛ поднят Андреевский флаг. Выход в море разрешался только с разрешения союзников и при наличии на борту английского офицера. ПЛ возвращено прежнее наименование;

1919 год
Числилась в состав Морских Сил Юга России в качестве судна резерва;

1919 год 16 апреля
Не смотря на запрет союзных властей выходить в море, была переведена на буксире из Севастополя в Новороссийск;

1919 год 3 мая
Вошла в состав 1-го дивизиона Морских Сил Юга России Добровольческой белой армии;

1919 год июнь
Перешла в Севастополь. Находилась в боевой готовности;

1919 год июнь - август
Участвовала в ряде боевых операций. Заходила в Николаев, после его занятия белогвардейцами;

1919 год август - сентябрь
Находилась в ремонте. С 12.9 неделю находилась в доке;

1919 год 27 - 29 сентября
Перешла в п. Хорлы, для нахождения там в качестве стационера;

1919 год 23 октября
Прибыла из п. Хорлы в г. Севастополь;

1919 год осень
Перешла в Новороссийск;

1919 год (приблизительно)
Демонтированы наружные ТА, ниши закрыты;

1920 год 13 марта
Вывела из Новороссийска в море на буксире яхту "Забава" и опять вернулась в гавань;

1920 год 14 марта
Во время эвакуации белогвардецев из Новороссийска, стоя у мола №1, обстреливала из своих орудий наступавшие части Красной Армии;

1920 год март - август
После эвакуации Новороссийска и Одессы использовалась белогвардейским командованием для разведки в северо-западной и в восточной частях Черного моря, скрытой доставки на занятое неприятелем побережье оружия и офицеров;

1920 год август - сентябрь
До 16.9 поочередно с ПЛ "Тюлень" осуществляла разведку около Одессы. Затем обе ПЛ перешли в Севастополь;

1920 год 3 октября
Вышла из Севастополя с задачей рандеву с транспортом и сопровождения его к Кавказкому побережью;

1920 год 4 октября
Из-за ухудшения погоды после полуночи потеряла из виду огни транспорта. Утром попала в шторм и была вынуждена уйти в Феодосию;

1920 год 5 октября
Несмотря на продолжающийся шторм вышла из Феодосии и перешла в Керчь;

1920 год 6 октября
Вышла на рандеву с крейсером "Алмаз" для обеспечения эвакуации из района Сочи казачьих частей генерала Фостикова. Утром подверглась артиллерийскому обстрелу с берега. Ответила огнем из своих орудий. Ночью перешла к берегу для обеспечения погрузки войск на транспорты;

1920 год 7 октября
К утру погрузка была закончена и ПЛ вместе с другими кораблями начала переход в Севастополь;

1920 год 9 ноября
Перешла в Ялту для ведения сторожевого охранения;

1920 год 10 ноября
Перешла в Феодосию для эвакуации финансовых средств из государственного казначейства. После погрузки мешков с деньгами начала переход в Севастополь;

1920 год 12 ноября
Вернулась в Южную бухту Севастополя;

1920 год 14 ноября
Пополнила запасы до полных из арсенала. Зарядила батареи. Командр ПЛ списал на берег 12 матросов, которые не захотели покинуть Россию. Приняла на борт членов семей подводнков - 17 женщин и двоих детей. Перешла в Северную бухту Севастополя и встала на якорь;

1920 год 17 ноября
Утром, при эвакуации белогвардейских частей из Севастополя, начала переход в Константинополь (Турция), имея на борту семьи офицеров с детьми;

1920 год 18 ноября
Утром вошла в Босфор. На ПЛ был поднят французкий флаг (по договоренности Врангеля с французким правительством). Перешла на французкую военно-морскую базу в Черкент. По требованию представителей ВМС Франции, им были переданы замки от орудий, взрыватели торпед, линзы от перископов и часть электрооборудования;

1920 год 21 ноября
Вместе с другими ПЛ переведена в бухту Золотой рог и поставлена к плавбазе "Заря", где были размещены экипаж и члены семей;

1920 год 7 декабря
Переведена своим ходом на рейд Мода. Часть команды и все пассажиры перешли на пароход "Добыча";

1920 год 10 декабря
Своим ходом начала переход в Бизерту (Тунис);

1920 год 26 декабря
В 18.45 прибыла на внешний рейд Бизерты. Прошла без ремонта и аварий 1380 миль;

1920 год 27 декабря
Переведена во внутреннюю гавань Бизерты;

1920 год 29 декабря
Интернирована французскими властями в Бизерте. На ПЛ оставлен русский экипаж. Корабль включен в состав русской эскадры с последующим базированием на Бизерту;

1924 год 29 октября
Признана правительством Франции собственностью СССР;

1924 год 6 ноября
Спущен Андреевский флаг. Экипаж покинул корабль. До ноября на ПЛ неслась служба, корабль находился в технически исправном сотоянии. На ПЛ так же было налажено печатанье "Морского сборника", последний номер которого вышел в начале ноября;

1924 год декабрь
Переведена в порт и военную гавань Сиди-Абдалла для осмотра специальной комиссией, прибывшей из СССР. Планировалась к возвращению, но из-за сложной международной обстановки возвращена не была;

1933 год (предположительно)
Продана "Рудметаллторгом" французской частной фирме "Клиагин" на слом. Находилась в ожидании рзборки (имела бортовой номер "9", который означал очередность разборки). Впоследствии разделана на металл в Бизерте.




дополнительная информация:


1. Фотография подводной лодки "Утка" в Севастополе. 1917 год.
2. Фотография подводных лодок, захваченных Германией. Севастополь, Южная бухта. 1918 год, октябрь.
3. Фотография подводной лодки "Утка" в Бизерте. 1922 - 1923 год.
4. Фотография корпуса подводной лодки "Утка" перед разделкой. Бизерта. Конец 20-х годов.



командиры:


1. Фон Крузенштерн 2-й В.В. (20.07.1916-22.11.1916) ВРИД
2. Садовский Э.Ч. (29.09.1916-30.04.1918), 22.11.1916 - принял корабль
3. Монастырёв Н.А. (05.1919-04.1921; 06.1921-10.1924)
4. Звегинский (Доппельмайер) В.Е. (31.05.1920-06.1920 ВРИД; 04.1921-06.1921)


командиры ВМС Германии:


1. Эллеке Б./B.Elleke (1918)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Алексеев И.В. Гончаров А.С. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Морж", Морская компания, Москва, №3, 2006г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
10. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018