Rambler's Top100 Кугуар Тип "Барс"

"Кугуар" (с 1920 - бортовой №7), ПЛ №10(?)

Тип «Барс»




фотография:


ПЛ Кугуар

ПЛ "Кугуар" типа "Барс". 1917 год (предположительно).
Фотография из книги "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1914 год 3 июля
Заложена на Адмиралтийском заводе в Санкт-Петербурге. Заказ на строительство ПЛ был получен заводом "Ноблесснер", но т.к. этот завод только строился, строительство корпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу;

1915 год
Собранный и совершенно изготовленный в Санкт-Петербурге корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновь собран на стапеле завода "Ноблесснер". Наружные ТА снова расположили в 50 см нишах по типу ПЛ "Тигр", очевидно из-за того, чтобы улучшить мореходные качества ПЛ и не допустить на ходу выбивания торпед из ТА, т.к. на ПЛ были установлены штатные мощные двигатели (2х1320 л.с.) и она должна была развивать большую скорость, чем другие корабли серии;

1916 год
Спущена на воду. Зачислена в состав 3-го дивизиона дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год 22 (28?) декабря
Вступила в строй. Базировалась на Ревель;

1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 1 боевой поход;

1917 год февраль
Экипаж участвовал в Февральской революции;

1917 год август
Перебазирована на Гангэ;

1917 год октябрь
Выделялась в помощь эскадре кораблей, расположенной у кордона Рогекюль, во время Моонзундской операции. Из-за неисправности перешла для ремонта в Ревель;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 9 - 16 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт на буксире транспорта "Тосно";

1918 год апрель
Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 1-го дивизиона (резервный дивизион) Дивизии ПЛ БМ;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав резервного дивизиона ПЛ МСБМ с нахождением в резерве;

1918 год октябрь
В конце октября правительство Советской России приняло решение о переводе нескольких ПЛ с Балтики на Каспийское море по Мариинской водной системе. Первой на баржу была погружена ПЛ "Кугуар". В самом начале пути при буксировке под сводом Николаевского моста (ныне Благовещенский мост) ПЛ была сильно повреждена и ее пришлось вернуть к причальной стенке. От транспортировки лодок этого типа в дальнейшем отказались;

1919 год 15 марта
Резервный дивизион расформирован, выведена в состав ПЛ первого резерва;

1920 год 23 октября
Переформирована в состав резервного дивизиона (3-й дивизион) Дивизии ПЛ БМ. Находилась в консервации в Петрограде;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "7";

1921 год январь
Находилась на стоянке у завода Нобеля, где ее фиктивно ремонтровали. Имела серьезные повреждения, отсутствовала часть механизмов;

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год 1 октября
Возможно переименована в "ПЛ №10" (требует подтверждения);

1921 год - 1922 год зима
Находилась в Кронштадте в Николаевском доке;

1922 год 20 мая
Переформирована в состав III-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1922 год июнь
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в блокшив. Механизмы переданы в УОПП для оборудования кабинетов и лабораторий;

1926 год 27 сентября
Сдана Комгосфондов для демонтажа и реализации;

1926 год 4 октября
Исключена из списков судов РККФ.




командиры:
(по данным источника №12)


1. Бровцын 3-й И.А. (27.02.1916-09.12.1916), 07.03.1916 - принял корабль
2. Лагидзе И.Б. (09.12.1916-28.03.1917)
3. Карабурджи Д.С. (06.04.1917-20.08.1918)
4. Крымов С.К. (1918) ВРИД, по данным источника №8, но он был в это время слушателем УОПП и инженером-механиком ПЛ
5. ? нет данных (20.08.1918-20.11.1918)
6. Иконников А.А. (20.11.1918-04.04.1919)
7. ? нет данных (04.04.1919-09.05.1919)
8. Кузаев А.Е. (03.05.1919-10.01.1920) ВРИД, (05.07.1920-01.07.1921) ВРИД
9. ? нет данных (10.01.1920-05.07.1920)
10. ? нет данных (01.07.1921-25.08.1921)
11. Перекрестов В.Л. (25.08.1921-14.04.1922 и 25.05.1922-09.06.1922),
12. Коль Н.А. (14.04.1922-20.05.1922)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
6. МужениковВ.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Рассол И.Р. "Три мгновения истории подводного плавания в России", Подводный флот, №10.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
12. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2012