Rambler's Top100 Подводная лодка "Барс". Тип "Барс"

"Барс"

Тип «Барс»




фотография:


Подводная лодка Барс




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 20 июля
Заложена на Балтийском заводе;

1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1915 год 17 марта
Включена в состав 1-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 2 июня
Спущена на воду. Перешла в г.Кронштадт;

1915 год 4 июля
Перешла в г.Ревель;

1915 год 22 июля
Перешла в Аренсбург;

1915 год 25 июля
Вступила в строй;

1915 год июль - 1917 год май
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые и разведывательные действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 15 боевых походов и выполнила 6 торпедных атак. Подтвержденных побед - нет;

1915 год 27 - 30 июля
Находилась в боевом походе на позиции к западу от Цереля. Пришла в назначенную позицию в 2 ч. 45 м. 28 июля. В 3 часа, в то время как лодка занималась диферентовкой, вблизи от нее были замечены 2-3 больших корабля и больше 10 миноносцев, которые быстро прошли на норд. В 4 ч. 30 м. на весте были замечены дымы больших кораблей. Лодка легла для сближения на курс 241°, и в 4 ч. 40 м. командир смог различить эскадру в составе пяти кораблей типа "Веттин" и два "Дейчлянда". Корабли шли в кильватерной колонне - впереди траверза каждого корабля было по два миноносца. Лодка шла на сближение с головным кораблем, но кабельтовых в 25-ти эскадра повернула последовательно влево и направилась на норд. Лодке удалось сблизиться с концевым кораблем лишь на 15 каб. В 5 ч. 45 м. после нескольких поворотов эскадры атака снова стала возможной. Увеличив ход, лодка пыталась сблизиться с противником, но вскоре корабли начали описывать большую циркуляцию вправо. В 6 ч. 57 м. опять явилась возможность атаки. Дав полный ход, лодка легла нашстречу эскадре. В 7 ч. 15 м. она вышла на курс неприятеля, рассчитывая пройти между миноносцами и кораблями с их правого борта. Не было сомнения в возможности атаки, даже если бы эскадра начала последовательный поворот в ту или иную сторону. Но в 7 ч. 30 м. в расстоянии 17 каб. эскадра повернула "все вдруг" на обратный курс и закрылась дымовой завесой. Атака снова стала невозможна. Причины: 4 поворота эскадры, видимо, было обнаружение лодки крейсером "Роон", шедшим с "Принц Генрих" на соединение с эскадрой после обстрела Цереля. Занятая атакой лодка не заметила приближавшегося с другой стороны отряда кораблей. В 7 ч. 55 м. лодка видела на горизонте дымы "Любека", а в 12 ч. 10 м. к весту от лодки на большом расстоянии был обнаружен "Аугсбург", возвращавшийся после обстрела побережья Эзеля. В 13 ч. 10 м. лодка всплыла для исправления повреждений, причиненных большой волной. С 13 ч. 30 м. до 16 ч. 30 м. лодка находилась под водой. В 17 часов всплыла и, заряжаясь, направилась к Н.-Дагерорту. к которому подошла в 6 ч. 30 м. 29 июля. Следуя дальше в Ревель, она в 14 ч. 40 м. стала на якорь у Вормса для того, чтобы Оденсхольм, у которого неоднократно обнаруживались неприятельские подводные лодки, проходить в темноте. В 19 часов вместе с ПЛ "Гепард", подошедшим из Моонзунда, лодка начала возвращение в Ревель, куда и прибыла на следующий день;

1915 год 17 - 20 августа
Находилась в боевом походе. Вышла из Ревеля на позицию вечером 17 августа. Утром 18 августа к востоку от Тахконы лодка погружалась от проходивших под берегом русских же миноносцев. Несколько позже, к западу от меридиана Тахконы ПЛ обнаружила длинное масляное пятно и перископ лодки позади траверза. В это время в северной части Балтийского моря из германских лодок находилась только "U-26", которая из похода в свою базу не вернулась. Видимо, "U-26" в это время уже имела какие-то повреждения, возможно, и явившиеся причиной ее гибели. У Н.-Дагерорта лодка встала на подводный якорь и начала зарядку, во время которой произошло повреждение муфты правого гребного вала. На следующий день, вследствие этого повреждения, лодка, получив разрешение, пошла обратно в Ревель. На обратном пути у банки Аполлон она встретила два русских миноносца. Несмотря на поднятые лодкой позывные, головной миноносец произвел выстрел под нос лодки. Застопорив ход, она выждала подхода к ней миноносцев, после чего пошла дальше в Ревель, куда прибыла утром 20 августа;

1915 год 22 - 25 августа
Находилась в боевом походе. Вечером 22 августа снова вышла в море. На этот раз лодка дошла до южной оконечности Готланда, но из-за свежей погоды вернулась утром 25 августа в Ревель, никого не обнаружив в море;

1915 год 8 - 13 сентября
Находилась в боевом походе. Вышла на позицию вечером 8 сентября. 9 сентября, подходя к Дагерорту, обнаружила на зюйд-вест от маяка подводную лодку (это была "Е-18"). Погрузившись с целью ее атаковать, обнаружила на вест дымы, на которые и повернула. Пеленг на них не менялся и дымы приближались, но через некоторое время они стали скрываться. Лодка всплыла и снова обнаружила подводную лодку ("Е-18"). Вновь погрузившись для атаки, командир уже не смог больше обнаружить лодку. Пробыв два часа под водой, ПЛ направилась на позицию к весту от Цереля. 10 сентября при нахождении на позиции (в ее южной части), лодка заметила на зюйд подводную лодку ("Е-9"), погрузилась, но больше лодки не наблюдала. С наступлением темноты направилась к Готланду для определения места, после чего, зарядившись, вернулась на позицию. Утром 11 сентября обнаружила немецкую подводную лодку "U-10" и погрузилась. "U-10" продолжала идти над водой и скрылась в северном направлении. Вечером лодка малым ходом направилась в разрез волны на север и 13 сентября вернулась в Ревель, зайдя предварительно для получения приказаний к Н.-Дагерорту;

1915 год 16 - 20 сентября
Находилась в доке в г.Ревель;

1915 год 25 сентября - 1 октября
Находилась в боевом походе. Вышла из Ревеля вечером 25 сентября, имея приказание идти на позицию к Риксхефту. 26 сентября в 7 ч. 45 м. в 10 милях от Дагерорта обнаружила неприятельскую лодку ("U-9"), с которой одновременно погрузилась и разошлась под водой. Ночью ПЛ прошла вплотную к западной кромке поставленного немцами 22 сентября заграждения Н-1, и вскоре южнее Эстергарна разошлась в темноте с дозорным немецким крейсером типа "Бремен" и двумя миноносцами. Крейсер прошел очень близко вдоль правого борта лодки. Ни крейсер, ни миноносцы ее не обнаружили. Лодка не могла их атаковать вследствие неподготовленности к выполнению ночных атак. На рассвете 27 сентября на параллели Хоборга обнаружила сильно дымящую белым дымом подводную лодку, идущую на север. Неприятельская лодка открыла по ПЛ "Барс" огонь из орудия. Погрузившись, лодки разошлись (по немецким данным, это опять была все та же "U-9"). Пробыв сутки на позиции и никого не обнаружив, лодка утром 1 октября вернулась в Ревель;

1915 год 12 - 19 октября
Находилась в боевом походе. Вышел из Ревеля утром 12 октября, имея приказание идти на позицию к Либаве. К полночи начался от веста сильный ветер со снегом. 13 октября ночью, по пути к Готланду, зыбь и бортовая качка настолько усилились, что из аккумуляторов начала выливаться кислота. Поэтому, приведя ближе к ветру, лодка пошла курсом вест. Пройдя почти до меридиана острова Готска-Сандэ, она повернула на юг. Ветер зашел к норду и достиг силы шторма со снежной пургой и градом. В 23 часа лодка укрылась под берегом, став на якорь у Слитсхамна. 14 октября, с темнотой, ветер, не уменьшаясь, зашел к норд-осту. Не имея прикрытия в этом месте от большой зыби, лодка попробовала стать на подводные якоря и отстояться на время шторма под водой. В течение двух часов она старалась удержаться на подводных якорях, но они были настолько легки, что при самой малой положительной пловучести лодку выбрасывало зыбью на поверхность. Утром в 7 ч. 30 м., во время одного из таких выбрасываний наверх лодка обнаружила идущий прямо на нее пароход с огнями. Дав ход, она всплыла на поверхность. Пароход оказался пассажирским местного сообщения под шведским флагом. В 9 часов, заметив идущий от Эстергарна шведский военный транспорт с беспроволочным телеграфом, лодка ушла от него под водой. Всплыв через некоторое время на поверхность, она держалась против зыби. Ночью ветер начал стихать, а поэтому с рассветом 15 октября лодка пошла на указанную ей позицию, при этом пересекла немецкое заграждение Н-1. Ветер был около 4 баллов, ровный, со снежной пургой и градом. 16 октября в 4 ч. 35 м. был обнаружен миноносец, идущий курсом вест. Лодка погрузилась. Пройдя некоторое время под водой, всплывая, она увидела слева от себя второй двухтрубный миноносец, идущий малым ходом также курсом вест. Снова погрузившись, лодка оставалась под водой до рассвета. В 7 ч. 45 м. лодка всплыла и пошла под дизелями к Либаве. В 9 часов в том же районе сзади себя она увидела два небольших дыма, погрузившись она обнаружила, что это два однотрубных траулера, направлявшиеся на зюйд. Придя на позицию у Либавы, лодка в продолжение всего дня наблюдала на горизонте дымы кораблей, идущих вдоль берега от Либавы к Стейнорту. Обнаруженных ПЛ "Е-8" вешек и буя на выходном курсе из Либавы лодка не нашла. Считая, что этот курс немцами временно закрыт и видя, что движение из Либавы идет на север, она пошла на северо-западный фарватер. В 10 ч. 30 м., находясь в 15 милях от маяка Стейнорт, она увидела дымы и пошла на них под водой. Это оказался крейсер "Аугсбург" с двумя миноносцами, которые шли переменными курсами. Лодка пошла в атаку, но рулевой зарыл лодку, и, когда перископ снова оказался над водой, крейсер был уже позади траверза. В 13 ч. 20 м. лодка снова заметила дымы со стороны моря. Погрузившись, она вскоре определила, что дымы принадлежат крейсеру типа "Регенсбург" (это был крейсер "Берлин") и двум миноносцам, идущим переменными курсами. Во время атаки, ввиду полной неисправности нового кормового перископа, у которого вывалилось одно из стекол, лодка шла под носовым, старым перископом, хотя он не имел увеличения и ход его был ограничен двумя футами. Не опуская перископа, лодка атаковала крейсер, выпустив четыре торпеды с расстояния 6-7 каб. В момент выстрела она была обнаружена крайним миноносцем, который бросился ее таранить и прошел над ней. Лодка ушла на глубину 15 м. Ей были хорошо слышны и выстрелы и работа винтов миноносца, который еще два раза прошел зад лодкой. Через 18 минут после выстрела лодка подняла перископ и, осмотревшись, всплыла. По направлению к берегу виден был эдин небольшой дым. После этого лодка направилась в свою базу. В 18 ч. с темнотою, на светлом фоне неба она зидела крейсер типа "Штеттин", идущий на юг. 18 октября, после полудня лодка подошла к Дагерорту и, выждав темноты, направилась в Ревель, куда и пришла утром 19 октября;

1915 год 26 октября - 1 ноября
Находилась в боевом походе. 26 октября вышла в море. Утром 27 октября прошла Тахкону. Небольшой мороз, который был при выходе лодки из Ревеля, значительно усилился, ветер овежел. Рубка лодки покрылась толстым слоем льда, перископы не опускались, люк не задраивался. Проходя Дагерорт, лодка встретила большую зыбь при остовом ветре. Началась снежная пурга. Всю ночь лодка укрывалась за островом Эзель. С рассветом 28 октября лодка оказалась у Сарычева. Малым ходом, держась в разрез зыби, лодка направилась на назначенную ей позицию. На рассвете 29 октября, придя на позицию № 2, лодка произвела пробное погружение и направилась дальше к Либаве. Ветер и зыбь дошли до 8 баллов. Пройдя параллель Стейнорта, лодка повернула к Готланду. Ветер от зюйд-веста еще усилился и снова началась снежная пурга. К ночи лодка подошла к Форэ и, укрываясь за ним, провела ночь. Лодка, таким образом, благополучно прошла туда и обратно между немецкими минными заграждениями и дозорными кораблями. 30 октября ветер, оставаясь той же силы, зашел на ост. Лодка перешла к Эзелю и укрывалась за ним в течение ночи. 1 ноября, получив разрешение, лодка благополучно вернулась в Ревель. За весь поход лодка никаких кораблей в море не обнаружила;

1915 год
На ПЛ установлено приспособление для размещения 8 мин на палубе по бокам рубки. Для этого вокруг рубки были сделаны специальные кронштейны, в которых имелись гнезда для мин, крепившихся к рубке помощью стальных лент. На корпусе рубки эти ленты зажимались особыми стопорами, которые могли отдаваться специальным рычагом с мостика лодки. Это устройство имело значительные преимущества по сравнению с устройством на ПЛ "Вепрь". Мины, будучи расположены в середине лодки, не влияли на ее диферент, не увеличивали видимость, не требовали для постановки посылки людей на палубу. Это устройство также было испытано опытной постановкой на рейде и было признано вполне удовлетворительным. Тем не менее в боевые походы мины на ПЛ не ставились;

1915 год - 1916 год зима
Во время зимовки базировалась на Ревель;

1916 год 10 мая
При нахождении в боевом походе всплыла для задержания германского парохода в районе Седра - Элланд-Удде. Подверглась обстрелу из замаскированного кормового орудия. Выпустила по пароходу торпеду, но он сумел уклониться;

1916 год 12 - 22 мая
Находилась в боевом походе на позиции между о. Эланд и о. Борнхольм. 12.5 и 14.5 останавливала для досмотра шведский и норвежский пароходы. 15.5 безуспешно атаковала торпедой пароход. За поход прошла 1210 миль;

1916 год 15 - 19 июня
Совместно с другим ПЛ БФ осуществляла прикрытие набеговой операции Отряда судов ОН (2 крейсера и 8 эсминцев). Находилась в Норчепингском заливе и у северного входа в Кальмарзунд. 16.6 безуспешно атаковала торпедой пароход;

1916 год 28 июня - 5 июля (возможно другое изложение похода 15-19.6 с датами по новому стилю)
Находилась в боевом походе на позиции у северного входа в пролив Кальмарзунд. В 20.00 29.6 атаковала три эсминца тремя торпедами. Эсминцы обнаружили торпеды и уклонились от них, а затем, также безрезультатно, атаковали ПЛ глубнными бомбами;

1916 год 20 - 23 октября
Находилась в боевом походе. Патрулировала в районе банки Ачебадан. 21.10 безуспешно атаковала торпедой пароход;

1916 год - 1917 год зима
Базировалась на Ганге. Во многих источника указывается на подъем наружных решетчатых аппаратов Джевецкого на палубу надстройки и заделку ниш по типу ПЛ "Волк". Олнако фотографии зимовки в Ганге говорят о том, что переделка к этому времени так и не было проведена. Очевидно, скорее всего этого так и не произошло;

1917 год февраль
Экипаж активно участвовал в Февральской революции;

1917 год май
6.5 вышла на позицию в Норчепингский залив. Погибла по неизвестной причине. Предполагаемая дата гибели - 8.5 в районе Хефринга от подрыва на мине (по немецким данным);

1918 год 29 мая
Исключена из состава БФ;

1993 год
Шведскими исследователями восточнее острова Готска-Санден обнаружена на глубине 120 м подводная лодка типа "Барс". Анализ маршрутов русских подводных лодок во время 1-й мировой войны показал, что в этом районе могли погибнуть ПЛ "Барс", "Львица" или "Гепард". Идентификация, которую произвел Бойко В.Н. на основании видеозаписи затонувшей ПЛ, позволяет предположить, что обнаружена ПЛ "Барс" - наличие 57-мм орудия Гочкиса с длиной ствола в 50 калибров (было только на ПЛ "Барс"), устройства минирования (не было на ПЛ "Гепард") и наличия по левому борту якоря системы Морелля-Ризбека (не было на ПЛ "Львица");

2012 год
На начало года в прессе уточняющей информации не появлялось, подводная лодка к подъему не планировалась.




дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 05.1917



командиры:
(по данным источника №8)


1. Дудкин 1-й В.Ф. (12.01.1915-03.11.1915), 26.01.1915 - принял корабль
2. Ильинский Н.Н. (23.10.1915-0?.05.1917), 03.11.1915 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
7. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018