Rambler's Top100 Проекты 955 и 955А

Проекты 955 (09550) и 955А (09551) «Борей»(NATO – “Borey”(?)).
Проект 955У? (09552?) «Борей-А» (NATO – “Borey-А”(?)).


1. Количество подводных лодок проекта: 3 + 2 (в постройке) + 3 (план)


2. Изображение проекта:


955


Вид проекта 955 по данным сайта http://paralay.com


Вид проекта 955 ранних разработок по данным сайта http://paralay.com


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: ОАО "ПО "Севмаш" (3+2+3 план)

 К-535 «Юрий Долгорукий»

201

02.11.1996

15.04.2007

10.01.2013

 до 01.05.1996 – «Санкт-Петербург»

 К-550 «Александр Невский»

202

19.03.2004

06.12.2010

23.12.2013

 проект 09951

 К-551 «Владимир Мономах»

203

19.03.2006

30.12.2012

10.12.2014

 проект 09551

 К-? «Князь Владимир»

204

30.07.2012

план 2014?

план 2015?

 проект 09552
 в постройке

 К-? «Князь Олег»

205

27.07.2014

план 2016?

план 2017?

 проект 09552
 в постройке

 К-? «Князь Суворов»

206

план 12.2014

-

-

 проект 09552

 К-?

207

план 2015

-

-

 проект 09552

 К-?

208

план 2015

-

-

 проект 09552


4. История проекта:


Исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка корабля проекта 955 (шифр “Борей”) началась в ЦКБ “Рубин” под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 1980-х годов. К тому времени обстановка в мире изменилась. Это наложило свой отпечаток и на облик перспективного атомохода. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки проекта 941, вернувшись к “классической” схеме подводной лодки с одним прочным корпусом.

Согласно первоначальным планам лодку предполагалось вооружить усовершенствованным вариантом ракетного комплекса Д-11. Мощные твердотопливные ракеты с РГЧ должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы.

Однако серия неудачных испытательных пусков модернизированной ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения АПКР “Юрий Долгорукий”. В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), ранее специализировавшемся на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (“Пионер”, “Тополь”, “Курьер”, “Тополь-М”), а также противолодочных ракетных систем (“Медведка”) началась разработка новой ракетной системы “Булава-30” с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной РГЧ. По сообщению печати, комплекс должен существенно превосходить американский аналог - “Трайдент” - по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.

Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования “Тополь-М”, однако не является (как писал ряд средств массовой информации) ее прямой модификацией, различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют без существенного снижения боевых характеристик комплекса создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требованиям как ВМФ, так и РВСН.

Касаясь перспектив развития ракетно-ядерного оружия России, Главком РВСН Владимир Яковлев заявил, что в перспективе могут быть реализованы методы противодействия средствам ПРО, предусматривающие качественное совершенствование боевого оснащения стратегических баллистических ракет на основе разработки маневрирующих боевых блоков, перспективных боевых блоков и средств противодействия ПРО, малозаметных в радиолокационном и оптическом диапазонах длин волн, а также планирующих боевых блоков. Очевидно, подобные подходы будут применены и при совершенствовании российских баллистических ракет морского базирования.

В обеспечении боевой устойчивости перспективных ракетных подводных лодок важное место отводится вопросам противоторпедной защиты (ПТЗ). Решение проблемы обороны лодки от противолодочных торпед предполагается достичь за счет создания специальных комплексов, объединяющих средства обнаружения и целеуказания, специальные средства поражения, а также системы акустического противодействия.

Важнейшими условиями решения задачи ядерного сдерживания являются надежное управление и высокая выживаемость в боевых условиях стратегических подводных ракетоносцев. Поэтому параллельно с созданием новых кораблей ведутся работы и по совершенствованию автоматизированной системы связи и боевого управления.

Информация о конструкционных особенностях АПКР проекта 955, приводимая в открытой печати, носит весьма фрагментарный и зачастую противоречивый характер. Однако определенное представление об “идеологии”, положенной в основу создания АПК “Юрий Долгорукий”, можно составить на основе публикаций ведущих специалистов отечественного подводного кораблестроения, а также ряда видных аналитиков ВМФ.

Последние достижения в создании оружия и корабельных радиоэлектронных средств, резкое снижение их массогабаритных характеристик, позволяют в настоящее время реализовать идею создания различных типов подводных кораблей на основе единой базовой модели, когда отсеки и оконечности ПЛ, главная энергетическая установка и основные общекорабельные системы выполнены практически одинаковыми, а отличия заключаются, в основном, в целевых модулях главного оружия. Такой подход ставит перед конструкторами ряд сложных задач, особенно при поиске компромиссов между различными классами подводных лодок, а также при достижении заданных кораблестроительных характеристик. В то же время метод базовой модели создает объективные условия, позволяющие существенно упростить всю инфраструктуру базирования подводных лодок, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, упростить и удешевить строительство подводных лодок, облегчить освоение кораблей их экипажами.

Можно предположить, что при создании российских атомных подводных лодок 4-го поколения - “Северодвинск” и “Юрий Долгорукий” была предпринята попытка реализации метода базовой модели. Во всяком случае, уровень унификации двух этих кораблей должен быть значительно выше, чем на атомоходах предшествующих поколений.

В отечественной печати сообщалось, что АПКР проекта 955 “станет самой малошумной атомной подводной лодкой в мире”. АПКР проекта 955 имеют в пять раз меньшую шумность, чем лодки проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», и в два раза меньшую по сравнению с перспективными американскими «Вирджиниями» 4-го поколения. Движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками, которых не может достигнуть ни одна подводная лодка в мире. АПКР имеет два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками. (информация из статьи Тихонова С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру))

На АПКР установлен МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055» – это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам ГАК в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь), так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, миноискание, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). По дальности действия (320 км) данный комплекс превосходит ГАК подводных лодок ВМС США типа «Вирджиния» (230 км). Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей – не менее 30. Комплекс оборудован конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в обтекателе вертикального оперения ПЛ. (информация из статьи Тихонова С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру))

Живучесть нового АПКР тоже увеличена на порядок: подводные лодки проекта оснащены системой спасения – всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Она расположена в корпусе позади от пусковых установок БРПЛ. Также есть спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 штук. АПКР выполнен по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на восемь отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, кондиционеры, электрические преобразователи и аккумуляторная батарея. (информация из статьи Тихонова С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру))

3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и элементы системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъемномачтовых устройств. 4-й и 5-й – ракетные отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й отсек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. (информация из статьи Тихонова С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру))

Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата. Прочный корпус выполнен из стали с пределом текучести 100 кгс/кв. мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR), что также служит бесшумности лодки. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. (информация из статьи Тихонова С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру))

Рабочая глубина погружения АПКР составляет 380 м, а предельная – 450 м. Автономность – 90 суток. Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включает в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные турбогенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43 000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узлов и надводная 15 узлов. В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На борту АПКР установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С. (информация из статьи Тихонова С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру))

АПКР несет на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет комплекса Д-30/3К30 «Булава» с ракетами Р-30/SS-NX-30 разработки Московского института теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г. Миасс). На АПКР проекта 955У будет уже 20 пусковых шахт. Они обладают непревзойденными свойствами по маневрированию – выдерживают перегрузки до 30 единиц. Каждая ракета несет десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. При этом она выбрасывает до 20 ложных целей для обмана ПРО (американские Trident II – только восемь). Подъемно-мачтовые устройства включают: командирский перископ «Лебедь-21», РЛК МРКП-59 «Радиан-У», система спутниковой связи «Синтез». Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас – до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке носовой части корпуса. АПКР проекта 955 «Борей» – это первая в мире подводная лодка, управляемая полностью интегрированной цифровой системой, имеющей 25 уровней защиты. Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др. (информация из статьи Тихонова С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру))

Ввод в боевой состав флота двух первых кораблей серии из шести единиц планировался в 2006 году, однако сроки постоянно измененялись в сторону увеличения. По состояню на 2012 год головной корабль серии и второй корпус проходят испытания с задачей вступления в строй летом 2012 года (по заявлению главы Министерства Обороны РФ А.Сердюкова 09.02.2012 журналистам), третий корпус серии находятся в постройке по усовершенствованному проекту 955А (так же как и второй) и еще анонсирована постройка пяти кораблей серии (в некоторых источниках упоминаются как проект 955У или 09552) - контракт на строительство серии был подписан в 2012 году, новые корабли будут иметь по 20 БРПЛ и измененный комплекс вычислительных средств. Во многих новостных источниках говорилось о создании с 2010 года задела для строительства четвертого корабля серии и даже называлось его название - "Святитель Николай", однако официальных подтверждений строительства нового корабля в СМИ, по состоянию на начало 2012 года, не было и 30.07.2012 было официально объявлено о закладке крейсера "Князь Владимир" проекта "Борей-А" (с 20 ракетными шахтами). План теперь включает строительство восьми кораблей этого типа (всех модификаций) к 2020 году.

Группировка РПКСН проектов 667БДР и 667БДРМ, и при определенном удачном стечении обстоятельств, ТАПКР проекта 941 может быть сохранена в составе ВМФ РФ, по меньшей мере, до 2020 года. Тем не менее в настоящий момент, в отношении проекта 955 идёт форсирование темпов его строительства. За счет этого, первые три серийных АПКР проекта 955 будут обладать значительно ухудшенными характеристиками, по сравнению с задуманными, не смотря на более жесткие требования к виброакустическим характеристикам, новую элементарную базу БРЭО и новый движитель. Полностью потенциал проекта будет раскрыт только начиная с четвертого крейсера серии. Не смотря на все, сказанное выше, при условии эффективного обеспечения развертывания новых крейсеров в местах боевого дежурства и при обеспечении высокого коэффициента оперативного напряжения, а также при условии успешного окончания работ над комплексом «Булава», проект 955 вполне способен стать эффективным инструментом ядерного сдерживания и ядром МСЯС после 2025 года. С учетом, того, что РПКСН 3-го поколения неизбежно стареют морально и физически, а десяти современных боевых единиц на два флота недостаточно, после 2020 года, вероятно будет решаться вопрос продолжения серии или разработки нового проекта.


5. Схема проекта:


Схема проекта 955 по данным сайта http://paralay.com


6. Тактико-технические данные проекта (предполагаемые):


данные в разных источниках серьезно отличаются


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 14700 - 14720 тонн
  подводное: 17000 - 24000 тонн
  скорость хода  
  полная надводная под ГТЗА: 15 узлов
  полная подводная под ГТЗА: до 29 узлов
  глубина погружения  
  рабочая: 380-400 метров
  предельная: 450 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 170,0 метров
  ширина: 13,5 метров
  осадка средняя: 9,0-10,0 метров
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  баллистические ракеты комплекса Р-30 "Булава" 16
  энергоустановка  
  тип: одновальная паротурбинная АЭУ мощностью 40-50 тыс. л.с.
  обитаемость  
  автономность:

90-100 суток
  экипаж:

107 человек (в т.ч. 55 офицеров)

7. Источники:


- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
- 935 Borei http://www.fas.org
- Yuriy Dolgorukiy Class Ballistic-Missile Nuclear Submarines http://www.warships1.com
- Информация с сайта "Северная неделя".
- "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и Вооружение, 05-06.2000г.
- "Проекты и строящиеся корабли", Журнал "Власть", №29 (832) от 27.07.2009г.
- Сайт ОАО "Севмаш" http://www.sevmash.ru
- "Юрий Долгорукий": смотрины в море", Российская Газета, 07.07.2009г.
- "Первые мили "Юрия Долгорукого", Российская Газета, 23.06.2009г.
- Информация с сайтов новостных агентств.
- Тихонов С. "Подводный ядерный сюрприз для Америки" (Эксперт.Ру)


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014