Rambler's Top100 Подводная лодка К-141, "Курск" Проект 949А

К-141, "Курск"
проект 949А




фотография:


Подводная лодка К-141 Курск


Фотография с сайта «Русский подплав»




историческая справка:


1990 год 22 марта
Заложена на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;

1991 год 31 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1991 год 18 марта
Закончено формирование экипажа;

1991 год июль
Экипаж начал обучение в УЦ ВМФ в г.Обнинск;

1992 год 3 июня
Отнесена к подклассу АПК;

1993 год 6 апреля
Получил наименование "Курск" в честь победы на Курской дуге в 1943 году;

1993 год октябрь
Экипаж прибыл на ПО «Севмашпредприятие» для приема корабля от промышленности. Подчинен командованию 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1994 год 13 мая
Выведен из цеха;

1994 год 16 мая
Спущен на воду;

1994 год 23 мая
Начало швартовых испытаний;

1994 год 4 октября - 30 декабря
Проведены заводские ходовые и государственные испытания;

1994 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Вступил в строй;

1995 год 20 января
Торжественно поднят Андреевский флаг и гюйс;

1994 год январь
Совершил переход из г.Северодвинск к месту постоянного базирования в губу Ара;

1995 год 1 марта
Включен в состав СФ, вошел в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1995 год 6 марта
Освящен епископом курским и белгородским владыкой Иоанном;

1997 год декабрь - 1998 год февраль
На ПО «Севмашпредприятие» прошел гарантийный ремонт с докованием в плавдоке «Сухона»;

1998 год сентябрь
Выполнил программу расширенных гидроакустических испытаний в Белом море;

1998 год
По итогам года экипаж признан лучшим на соединении;

1999 год 5 июля - 19 октября
Выполнил задачи автономной боевой службы (командир - кап.1р. Лячин Г.П., старший - кап.1р. Кобелев В.В.) в Атлантике и Средиземном море, по итогам которой командир АПК кап.1р. Лячин Г.П. был представлен к званию Героя Российской Федерации, а 72 члена экипажа - к правительственным наградам;

1999 год
По итогам года экипаж объявлен лучшим на Северном флоте. Экипажу вручен переходящий приз Губернатора Мурманской области "Лучшая подводная лодка Северного флота";

2000 год май
Выход в море по плану БП;

2000 год июль
АПК начал подготовку к выполнению задач боевой службы в составе авианосной группировки кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флота, с предполагаемой датой выхода - 15 октября;

2000 год 30 июля
Участвовал в параде кораблей в честь дня ВМФ на рейде г. Североморска;

2000 год 11 августа
После перегрузки боезапаса в губе Окольная АПК вышел в полигон боевой подготовки для участия в учениях разнородных сил флота, планом предусматривалось выполнение ракетных и торпедных стрельб;

2000 год 12 августа
Утром АПК условно атаковал крылатой ракетой эскадру во главе с ТАКР "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Пётр Великий". По плану учений АПК в 09.40 должен был начать подготовку, а с 11.40 до 13.40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Норвежской сейсмической станцией зафиксировано 2 толчка в точке с координатами: 69°38’ с.ш., 37°9’ в.д. Первый, в 11.30.42 силой 1,5 балла по шкале Рихтера, что может быть приравнено к взрыву 100 кг тротила, второй - в 11.32.57 силой 3,5 балла по шкале Рихтера, что соответствует взрыву 1 - 2 тонн тротила. После невыхода на связь АПК К-141 по флоту в 23.00 была объявлена боевая тревога;

2000 год 12 августа
На ученьях флота, после внутренних взрывов в торпедном отсеке затонул в Баренцевом море на глубине 108 м., весь экипаж (118 человек) погиб. Причины, вызвавшие этот взрыв, окончательно не установлены. По заключению правительственной комиссии наиболее вероятной является нештатная ситуация в торпедном отсеке (соглассно официального отчёта, подготовленного в 2002 году генпрокурором Устиновым, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед и ракет, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки);

2000 год 13 августа
В 00.55 оперативный дежурный Северного флота дал разрешение на выход спасательного судна «Михаил Рудницкий», на борту которого находились два подводных аппарата: АС-32 и АС-34. В 02.22 атомный крейсер «Петр Великий» установил гидроакустический контакт с подводным объектом, а в 03.20 зафиксировали четкие стуки из 5 ударов продолжительностью 8 секунд. Всего в предполагаемом месте катастрофы было обнаружено две магнитных аномалии на расстоянии 1 морской мили друг от друга. В 10.30 командующий флотом дал приказание глубоководной станции АС-15 следовать в район катастрофы. В 16.20 установлен технический контакт с затонувшей подводной лодкой, и в 18.32 подводным аппаратом АС-34 обнаруженная подводная лодка классифицирована как АПК К-141. В район прибыли боевые корабли и суда обеспечения Северного флота;

2000 год 14 августа
В 14.22 уточнены координаты затонувшего АПК: 69°37,075’ с.ш., 37°34,58’ в.д.;

2000 год 16 августа
С 14.30 до 23.00 глубоководной станцией АС-15 произведены осмотр и документирование разрушений корпуса АПК К-141;

2000 год 19 августа
В район спасательных работ прибыло норвежское спасательное судно «Normand Pioneer»;

2000 год 20 августа
В район спасательных работ прибыло судно «Seaway Eagle» с норвежскими водолазами-глубоководниками. В виду безуспешности многочисленных попыток присоса к комингс-площадке аварийной ПЛ, погружения подводных аппаратов АС-32, АС-34 и АС-36 прекращены;

2000 год 21 августа
В 07.36 управляемыми с борта судна «Seaway Eagle» подводными аппаратами открыта верхняя крышка люка подводной лодки, а в 12.25 - нижняя, после чего началось интенсивное выделение воздуха из 9-го отсека, продолжавшееся до 13.40. Анализ оставшегося в 9-м отсеке воздуха показал, что содержание в нем кислорода не превышало 7 - 8%. Юридически констатирована гибель всего экипажа;

На взгляд автора сайта ситуация развивалась как в нижеприведенной статье ""Курск" упал на дно, потому что некому было им управлять" (7.02.2002 Страна.Ru):

"В настоящее время подходит к концу обследование находящегося в плавдоке Росляково АПРК "Курск". Несмотря на то, что до настоящего времени причина катастрофы все еще остается неизвестной, теперь уже можно, основываясь на заключениях экспертов и специалистов ВМФ, восстановить картину событий, происходивших в лодке, как в момент взрыва, так и после него.
Первый взрыв (причина которого пока остается невыясненной) вызвал мгновенный интенсивный пожар в 1-м отсеке. Все люди находившиеся там погибли в течении нескольких первых секунд. АПРК "Курск" в это время находился на перископной глубине, готовясь к учебной торпедной атаке, а потому его выдвижные устройства были подняты.
Взрывная волна первого взрыва прошла в Центральный Пост (ЦП), находящийся во 2-м отсеке. Часть находившихся там людей возможно сразу же погибла, другие были оглушены ударом. Далее взрывная волна прошла по трубопроводам вентиляции, загнула штоки гидроподъемников выдвижных устройств, из-за чего все они так и остались поднятыми. Эта же взрывная волна забросила во все отсеки и запах гари. Именно поэтому весь оставшийся к тому времени в живых личный состав, сразу же включился в портативные дыхательные аппараты (ПДА), а офицеры, находившиеся на пульте Главной энергетической установки (ГЭУ) ядерного реактора, в шланговые дыхательные аппараты (ШДА).
Из-за того, что весь личный состав ЦП вышел из строя, и лодкой уже некому было управлять, "Курск" начал стремительно погружаться. Пожар в 1-м отсеке продолжался, а потому подводники, находящиеся в 3-м отсеке начали уходить в сторону кормы. Однако дальше 4-го отсека уйти не успели.
Еще до опускания на дно, на "Курске" сработала аварийная защита реактора и почти сразу же за этим последовал второй взрыв (со времени первого прошло всего каких-то 130 секунд), гораздо большей мощности, чем первый. Причиной этого взрыва стал продолжающийся пожар в 1-м отсеке, добравшийся до стеллажей с торпедами, после чего последовала их детонация.
Новая ударная волна была в несколько раз мощнее первой. От ее удара переборка между 1-м и 2-м отсеками, работая как поршень, двинулась к корме, сминая и сметая все на своем пути, срезая даже трубопроводы воздуха высокого давления (ВВД). В результате этого воздух ВД стал интенсивно поступать из цистерн в 1, 2 и 3-й отсеки и выходить наружу через пробоину в 1-м отсеке. Новая взрывная волна разрушила трубопроводы вентиляции, вплоть до 5-бис отсека. Эта волна догнала и убила всех тех, кто пытался найти спасение в 4-м отсеке. Их там так и нашли там, тридцать человек, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека.
В 5-м отсеке от удара взрывной волны погибла в полном составе боевая смена пульта ГЭУ: капитан 2 ранга В.Исаенко, капитан 3 ранга Д.Мурачев, капитан-лейтенанты Д.Пшеничников, А.Васильев, С.Любушкин и старший лейтенант А.Митяев. Часть офицеров оказалось выброшенными волной в отсечный коридор. Все они так и остались в ШДА.
Убийственный смерч второй ударной волны остановила лишь кормовая переборка 5-бис отсека. В промежутке между первой и второй ударными волнами (130 секунд), кто-то из находившихся в 6-м отсеке подводников успел захлопнуть легкую переборочную дверь, дав тем самым личному составу кормовых отсеков шанс на спасение. Когда "Курск" подняли и поставили в плавдок, оказалось, что кормовая переборка 5-бис отсека выгнута дугой. Однако свою задачу она выполнила и остаточную силу взрыва все же выдержала.
Оставшиеся в живых подводники в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках в это время делали все возможное для герметизации своих отсеков. Никакой паники, а тем более бегства в 9-й отсек не было. Командиры отсеков поддерживали между собой связь и советовались по дальнейшей совместной борьбе за живучесть. Потом специалисты обнаружат во всех 4-х кормовых отсеках развернутые аварийные телефоны, по которым и осуществлялась эта связь.
Одновременно личный состав 6-го отсека под руководством капитан-лейтенанта Рашита Аряпова, несмотря на весь трагизм происходящего с ним, вручную подключил дополнительную группу газа высокого давления для компенсации температурных расширений 1-го контура реактора. Этим они обеспечили надежную герметичность реактора для окружающей среды
Позднее, после подъема "Курска", специалисты будут единодушны, что именно действия личного состава 6-го отсека оказались решающими для сохранения нормальной радиационной обстановки.
При этом до сих пор осталось загадкой, почему личный состав 8-го отсека не обеспечил всплытие сигнального буя, что достигалось поворотом рычага из 8-го отсека, тем более что система не пострадала от взрыва.
Однако вскоре началась интенсивная фильтрация воды в 6-й отсек из затопленного 5-бис, а потому подводники приняли решение на отход в кормовые отсеки. Установлено, что 6-й, 7-й и 8-й отсеки покидались организованно и без паники. Уходя, подводники забирали с собой все комплекты регенерации В-64, индивидуальные дыхательные аппараты для всплытия (ИДА-59) и спасательные гидрокомбинезоны СГП. Они не бежали с поля боя, а отступали, чтобы закрепясь на своем последнем рубеже, принять последний неравный бой в 9-м отсеке.
К 18-19 часам вечера 12 августа все оставшиеся в живых к тому времени 23 подводника собрались в кормовом 9-м отсеке." 13 августа все оставшиеся в живых после взрывов погибли.

2000 год 22 августа
В 00.18 объявлен приказ командующего Северным флотом: «В связи с гибелью атомной подводной лодки «Курск» 22 августа 2000 года на всех кораблях Северного флота флаги с 08.00 приспустить. Закончить спасательные работы»;

2000 год сентябрь
проведено детальное обследование корпуса АПК с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш»;

2000 год октябрь - ноябрь
Проведено детальное обследование корпуса АПК необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна «Regalia»;

2001 год октябрь
Операция по извлечению тел подводников из кормовых отсеков с использованием водолазов;

2000 год 4 декабря
Главком ВМФ адмирал флота Куроедов В.И. отдал призовой кубок "За лучшую стрельбу по морской цели", завоеванный экипажем АПК К-141 "Курск", на вечное хранение в музей 7-й ДиПЛ;

2001 год сентябрь - октябрь
После предварительного отделения носовой оконечности поднята голландской компанией "Mammmoet Transport Antilles N. V." по заказу правительства России;

2001 год октябрь
Заведен в плавучий док в п.Росляково для изучения причин аварии, проведения следственных мероприятий и последующей разборки на металл. Все тела погибших подводников были извлечены, идентифицированы и преданы земле;

2002 год 14 апреля
В Росляковском доке в соответствии с планом завершены основные работы по подготовке АПК к последнему походу - для утилизации на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2002 год 26 апреля
Переведен из ПД-50 в ПД-42 и отбуксирован на ФГУП "СРЗ "Нерпа" для утилизации;

2002 год май - июнь
Операция по подъему фрагментов 1-го отсека и уничтожению остатков на дне;

2002 год 12 августа
В годовщину гибели в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшему экипажу АПКР. Монумент работы Льва Кербеля был торжественно открыт у здания музея Вооруженных Сил в Москве. Композиция называется "Скорбящий Моряк" и представляет собой бронзовую фигуру моряка и подводной лодки, лежащей у его ног;

2003 год январь - февраль
Произведена выгрузка активной зоны на ФГУП "СРЗ "Нерпа" в бухте Кут (г.Снежногорск);

2003 год 12 августа
В годовщину гибели в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшему экипажу АПКР. В центре мемориала (некрополь из 32-х могил), по замыслу архитектора Геннадия Пейчева, расположен 11-тонный черный куб (обозначающий толщу океана) с бронзовым буревестником - "символом беды";

2003 год лето
По данным РИА "Новости" рубку ПЛ планировалось установить в Мурманске у храма Спаса на водах. Рубка "Курска" в гранитном оформлении должна была стать частью мемориального комплекса памяти о погибших моряках. К этому времени проект памятника уже был готов. Рубка АПКР "Курск" к этому времени находилась в г.Снежногорск на судоремонтном заводе "Нерпа". Памятник погибшим морякам планировался к установке в Мурманске, как только администрации области изыщет для этого необходимые средства. Однако рубка оказалась на свалке металлолома, где была обнаружена в марте 2009 года. Внимание властей к реликвии привлекли моряки-подводники и журналисты. Было решено превратить рубку в памятник подводникам, не вернувшимся из походов в мирное время;

2003 год - 2004 год
Утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск) с формированием реакторного блока, который в дальнейшем переведен и поставлен на плаву для временного хранения в ПДХ "Сайда";

2009 год 12 августа
Открытие памятника морякам-подводникам, невернувшимся из походов в мирное время, рядом с Храмом Спаса на водах в г.Мурманск. Основой памятника является передняя оконечность ограждения рубки АПКР "Курск";

2015 год весна
Блок продолжал хранится на плаву в ПДХ "Сайда" в ожидании постановки на ПДХ для долговременного хранения.




командиры (в/ч 20826):


1. Рожков В.Н. (1993-1995)
2. Лячин Г.П. (1995-12.08.2000)



дополнительная информация:


1. Информация на сайте"Русский Подплав".



список источников:


1. Павлов А.С. "Ударная сила флота", Якутск, 2001г.
2. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Фотография с сайта "Русский Подплав".
6. Информация с сайтов новостных агенств.
7. Специальный выпуск ВТА "Тайфун", №4, Санкт-Петербург, 2005г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016