СГА АС-40 ("Бестер-1")
Проект 18270, 18271
фотография:
СГА "Бестер-1" проекта 18271 на испытаниях. 2015 год.
Фотография пресс-службы ВМФ РФ.
историческая справка:
1993 год (приблизительно)
В начале 90-х годов заложен на заводе "Красное Сормово" в г.Нижний Новгород (Горький) как ПЛ специального назначения проекта 18270 (возможно, первоначально имел номер АС-38);
1995 год (приблизительно)
Прекращено строительство на стадии формирования прочного корпуса. Экипаж расформирован;
200? год
Прочный корпус перевезен на ФГУП "Адмиралтейские Верфи", начало работ по достройке СГА АС-40 по доработанному проекту 18271 ("Бестер-1");
2009 год ноябрь
Спущен на воду (скорее всего выведен из сборочного цеха);
2012 год ноябрь - декабрь
В конце ноября согласно графика строительства проведены испытания устройства центрирования и подтягивания, с помощью которого осуществляется присоединение спасательного аппарата к аварийным подводным
лодкам. Уникальное изделие, изготовленное специалистами верфей, испытывалось на заводском стенде подъемно-мачтовых устройств и в первой декаде декабря уже было смонтировано на заказе;
2012 год декабрь
Окончание монтажа оборудования. В середине декабря специалисты НПО "Аврора" и ЭРА произвели подключение приборов единой автоматизированной системы заказа (ЕАС). Затем начнется проверка ее работы, в
которой будут участвовать не только работники верфи и ЭРА, но и представители семи контрагентских организаций. Этот этап наладки оборудования уже можно считать началом подготовки к предстоящим
швартовным испытаниям. С 1 декабря на верфи началось обучение членов заводской сдаточной команды, в состав которой вошло около 30 человек. Фактически, СГА - опытный заказ, на котором установлено много
новых систем и оборудования, поэтому на изучение всех его особенностей потребуется время. К началу испытаний все участники сдаточной команды пройдут аттестацию на знание систем и оборудования по своему
заведованию. К началу испытаний будет также проведено обучение экипажа СГА;
2013 год
Швартовные испытания СГА запланировано провести в три этапа: в конце февраля - марте на стапеле в цехе; в апреле - мае на плаву у достроечной стенки; летом – в док-камере ОАО "Красное Сормово" в Нижнем
Новгороде с имитацией глубоководного погружения аппарата. Группа адмиралтейских специалистов в 2012 году побывала в командировке в Нижнем Новгороде. С коллегами с «Красного Сормово» были обсуждены вопросы
транспортировки заказа, определено место его размещения, технические возможности предприятия, обговорен ряд организационных моментов;
2013 год 19 июля
Спущен на воду и поставлен к стенке ОАО "Адмиралтейские Верфи". По сообщениям прессы, сформированы и подготовлены два экипажа для СГА;
2013 год 13 - 15 августа
13.8 перегружен на трейлер и отправлен на Динабургскую базу. 14.8 погружен на железнодорожную платформу. 15.8 перевезен на станцию Сортировочная;
2013 год 16 - 23 августа
Перевезен по железной дороге на ОАО "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) для проведения в док-камере завода третьего завершающего этапа швартовных испытаний аппарата;
2013 год осень
Успешно прошел всю программу швартовных испытаний, в том числе отработку имитации глубоководного погружения в док-камере ООО "Красное Сормово";
2013 год декабрь
Успешно проведен 1-й этап заводских ходовых испытаний на Канонерском заводе (г.Санкт-Петербург). Было проведена процедура вывески и кренования заказа;
2014 год январь
Аппарат готовился к морской части испытаний. Экипажи проходили обучение. Аппарат предназначен для спасательного судна "Игорь Белоусов" проекта 21300С, вступление в строй которого первоначально было запланировано на 2014 год;
2014 год 1 апреля
На борту СС-750 убыл для проведения заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря у г.Балтийск. Программа испытаний расчитана на 37 суток и включает не менее 10 спусков аппарата, его скоростные и
маневренные испытания, посадку СГА на имитатор комингс-площадки, а также проверку всех систем, входящих в единую автоматизированную систему (ЕАС) "Бестер";
2014 го 21 ноября
По сообщению пресс-службы МО РФ, СГА успешно завершил этап автономных заводских ходовых испытаний и в дальнейшем должен принять участие в заводских ходовых испытаниях СС "Игорь Белоусов";
2015 год 5 января
Заводские ходовые испытания спасательного судна "Игорь Белоусов" начались только в декабре 2014 года. Военно-морской флот должен получить океанское спасательное судно "Игорь Белоусов" проекта 21300С до конца 2015 года, сообщил
представитель пресс-службы Минобороны по ВМФ кап.1р. Игорь Дыгало;
2015 год 28 марта - 7 мая
Спасательное судно "Игорь Белоусов" прошло третий этап заводских ходовых испытаний и прибыло к причалу ОАО "Адмиралтейские Верфи". В процессе ЗХИ СС «Игорь Белоусов» пять раз заходило в г.Балтийск, где 10.04.2015 погрузил на борт
СГА "Бестер-1"», которому до 05.05.2015 предстояло отработать второй этап заводских ходовых испытаний. "За период испытаний мы произвели 13 погружений" – рассказал старший строитель, ответственный сдатчик
СГА "Бестер-1" Игорь Андреев. Специалисты сдаточной команды и испытательной партии, представители военной приёмки вместе с членами экипажа СГА неоднократно погружались в аппарате на глубины от 20 до 80 метров,
проводя под водой до 7 часов в день. Следующий четвертый этап испытаний СС "Игорь Белоусов" планируется на август - октябрь 2015 года;
2015 год 11 сентября
Спасательное судно "Игорь Белоусов" после очередного этапа испытаний прибыло в г.Балтийск для пополнения необходимых запасов и отдыха экипажа перед проведением второго этапа межведомственных испытаний. Также во время стоянки
в г.Балтийск на судно был установлен СГА "Бестер-1";
2015 год 7 октября
Специалисты спасательного отряда Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Балтийского флота приступили к проведению государственных испытаний СГА "Бестер-1". В пресс-службе ЗВО по Балтийскому флоту пояснили,
что СГА "Бестер-1" установлен на спасательном судне "Игорь Белоусов". В частности, проводятся скоростные и маневренные испытания, а также спуски аппарата на дно Балтийского моря. В государственных испытаниях, помимо
спасательное судна "Игорь Белоусов", задействована подводная лодка проекта 877. По окончании государственных испытаний СГА "Бестер-1" войдет в состав сил поисково-спасательного обеспечения
Военно-Морского флота России и в дальнейшем будет использоваться на спасательном судне "Игорь Белоусов";
2015 год 25 декабря
Спасательное судно "Игорь Белоусов" с СГА "Бестер-1" на борту вступило в строй. СС вошло в состав ВМФ после успешного завершения государственных испытаний, в ходе которых была проверена работоспособность всех спасательных
средств, которыми оснащено судно. В частности, прошли испытания и СГА "Бестер-1", с помощью которого будет проводиться непосредственное спасение экипажей затонувших подводных лодок на глубине до 700 метров. Спасательное судно
"Игорь Белоусов" предназначено для Тихоокеанского флота и включено в состав аварийно-спасательного отряда ВМФ РФ с базированием во Владивостоке;
2016 год 6 января
После успешно проведенных государственных испытаний, доставлен самолетом военно-транспортной авиации из Санкт-Петербурга на Тихоокеанский флот и включен в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ", — заявил начальник службы
поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота России кап.1р. Дамир Шайхутдинов, слова которого цитирует управление пресс-службы и информации Минобороны России. Он уточнил, что до перебазирования на ТОФ СС "Игорь Белоусов",
"Бестер-1" будет выполнять задачи, находясь на борту СС "Алагез" ;
2016 год 1 - 2 февраля
Произведена погрузка на борт СС "Алагез" специалистами ОАО «Центр судоремонта "Дальзавод". ТРК "Звезда" и "Вести.RU" сообщили о вступлении СГА в состав ВМФ и заступлении в боевое дежурство на СС "Алагез";
2016 год 3 ноября
Силы поисково-спасательного обеспечения Тихоокеанского флота провели учение по спасению экипажа подводной лодки условно терпящей бедствие в заливе Петра Великого. В учении задействована дизельная подводная лодка "Могоча"
проекта 877, спасательное судно «Игорь Белоусов», с глубоководным обитаемым аппаратом АС-40 на борту и телеуправляемым подводным аппаратом «Пантера плюс», госпитальное судно «Иртыш», быстроходные катера и группа водолазов. К учению
привлекался вертолет Ка-27ПС морской авиации ТОФ;
2019 год 22 апреля
Экипаж спасательного судна "Игорь Белоусов" в ходе учений в заливе Петра Великого оказал помощь "аварийной" дизельной подводной лодке, лежащей на грунте на глубине 70 метров, сообщил журналистам начальник отдела информационного обеспечения
пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту Николай Воскресенский. "Подводная лодка, находящаяся на глубине 70 метров, была обнаружена техническими средствами и предварительно осмотрена с помощью рабочего необитаемого глубоководного подводного
аппарата "Пантера плюс". После этого был осуществлен спуск на воду спасательного глубоководного аппарата АС-40 проекта 18271 ("Бестер-1")", - сообщил Воскресенский. Экипаж АС-40 подошел к субмарине и
состыковался с комингс-площадкой подводной лодки. Несколько подводников перешли на борт спасательного аппарата, после чего он расстыковался с подлодкой и всплыл. На борту судна "Игорь Белоусов" медики отработали оказание первой медицинской
помощи условно пострадавшим подводникам;
2019 год 2 мая
По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, экипажи спасательных судов России и Китая провели учения по оказанию помощи подводной лодке, лежащей на грунте. В рамках военно-морского учения «Морское взаимодействие–2019» спасательные
суда Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов» и ВМС Национально-освободительной армии Китая «Шандондао» совместно с морской авиацией обнаружили «аварийную» подлодку, лежащую на семидесятиметровой глубине. После обследования с помощью
глубоководного спасательного аппарата АС-40 подлодки «Юаньчжень», поисково-спасательная группа Тихоокеанского флота эвакуировала личный состав. Аналогичным образом китайские коллеги провели операцию по спасению экипажа подводной
лодки "Комсомольск-на-Амуре";
2019 год 15 ноября
Учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, было проведено в акватории залива Петра Великого у берегов Приморского края. Как сообщает пресс-служба Минобороны, в ходе учения, в котором задействовали спасательное судно
Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов", проверили готовность личного состава и техники спасателей к выполнению задач по предназначению. "Для решения задач был задействован глубоководный спасательный аппарат АС-40 проекта 18271
("Бестер-1"). В морском полигоне аппарат был спущен на воду с судна-носителя, погрузился и с помощью технических средств выполнил поиск стенд-макета подводной лодки на глубине более 60 метров. Экипаж глубоководного аппарата произвел осмотр и
очистку комингс-площадки "аварийной подлодки", осуществил подход к ней, закрепился на комингс-площадке и провел тренировку по выводу экипажа подлодки", - говорится в сообщении. Специалисты выполнили две стыковки аппарата со стенд-макетом подлодки;
2019 год 4 декабря
В военно-морской базе Камрань (Вьетнам) многофункциональное спасательное судно Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" приняло участие в совместных с подводной лодкой ВМС Вьетнама ТР Ho Chi Minh (183) учениях поисково-спасательной
направленности. По сценарию учений вьетнамская ПЛ в результате аварии легла на грунт. К ней направляется российский глубоководный аппарат АС-40, который выполнил задачи по поиску стыковочного шлюза. В то же время подводники условно
покину подводную лодку через торпедные аппараты. Главной задачей учений стала отработка взаимодействия военно-морских сил двух государств и создание единого подхода к спасательным операциям. На учениях присутствовал начальник Главного штаба ВМФ
России вице-адмирал А. Воложинский;
2020 год 9 апреля
В акватории залива Петра Великого экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" отработал практические задачи по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Как сообщает пресс-служба Минобороны, был задействован
глубоководный спасательный аппарат АС-40 проекта 18271, который базируется на этом судне. "В глубоководном полигоне аппарат был спущен на воду, погрузился и выполнил поиск стенд-макета подводной лодки на глубине около 70 метров. Далее экипаж
глубоководного аппарата осмотрел и очистил манипулятором комингс-площадку "аварийной подлодки", подошел к ней, закрепился и провел тренировку по выводу экипажа ПЛ";
2020 год 26 июня
В акватории залива Петра Великого экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" отработал практические задачи по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Как сообщает пресс-служба Минобороны, был задействован
глубоководный спасательный аппарат АС-40 проекта 18271, который базируется на этом судне. В глубоководном полигоне аппарат был спущен на воду, оценил скорость подводного течения, прозрачность воды и выполнил поиск стенд-макета одного из отсеков
подводной лодки на глубине около 60 метров. Далее экипаж глубоководного аппарата осмотрел комингс-площадку "аварийной подлодки", подошел к ней и выполнил стыковку. Тихоокеанцы провели тренировку по вентиляции отсеков "аварийной подлодки" и выводу её
экипажа. Контроль за работой спасателей под водой осуществлялся с использованием телеуправляемого подводного аппарата;
2021 год 3 апреля
Экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" провёл в Японском море плановое учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Специалисты спасательного отряда главной базы ТОФ задействовали глубоководный
спасательный аппарат АС-40. Аппарат был спущен на воду и выполнил поиск стенд-макета подводной лодки на глубине около 60 метров. Экипаж аппарата осмотрел комингс-площадку "аварийной подлодки" и выполнил стыковку. Далее тихоокеанцы
провели тренировку по вентиляции отсеков "аварийной подлодки" и выводу её экипажа;
2021 год 1 ноября
В заливе Петра Великого состоялось плановое учение поисково-спасательного отряда Тихоокеанского флота (ТОФ), в ходе которого экипаж спасательного глубоководного аппарата АС-40 отработал действия по оказанию помощи аварийной подводной
лодке, лежащей на грунте. Работы обеспечивал экипаж спасательного судна «Георгий Козьмин». Мероприятие было проведено в специальном морском полигоне боевой подготовки, где на глубине около 60 метров на дне закреплён макет комингс-площадки условной
подводной лодки, лежащей на грунте. В ходе учения СС «Георгий Козьмин» прибыл в назначенный район и с помощью необитаемого глубоководного подводного аппарата “Пантера плюс” обнаружил и предварительно осмотрел макет комингс-площадки подводной лодки.
После этого со спасательного судна спустили на воду глубоководный аппарат. Экипаж АС выполнил погружение, вычислил координаты подводного объекта, и после этого осуществил подход к стенд-макету комингс площадки подводной лодки и успешно произвёл с
ней стыковку на глубине около 60 метров;
2022 год 19 апреля
Экипаж спасательного судна "Георгий Козьмин" Тихоокеанского флота в заливе Петра Великого провел тренировку по спасению условно терпящей бедствие подводной лодки. Об этом сообщил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Восточного
военного округа по ТОФ капитан 3 ранга Илья Колесников. Моряки в глубоководном спасательном аппарате АС-40 спустились под воду к стенд-макету, имитирующему лежащую на грунте подводную лодку. Они осмотрели комингс-площадку "аварийной субмарины",
выполнили стыковку и произвели вентиляцию отсеков. После подачи напряжения и питания экипаж установил связь "подлодки" со спасателями, находящимися на "Георгии Козьмине";
2022 год 4 июня
Экипаж СПА в акватории залива Петра Великого провёл тренировку по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. В ходе тренировки СПА был спущен на воду с
борта спасательного судна "Георгий Козьмин", после чего экипаж СПА выполнил поиск стенд-макета эпроновской выгородки, имитирующей лежащую на грунте подводную лодку. На специальном
водолазном полигоне личный состав СПА произвёл осмотр «аварийной» подлодки, а затем выполнил стыковку с комингс-площадкой и произвёл вентиляцию отсеков условной субмарины. После
проверки подачи напряжения и питания экипаж отработал завершающий элемент тренировки, установив связь на условно терпящей бедствие подводной лодке со спасательным судном;
2023 год 20 марта
Пресс-служба Восточного военного округа по ТОФ сообщила, что экипаж глубоководного спасательного аппарата АС-40 провел совместную тренировку с подводниками у берегов Камчатки по спасению условно аварийной подводной лодки, лежащей на
грунте. "В ходе тренировки "АС-40" был спущен на воду с борта спасательного судна "Георгий Козьмин", после чего экипаж глубоководного аппарата на специальном водолазном полигоне выполнил поиск стенд-макета эпроновской выгородки, имитирующей лежащую
на грунте подводную лодку", - говорится в сообщении. В ходе тренировки экипаж произвел осмотр "аварийной подлодки", а затем выполнил стыковку с комингс-площадкой с последующей вентиляцией отсеков условной ПЛ. "После проверки подачи напряжения и
питания экипаж отработал завершающий элемент тренировки, установив связь на условно терпящей бедствие подводной лодке со спасательным судном "Георгий Козьмин". В мероприятии была задействована одна из подводных лодок из состава подводных сил
Тихоокеанского флота;
2024 год 2 августа
Пресс-служба Восточного военного округа по ТОФ сообщила, что экипаж глубоководного спасательного аппарата АС-40 в заливе Петра Великого провёл тренировку по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. В ходе
тренировки АС-40 был спущен на воду с борта спасательного судна «Игорь Белоусов», после чего экипаж глубоководного аппарата на специальном водолазном полигоне выполнил поиск стенд-макета эпроновской выгородки, имитирующей лежащую на
грунте подводную лодку на глубине 200 метров. Личный состав АС-40 произвёл осмотр «аварийной» подлодки, а затем выполнил стыковку с комингс-площадкой с последующей вентиляцией отсеков условной ПЛ. После проверки подачи напряжения и
питания экипаж отработал завершающий элемент тренировки, установив связь на условно терпящей бедствие ПЛ со спасательным судном «Игорь Белоусов»;
2025 год 19 января
Пресс-служба Восточного военного округа по ТОФ сообщила, что экипаж глубоководного спасательного аппарата АС-40 Тихоокеанского флота в заливе Петра Великого провёл специальное учение по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке,
лежащей на грунте. В ходе учения АС-40 был спущен на воду с борта спасательного судна «Игорь Белоусов» и на водолазном полигоне экипаж глубоководного аппарата выполнил поиск стенд-макета, имитирующего лежащую на грунте подводную лодку
на глубине 60 метров. Операторы глубоководного аппарата произвели осмотр «аварийной» подлодки, а затем выполнили стыковку с комингс-площадкой с последующей вентиляцией отсеков условной субмарины и выдачей электропитания. Завершающим элементом учения стала
установка связи между условно терпящей бедствие подлодкой и спасательным судном «Игорь Белоусов». Тренировка была проведена в соответствии с планом боевой подготовки флота под руководством начальника спасательного отряда Тихоокеанского флота;
2025 год 24 мая
В заливе Петра Великого экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов» провёл плановое специальное учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, находящейся на грунте. Специалисты спасательного отряда задействовали глубоководный
спасательный аппарат АС-40. Аппарат был спущен на воду и успешно провёл поисковую операцию на глубине около 60 метров, где был размещён макет подводной лодки. После выполнения стыковки с комингс-площадкой макета, аппарат осуществил
вентиляцию отсеков условной ПЛ, обеспечив необходимый уровень кислорода для экипажа. Далее была проведена комплексная проверка систем связи и электропитания макета подводной лодки, что позволило оценить готовность спасательного отряда к выполнению
аналогичных задач в реальных условиях;
2025 год
Находится в строю и входит в состав поисково-спасательного отряда Тихоокеанского флота ВМФ РФ.
командиры (СГА в составе ВМФ):
1. Кузнецов Г.Ю. (1993-1995) командир АС-38
2. Козлов С.?. (201?-2016-201?)
дополнительная информация:
1. Фотография СГА "Бестер-1" перед погрузкой на трейлер. 13.08.2013г.
2. Фотография СГА "Бестер-1" у причальной стенки. 28.07.2013г.
3. Фотография СГА "Бестер-1" на борту CC-750. 07.04.2014г.
список источников:
1. "Началась подготовка "Бестера" к первому этапу швартовых испытаний" (http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=132482)
2. Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Симферополь, 2003г.
3. "Антигосударственная тайна", Российская газета (http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0829/1.shtm).
4. "Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин" (http://libnn.ru/content/view/283/292/).
5. Собщения новостных агентств.
6. Газета "Адмиралтиец", №16, 26.08.2013г.
7. Газета "Адмиралтиец", №5, 07.04.2014г.
8. Газета "Адмиралтиец", №9, 18.05.2015г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2013-2025