Rambler's Top100 АГА-6, АС-6 Проект 18320, 18321

АГА-6, АС-6

Проект 18320, 18321




фотография:


аппарат АС-6


Первый спуск на воду АГА-6 проекта 18320 на Черном море в бухте Ласпи. 15.07.1974
На дальнем плане - СС "Коммуна". Фотография с сайта "Интернет-журнал "Спасатель ВМФ"




историческая справка:


1970 год 31 марта
Заложен на Ново-Адмиралтейском заводе в г.Ленинград как опытный автономный снаряд АГА-6;

1973 год сентябрь
Спущен на воду;

1973 год ноябрь - 4 декабря
Перевезен в транспортном доке по внутренним водным путям в г.Севастополь для проведения наладочных работ и продолжения швартовных и заводских ходовых испытаний;

1973 год 5 декабря
Пришвартован в транспортном плавучем доке к борту ПСС "Коммуна", на котором в дальнейшем и базировался. Перешел в подчинение 37-й БрАСС КЧФ;

1973 год 5 декабря - 1974 год 7 июля
Проходил достройку, дооснащение и швартовые испытания на борту СПС "Коммуна";

1974 год 8 июля
Начал программу заводских ходовых испытаний;

1974 год 17 августа
Совершил первое погружение на километровую глубину на траверзе м. Сарыч (на борту находились командир - С.Антоненков, А.Мосунов, Ф.Бобров, Д.Логвиненко и А.Козлов). Спуск проводился ступенчатым методом с использованием электромотора вертикального движения и продолжался около 4-х часов;

1974 год сентябрь - октябрь
Совершил еще 3 успешных спуска – 4.9 25.9 и 26.10. На этом заводские ходовые испытания были завершены;

1974 год 10 сентября
Подчинен командованию сформированной 288-й ГПЛСН КЧФ с базированием на Стрелецкую бухту;

1974 год осень - 1975 год весна
Поочередно с АПС-1 и АРС-10 погружался на затонувший БПК "Отважный" (суммарно все аппараты - более 20 раз);

1975 год 11 марта
Вошел в состав 288-й ГПЛСН 37-й БрАСС КЧФ с базированием на Стрелецкую бухту;

1975 год июль - август
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1975 год 15 декабря
По программе государственных испытаний ранним утром началось рекордное погружение. В 8.00 СС "Коммуна", находившаяся в 60 милях от берега в районе между мысами Сарыч и Айя, спустила аппарат на воду. Судно легло в дрейф, включили ГАС "Гамма". Видимость не превышала 5 миль, скорость ветра 8 м/с, волнение моря – 2 балла. Погружением с борта СС "Коммуны" руководил командир группы ПА кап.2р. Л. Лей, на погружение пошли командир ПА кап.3р. С.Антоненков, механик ст. л-т А.Мосунов, помощник командира по НИР мичман Ф.Бобров, главный конструктор Ю.Сапожков и председатель Госкомиссии кап.1р. Н.А. Мышкин. В 9.00 командир ПА задраил люк, и начал погружение. С приходом на глубину 150 м аппарат удифферентовали и выключили маршевый электромотор, а затем создали дифферент 5 градусов на нос и начали дальнейшее погружение. Небольшими порциями принимался балласт, работал электромотор вертикального хода. Последовательные остановки производились на глубинах 300-600-900-1200 и 1800 м. На глубине 1900 м вновь опробовали все электромоторы и аппаратуру и далее аппарат благополучно погрузился до глубины 2026 м. Прозрачность воды при свете прожекторов была идеальной, дно хорошо просматривалось. Температура воды за бортом была + 4 гр.С. Из-за роста содержания углекислого газа и малой мощности регенеративной дыхательной установки пришлось использовать пластины регенерации. Через 20 минут пребывания на глубине 2000 м батареи разрядились почти на 60% и в 14.00 было получено разрешение на всплытие. К тому времени на поверхности разыгрался шторм силой 4-5 баллов, скорость ветра увеличилась до 12 м/c. Аппарат всплыл к 17.00 и в течение почти 2-х часов СС "Коммуна" искала его среди ночного бушующего моря с помощью прожекторов. Высота волн достигала 5 метров, крен аппарата достигал 35 градусов, дифферент – 15 градусов, а крен СС "Коммуны" иногда превышал 15 градусов. Решено было буксировать аппарат водолазным морским судном "ВМ-416", управлял судном помощник командира мичман П.Ткачук. 60 миль он буксировал аппарат на рейд б. Казачья более 30 часов и там аппарат был подняли на борт СС "Коммуна";

1975 год 22 декабря
Возвратился вместе с СС "Коммуна" и "ВМ-416" в Стрелецкую бухту. Аппарат испытывался в общей сложности 158 дней, а СС "Коммуна" 13 раз выходила в море и провела там 48 ходовых суток;

1975 год 25 декабря
Подписан приемный акт. Аппарат передан в ВМФ в опытную эксплуатацию. Все это время ПА базировался на СС "Коммуна";

1976 год - 1978 год
Использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский — до глубины 402 м, Чорохский — до глубины 1142 м, Рионский — о глубины 313 м и Супсинский — до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты;

1977 год
Переименован в АС-6. Отнесен к подклассу ПЛ специального назначения;

1977 год 22 июня
Выполнял рабочие погружения по допоиску изделия "Полином" в районе г.Феодосия;

1977 год
При погружении по плану АН СССР в Чорохском каньоне ударился носовой частью о скалу и лег на грунт в яме-пещере на глубине 900 метров. Несколько попыток всплвть не привели к успеху. Выход из ловушки осуществлялся задним ходом с дифферентом 13 градусов на нос. После нескольких столкновений со скалой, аппарат смог всплыть на поверхность;

1977 год 25 октября - 4 ноября
Использовался при подводном поиске штурмовика Су-25, потерпевшего катастрофу и затонувшего у берегов Кавказа на глубине более 1700 метров. Координаты места гибели самолета, как всегда, оказались весьма приблизительными, и за четыре погружения обнаружить его на дне Черного моря не удалось. Так и не выполнив задачу, но, получив первый опыт поиска затонувших объектов на глубинах (1720 - 1850 метров), на которых ещё никто никогда не искал аппарат на СС "Коммуна" вернулся в бухту Стрелецкая;

1979 год февраль - март
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1979 год 25 - 30 мая
Участвовал в обследовании марганцевых конкреций по плану АН УССР в Каламитском заливе. Совершил 3 погружения;

1980 год август
Совместно с АС-1 проекта 1837 и АС-12 проекта 1839 участвовал в киносьемках МО СССР в районе Ласпи на глубине 30 метров;

1981 год
Снят с СС "Коммуна" в связи с необходимостью ремонта и модернизации. Находился на берегу. Проводился ремонт поворотной насадки и модернизация АБ;

1981 год
При базировании на берегу произошел несанкционированный сброс ртути на палубу элинга. Проведена демеркуризация и заправка дифферентной системы;

1987 год (предположительно)
Начало модернизации по проекту 18321 в г.Севастополь с участием представителей завода-строителя;

1992 год
Не дождавшись поставки промышленностью всей штатной аппаратуры "Родос-МВО-1", ВМФ прекратил дальнейшее финансирование модернизационных работ и завод-строитель отозвал из г.Севастополь всех своих специалистов. Таким образом, эксплуатация в дальнейшем продолжилась без комплекса научно-исследовательского оборудования, только в интересах поисково-спасательной службы ВМФ. В качестве судна-носителя было выделено СС "Эльбрус", которое находилось в ремонте в г.Николаев;

1994 год 22 июля
Ремонт СС "Эльбрус" прекращен из-за отсутствия финансирования (готовность 97%). Корабль переведен для стоянки в г.Севастополь, где находился вплоть до своего списания в ОРВИ;

1997 год
При разделе Черноморского флота СССР планировался к передаче ВМС Украины. Оставлен Черноморскому флоту РФ в порядке взаиморасчетов при разделе флота;

1997 год 1 сентября
Расформирован экипаж;

1998 год 22 мая
Вместе с другими АС, которые базировались на СС "Эльбрус", был сдан в ОРВИ для разделки на металл.




командиры:


1. Антоненков С.П. (05.1972-1977-197?)
2. Павлов А.В. (197?-198?)
3. Цуркан И. (198?-1988-..?..)
4. Владецкий А.В. (199?-1993-1996-1997?)



список источников:


1. Юрганов В.Ф. "Старейший корабль России" (Интернет-журнал "Спасатель ВМФ").
2. Юрганов В.Ф. "Легенды и факты из жизни "Эльбруса" (Сайт "Николаевский Базар").
3. Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), Восточный горизонт, 2003г.
4. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
5. Павлов А.С. "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
6. "Адмиралтейские Верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Лей Л. "Вижу "Отважный".
8. Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2010-2016