Rambler's Top100 Подводная лодка К-391, "Кит", "Братск". Проект 971

К-391, "Кит", "Братск"
проект 971




фотография:


Подводная лодка Братск

ПЛАК "Братск" проекта 971 у пирса в бухте Крашенинникова.




историческая справка:


1984 год 3 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1984 год 17 марта
Сформирован экипаж. После обучения подчинен 80-й ОБрСПЛ (с 10.1988 - 257-й ОДнСРПЛ) КТОФ;

1988 год 23 февраля
Заложена в цехе ССЗ им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как атомная большая подводная лодка;

1989 год 14 апреля
Спущена на воду (выведена из дока);

1989 год 5 июня
Произведен физический пуск реактора;

1989 год 28 июня
Переведена из г.Комсосмольск-на-Амуре на достроечную базу ЗСО "Восток" в пос.Большой Камень (Приморский край). Вошла в состав 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1989 год августа - декабрь
Выполнила программу заводских и государственных испытаний в акватории Японского моря;

1989 год 29 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. На ПЛ по сравнению с предыдущими кораблями серии впервые были установлены носовые пусковые установки средств гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ, а также проведены мероприятия по снижению шумности;

1990 год 13 января
Поднят Военно-морской флаг;

1990 год 28 февраля
Включена в состав КТОФ. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1990 год
В течение года выполнены расширенные акустические испытания. По результатам испытаний был проведен большой комплекс различных мероприятий и дополнительных работ по обесшумливанию корабля, благодаря чему, ПЛ стала самой малошумной атомной подводной лодкой КТОФ. За освоение новой техники и вооружения командир ПЛ кап.1р. Голобоков С.А. и старший помощник командира кап.2р. Игишев С.М. награждены орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени;

1990 год 27 декабря
Прибыла к месту постоянного базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск), экипаж приступил к отработке задач боевой подготовки;

1991 год 9 сентября
После отработки задач курса боевой подготовки зачислена в состав сил постоянной готовности;

1991 год 10 сентября - 25 ноября
Выполнены задачи БС (командир - кап.2р. Игишев С.М., старший - ЗКД кап.1р. Сиденко К.С.) За время несения боевой службы осуществлено 12 обнаружений иностранных подводных лодок. Рекордное время непрерывного слежения – 380 часов. Этот результат и по настоящее время остается непревзойденным среди противолодочных сил ВМФ. По итогам боевой службы 36 офицеров и мичманов экипажа были удостоены правительственных наград;

1992 год 28 апреля
Переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку;

1992 год 1 июня - 30 сентября
Выполнила задачи боевого дежурства в пункте базирования с оценкой "отлично". Периодически ПЛ выходила в полигоны боевой подготовки на обеспечение других подводных лодок и для испытания торпедного и ракетного оружия;

1992 года
В течении года выполнено 17 стрельб торпедами с новой аппаратурой самонаведения. По результатам испытаний аппаратура принята на вооружение ВМФ;

1993 год 13 апреля
Присвоено наименование "Кит";

1993 год 28 апреля - 30 июня
Выполнила задачи боевого дежурства в пункте базирования;

1993 год 30 сентября - 31 декабря
Выполнила задачи боевого дежурства;

1993 год 2 декабря
В период несения боевого дежурства (командир - кап.2р. Игишев С.М., старший - контр-адмирал Кириллов Ю.В.), экипаж впервые в истории ВМФ успешно выполнил стрельбу двумя крылатыми ракетами комплекса "Гранат" из одного района боевых действий по разным полетным заданиям. Действия подводников были высоко оценены командованием флота;

1994 год 1 апреля
Выведена из состава сил постоянной готовности;

1996 год февраля - 1997 год апрель
Принята экипажем ПЛАК "Нерпа";

1997 год 25 февраля
После отработки и сдачи задач курса боевой подготовки экипаж ПЛАК "Нерпа" вошел в 1-ю линию, а ПЛ введена в состав сил ПГ;

1997 год август
В период отработки задач боевой подготовки экипажем (командир ПЛАК "Нерпа" - кап.2р. Демин С.С.) была обнаружена атомная подводная лодка ВМС США типа "Los-Angeles", за которой в течении четырех часов осуществлялось слежение, изучалась тактика ее действий и отрабатывались методы противолодочной борьбы;

1997 год 10 сентября
Присвоено почетное наименование "Братск" (приказ ГК ВМФ от 01.09.1997);

1998 год
В связи с окончанием сроков эксплуатации АБ, выведена из состава кораблей постоянной готовности в ожидании заводского ремонта;

1998 год 1 мая
После расформирования 45-й ДиПЛ перечислена в состав 10-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ (с 01.09.1998 - 16-я ОпЭскПЛ, с 01.06.2003 - 16-я ЭскПЛ) ТОФ;

1999 год
Экипаж успешно прошел межпоходовую подготовку в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор) первым из экипажей ТОФ. КБР экипажа по выходу в торпедную атаку объявлен лучшим в ВМФ РФ;

2003 год октябрь
Прибыла на ОАО "Северо-восточный ремонтный центр" (г.Вилючинск) для проведения ремонта и модернизации. На время ремонта экипаж был подчинен 201-му ДнРПЛ ТОФ;

2004 год 1 июня
Экипаж переведен на сокращенный штат;

2005 год 1 января
Выведена из расчетного состава ВМФ;

2008 год
Поставлена в ПД-71 для востановления технической готовности и ремонта. Предположительно экипаж переведен на полный штат;

2011 год
Экипаж успешно прошел межпоходовую подготовку в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);

2013 год
Находилась в ремонте. В связи с неспособностью ОАО СВРЦ выполнить этот ремонт, принято решение летом 2013 года отправить ПЛАК на ремонт на другой завод (контракт АО «ЦС Звездочка» от 26.07.2013). Причина такого решения кроется в общей ситуации на ремонтном предприятии, которое, по данным военных, после своего акционирования не только потеряло квалифицированные кадры, но и значительную часть, когда-то бывших современными, производственных мощностей. Организационно входила в состав 10-й ДиПЛ ПС ТОФ. В СМИ информации о сроках окончания ремонта не обнаружено (по планам ОАО СВРЦ еще в декабре 2012 должна была провести швартовые испытания, но за более чем 250 млн. рублей, предприятие вместо ремонта провело лишь инвентаризацию - по данным РИА "Новости");

2013 год октябрь
По сообщению Центрального Военно-Морского Портала ПЛАК планировалась к постановке в ремонт и модернизацию на ОАО "Центр судоремонта "Звёздочка" летом 2014 года;

2014 год 28 августа
Совместно с АПЛ К-295 "Самара" установлена на палубу голландского судна полупогружного типа "Трансшельф" для последующей отправки по Северному морскому пути в г.Северодвинск на ОАО "Центр судоремонта "Звёздочка" для последующего ремонта с модернизацией;

2014 год 23 сентября
Судно "Трансшельф" с АПЛ на борту прибыло в г.Северодвинск. Транспортировка сразу двух АПЛ по Северному морскому пути была произведена впервые. На особо сложном участке судно "Трансшельф" сопровождали ледоколы "Вайгач" и "50 лет Победы";

2014 год 26 сентября
Сразу доставить АПЛ на предприятие не позволяла погода. Доставлена на ОАО "Центр судоремонта "Звёздочка". В результате ремонта и модернизации по проекту 971М, устаревшие системы вооружения, радиоэлектроники, гидроакустики заменят более современными. После этого АПЛ вернется на Камчатку уже своим ходом;

2017 год апрель
Первый обновленный корабль проекта 971М (АПЛ К-328 "Леопард") ВМФ должен был получить в 2018 году (однако в в начале 2022 года срок сдачи определяли как 2022 год). По своим техническим и боевым характеристикам модернизированные корабли будут соответствовать требованиям флота к многоцелевым АПЛ 4–го поколения", - сообщил "Известиям" официальный представитель "Звездочки" Евгений Гладышев. В ходе модернизации будут обновлены системы вооружения, радиоэлектронное оборудование и гидроакустические станции. После К-328 "Леопард" на "Звездочке" планировалось модернизировать однотипные подводные лодки К-461 "Волк", К-391 "Братск" и К-295 "Самара";

2018 год 5 марта
26 июля 2013 года между Минобороны РФ и АО «ЦС Звездочка» был заключен контракт по модернизации двух атомных подводных лодок зав.№514 "Братск" и зав.№517 "Самара". Но от ремонта "Братска" в итоге решили отказаться. Подводную лодку исключили из госконтракта на модернизацию после заключения дополнительного соглашения 5 марта 2018 года;

2022 год 17 января
По информации СМИ, АПЛ "Братск" признана непригодной к ремонту и восстанавливать ее не будут. Информации по срокам утилизации АПЛ в СМИ пока не обнаружено.




командиры (ПЛАК в ремонте):


1. Голобоков С.А. (03.1984-1991)
2. Игишев С.М. (1991-2004-200?)
3. Трегуб С.В. (17.01.2007-01.08.2008)
4. Топоров Д.В. (01.2009-2012-201?)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-391:


1. Демин С.С. (02.1996-04.1997) экипаж АПЛ К-152



список источников:


1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
5. Ильин В., Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение, №05-06, 2000г.
6. Журнал "Власть" № 7(760) от 25.02.2008
7. Бондаренко С.Н. "10 дивизия атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, 1967-2007", СЭТО-СТ Плюс, Петропавловск-Камчатский, 2009г.
8. "Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли", Специальный выпуск ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2005г.
9. Информация с сайтов новостных агентств.
10. Буклет "45 лет. Никто кроме нас. 1967-2012", СЭТО-СТ Плюс, Петропавловск-Камчатский, 2012г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2022