Rambler's Top100 К-278, Комсомолец Проект 685

К-278, "Комсомолец"
604-й экипаж
проект 685



фотография:



ПЛ К-278 проекта 685 на испытаниях.



историческая справка:


1976 год 16 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ;

1976 год
Сформированы основной и резервный 604-й экипаж АПЛ К-278;

1978 год 22 апреля
Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;

1978 год 25 июля
Переклассифицирована в большую ПЛ;

1983 год 30 мая
Торжественно выведена из цеха;

1983 год 3 июня
Спущена на воду;

1983 год июль - август
Проведены швартовые испытания;

1983 год август
Торжественно поднят Военно-морской флаг. Начало ходовых испытаний;

1983 год 28 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй;

1984 год 18 января
Включена в состав 6-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина;

1984 год 14 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования, к этому времени наплаванность корабля составляла 107 ходовых суток, в том числе около двух месяцев плавания без гражданских специалистов на борту. В соответствии с совместным решением ВМФ и Минсудпрома руководство опытной эксплуатации поручено председателю комиссии – командующему 1 флотилии подводных лодок – и проводилось по разработанной Главкоматом ВМФ и Мидсудпромом специальной программе;

1985 год 29 июня
Экипаж сдал курсовые задачи, был введен в состав перволинейных кораблей постоянной боеготовности и начал подготовку к глубоководному погружению;

1985 год июль
В губе Западная Лица проведены испытания отстыковки вслывающей камеры;

1985 год 31 июля - 7 августа
Глубоководные испытания. 31 июля вышла в Норвежское море для проведения глубоководных испытаний (командир - кап.1р. Зеленский Ю.А., старший на борту - ком. 1-й ФлПЛ в.-а. Чернов Е.Д.). 4 августа выполнила программу глубоководного погружения. На борту находился Главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., технический руководитель погружения первый заместитель главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П. В 12.43 АПЛ погрузилась на глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, достигнув максимальной глубины 1027 метров. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками. 7 августа вернулась в пункт базирования, на пирсе АПЛ встречал командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал Капитанец И.М.;

1985 год август - ноябрь
Ревизия механизмов на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск;

1985 год декабрь
Выполнена доковая операция на СРЗ-10 в г.Полярный для ремонта штока лага;

1985 год 30 декабря
Выведена из дока и перешла из губы Пала к месту постоянного базирования в губу Лопаткина;

1986 год
В период опытных тактических учений выполнила в Норвежском море испытания аварийной газогенераторной системы всплытием с рабочей глубины 800 метров;

1986 год 30 ноября - 1987 год 28 февраля
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Зеленский Ю.А, старший - ЗКД кап.1р. Богатырев А.С.);

1987 год июнь
Закончена опытная эксплуатация, принята в эксплуатацию по прямому назначению;

1987 год август - октябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Зеленский Ю.А). В период выполнения задач боевой службы, 25 сентября совершила кратковременный заход в пункт базирования для передачи на берег ИГАГ-1 ст.л-та Диденко Ю.Н., в связи с обострением у него симптомов сердечной недостаточности;

1989 год 31 января
Получила почетное наименование «Комсомолец»;

1989 года 28 февраля
Вышла на боевую службу с 604 экипажем на борту (командир - кап.1р. Ванин Е.А.);

1989 год 7 апреля
Погибла при возвращении с боевой службы в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11.00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого так и осталась не установленной. В 11.12 на лодке была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда, продуть группу ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16 лодка всплыла на поверхность, горели уже два отсека - 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов. В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала - на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Тем временем через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения - личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда - переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы. В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38, а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты лодки на плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая выходит к месту аварии. В 14.40 установлен визуальный контакт с самолетом Ил-38. На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления. К 16.30 ситуация начала стремительно обостряться и в 16.40 по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. В 17.08 лодка с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула на глубине 1858 метров в точке с координатами 73°43'17 с.ш. 13°15'51 в.д. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира лодки, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек, а камера затонула. Всего погибло 42 подводника, тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится - руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Однако очень тяжело судить о правильности или ошибочности действий экипажа, попавшего в экстремальную ситуацию. 12.05.1989 все члены экипажа были награждены орденом "Красного Знамени";

1989 год 1 декабря
Расформирован 604-й экипаж АПЛ;

1990 год 6 июня
Исключена из состава ВМФ. Расформирован основной экипаж;

1989 год - 1998 год
Обследована на грунте глубоководными аппаратами «Мир». В 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были несанкционировано сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.



командир основного экипажа (в/ч 69199):


1. Зеленский Ю.А. (1976-31.12.1989)



командир 604-го экипажа (в/ч 09640):


2. Ванин Е.А. (1976-07.04.1989)



список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки ССЗ №402 - СМП (1942-2001)", ПО "Севмаш", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
7. Информация с сайта www.submarine.id.ru.
8. Информация с сайта новостных агентств.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2013 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2013 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»