Rambler's Top100 343-й экипаж подводной лодки. Проект 627А и 671

343-й экипаж АПЛ
проект 627А, 671




фотография:


343-й экипаж атомной подводной лодки


Боевая служба. Средиземное море. Празднование дня БЧ-4, РТС 1986г.




историческая справка:


1963 год 15 февраля
Начало формирования экипажа на ТОФ на базе 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ;

1963 год 31 августа
Сформирован как второй экипаж экипаж АПЛ К-115 проекта 627А в соответствии с директивой ГШ ВМФ от 24.01.1963 № ОМУ/1/11010сс;

1963 год июль - 1964 год январь
Прошел обучение в УЦ в г.Обнинск;

1964 год 27 января
Прошел обучение в УЦ в г.Обнинск. После обучения вошел в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с дислокацией в бухте Крашенинникова;

1964 год
Экипаж использовался по плану боевой подготовки 45-й ДиПЛ. Основной задачей, поставленной ему, была отработка и сдача элементов первой и второй курсовых задач на АПЛ К-115;

1964 год 23 сентября
Экипаж переведен во 2 линию по боевой подготовке;

1965 год
Экипаж находился в 1 линии по боевой подготовке;

1967 год лето
Экипаж принял АПЛ К-14. Началась подготовка личного состава и подводной лодки к автономному походу;

1967 год
Экипаж находился в 1 линии по боевой подготовке;

1967 год декабрь - 1968 год январь
На ПЛ К-14 выполнил задачи БС (командир - Манаков И.М., старший КПЛ К-14 - Гаврильченко А.С.). В рамках этой операции экипажу ставилась сложная и ответственная, но интересная задача: подводная лодка должна была маневрировать вблизи американского побережья, в районах подводных возвышенностей, как наиболее вероятном месте установления гидрофонов системы SOSUS, с изменением курса, скорости и глубины погружения — с целью максимально демаскировать себя. Предполагалось, что такая ее активность заставит командование военно-морских баз, в которых дислоцируются подводные и надводные корабли ВМС США, выслать наряд противолодочных сил, в том числе противолодочную авиацию, в район обнаружения советской атомной подводной лодки для установления контакта и слежения за ней. В районе маневрирования ПЛ сосредотачивались разведывательные суда и рыболовные сейнеры, которые должны были вести визуальную, радио- и радиотехническую разведку, фиксировать состав противолодочных сил, их построение и маневрирование при поиске ПЛ, взаимодействие с самолетами и вертолетами противолодочной авиации. Таким образом ПЛ должна была пройти вдоль всего западного побережья США — от Сан-Диего на юге до границы с Канадой на севере. Когда АПЛ находилась на широте Ванкувера, был получен приказ о переходе ПЛ в новый район боевой службы. В связи с обострением вьетнамского кризиса, многоцелевой ударный авианосец ВМС США «Энтерпрайз» в сопровождении кораблей охранения начал переход из Сан-Диего к побережью Вьетнама. ПЛ была поставлена новая задача: сместиться в указанный район, обнаружить авианосец с кораблями охранения, установить слежение за ним и быть в готовности по получении соответствующего приказа применить оружие. Чтобы своевременно прибыть в район перехвата «Энтерпрайза», ПЛ предстояло длительное время идти максимально возможным ходом. Через несколько суток после начала движения в предполагаемый район встречи с кораблями США приборы контроля радиационной обстановки в реакторном отсеке ПЛ показали превышение рентгеновского излучения и предельно допустимых концентраций радиоактивных веществ. Радиационная обстановка ухудшалась. Управление турбинами перевели на пульт управления главной энергетической установкой. Проход через реакторный и турбинный отсеки запретили. О случившемся доложили на КП флота. Было понятно, что противодействовать авианосцу в этой ситуации АПЛ не способна. Задачу встречи авианосца отменили, последовала команда следовать в базу;

1968 год
Экипаж отрабатывал элементы задач Л-1 и Л-2 на ПЛ К-133, которую в последующем перевел в Приморье в губу Чажма для ремонта на СРЗ-30. Сдав ПЛ основному экипажу, на теплоходе «Советский Союз» вернулся на Камчатку;

1968 год сентябрь - декабрь
Экипаж принял ПЛ К-42. На этой ПЛ были отработаны задачи курса боевой подготовки. Затем, передав ПЛ К-42 120-му экипажу 45-й ДиПЛ, экипаж убыл на СРЗ-30 (губа Чажма) для приема ПЛ К-14, после перегрузки аккумуляторной батареи. Прошли размагничивание;

1968 год
Экипаж находился в 1 линии по боевой подготовке;

1969 год январь
Экипаж после глубоководного погружения и определения маневренных элементов перевел ПЛ К-14 в бухту Крашенинникова и передали ПЛ основному экипажу;

1969 год
Экипаж находился в 1 линии по боевой подготовке;

1969 год сентябрь - октябрь
На АПЛ К-115 выполнил задачи БС (командир - кап.2р. Манаков И.М.) с задачей поиска и слежения за авианосно-ударными группами из состава 7-го флота ВМС США. Район несения службы — Филиппинское море. Плавание в южных широтах имеет свои особенности. С повышением температуры забортной воды стала повышаться температура в отсеках. Система кондиционирования воздуха работала плохо. Холодильные машины не справлялись со своими задачами. Возникли сложности с несением вахты в энергетических отсеках. Пришлось его ограничить по времени. Корабельный врач капитан медицинской службы Георгий Павлович Буленко сделал операцию по удалению аппендицита командиру турбинной группы старшему лейтенанту Семенову В. На Камчатку возвращались с заходом в бухту Павловского;

1970 год 12 февраля
Экипаж (командир - кап.2р. Шалыгин Г.И.) объявлен "отличным";

1970 год 15 мая
Переформирован (переведен на штат) в экипаж АПЛ проекта 671;

1971 год январь
В начале года экипаж прибыл для обучения в Учебный центр ВМФ в г.Обнинск;

1971 год май
Экипаж завершил обучение и был направлен для стажировки на ПЛ проекта 671 в губу Западная Лица с временным включением в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ (директива НШ КчВФл №53/00438 от 22.03.1971). Руководил экипажем СПК кап.3р. Кузнецов А.К.;

1972 год
Для подготовки и отработки элементов курсовой задачи Л-1 экипаж принял АПЛ К-38. Экипаж подготовил и сдал штабу дивизии курсовую задачу Л-1 с оценкой «хорошо», что не удавалось сделать в течение 1971 года и в начале 1972 года;

1973 год 13 февраля
В соответствии с директивой Главного штаба ВМФ № 730/1/00211 включен в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с дислокацией на Западную Лицу;

1973 год февраль
Принял ПЛ К-369 для отработки курса задач БП. Из-за болезнии командира ПЛ, в море экипаж вышел под командованием командира ПЛ К-370 кап.1р. Морозова В.Г.;

1974 год 20 января - 5 мая
Командир экипажа кап.1р. Коржев А.Н. находился на ЭОС «Башкирия» в составе отряда корвблей сопровождения во время перехода ПЛ К-314 проекта 671 и ПЛ К-201 проекта 670 южным путем на ТОФ. В это время экипажем руководил СПК кап.2р. Топтыгин Ю.М.;

1974 год 18 августа - 12 ноября
На АПЛ К-438 выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Коржев А.Н., старший - кап.1р. Соколов В.Е.) в Средиземном море. Имели контакт с американской ПЛА и длительное время следили за ней. Операцию пришлось прекратить по причине захода иностранной подлодки в территориальные воды Италии с целью отрыва от слежения. Продолжительность боевой службы была продлена до 87 суток. Произведено пополнение запасов продовольствия. Экипаж принял участие в учениях кораблей 5-й оперативной эскадры ВМФ в Средиземном море. На начальном этапе похода возникла проблема микротечи первого контура ГЭУ, с которой личный состав БЧ-5 успешно справился. В целом задачи боевой службы были выполнены, а действия экипажа высоко оценены командованием дивизии и флотилии;

1975 год
Экипаж прошел подготовку в учебном центре ВМФ в г.Обнинск;

1975 год сентябрь - ноябрь
Экипаж (командир - кап.2р. Коржев А.Н.) на ПЛ К-481 выполнил задачи разведывательного похода на учениях НАТО "Океанская охота-75" ("Ocean Safari-75") в районе Норвежского и Гренландского морей. Задачи похода были выполнены на "отлично";

1975 год 26 августа
При нахождении на АПЛ в надводном положении в полигонах боевой подготовки в Мотовском заливе, командир экипажа Коржев А.Н. наблюдал неопознанный летающий объект (НЛО), зарисовал его и описал эту встречу: в 50 метрах от подводной лодки завис серебристый диск, из которого вопреки всем законам физики на воду медленно опускался луч. Информация была доложена по команде;

1976 год
Экипаж принял после боевой службы ПЛ К-481, совершил переход на СРЗ №10 в г.Полярный для определения объема работ по ликвидации течи первого контура с последующим переводом в г.Северодвинск на СРЗ «Звездочка»;

1976 год декабрь - 1977 год февраль
Проведена межпоходовая подготовка экипажа в Учебном центре ВМФ в г.Обнинск;

1977 год 4 августа - 5 октября
На ПЛ К-481 выполнил задачи БС в приполюсном районе Северо-западной Атлантики и западнее Бермудских островов с 343-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Коржев А.Н., старший на борту - ЗКД кап.1р. Соколов В.Е.). 28 суток похода было проведено подо льдом. Во время похода выполнялись гидрометеорологические, гидрографические и геофизические исследования (гравиметрия) севернее жёлоба Лены, между 81гр.30 мин. с.ш. и 83гр.30мин. с.ш. (на борту находилась исследовательская группа). 16.8 достигла Северного полюса. Во время похода ПЛ также обеспечивала сопровождение похода атомного ледокола "Арктика" на полюс (в честь 60-ти летия Великой Октябрьской социалистической революции). Корабельный врач кап.м/с Киселев П.А. в условиях подледного плавания успешно провел операцию матросу Шаготаеву, у которого обнаружился обострившийся гнойный аппендицит;

1978 год
Экипаж принял от основного экипажа ПЛ К-369, находившуюся на СРЗ "Нерпа" в г.Вьюжный и обеспечил выполнение программ заводских швартовых и государственных ходовых испытаний подводной лодки. ПЛ была принята в боевой состав Северного флота после завершения среднего ремонта, впервые выполненного СРЗ "Нерпа" на ПЛ проекта 671;

1979 год
Экипаж в составе 3-й ДиПЛ был подвергнут проверке Генеральной инспекцией Министерства обороны СССР. В ходе проверки по указанию проверяющего лица была выполнена внезапная стрельба по берегу (мыс Пикшуев в Мотовском заливе) боевой торпедой, на которую указал инспектор. Проводились экстренный сбор личного состава экипажа, экстренный ввод главной энергетической установки, приготовление подводной лодки к бою, походу и погружению, выход из узкости (губы Западная Лица), подготовка торпедного комплекса к боевому применению, были проверены подготовленность корабельного боевого расчета и фактическое применение торпедного оружия по берегу. Экипаж успешно справился со всеми вводными проверки;

1980 год июнь - 18 августа
На ПЛ К-438 выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Белоусов В.Г., старший на борту - КПЛ К-306 кап.1р. Ермак В.Ф.) в Средиземном море;

1981 год август
Экипаж на вспомогательном судне тыла Северного флота "Аянка" прибыл на Йоканьгский рейд, который стал новым постоянным местом базирования подводных лодок 3-й ДиПЛ. Экипажу предстояло завершить строительство казармы для размещения других экипажей дивизии, обустроить помещения для штаба дивизии и свои собственные. На четыре месяца подводники стали прорабами, плотниками, электриками, плиточниками, монтажниками, бетонщиками;

1981 год 25 сентября
В составе дивизии перечислен в состав 11-й ФлПЛ КСФ и перебазирован в губу Гремиха (п.Островной);

1981 год
Экипаж находился на АПЛ К-306 во время среднего ремонта в СРЗ-10 (г.Полярный);

1981 год - 1982 год
Экипаж принял АПЛ К-367 только что вышедшую из среднего ремонта и начал отработку курсовых задач, которые сдална "отлично". Успешно выполнили все положенные торпедные и ракетные стрельбы, в том числе телеуправляемой торпедой. На флотских учениях атаковали двумя двухторпедными залпами десантный отряд (ДЕСО) с перезарядкой торпедных аппаратов и условно уничтожили два десантных корабля из состава ордера ДЕСО. Действия экипажа на учениях получили отличную оценку. Атака была оформлена на участие в соревнованиях на приз Главнокомандующего ВМФ. Экипаж заступил на боевое дежурство;

1984 год июнь - август
На АПЛ К-481 выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Шпортько А.Н.) в Средиземном море;

1986 год январь - март
На АПЛ К-481 выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Шпортько А.Н.) в Средиземном море;

1986 год ноябрь
Экипаж находился на ПЛ К-38 и проводил ее планово-профилактическое обслуживание и доковый осмотр в СРЗ-10 (г.Полярный);

1987 год февраль
Экипаж осуществил переход (командир - кап.2р. Крюков А.Н, старший на борту - кап.2р. Пахомов И.И.) на АПЛ К-38 из г.Полярный в Гремиху в сложных ледовых условиях. Северо-восточным ветром из района Новой Земли в сторону Кольского полуострова пригнало значительную массу льда. Проводку обеспечивал ледокол "Добрыня Никитич". Следуя за ним в кильватере на дистанции 2–3 кабельтова, АПЛ приходилось многократно приостанавливать движение, так как ледовое поле часто смыкалось за кормой ледокола, и ему приходилось маневрировать для создания приемлемого прохода по чистой воде. Переход осложнялся непрекращающимися снежными зарядами и сильным северным ветром;

1988 год
На СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный) на АПЛ К-369 проводились работы по по повышению сопротивления изоляции на обратимых преобразователях ПР-501;

1989 год
Экипаж находился на АПЛ К-306 в СРЗ-10 (г.Полярный);

1993 год осень
Экипаж расформирован на основании директивы ГШ ВМФ № 730/00136 от 22.02.1993г.




командиры (в/ч 69188):


1. Таргонин Г.В. (20.06.1963-16.03.1966)
2. Гаврильченко А.С. (16.03.1966-22.09.1967)
3. Манаков И.М. (22.09.1967-20.08.1969)
4. Шалыгин Г.И. (10.1969-08.1971)
5. Кузнецов А.К. (08.1971-1972) ВРИД, СПК
6. Коржев А.Н. (1972-06.1979)
7. Топтыгин Ю.М. (01.1974-05.1974) ВРИД, СПК
8. Белоусов В.Г. (06.1979-25.09.1981)
9. Кузнецов М.Ю. (25.09.1981-20.11.1982)
10. Шпортько А.Н. (11.1982-11.1986)
11. Крюков А.Н. (11.1986-04.1989)
12. Стулов Б.Ф. (04.1989-08.1989) ВРИД, КБЧ-5
13. Утин А.В. (05.1989-28.07.1993)



список источников:


1. "3-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №11 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
2. Красев Н.А., Утин А.В. "Один из многих, один из лучших", Санкт-Петербург, 2013г.
3. Воспоминания членов экипажа.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2013-2023