Rambler's Top100 Подводная лодка К-8 Проект 627А

К-8
проект 627А




фотография:


Подводная лодка К-8

КрПЛ К-8 проекта 627А в Бискайском заливе. Личный состав выведен на корпус КрПЛ. 09.04.1970.
Снимок сделан с американского разведывательного самолета.




историческая справка:


1957 год 9 сентября
Заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ №402 в г.Молотовск (с 12.09.1957г. - переименован в г.Северодвинск) как КрПЛ;

1958 год 2 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж зачислен в состав 150-го ДнПЛ 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии в г.Северодвинск;

1959 год март
Присвоен тактический номер К-8. Экипаж перечислен в состав 206-й ОБрПЛ СФ с прежним местом дислокации;

1959 год 31 мая
Спущена на воду;

1959 год 26 июня - 16 ноября
Швартовые испытания;

1959 год октябрь
206-я ОБрПЛ СФ перебазирована из г.Северодвинск в Западную Лицу. Экипаж подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии с прежним местом дислокации;

1959 год 16 ноября
Заводской наладочный выход;

1959 год 4 декабря
Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1959 год 4 - 31 декабря
Совместные ходовые испытания;

1959 год декабрь
Во время ходовых испытаний на ПЛА дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винты;

1959 год 28 декабря
После межбазового перехода, прибыла к постоянному месту базирования в губу Малая Лопаткина (Западная Лица). Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ;

1959 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Председатель Государственной комиссии - кап.1р. Краснов Е.А., ответственный сдатчик - Нетук С.П., командир - кап.2р. Шумаков В.П.;

1960 год 31 августа
Вошла в состав СФ;

1960 год 13 октября
Вышла в море для похода к Северному Полюсу (командир - кап.1р. Шумаков В.П.). На ПЛА было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гироазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора, при ликвидации аварии 13 человек переоблучились, КрПЛ вернулась в дизель-генераторном режиме. Всего в течении года совершила 6 выходов в море, прошла в надводном положении 1357 миль, в подводном – 3168 миль;

1961 год 1 июня
При отработке задач боевой подготовки в море образовалась течь активной воды из парогенератора. Часть личного состава получила облучение. Впоследствии один человек был списан на берег;

1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1961 год 8 октября
Во время атаки отряда боевых кораблей на первенство ВМФ вновь открылась течь активной воды из парогенератора;

1961 год
Совершила 5 краткосрочных выходов в море для стажировки новых экипажей, прошла в надводном положении 1512 миль, в подводном – 3171 милю;

1961 год 11 ноября - 1963 год декабрь
На ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск прошла средний ремонт. Экипаж на время ремонта был подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии. По окончании ремонта 31.12 перешла в губу Большая Лопаткина (Западная Лица) для постоянного базирования;

1964 год весна
После сдачи курсовых задач участвовала в испытаниях стационарной береговой ГАС, неделями маневрирую строго по заданному маршруту, с заданными скоростями подо льдами Баренцева моря, с заходом в Карское море;

1964 год апрель
При выходе в море на отработку задач боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, и ПЛА была вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды;

1964 год май
В конце мая при переходе в доковый ремонт в губу Пала на СРЗ-10, после прохождения Топливного причала лодка попала в снежный заряд. Ни реверс, ни повороты помочь не могли, так как любой манёвр вёл на опасные глубины. Разрешающая способность РЛС не позволяла брать ориентиры при прохождении узкости. Тогда было принято решение обеспечить вход по данным ГАС, работающей в активном режиме, что и было выполнено без происшествий;

1964 год май - август
Прошла доковый ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;

1964 год август - сентябрь
Продолжила участвовать в испытаниях стационарной береговой ГАС;

1964 год сентябрь - декабрь
Обеспечивала испытания новой техники;

1965 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота;

1964 год лето (приблизительно)
КрПЛ впервые заступила в боевое дежурство в пункте базирования. Сначала на бочке в губе Нерпичья, затем - у пирса;

1965 год
При выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев (командир - кап.2р. Андросов А.П., старший на борту ЗКД кап.1р. Рыков В.П.), торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с КрПЛ. Благодаря внимательности старшего на борту, КрПЛ энергичным маневром по курсу, скорости и глубине удалось уклониться от собственной торпеды;

1966 год
Из-за частых неисправностей ГЭУ совершала только кратковременные выходы в море для отработки кораблей флота и испытаний новой техники;

1966 год август - 1968 год июль
На СРЗ "Звёздочка" в г.Северодвинск прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Ответственный сдатчик - Куликов А.В. Тогда же на КрПЛ демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с прекращением его производства. После окончания ремонта отправлена к новому месту базирования в губу Гремиха;

1968 год
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ КСФ с базированием в губе Гремиха;

1969 год
Выполнила задачи первой автономной БС (командир - кап.2р. Бессонов В.Б.) продолжительностью 21 сутки;

1969 год сентябрь
В группе ещё с двумя ПЛ из состава 17-й ДиПЛ приняла участие в учениях "Панель" в районе острова Медвежий, в ходе которых исследовались варианты покрытий корпусов подводных лодок;

1970 год 16 февраля
Вышла в море для выполнения задач второй БС под командованием кап.2р. Бессонова В.Б. (старший на борту - ЗКД кап.1р. Каширский В.А.). В течении похода КрПЛ, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами USS «Midway» CVB 41 и USS «Saratoga» CVA 60. На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съёмного листа. КрПЛ всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив КрПЛ прошла под днищем большого ракетного корабля «Неуловимый». Через 8 часов всплыла у острова Альбаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море КрПЛ была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования КрПЛ резко ушла на 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования;

1970 год 15 марта
В районе острова Капри КрПЛ всплыла для встречи с большим ракетным кораблем «Бойкий». С борта надводного корабля были перегружены запасы регенерации и продуктов для обратного перехода;

1970 год 1 апреля
Получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар был форсирован в течении 6 часов под днищем БРК "Бойкий";

1970 год 6 апреля
КрПЛ была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70»;

1970 год 8 апреля
В 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3 отсеке и в труднодоступном месте 7 отсека из-за короткого замыкания произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 КрПЛ всплыла. Очаг возгорания в 3 отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3 отсека был выведен 4 отсек. Очаг пожара в 7 отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7 отсека был выведен в 8 отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, ПЛА лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7 отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 минуты после всплытия личный состав пульта ГЭУ из-за невозможности пребывания в нем был переведен в 6 отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6 отсеке, включившись в ИДА-59 перешли в 4 отсек. Аварийно-спасательный люк 8 отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8 отсек. Сравнять давление воздуха в 8 отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3 и 4 отсеки, при этом потушили вновь возникшее пламя в 3 отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст.1ст. срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат;

1970 год 9 апреля
Весь личный состав 4 отсека выведен на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст.1ст. Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. КрПЛ оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел Посохина в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман вылез на верх живой и здоровый. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт., канадское судно обошло её по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ;

1970 год 10 апреля
Только через 30 часов после начала аварии КрПЛ случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь КрПЛ были посланы: ПЛ К-83 проекта 629, Б-109 и Б-413 проекта 641, судно разведки «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», БРК «Бойкий», буксир «СБ-38» и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение КрПЛ было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку КрПЛ была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА также был израсходован;

1970 год 11 апреля
В 3 часа утра к КрПЛ подошёл теплоход «Саша Ковалёв». В 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на ПЛА. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос буквально сразу лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка КрПЛ от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем КрПЛ К-5 и руководителем операции по спасению - начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П. и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 гр. на корму;

1970 год 12 апреля
В 02.40 к КрПЛ подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была ПЛА, а радиолокационная отметка от КрПЛ стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап.3р. Рубеко В.П. Было также обнаружено тело командира ПЛ кап.2р. Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – труп ушел под корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости. Определенную роль в невозможности длительного удержания КрПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта - через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой и КрПЛ теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная – короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из которых 30 отравились продуктами горения и 22 погибли в результате затопления ПЛА. На борту ПЛА затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом;

1971 год 13 февраля
Исключена из состава ВМФ. Гибель КрПЛ К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову В.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу, была названа улица в поселке Гремиха, где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.




командиры (в/ч 10412):


1. Шумаков В.П. (03.1956-1961)
2. Голубев Д.Н. (1961-08.1962)
3. Андросов А.П. (08.1962-1965)
4. Лысов В.В. (1965-02.1968)
5. Бессонов В.Б. (02.1968-04.1970)



дополнительная информация:


1. Список погибших 12.04.1970г.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Правда Севера, Северодвинск, 2004г.
8. Воспоминания ветеранов подводников СФ.



© 2003-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2003-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»