Rambler's Top100 К-18, К-162, К-222 Проект 661

К-18, К-162, К-222
327-й экипаж (с 1980 по 1984 год)
проект 661



фотография:


К-162

КрПЛ К-162 проекта 661 на испытаниях



историческая справка:


1962 год 3 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-18;

1962 год 31 декабря
Снята со строительства;

1963 год 28 декабря
Заложена в цехе №42 на Северном машиностроительном предприятии в г.Северодвинск как экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;

1965 год 27 января
Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162;

1965 год осень
Сформирован экипаж;

1968 год 21 декабря
Спущена на воду (выведена из дока). Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;

1969 год
В декабре на испытаниях при 80% мощности реакторов достигла скорости 42 узла. После всплытия обнаружилось, что во время 12-часового полного хода сорвало входную дверь ограждения рубки, три лючка в надстройке и обтекатель аварийно-сигнального буя. Плоская палуба надстройки стала выпуклой. Выполнена программа государственных испытаний. Ответственный сдатчик Палкин К.М., сдаточный механик Леонов Э.П.;

1969 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1970 год 9 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота;

1970 год январь - 1971 год декабрь
Опытная эксплуатация. Пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой;

1970 год 14 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу;

1970 год 18 декабря
Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Маслов, главный конструктор Шульженко и ответственный сдатчик Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление ГТЗА. На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97% была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.;

1970 год 29 декабря
Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу;

1971 год февраль - март
Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия очередного съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ кап.1р. Э.Бульон разрешил развить ход при 100% мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла;

1971 год 25 сентября - 4 декабря
Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан, где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США "Саратога". Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату);

1972 год 24 октября - 1975 год 6 января
Находилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск;

1975 год
Приняла участие в учении "Океан-75";

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;

1978 год 15 января
Присвоен новый тактический номер К-222;

1978 год 21 декабря - 1981 год 24 февраля
Находилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск. 30 ноября 1980 года во время послеремонтных испытаний лодки из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора последовало резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал;

1980 год (предположительно)
327-й экипаж АПЛ проекта 670 переформирован в экипаж АПЛ проекта 661;

1981 год
Выполнила задачи автономной БС;

1984 год
Расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661 (бывший второй экипаж ПЛ проекта 670);

1984 год июнь
Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1984 год декабрь
Выведена из эксплуатации;

1988 год
Поставлена на прикол в г.Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1989 год 14 марта
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;

1999 год 7 ноября
Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия "Севмаш";

2005 год
Находился в ожидании утилизации на ФГУП "ПО "Севмаш";

2008 год 23 июля
Переведена с ФГУП "ПО "Севмаш" на ФГУП "МП "Звездочка" для дальнейшей утилизации;

2010 год сентябрь - октябрь
Утилизирована на ОАО "ЦС "Звездочка", трехотсечный блок находился на плаву неподалеку от причала №27 (г.Северодвинск).



командиры (в/ч .....):


1. Голубков Ю.Ф. (1965-1971-1972?-197?)
2. Лещинский В.С. (197?-1977-1985-1986?)
3. Филатов В.П. (1985?-1986-1987-198?)

командиры 327-го экипажа (с 1980 по 1984 год):

1. командиры 327-го экипажа до 1980 года
2. Степняков А.П. (1980-1983-1984?)



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Информация с сайта http://www.rosflot.ru/date/12/31.shtml.
7. Информация с сайта http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=2858.
8. Информация с сайта http://smena.ru/news/2006/11/08/9252.
9. Статья "Корабль, обогнавший время", Северный рабочий, 25.01.2005
10. "Одннадцая дивизия подводных лодок Северного флота", спец.выпуск №6, ВТА Тайфун, 2008г.
11. Информация от ветеранов подводников КСФ и работников предприятий "СевМаш" и "Звездочка".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2013