Rambler's Top100 Проект 705Д

Проект 705Д (два варианта технического проекта).


1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


? Нет данных.


3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:


Анализируя в 1968 г. опыт создания АПЛ проекта 705, вероятную тактику её исполь­зования, в СПМБМ сформулировалось мнение о своевре­менности проработки вопросов, связанных с модифика­цией данного проекта.

Основная направленность модификации виделась в повышении боевой эффективности корабля за счет увели­чения количества и дальности действия оружия. Этому спо­собствовали и наметившиеся положительные результаты в развитии торпедного и ракетоторпедного вооружения. При этом учитывалось, что увеличение дальности действия тор­пед и ракетоторпед возможно только при увеличении их калибра и длины. Расположение их внутри прочного кор­пуса связано с большими изменениями практически всего корабля. Поэтому еще в третьем варианте предэскизного проекта АПЛ проекта 705 (1960 г.) СПМБМ предложило вариант довооружения подводной лодки за счет установки допол­нительно к основному торпедному вооружению калибра 533 мм четырех-шести ракетоторпед калибра 650 мм в за­бортных пусковых установках, располагаемых в огражде­нии рубки. В этом анализе СПМБМ исходило из ориентации на ракетоторпеды калибра 650 мм при условии обеспече­ния их хранения при забортном гидростатическом давле­нии воды вплоть до наибольшей глубины погружения и старта ракет с пусковых установок самовыходом под дей­ствием собственных двигателей.

В таком варианте, как показали предварительные про­работки, ракетоторпедное оружие калибра 650 мм могло быть принято на АПЛ проекта 705 без существенного увеличе­ния водоизмещения корабля и перекомпоновки внутриотсечного оборудования. Вместе с тем, при данном усилении оружия открывалась возможность иметь в боевой готовнос­ти одновременно шесть ТА с торпедами калибра 533 мм и четыре—шесть пусковых установок с ракетоторпедами или торпедами калибра 650 мм.

Свои проработки по подводной лодке на базе АПЛ проекта 705 с увеличенным оружием СПМБМ в мае 1968 г. представило в первое Главное управление министерства. Они были одобрены, и на продолжение работ в данном направлении главкомом было утверждено техническое за­дание. Согласно этому заданию необходимо было разра­ботать предэскизный проект АПЛ с торпедами и ракето-торпедами калибра 533 и 650 мм соответственно и авто­номностью 70 сут.

Разработка проекта выполнялась на базе АПЛ проекта 705К с АППУ БМ-40А. Проекту АПЛ был присвоен номер 705Д (довооруженный). При проектировании данной лодки СПМБМ (ГК проекта - Русанов М.Г.) руководствовалось основными принципами, зало­женными при создании АПЛ проектов 705 и 705К.

Для принятия дополнительного оружия и повышения автономности корабля было признано необходимым уве­личить длину II и III отсеков и частично их перекомпоно­вать при максимальном сохранении существовавших в АПЛ проекта 705К корабельных конструкций. Дополнительные 12 запасных торпед калибра 533 мм решено было размес­тить в верхней части II отсека, выделив для этого новое тор­педное помещение. Пусковые установки калибра 650 мм, установленные по три с каждого борта, привели к необхо­димости удлинения ограждения рубки. Всё основное обо­рудование, принятое на АПЛ проекта 705К, сохранялось без изменений. Исключение составляли оборудование и ком­плексы, связанные с новым составом оружия и увеличе­нием длины корабля из-за систем, в которые потребова­лось внести ряд изменений. Введение второй торпедной выгородки и необходимость увеличения длины пультов привели к удлинению корабля в районе цилиндрической вставки на 7,2 м и соответствующему возрастанию объема прочного корпуса на 290 м3. Это позволило разместить, кроме дополнительного боезапаса, аппаратуру управления и контроля оружия калибром 650 мм, увеличенные запасы провизии и воды, две запасные каюты на 6 человек, цис­терны замещения оружия и так далее.

В связи с тем, что количество боезапаса калибра 533 мм удвоилось, время его погрузки через носовые ТА при по­мощи навесного торпедопогрузочного устройства, как это принято на АПЛ проекта 705К, увеличилось. Для его сокраще­ния и упрощения погрузочных операций на АПЛ проекта 705Д было проработано новое устройство с установкой торпе­допогрузочного люка.

Для перегрузки боезапаса из второй торпедной выго­родки в первую (носовую) в межотсечной переборке пре­дусматривалось побортно разместить два люка диаметром по 650 мм. Через эти люки при помощи кареток продоль­ной транспортировки боезапас подавался в первую выго­родку и далее транспортировался на соответствующие стеллажные места с помощью средств, уже имевшихся у корабля прототипа - АПЛ проекта 705К. Все операции по пе­регрузке были максимально механизированы и управле­ние ими предусматривалось из единого поста. Исходя из заданной автономности подводной лодки, были приняты увеличенные запасы провизии и пресной воды.

Самовыход ракеты из пусковых установок возможно было обеспечить путем доработки бортовой системы уп­равления, введения логической схемы старта и выполне­ния других изменений по ракете.

Прогрессивность реализации предложения о довоору­жении подводной лодки проекта 705 была подтверждена срав­нительными расчетами условий боевой эффективности.

Предэскизный проект был закончен 31 марта 1969 г. Согласно проекту нормальное водоизмещение корабля составило 2611 м3, наибольшая подводная скорость 36 - 37 уз. Водоизмещение АПЛ проекта 705Д превышало водоиз­мещение подводной лодки проекта 705К на 324 т.

В процессе работы над предэскизным проектом рас­сматривался вариант усиления вооружения только торпе­дами калибра 533 мм. Этот вариант, с отказом от боезапаса калибра 650 мм в ограждении рубки, не позволял сокра­тить длину корабля из-за необходимости размещения до­полнительного боезапаса калибра 533 мм. Водоизмещение в этом случае уменьшалось на 20 м3, а массовая нагрузка - на 50 т. Наибольшая подводная скорость увеличивалась примерно на 0,5 уз. По результатам данной проработки был сделан вывод о том, что упрощение и некоторое улучше­ние основных ТТЭ несоизмеримо малы по сравнению с по­терей боевой эффективности корабля.

Во втором квартале 1971 г. по техническому заданию МСП СПМБМ разработало эскизный проект АПЛ проект 705Д с более глу­бокой проработкой конструкторских решений, заложенных в предэскизном проекте, отражением в нём мероприятий, при­нятых по подводной лодке проекта 705 по результатам испытаний опытного корабля, заводской №900. Материалы проекта были представлены в министерство 30 июня 1971 г.

Дальнейшие работы по проекту были продолжены в со­ответствии с приказом МСП от 27 июня 1972 г. и совмест­ным решением ВМФ и МСП от 15 июня 1972 г. Пунктом 16 указанного решения поручалось СПМБМ по заданию ВМФ во II квартале 1973 г. выполнить корректированный техни­ческий проект АПЛ проекта 705 с увеличенным составом тор­педного вооружения и учетом опыта постройки и испыта­ний опытного корабля.

Техзадание ВМФ было выдано СПМБМ 29 декабря 1972 г. Оно предусматривало разработку проекта АПЛ с использо­ванием АЭУ как с ВВРД, так и реактора с ЖМТ в I контуре, увеличенным составом торпед и автономностью плавания.

Корректированный технический проект разрабатывал­ся исходя из следующих основных изменений по сравне­нию с АПЛ проекта 705:

- количество торпед и ракетоторпед ка­либра 533 мм увеличено с 18 до 30 ед.;

- в негерметичных пус­ковых установках ограждения рубки размещены четыре ракетоторпеды;

- увеличен личный состав до 27 чел.;

- на пер­вый период эксплуатации корабля для наблюдения за от­секами предусматривалось дополнительно 3 чел., поэтому было увеличено число спальных мест с 22 до 34, а с учетом резервных мест, общее число спальных мест увеличилось с 25 до 37;

- число мест во всплывающей рубке увеличено с 30— 32 до 34;

- установлены кингстоны в ЦГБ;

- главные циркуля­ционные насосы и ионообменные фильтры перенесены из реакторного в турбинный отсек;

- смонтированы вторая электролизная и вторая рефрижераторная установки; устрой­ство «Айва-РКП» перенесено из II в III отсек;

- установлены дополнительный осушительный насос во II отсеке и насос в VI отсеке для осушения цистерны рассола и так далее.

Технический проект разрабатывался в двух вариантах: с ЖМТ (АППУ типа БМ-40А) – Вариант I и с ВВРД – Вариант II. Изменения по оборудованию и его расположению в отсеках, принятые на АПЛ проекта 705Д по сравнению с лодкой проекта 705К, привели к уве­личению длины прочного корпуса по I варианту на 13,45 м и по II варианту на 17,05 м. Были несколько увеличены диа­метры прочного корпуса в районах первого, четвертого и пя­того отсеков. Размещение АППУ с ВВРД привело к необхо­димости увеличения диаметра прочного корпуса в районе аппаратной выгородки. Количество отсеков было принято, как и на АПЛ проекта 705К, равным шести: первый отсек — тор­педный и аккумуляторный; второй — торпедный, радио­электронной аппаратуры и вспомогательного оборудования; третий — главного командного пункта и служебно-бытовых помещений; четвертый — реакторный; пятый — турбинный и шестой — холодильных машин и рулевых приводов.

После дополнительной проработки установка отдельного торпедопогрузочного люка была признана нерациональной, и погрузка оружия сохранена такой же, как и на АПЛ проекта 705.

Проработки в техническом проекте еще раз подтверди­ли принципиальную возможность размещения четырех ракетоторпед в ограждении рубки. Разработчик ракетоторпеды в апреле 1971 г. вновь подтвердил требования и по­ложения выполненной им ранее предварительной проработ­ки размещения ракетоторпед калибра 650 мм в негерметич­ных пусковых установках с некоторыми уточнениями данных по массам, положению центра тяжести и водоизмещению.

Наряду с довооружением, большое внимание при раз­работке технического проекта АПЛ проекта 705Д было уделено проработкам по применению на лодке АППУ с ВВРД но­вой модифицикации. Технический проект модифициро­ванной АППУ был получен СПМБМ в июле 1972 г. В связи с изменением параметров пара при переходе на эту АППУ, потребовалась переработка ПТУ.

Параметры силовой электросети с частотой 400 Гц были приняты такими же, как и на АПЛ проекта 705К. Для питания электроприводов ЦНПК, требующих электроэнергии час­тотой 50 Гц, были предусмотрены автономные ТГ. В связи с увеличением расхода электроэнергии во II варианте потре­бовалась замена аккумуляторной батареи на более ёмкую с системой водяного охлаждения. Проектом предусматрива­лась одна прочная уравнительная забортная цистерна. Для исключения аварийных ситуаций, связанных с поступлени­ем воды в прочный корпус при отказах оборудования или ошибочных действиях личного состава, прием воды из-за борта был предусмотрен в проекте только в уравнительную цистерну и через неё в дифферентные цистерны корабля.

Комплексная автоматизация при проектировании АПЛ проекта 705Д была принята по всем принципиальным решениям такой же, как и на АПЛ проекта 705К. Для варианта II проекта значительному изменению подверглась система управления техническими средствами корабля «Ритм-200». Полностью была переработана БИУС «Аккорд» с учетом применения новой цифровой вычислительной управляющей машины.

Техпроект АПЛ проект 705Д был закончен 29 июня 1973 г. Основные тактико-технические элементы подводных лодок по вариантам I и II отличались незначительно (в скобках при­ведены значения для варианта II): водоизмещение — 3050 м3 (3250 м3), длина наибольшая — 93,05 м (96,65 м), осадка средняя — 6,3м (6,35м). При шести ТА калибра 533 мм и 30 торпедах или ракетоторпедах этого же калибра, а также четырех пусковых установках для калибра 650 мм и четы­рех торпедах или ракетоторпедах данного калибра были получены одинаковые значения расчетных полных подвод­ных скоростей, — около 36,6 уз, при этом увеличение во­доизмещения в варианте II компенсировалось увеличен­ной мощностью ГТЗА.

В выводах по проекту АПЛ СПМБМ указало, что в обоих вариантах получены достаточно высокие основные такти­ко-технические элементы корабля, что вместе с предусмот­ренными многочисленными мероприятиями по повыше­нию живучести корабля и оборудования, улучшению его обслуживания и монтажа определяет целесообразность по­стройки АПЛ проекта 705Д. Сопоставление АППУ с ВВРД и ЖМТ показывает, что первая предпочтительнее в случаях ремонтных операций и обслуживания при стоянке в базе, кроме того ВВРД позволяет дальнейшую работу установки на более высоком уровне мощности при выходе из строя части основного оборудования (ПГ, ЦНПК, АТГ и тому по­добного). Применение ВВРД в эксплуатации предпочти­тельнее, однако, применение АППУ с ВВРД требует разра­ботки, изготовления и испытания дополнительного энер­гетического оборудования. В связи с этим выбор варианта проекта для строительства подводной лодки целесообраз­но увязать с количеством кораблей проекта 705Д, предусматри­ваемых к постройке. В случае ограничения числа малой серией, целесообразно осуществлять постройку по вариан­ту I, то есть с установкой БМ-40А. При строительстве боль­шой серии кораблей данного проекта можно рекомендо­вать вариант II. Сдача головного корабля по варианту II могла быть осуществлена ориентировочно на год позже сдачи головного корабля по варианту I.

Технический проект в первом квартале 1974 г. был рас­смотрен и утвержден, однако все дальнейшие работы по АПЛ проекта 705Д были прекращены.

Предэскизный, эскизный и технический проекты АПЛ проекта 705Д выполнялись коллективом СПМБМ с привлечением значительного количества разработчиков оборудования, систем управления, аппаратуры под организационно-тех­ническим руководством и.о. заместителя главного конст­руктора АПЛ проекта 705Д Б.В.Григорьева. Главным наблюда­ющим от в/ч 27177 был А.Л.Томчин. Это благодаря ему была выдвинута и обоснована идея довооружения АПЛ проекта 705, намечены контуры основных конструкторских решений, выполнены проработки и согласование с разработчиками ракетоторпед.


5. Схема проекта:


В общем, за исключением доработок, соответствует проекту 705К (для варианта I).


6. Тактико-технические данные проекта:


                                                                                  Вариант I          Вариант II

Водоизмещение, м3                                                   3050                 3250

Длина наибольшая, м                                                 93,05                96,65

Осадка средняя, м                                                     6,3                   6,35

АППУ                                                                          с ЖМТ              с ВВРД

Вооружение,                 ТА 533 мм                               6 (30 торпед)    6 (30 торпед)

                                    ТА 650 мм                               4                      4

Подводная скорость, уз                                              36,6                 36,6

Экипаж, чел.                                                               27                    27

Автономность, сут.                                                      70                    70


7. Источники:


- В.Е. Ильин, А.И. Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник» ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ» 2002.
- Б.К. Разлетов «История СПМБМ «Малахит», т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2004