Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 702

Проект 702 (варианты А6 и Д2).



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:



Подводная лодка проекта 702



3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:


В начале 1960-х годов в ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н. Челомей) были подготовлены предложения по пе6рвой малогабаритной МБР для размещения ее в шахтных пусковых установках. Разработка ракетного комплекса с МБР УР-100 для ракетных войск официально началась 30 марта 1963 года. Кроме головного разработчика ОКБ-52, в работах по ней принимали участие коллективы, возглавляемые С.А. Косбергом, Н.И. Зверевым, С.П. Изотовым, Н.А. Пилюгиным, М.С. Рязанским, В.П. Барминым, И.И. Картуковым и другие. Еще во время обоснования и проектных исследований было предложено использовать ракету УР-100 для решения других задач, предполагалось сделать ее универсальной для различных видов Вооруженных Сил. В апреле 1963 года генеральный конструктор В.Н. Челомей совместно с руководством Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) и Государственного комитета по судостроению (ГКС) обратились в правительство с предложением о размещении ракет УР-100 на морских носителях. Предложение было поддержано начальником ЦКБ-18 П.П. Пустынцевым и лично Н.С. Хрущевым. Руководство ВМФ и МО не поддержали идею, но согласились оценить этот вариант. Решением ВПК №134 от 3 июля 1963 года разработку предэскизного проекта комплекса Д-8 с морским вариантом ракеты УР-100М поручили ОКБ-52.


Система наведения ракеты УР-100М разрабатывалась в двух вариантах. По первому варианту ракета оснащалась инерциальной системой (ИНС) и системой астрокоррекции разработки НИИ-885 (НИИАП) и НИИ-944 ГКРЭ; по второму - ИНС дополнялась системой радиокоррекции, работающей от береговых постов радиоуправления, которые были предложены В.Н. Челомеем. По проекту комплекс Д-8 мог обеспечить залповый обстрел четырьмя ракетами целей в секторе +30 градусов с интервалом между пусками ракет 5-10 секунд, между залпами - 20 минут. Старт ракет прорабатывался из надводного положения с помощью ПАД из пускового контейнера и из под воды. Применительно к различным типам кораблей-носителей разрабатывались варианта старта: из надводного положения с помощью ПАД из пускового контейнера (проект 602 "Скат" ЦКБ-18 под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева) или из под воды (ПЛ проект 702). Плавучесть ракеты - 378 кубических метров. К достоинствам системы В.Н. Челомея относилась и относительная дешевизна унифицированной ракеты, которую предполагалось использовать, кроме всего прочего, и в общенациональной системе противоракетной обороны "Таран".


Проектом комплекса Д-8 предусматривалось его использование на ПЛ проекта 702 в вариантах с 8, 12 и 16 шахтами. Разработка предэскизного проекта ПЛ задана решением комиссии ВСНХ по ВПВ №134 от 3 июля 1963 года. Предэскизный проект 702 выполнялся ЦКБ-18 в нескольких вариантах, отличающихся друг от друга энергетическими установками (атомные и дизель-электрические), количеством и размещением ракетных шахт. В качестве энергетической установки было принято несколько типов атомных и дизель-электрических установок. Ракеты комплекса Д-8 имели значительные габариты и размещались в шахтах диаметром 2,45 м и длиной 16,45 м. С целью уменьшения водоизмещения и обеспечения достаточной остойчивости, наряду с обычной конструкцией установки шахт по типу проекта 667А, была проработана конструкция так называемых "опущенных шахт", когда нижняя часть шахты выходит из ПК в специальные прочные колпаки. Все варианты имели двухкорпусную конструкцию. Носовая оконечность имела круговые поперечные и полуэллиптические продольные сечения. Кормовая оконечность вариантов с атомной энергетикой была принята объемной; варианты с дизель-электрической энергоустановкой имели плоскую корму. Ограждение рубки, являвшееся по существу обтекателем верхних частей ракетных шахт, имело форму, близкую к "лимузинной" с наклонными бортовыми стенками, что позволяло разместить в ограждении рубки часть запаса плавучести. Крыша ограждения была закруглена. Все варианты ПЛ имели двухкорпусную стальную конструкцию, прочный корпус всех вариантов был разделен на 8-10 отсеков прочными поперечными переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2. Материал ПК - сталь, ЛК - сталь. На всех вариантах были приняты 5-лопастные малошумные гребные винты. Было предусмотрено размещение ГАС "Енисей", НК "Сигма", РЛС "Чибис", СОРС "Бухта", станции опознавания "Хром-КМА", средств радиосвязи, применяемых на ПЛ II поколения.


По результатам проработок ЦКБ-18 рекомендовало для дальнейшей стадии проектирования вариант А6 - ПЛ с атомной энергетикой и вариант Д2 - ПЛ с дизель-электрической установкой. В качестве ГЭУ варианта А6 была принята энергетическая установка АПЛ проекта 671, а для варианта Д2 установка ДЭПЛ проекта 651 с заменой главных ГЭД на ГЭД меньшей мощности. Оба варианта вооружены 12 ракетами комплекса Д-8, размещенными в "опущенных шахтах" стартовой установки СМ-164 (разработчик ЦКБ-34). В конце 1963г. предэскизный проект был завершен, однако дальнейшего развития не получил. К этому времени разрабатывался ракетный комплекс Д-9, который более соответствовал требованиям к ракетному комплексу для подводных ракетоносцев. В 1964г. предпочтение было отдано «макеевскому» проекту (проект 701).


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное, куб.м.: 7700 (вариант А6); 6380 (вариант Д2)
  скорость хода  
  наибольшая надводная, узлов: 22,2 (вариант А6); 12,0 (вариант Д2)
  дальность плавания, мили  
  в подводном положении, экономическим ходом:

177 (вариант Д2)
  в режиме РДП, со скоростью 7 узлов:

8200 (вариант Д2)
  глубина погружения, метров  
  предельная: 300
  кораблестроительные элементы  
  длина, метры: 118 (вариант А6); 97 (вариант Д2)
  ширина, метры: 12,4 (вариант А6); 12,6 (вариант Д2)
  осадка средняя, метры: 8,65 (вариант А6)
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  400-мм кормовые торпедные аппараты, шт.: 2 (вариант Д2)
  533-мм носовые торпедные аппараты, шт: 4 (вариант А6); 6 (вариант Д2)
  400-мм носовые торпедные аппараты, шт: 2 (вариант А6)
  общее число торпед 533 мм, шт.: 12 (вариант А6); 6 (вариант Д2)
  общее число торпед 400 мм, шт.: 6
  энергоустановка  
  тип: атомная (вариант А6); дизель-электрическая (вариант Д2)
  мощность установки, л.с.: 31000 (вариант А6); 2х2700 (вариант Д2)
  количество валов: 1 (вариант А6); 2 (вариант Д2)
  обитаемость  
  автономность, суток:

60
  экипаж, человек:

63 (вариант А6); 64 (вариант Д2)

7. Источники:


- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2002г.
- Карпенко А.В., Шумков Н.И. "Морские комплексы с баллистическими ракетами", Санкт-Петербург, Москва, 2009г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. "Проектирование и строительство отечественных подводных лодок", ЦНИИ им. А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "Подводные силы России", "Военный Парад", Москва, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018