Rambler's Top100 Проект 664

Проект 664.

 

1. Количество подводных лодок проекта: нет

 

2. Изображение проекта:

 

 ? Нет данных.

 

3. Состав проекта:

 

Не реализован.

 

4. История проекта:

 

В50-х гг. в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось использовать и для снабжения в море ПЛ других типов боеприпасами (в част­ности, крылатыми ракетами), ГСМ и средствами жизнедеятельности. Другими назначениями этих кораблей должно было стать обслуживание в море тяжелых гидросамолетов, а также скрытная высадка десанта. Опираясь на созданный проектный задел в конце 50-х гг., флот в начале 60-х гг. заказал разработку лодки аналогич­ного назначения, оснащенной атомной силовой установ­кой.

Атомоход проекта 664 создавался в ЦКБ-16 под руководст­вом главного конструктора Н. А. Кисилева. При составле­нии ТТЗ потребовалось длительное согласование требова­ний всеми «заинтересованными сторонами»: сухопутные войска хотели значительно увеличить состав транспорти­руемого десанта. Имели «свой интерес» к проекту и ВВС, нуждавшиеся в корабле для снабжения гидросамолетов. Однако ВМФ всеми силами старались не допустить излиш­него усложнения проекта.

1 марта 1960 г. задание было, наконец, утверждено минист­ром обороны, а в сентябре четыре варианта эскизного про­екта «большой атомной транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя» были представлены на рассмотрение заказчика. Варианты отличались архитектурой прочного корпуса, а также энергетической установкой. В трех вариантах прочный корпус АПЛ имел цилиндриче­скую форму, а в одном — был выполнен в виде «двойной восьмерки» — трех пересекающихся цилиндров, распо­ложенных горизонтально. Такое решение значительно сокращало длину корабля, одновременно увеличивая его ширину. При этом удалось сформировать две линии по­грузки-выгрузки, что сокращало время перегрузочных ра­бот.

В конце декабря выло правительственное постановление по АПЛ проекта 664. В соответствии с этим документом предусматривалось передать полный комплект рабочих чертежей на завод-изготовитель до июня 1964 г.

Большая сложность проекта, обусловленная его тройным назначением, отставание контрагентов с разработкой комплектующего оборудования, хроническая задержка с отработкой опытных тем не позволили бюро закончить выпуск рабочих чертежей в обусловленный срок. Только к концу 1964 года на СРЗ-35 ВМФ были дооборудованы дизельные ПЛ (с учетом особенностей АПЛ проекта 664), выделенные для экспериментальной отработки передачи топлива с транспортной АПЛ на ударную ДЭПЛ при буксировке в надводном и подводном положениях. Испытания в сложных погодных условиях зимнего Баренцева моря, в процессе которых ДЭПЛ Б-82 (проект 611) производила взятие на буксир, буксировку, передачу топливного шланга, совместное погружение с ДЭПЛ С-346 (проект 613), прошли успешно, и комиссия подтвердила полную работоспособность системы и рекомендовала ее к установке на АПЛ проекта 664.

Лодка имела двухвальную схему. В носовой оконечности легкого корпуса размещалась крупногабаритная гидроло­кационная антенна. Имелось торпедное вооружение, вклю­чавшее шесть носовых ТА калибром 533 мм с боекомплек­том 18 торпед. Корабль мог драть на борт до 162 мин типа РМ-1,АПМ, «Лира», «Серпей»ДМ или до 112мин ПМ-1, РМ-2 или ПМ-2. В качестве корабля снабжения АЛЛ могла транспортировать и передавать на другие лодки 20 крыла­тых ракет типа П-5 или П-6, а также до 80 торпед калибром 533 мм.

Однако высокий уровень сложности проекта и загрузка ЦКБ другими, более приоритетными работами привели к задержке реализации программы. Все же в 1964 г. строи­тельство АПЛ проекта 664 было начато на Северном машиностроительном заводе. Был разбит плаз, выполнена технологическая подготовка производства, заказаны металл для прочного и легкого корпусов и основное оборудование. В начале следующего года была начата обработка металла и сварка секций прочного и легкого корпусов. Неожиданно директор завода обратился в Минсудпром с предложением о передаче строительства АПЛ-минзага на ленинградский завод, обещая взамен построить (так же как это было при строительстве ДЭПЛ проекта 648!) две ПЛАРБ. И хотя к тому времени завод уже переработал и выполнил сварочные работы по формированию 600 т корпусных конструкций и обработал еще 400 т металла, было принято решение о прекращении строительства корабля. Потребность в строительстве в первую очередь атомных подводных ракетоносцев, пользо­вавшихся наивысшим приоритетом, привела к окончатель­ному прекращению работ.

 

 

5. Схема проекта:

 

  

 

6. Тактико-технические данные проекта:

 

водоизмещение                                                          - 10150 т

скорость                      в подводном положении          - 18 узлов

глубина погружения                                                    - 300 м.

автономность                                                              - 80 суток

длина                                                                         - 140,9 м,

ширина                                                                       - 14,2м.           

экипаж                                                                        - ? человек.

 

7. Источники:

 

- В.Е. Ильин, А.И. Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник» ООО «Издательство Астрель»,    ООО «Издательство АСТ» 2002.

- «Отечественные атомные подводные лодки» Техника и Вооружение 05-06.2000г.

 

 Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»