Rambler's Top100 Ракетный подводный крейсер К-51,"Имени XXVI съезда КПСС", "Верхотурье" Проект 667БДРМ

К-51, "Имени XXVI съезда КПСС", "Верхотурье"
проект 667БДРМ




фотография:


Ракетные подводные крейсера К-18 и К-51


АПКСН "Карелия" и АПКСН "Верхотурье" проекта 667БДРМ в бухте Ягельная губы Сайда.




историческая справка:


1981 год 23 февраля
Заложен на ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск. Присвоено почетное наименование "Имени XXVI съезда КПСС". Головной корабль серии;

1981 год 21 мая
Зачислен в списки кораблей ВМФ как РПКСН;

1984 год 7 марта
Спущен на воду;

1984 год 12 июня
Произведен физический пуск ядерных реакторов;

1984 год август - декабрь
Выполнена программа швартовых, ходовых и государственных испытаний, в ходе которых выполнены летно-конструкторские испытания ракетного комплекса. Выполнены пуски из подводного положения одной ракетой: 29.10, 30.10, 16.11, 17.11, 30.11, 27.11; двумя ракетами - 19.12; четырьмя ракетами - 26.12;

1984 год 28 декабря
Включен в боевой состав флота приказом ГК ВМФ;

1984 год 30 декабря
Торжественно поднят Военно-морской флаг, корабль принят в состав ВМФ. Дата объявлена годовым праздником корабля;

1985 года 1 января
Прибыл к постоянному месту базирования в бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево, Мурманск-130);

1985 года 4 марта
Вошел в состав КСФ. Зачислен в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Оленья (Мурманск-62);

1985 года 26 июля
Выполнил пуск двух баллистических ракет из подводного положения;

1985 года август - сентябрь
Выполнил задачи дальнего похода с первым экипажем (старший на борту командир 13-й ДиПЛ контр-адм. Агафонов В.П.). В ходе похода крейсер достиг 82° сев. ш. с целью испытания ракетного комплекса. На борту не было боевых ракет, а только грузовые макеты;

1986 год 8 января
Крейсер посетил начальник главного политического управления СА и ВМФ ген.-полк. Лизичев А.Д.;

1986 год 28 августа - 28 сентября
Выполнил задачи дальнего похода с первым экипажем (старший на борту НШ дивизии кап.1р. Берзин А.А.). В ходе похода крейсер достиг 87° сев. ш. с целью проверки и ввода в строй навигационного комплекса «Шлюз». По другим данным поход состоялся с 20.9 по 10.10.1986;

1986 год
Отработка и летные испытания ракеты Р-29РМ на заключительном этапе испытаний. Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году;

1987 года 7 августа
Выполнил пуск одной баллистической ракеты из подводного положения;

1987 год 2 - 29 сентября
Совершил арктический поход (первым из кораблей проекта) с первым экипажем (командир - кап.1р. Сугаков А.И., старший - НШ дивизии кап.1р. Берзин А.А.). 2.09 крейсер вышел из г. Северодвинска, неся на борту практические ракеты Р-29РМУ для проведения натурных пусков по программе совместных летных испытаний в высокоширотных районах Арктики. Для выполнения повседневного и предпускового обслуживания ракетного комплекса а также записи телеметрической информации на борту находилась группа гражданских специалистов от КБ машиностроения (ныне ГРЦ «КБ имени академика В.П. Макеева»). 15.09 всплыл в географической точке Северного полюса. 17.09 выполнил пуск двух баллистических ракет из надводного положения в 14.52 и 16.12 мск на минимальную дальность по боевому полю «Чижа» на мысе Канин Нос. На начальной траектории полета ракеты функционировали нормально, но в заданные районы боевые блоки не прибыли. Как показал последующий анализ, причиной нештатного полета явилась неправильная сборка отсекателей кабельных стволов на заводе-изготовителе, что привело к неразделению телеметрических кабелей связи ракет с шахтой, разгерметизации приборных отсеков и последующему нештатному полету. Причина производственного дефекта была выявлена с принятием соответствующих мер. Поход следует рассматривать как совместную операцию с ТРПКСН ТК-12 и АПЛ К-358;

1987 год 28 ноября
При входе в порт г.Северодвинск, сел на бровку канала в Двинском заливе. Видимость на переходе составляла 2-20 кабельтовых, штиль, скорость ветра (225°) - 8 м/сек. Перед входом в порт была сыграна "учебная тревога" для прохода узкости и РПКСН следовал 9 узловой скоростью. В 12 часов проводку РПКСН приняла на себя береговая радиолокационная станция (БРЛС) "СНАР-6" и на РПКСН выключили свой радиолокатор. Из-за грубой ошибки оператора БРЛС подводный крейсер сместился вправо от оси фарватера (315е,7-135°,7) почти на милю. В 12 часов 13 минут штурман РПКСН, проводивший ручное счисление, доложил командиру о своих сомнениях в точности проводки. Но командир на доклад не прореагировал и лишь уменьшил в 12 часов 28 минут скорость до 5 узлов. Через две минуты РПКСН плотно сел на мель и фактическое его смещение от оси канала составило 800 метров. Снять корабль с мели удалось только в 18 часов 15 минут усилиями четырех спасательных буксиров и РПКСН своим ходом прибыл через два с половиной часа в порт г.Северодвинск. Сразу же был проведен водолазный осмотр подводной части корпуса и винто-рулевой группы, но повреждений не обнаружено;

1989 год 15 февраля - 26 апреля
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Сугаков А.И., старший - ЗКД кап.1р. Макаров В.П.). Находился подо льдом 22 суток;

1989 год ноябрь
Корабль награжден переходящими Красными знаменами Мурманского обкома КПСС и облисполкома и Военного Совета Северного флота;

1990 год осень - зима
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.2р. Гринь Е.Ф., старший - 1-й ЗКФл к.а. Берзин А.А.). Находился подо льдом 8 суток;

1991 год лето
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Гринь Е.Ф., старший - 1-й ЗКФл к.а. Берзин А.А.);

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу АПКСН;

1992 год 11 июня
Снято наименование "Имени XXVI съезда КПСС";

1992 год лето
Второй экипаж на АПКСН К-407 выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Гринь Е.Ф.);

1992 год 28 декабря
Расформирован 1-й экипаж корабля. 2-й экипаж переименован в 1-й;

1993 год 1 марта
Переведен на ФГУП МП "Звездочка" (г.Северодвинск) для среднего ремонта и модернизации;

1993 - 1998 год
Экипаж АПКСН К-51 занимался БП и выполнял задачи БД на других однотипных АПКСН дивизии;

1999 год 5 февраля
Подписан договор об установлении шефских связей с правительством Свердловской области;

1999 год 9 февраля
Присвоено наименование "Верхотурье";

1999 год 23 августа
Экипаж К-51 прибыл в г.Северодвинск для приёма АПКСН у технического экипажа;

1999 год 10 сентября
Принят основным экипажем у 400-го технического экипажа (командир - Русанов);

1999 год 20 октября
Осуществлен физический пуск реакторов;

1999 год ноябрь
Окончание среднего ремонта и модернизации;

1999 год 18 - 28 ноября
Выполнил первую часть программы ходовых испытаний;

1999 год 2 - 5 декабря
Выполнил вторую часть программы ходовых испытаний;

1999 год 7 - 17 декабря
Выполнил третью часть программы ходовых испытаний;

1999 год 25 декабря
Подписан акт о приёме АПКСН у промышленности;

2000 год 14 - 22 июня
Выполнил выход в море для продолжения ходовых испытаний;

2000 год 24 - 25 июня
Выполнил выход в море с Росселем Э. (губернатором Свердловской области);

2000 год 6 - 8 июля
Осуществил переход в пункт базирования в бухту Сайда губы Сайда (г.Гаджиево). Возвращен в боевой состав ВМФ России;

2000 год 1 сентября
Переформирован в состав 31-й Краснознаменной ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

2001 год 5 июня
Произведен успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положения. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке;

2002 год 1 сентября
В составе дивизии переформирован в состав 12-й ЭскПЛ (с 2010 - ПС) СФ;

2002 год
Получил приз главкома ВМФ за успешную стрельбу ракетами по береговой цели;

2003 год весна
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем К-117 (командир - кап.1р. Рачук С.В.);

2006 год лето - осень
По плану специальных учений морских стратегических сил с участием восьми атомных подводных лодок Северного и Тихоокеанского фота, в составе тактической группы вышел на боевую службу. Выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Домнин С.В., старший - к.а. Рябухин А.В.);

2006 год
За время нахождения в составе ВМФ (1985-2006) выполнил 8 боевых служб (из них 4 подо льдами Арктики), 10 боевых дежурств и более 17 ракетных стрельб;

2010 год 23 августа
Прибыл на ОАО Центр Судоремонта "Звёздочка" для прохождения ремонта в режиме восстановления техготовности. Крейсеру предстоит пройди заводской ремонт, после чего сроки его эксплуатации будут продлены на 5 лет. Но работы были отложены до начала финансирования;

2010 год декабрь
Поставлен в док-камеру для проведения планового ремонта по восстановлению технической готовности и продлению срока службы;

2012 год 24 марта
Выведен из элинга;

2012 год 22 ноября
Вышел в Белое море на ходовые испытания после завершения работ по восстановлению технической готовности, которые были произведены на ОАО Центр Судоремонта "Звёздочка". В течение двух недель будут проверены все корабельные системы и механизмы, опробован цикл погружения и цикл движения. Планируется, что ракетные стрельбы пройдут на базе дислокации Северного флота в городе Гаджиево Мурманской области. Программа испытаний рассчитана на две недели;

2012 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Акт передачи подписали ответственный сдатчик корабля Валерий Ганноха, командир корабля кап.1р. Николай Цибулько, председатель приёмной комиссии кап.1р. Анатолий Коваленко и генеральный директор ОАО "ЦС "Звездочка" Владимир Никитин. На торжественной церемонии присутствовали зам. министра обороны по вооружению Юрий Борисов, начальник главного штаба ВМФ — 1 зам. командующего ВМФ Александр Татаринов, директор департамента судостроительной промышленности Леонид Стругов, член ВПК при правительстве РФ Владимир Поспелов, президент судостроительной корпорации Андрей Дьячков. Срок службы АПКСН продлен на 3,5 - 5 лет (по разным источникам);

2013 год июль
Принял участие в съемках документального фильма студии "Полигон" "Путешествие на глубину" (режиссеры М.Иванов и И.Яковлев) со 2-м экипажем АПКСН К-84 (командир - Головко К.В.) на борту;

2013 год 28 июля
Принял участие в параде кораблей ВМФ в день ВМФ на рейде г.Североморск со 2-м экипажем АПКСН К-84 (командир - Головко К.В.) на борту;

2015 год 26 июля
Участвовал в военно-морском параде в честь Дня ВМФ в г.Североморск. Находился в парадном строю кораблей;

2015 год 12 декабря
В Минобороны сообщили, что экипаж кап.1р. Дмитрия Зеликова (командир первого экипажа АПКСН "Екатеринбург") на АПКСН "Верхотурье" произвел успешный пуск ракеты "Синева" из назначенного района в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Ракету запустили из подводного положения. "Параметры траектории полета МБР "Синева" отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля, боевые блоки ракеты успешно прибыли в заданный район боевого поля Кура на полуострове Камчатке», — сообщает пресс-служба МО РФ. Ракету запускали для проверки надежности морской системы стратегического ядерного сдерживания. Для АПКСН "Верхотурье" это была 27 успешная стрельба баллистической ракетой;

2016 год
Находился в боевом составе флота в составе 31-й ДиПЛ ПС СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево ЗАТО Александровск).




командиры первого экипажа (АПКСН в составе ВМФ):


1. Русаков Г.И. (1982-1986)
2. Сугаков А.И. (1986-1989)
3. Завьялов Ю.В. (1989-1992)
4. Сиянов С.Г. (1992-1993)
5. Ручкин В.Н. (1993)
6. Смирнов С.К. (1993-1998)
7. Дурцев Б.И. (1998-04.2000)
8. Банных М.В. (04.2000-04.2003)
9. Домнин С.В. (04.2003-2010-2011?)
10. Цыбулко Н. (2010?-2011-2014)
11. Плотников А.А. (2014-2015-201?)


командиры второго экипажа (АПКСН в составе ВМФ):


1. Омельченко Ю.А. (1983-1989)
2. Гринь Е.Ф. (1989-1993)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПКСН К-51:


1. Русанов П.В. (1993-1999) 400-й технический экипаж
2. Рачук С.В. (2003) командир АПКСН К-117-1
3. Головко К. (2013) командир АПКСН К-84-2
4. Зеликов Д.А. (2015) командир АПКСН К-84-1



дополнительная информация:


1. Фотографии Олега Алексеева АПКСН К-51 на съемках программы студии "Полигон". Июль 2013 год.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Буклет "25 лет. Соединение ракетных подводных крейсеров стратегического назначения".
3. Справочная информация из С.С. Бережной "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Памятный вымпел экипажа.
6. Информация с сайта http://www.guns.equis.ru/nuclear/nuclear_subrocket_r29rm.htm.
7. Информация с сайта http://www.vmk.boom.ru/ships/Russia/Submarines/PLA_Proect_667BDRM/dates.html.
8. Информация с сайта http://navy.webservis.ru/index.htm.
9. Информация с сайта "Северная неделя".
10. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
11. Буклет "Краснознаменная Дивизия подводных лодок стратегического назначения".
12. Воспоминания ветеранов-подводников.
13. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР и России. Аварии и катастрофы", ч.1, спецвыпуск к журналу ВМИО 2(6), 1997г.
14. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»