Rambler's Top100 Подводный крейсер К-496, "Борисоглебск". Проект 667БДР

К-496, "Борисоглебск"
проект 667БДР




фотография:


Подводный крейсер К-496


АПКСН К-496 "Борисоглебск" проекта 667БДР.




историческая справка:


1975 год 11 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1975 год 23 сентября
Заложена в цехе № 50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу РПКСН;

1977 год 13 августа
Спущен на воду. Входил в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1977 года 30 сентября
Произведен физический пуск ядерных реакторов;

1977 год 11 ноября
Торжественно поднят Военно-морской флаг. Дата объявлена годовым праздником корабля;

1977 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Вступил в строй. Ответственный сдатчик - Кирейчев Н.В., сдаточный механик - Ижмяков А.М.;

1978 год 17 февраля
Вошел в состав КСФ. Включен в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Оленья;

1979 год 20 января - 1 апреля
Выполнила задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Омельченко П.С.);

1980 год
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем РПК К-424 (командир - кап.2р. Плюсин Б.Ф., старший - кап.1р. Лесничук В.М.);

1980 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Омельченко П.С.) выполнил задачи БС на РПК К-211;

1980 год
2-й экипаж (командир - кап.1р. Тулынин А.Д.) выполнил задачи БС на РПК К-506;

1981 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Омельченко П.С.). Подо льдом находился 28 суток;

1982 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Омельченко П.С.). Подо льдом находился 50(45?) суток;

1982 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Омельченко П.С.). Подо льдом находился 31 сутки;

1982 год
Второй экипаж (командир - кап.1р. Тулынин А.Д.) выполнил задачи автономной БС на РПК К-487. Подо льдом находился 25 суток;

1982 год весна - лето
Со вторым экипажем РПК К-211 (командир - кап.1р. Ковалев И.Е.) выполнил задачи БС. 1.6 из-за конструктивного недостатка парогенераторов типа ПГ-4т, произошла течь 1 контура на неотключаемом участке. РПК провел подо льдом 34 суток;

1983 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Омельченко П.С.). Подо льдом находился 49 суток;

1983 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Омельченко П.С.). Подо льдом находился 48 суток;

1983 год декабрь
Повторно произошла течь 1 контура на неотключаемом участке трубопровода парогенератора. Впоследствии было принято решение о замене парогенераторов типа ПГ-4т на модернизированные парогенераторы ПГ-54т при производстве очередного заводского ремонта;

1984 год
Выполнил задачи БС со 2-м экипажем РПК К-449 (командир - кап.1р. Хахалин А.П.). Подо льдом находился 32 суток;

1984 год
2-й экипаж (командир - кап.2р. Савельев А.Б.) выполнил задачи БС на РПК К-424 . Подо льдом находился 51 сутки;

1985 год 12 июля - 1986 год 14 февраля
Средний ремонт с модернизацией на ГП "Звездочка" в г.Северодвинск;

1986 год август
Второй экипаж (командир - кап.2р. Савельев А.Б.) выполнил задачи тренировочного похода на РПК К-44 с целью запись шумов РПК обеспечивающей АПЛ К-218 (командир - кап.2р. Авдейчик Ю.П.);

1986 год 14 сентября - 6 октября
Второй экипаж (командир - кап.2р. Савельев А.Б.) выполнил задачи тренировочного похода на РПК К-44 с целью системных и летных испытаний ракетного комплекса с достижением географической точки Северного Полюса (24.09.1986). Подо льдом находился 61 сутки;

1986 год 7 ноября
Перечислен в состав 31-й Краснознаменной дивизии 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Мурманск-130 - Скалистый - Гаджиево);

1987 год
Выполнил задачи БС с 1-м экипажем (командир - кап.1р. Селезнёв А.М.). Подо льдом находился 16 суток;

1987 год
Выполнил задачи БС со 2-м экипажем (командир - кап.2р. Савельев А.Б.). Подо льдом находился 29 суток;

1988 год 16 февраля - 26 апреля
Выполнил задачи БС с 1-м экипажем (командир - кап.1р. Селезнёв А.М.). Подо льдом находился 67 суток;

1988 год
Выполнил задачи БС со 2-м экипажем (командир - кап.1р. Савельев А.Б.). Подо льдом находился 15 суток;

1991 год 19 июня - 1993 год 31 января
Прошел средний ремонт на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск. Установлена ГАС "Аврора-1". Временно входил в состав 203-й ОБрРПЛ БелВМБ. Ответственный сдатчик - Абрамов Л.Д., сдаточный механик - Рванцов А.В.;

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу АПКСН;

1992 год 30 ноября
1-й экипаж АПКСН К-496 переформирован в 1-й экипаж ПЛ К-129, а 1-й экипаж ПЛ К-129 - в 1-й экипаж АПКСН К-496;

1992 год 21 декабря
Вышел на ходовые испытания в акваторию Белого моря несмотря на сложную ледовую обстановку;

1993 год 31 января
Выполнил переход из г.Северодвинск к постоянному месту базирования в губу Сайда под командованием кап.2р. Лебедева А.И.;

1995 год
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем;

1997 год апрель - июнь
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Воложинский А.О., старший - ЗКД кап.1р. Назаров В.Н.). Поход выполнялся в интересах Гидрографической службы СФ. Комплексные океанографические исследования проводились в Гренландском море и Долине Лена. С необходимой точностью был обследован район площадью около 70000 кв.км.;

1997 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;

1997 год декабрь - 1998 год 16 февраля
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем;

1998 год декабрь
Подписан договор о шефских связях между вторым экипажем и администрацией г.Борисоглебск и Борисоглебского района Воронежской области;

1998 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;

1999 год 11 января
Приказом ГК ВМФ присвоено почетное наименование "Борисоглебск";

1999 год 24 марта - 2 апреля
Принял участие в сбор-походе под руководством ГК ВМФ. В ходе учения экипаж под командованием кап.1р. Грицевича Н.А. успешно выполнил ракетную стрельбу и был удостоен благодарности от Министра обороны РФ;

1999 год май - июнь
Выполнил задачи ядерного сдерживания под командованием кап.1р. Грицевича Н.А. в тактической группе с АБПЛ "Леопард" под командованием кап.1р. Петровича В.П. в период вооруженной агрессией блока НАТО против Югославии;

1999 год октябрь
На борту крейсера в море вышла группа генеральных конструкторов подводных лодок и ракетного комплекса во главе с академиком РАН Ковалевым С.Н. Осуществлен пуск ракеты Р-29Р из акватории Баренцева моря по боевому поле полигона Канин нос;

1999 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;

2000 год 3 - 6 апреля
Принял участие в тактическом учении разнородных сил флота со вторым экипажем на борту под руководством исполняющего обязанности Президента РФ Путина В.В. (находился на борту АПКСН «Карелия») с выполнением пуска баллистической ракеты на завершающем этапе учений (6.4);

2001 год 20 июля
В 04.31 крейсер (на борту находился первый экипажем АПКСН «Рязань» под командованием кап. 1 ранга Субботина А.Н.), находившийся в погруженном состоянии в акватории Баренцева моря, произвел пуск конверсионной ракеты-носителя "Волна" с космическим аппаратом "Космос-1" (Cosmos-1) с надувным тормозным устройством и элементами солнечного паруса. КА не отделился от ракеты и сгорел в плотных слоях атмосферы;

2002 год 15 марта
1-й экипаж К-496 расформирован;

2002 год 1 сентября
В составе дивизии переформирован в состав 12-й ЭскПЛ СФ;

2004 года 8 сентября
В 11:38 из акватории Баренцева моря осуществил пуск РСМ-50 «Волна» по боевому полю Кура на п-ве Камчатка;

2005 год 19 июня
На борту крейсера совершил выход в море епископ Мурманский и Мончегорский владыка Симон;

2005 год 21 июня
В 23.46 крейсер, находившийся в погруженном состоянии в акватории Баренцева моря, произвел пуск конверсионной ракеты-носителя "Волна" с космическим аппаратом "Космос-1" (Cosmos-1) по программе «Демонстратор». Пуск прошел в штатном режиме, однако на 83-й секунде полета двигатель I ступени ракеты остановился. КА был потерян - предположительно упал в районе Новой Земли;

2005 год 28 сентября
Отмена запуска ракетоносителя РСМ-50 «Волна» с космическим аппаратом по программе «Демонстратор» из-за отказа порохового аккумулятора давления в системе пуска;

2005 год 7 октября
Со вторым экипажем АПКСН «Рязань» под командованием кап. 1 ранга Каяева Т.Н. произвел из акватории Баренцева моря запуск ракетоносителя с космическим аппаратом с надувным тормозным устройством по программе «Демонстратор-Д2-Р». Аппарат найти не удалось;

2006 год май
Прибыл на ФГУП "ЦС "Звездочка" (с 2008 - ОАО) в г.Северодвинск для производства заводского ремонта, но из-за недостаточного финансирования вскоре ремонтные работы были свернуты;

2008 год ноябрь
Выведена из состава ВМФ РФ и предназначена к утилизации;

2009 год 14 августа
В 11:00 командир корабля кап.1р. Елезов Н.А. спустил Андреевский флаг и гюйс и передал их на хранение в экспозицию музея ОАО Центр Судоремонта "Звездочка", крейсер передан гражданскому экипажу для последующей утилизации. Согласно сообщения пресс службы ОАО Центр Судоремонта "Звездочка", финансирование работ по утилизации ПЛ будет осуществляться как из средств госкорпорации «Росатом», так и за счет иностранной помощи: выгрузку отработавшего ядерного топлива из реакторов профинансирует Канада, а утилизацию ракетных шахт и формирование трехотсечного блока – США;

2009 год 24 декабря - 2010 год 9 марта
Специалисты Управления вывода из эксплуатации ядерных объектов Центра Судоремонта "Звездочка" осуществили выгрузку отработавшего ядерного топлива из реакторов АПК. В процессе выгрузки ОЯТ происшествий и нештатных ситуаций не возникло;

2010 год
Утилизирован. Трехотсечные блок после разделки до одноотсечного будет установлен для долговременного хранения на ПДХ "Сайда";

2014 год февраль
Председатель совета Котласского морского собрания Валерий Бахтин на собственные деньги выкупил у ОАО "ЦС "Звездочка" ограждение рубки АПКСН "Борисоглебск". Она была продана за 2,7 млн. рублей. По договору, 170-тонная рубка весной будет разделена на фрагменты и автотранспортом доставлена покупателю. Рубку каркасно восстановят из металла в полную величину, и она станет центром экспозиции Морского парка, построенного в Котласе к юбилею города в 2017 году.

За время нахождения в составе ВМФ АПКСН выполнил 22 боевые службы, в том числе 3 в районе Северного Полюса, 28 боевых дежурств и 31 ракетную стрельбу.




дополнительная информация:


1. Фотография ограждения рубки АПК К-496 на ОАО "ЦС "Звездочка"..



командиры первого экипажа (в/ч 30917):


1. Омельченко П.С. (1975-1985)
2. Селезнев А.М. (1985-10.1992)
3. Конеев А.Н. (29.10.1992-23.09.1998)
4. Грицевич Н.А. (1998-2000)
5. Глазков С.В. (2000-2001)
6. Глушков А.В. (2001-2002)
7. Елезов Н.А. (2002-08.2009)

командиры второго экипажа (в/ч 30917-А):


1. Тулынин А.Д. (1977-1984)
2. Савельев А.Б (1984-1990)
3. Лебедев А.И. (1990-1995)
4. Воложинский А.О. (1995-1999)
5. Елезов Н.А. (1999-2002)

Командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-496:


1. Плюсин Б.Ф. (1980) второй экипаж РПК К-424
2. Козлов Н.М (1980-1981, 1984) второй экипаж РПК К-487
3. Ковалев И.Е. (1982) второй экипаж РПК К-211



список источников:


1. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
2. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
4. Середюк П.В. "К-424: корабль и экипаж", Подводный флот № 10.
5. Информация с сайта "Северная неделя".
6. Буклет "Краснознаменная Дивизия подводных лодок стратегического назначения".
7. Воспоминания ветеранов-подводников.
8. Информация с сайта http://www.arhpress.ru/zvezdochka/2007/8/16/6.shtml.
9. Информация с сайта http://echo.msk.ru/news/270828.phtml.
10. Журнал "Власть", № 7(760), 25.02.2008.
11. Комаров М.П. "Подводники уходят под лёд", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.



© 2002-2020 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2020 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»