Rambler's Top100 Подводный крейсер К-424. Проект 667БДР

К-424
проект 667БД, 667БДР




фотография:


РПКСН К-424, лето 1991года. Гаджиево. Фото капитана 3 ранга Ефремова Павла Борисовича




историческая справка:


1974 год 30 января
Заложена в цехе № 50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск по проекту 667БД как крейсерская подводная лодка. В процессе строительства принято решение о достройке КрПЛ по проекту 667БДР с сохранением прежнего радиоэлектронного вооружения, но с установкой нового ракетного комплекса Д-9Р;

1974 год 19 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1976 год 11 февраля
Спущена на воду, входила в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ. В некоторых источниках указывается дата 31.12.1975 - предположительно это дата вывода из цеха;

1976 год 9 июня
Поднят Военно-морской флаг;

1976 год июнь - август
Выполнила программу ходовых испытаний;

1976 год сентябрь - ноябрь
Выполнила программу Государственных испытаний;

1976 год 11 сентября
Во время сдаточных испытаний в Белом море коснулась грунта (глубина 200 м, скорость 20 узлов) и, получив повреждения легкого корпуса и обтекателя ГАК, возвратилась в г.Северодвинск для устранения повреждений. Не смотря на большой объем работ, ремонт был завершен в течении месяца. Ремонт стоил государству 1 млн. 300 тыс. рублей. В некоторых источниках указывается, что авария произошла 09.09.1976, скорее всего ошибочно;

1976 год 28 декабря
Прибыла в Оленью губу;

1976 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1976 год - 1978 год 27 сенября
Выполнил программу испытаний ракетного комплекса. Выполнено 22 ракетных пуска (4 Р-29РЛ - с одиночной ГЧ, 6 Р-29Р - с тремя РГЧ, 12 Р-29РК - с семью РГЧ). 16.11.1976 был выполнен первый пуск БР с РГЧ. В некотоых источниках ошибочно указывается, что испытания проводились на РПК К-441;

1977 год 5 февраля
Включена в состав КСФ, вошла в состав 13-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ, с базированием на губу Оленья;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу РПК;

1978 год 30 декабря
Подписан акт о полной передаче корабля в состав ВМФ;

1979 год июль
Первая загрузка боевых ракет;

1980 год июнь
Со вторым экипажем на борту (командир - кап.1р. Важинский А.Ф.) выполнил ракетную стрельбу из акватории Норвежского моря с оценкой «отлично»;

1980 год август - октябрь
Выполнил автономную БС (выход 20.08.1980) со вторым экипажем (командир - кап.1р. Важинский А.Ф.), оценка "отлично";

1980 год
Второй экипаж (командир - кап.2р. Плюсин Б.Ф., старший - кап.1р. Лесничук В.М.) выполнил задачи БС на РПК К-496;

1981 год январь - март
Выполнил автономную БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Иванов Н.И.). 18 января произошел сильный пожар в центральном посту (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Благодаря грамотным действиям командира и экипажа, пожар ликвидирован, гибели личного состава не было. Корабль был вынужден всплыть;

1982 год 11 января - март
Прошел доковый ремонт в "СРЗ-82" в пос. Росляково;

1982 год 16 марта
Заход в губу Нерпичья с целью комплексных испытаний новых пирсов;

1982 год 6 апреля - 4 июня
Второй экипаж (командир - кап.2р. Плюсин Б.Ф.) выполнил задачи автономной БС на РПК К-441. В ходе БС при нештатной ситуации имел место случай удара о лед носовой частью. РПК 26 суток находился подо льдом;

1982 год 15 мая - 17 июля
Первый экипаж (командир - кап.2 р. Берзин А.А.) выполнил задачи БС. РПК обогнул архипелаг Шпицберген, проведя подо льдом 35 суток. В походе имела место нештатная ситуация, при которой РПК дважы ударился о плавающие льдины ограждением рубки, не получив существенных повреждений;

1982 год 25 августа - 23 октября
Выполнил БС со вторым экипажем в Арктике (командир - кап.1р. Плюсин Б.Ф.);

1982 год 6 октября - 6 декабря
Первый экипаж (командир - кап.2 р. Берзин А.А., старший на борту - ЗКД кап.1р. В.М. Бусырев) на РПК К-211 совершил исследовательскую боевую службу с неоднократными всплытиями во льдах в высокоширотных районах Арктики. Во время всплытий (14 раз) отрабатывались нормативы по очистке ракетной палубы от битого льда для проведения предстартовой подготовки и пуска ракет. Был получен огромный опыт ледовых походов, который впоследствии был использован при несении боевой службы другими кораблями;

1983 год 6 октября - 1984 год 15 марта
Проведена операция по замене активных зон в СРЗ «Нерпа» в бухте Кут;

1983 год 5 ноября - 1984 год 23 (24?) января
Второй экипаж (командир - кап.1р. Плюсин Б.Ф.) выполнил задачи автономной БС предположительно на РПК К-441 в район экватора. После возвращения обнаружена покраска корпуса серебристой краской. Оценка "Неудовлетворительно", за поход даже не выдали значков "За дальний поход";

1984 год 28 мая - 7 августа
Выполнил задач автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Ширяев В.С.). Подо льдом находился 13 суток;

1984 год 27 сентября
Ракетная стрельба из надводного положения от причала в губе Порчниха;

1984 год 23 октября
При подготовке к выходу в море для сдачи курсовых задач, из-за неграмотных действий экипажа, произошел разрыв перемычки ВВД, многие подводники были ранены, двое - погибли;

1984 год
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем РПК К-496 (командир - кап.2р. Савельев А.Б.). Подо льдом находился 51 сутки;

1985 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем К-449 (командир - кап.1р. Окишев Ю.С.);

1985 год 13 апреля - 24 июня
Первый экипаж (командир - кап.2р. Ширяев В.С.) на РПК К-44 совершил боевую службу. Подо льдом находился 62 суток. В последний день боевой службы в полигонах боевой подготовки ПЛ на скорости в 10 узлов на глубине 80 метров попала в кошельковый трал. При работе обоих турбин по 100 оборотов в минуту, скорость упала до нуля. По решению командира пл встала на стабилизатор глубины без хода и через некоторое время дала ход. Весь экипаж ясно слышал металлический скрежет по корпусу корабля. На ограждении рубки в носовой части осталось несколько перекрещивающихся борозд, оставленных металлическими тросами тралов;

1985 год
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем К-487 (командир - кап.1р. Соловьев В.Е.). Подо льдом находился 5 суток;

1986 год 19 мая
При выполнении ракетной стрельбы из надводного положения от причала в губе Порчниха произошло падение практической ракеты на корпус корабля. Ракета вышла из шахты, но из-за отказа основной двигательной установки потеряла скорость и рухнула на крышку шахты № 7, вызвав пожар на верхней палубе, который был потушен пожарными кораблями, а прибывший через два часа на вертолете отряд химиков произвел нейтрализацию остатков ракетного топлива. Находившийся на борту заместитель командующего Краснознаменным Северным флотом вице-адмирал Громов Ф.Л. оценил действия экипажа как правильные и уверенные. Проведенным расследованием установлено, что вины личного состава в отказе ракеты не было, ракетный комплекс корабля работал штатно;

1986 год июль - август
Выполнла задачи БС в районе Исландии с первым экипажем (командир - кап.1р. Неволин А.Г.);

1987 год 21 декабря - 1988 год 16 декабря
Прошел средний ремонт на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск. По другим данным с августа 1986 года по октябрь 1988 года;

1988 год март
Перечислен в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием в бухте Ягельная губы Сайда (г.Мурманск-130, затем г.Скалистый, затем г.Гаджиево);

1988 год 17 октября
Прибыл к постоянному месту базирования в губу Сайда;

1989 год 10 августа - 26 октября
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Поникаровский В.В.). Находился подо льдом 21 сутки;

1990 год 8(3?) августа - 21(19?) октября
Выполнил задачи автономной БС в море Линкольна с первым экипажем (командир - кап.1р. Поникаровский В.В., старший - кап.1 ранга Кончин В.М. ) в высокоширотных районах Арктики. В первой части похода (с 9.8 по 9.9) ПЛ обеспечивала работы гравиметрической партии в приполюсном районе и несколько раз всплывала в паковом льду. В середине похода ПЛ на 6 часов совершила заход в губу Оленья и вторая часть боевой службы проходила в Баренцевом море. Находился подо льдом 32 суток;

1991 год 28 марта - 14 июня
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Поникаровский В.В., старший - НШ кап.1р. Горбов Г.Г.);

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу АПКСН;

1992 год ноябрь - 1993 год январь
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Желтяков А.И.);

1993 год
Второй экипаж АПКСН К-424 переформирован в первый экипаж АПКСН К-44. Первый экипаж АПКСН К-44 или сразу расформирован, или переформирован во второй экипаж АПКСН К-424 и также расформирован, или переформирован в экипаж АПКСН К-129 с расформированием существующего экипажа АПКСН К-129 (буду благодарен за уточняющую информацию);

1995 год 28 марта
Исключён из состава ВМФ. Сдан в ОРВИ и в губе Сайда (г.Гаджиево) поставлен на прикол (в отстой);

1997 год (приблизительно)
Поставлен на отстой в губе Оленья;

1998 год (приблизительно)
Расформирован экипаж;

1998 год
Первой из РПК проекта 667БДР утилизирован на ГП СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинск с формированием трехотсечного реакторного блока. За время службы крейсер совершил 16 боевых служб, 20 боевых дежурств и выполнил 19 ракетных стрельб;

2000 год
Плавующий трехотсечный блок доставлен для временного хранения в ПВХ в губу Сайда;

2002 год январь
3-х отсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем, в целях освобождения причального фронта, многоотсечный блок был переведен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" для разделки до одноотсечной секции. Разделан;

2011 год
Проведен конкурс на проведение работ по транспортировке из Головного филиала «Судоремонтный завод «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» (г.Снежногорск) и размещению на долговременное хранение одноотсечного блока реакторного отсека утилизированной АПЛ на стапельной плите пункта долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО «Сайда», Мурманская обл.).




командиры первого экипажа (в/ч 20277):


1. Жуков Б.П. (1974-1979)
2. Иванов Н.А. (1979-1981)
3. Берзин А.А. (23.09.1981-01.09.1983)
4. Ширяев В.С. (12.1983-08.1985)
5. Неволин А.Г. (08.1985-08.1986)
6. Поникоровский В.В. (08.1986-05.1996)
7. Макеев И.Н. (1996-1999?)
8. Юдин А.Б. (1999?-2000?)

командиры второго экипажа (в/ч 20277-А):


1. Дмитриев В.И. (1975-01.1977)
2. Важинский А.Ф. (05.01.1977-1980)
3. Плюснин Б.Ф. (1980-1984)
4. Косицин В.И. (1984-12.1987)
5. Васильев Ю.М. (1988-1990)
6. Желтяков А.И. (1991-1993)

командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-424:


1. Лесничук В.М. (1978) 2-й экипаж РПК К-441
2. Соловьев В.Е. (1984, 1985) 1-й экипаж РПК К-487
3. Савельев А.Б. (1984) 2-й экипаж РПК К-496
4. Окишев Ю.С. (1985) 1-й экипаж РПК К-449



список источников:


1. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995гг." (1 глава)
4. Среднюк П.В. ""К-424". Корабль и экипаж", Подводный флот №10, Санкт-Петербург, 2003г.
5. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
6. Фотография Ефремова П.Б. с сайта "Российский подводный флот".
7. Комаров М.П. "Подводники уходят под лёд", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
8. Воспоминаня ветеранов подводников КСФ.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024