Rambler's Top100 Б-396, "Новосибирский комсомолец". Проект 641Б.

Б-396
"Новосибирский комсомолец"
проект 641Б




фотография:


Подводная лодка Б-396

ПЛ Б-396 проекта 641Б в Средиземном море. 1981 год.




историческая справка:


1979 год 22 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки был подчинен 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1979 год 31 августа
Заложена на эллинге судостроительного завода «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в г.Горький как большая подводная лодка;

1980 год 17 мая
Спущена на воду;

1980 год
Переведена по внутренним водным системам на сдаточную базу завода в г.Севастополь (СРЗ №13 им. Серго Орджоникидзе) для прохождения сдаточных испытаний;

1980 год 30 сентября
Подписан приемный акт, вступила в строй;

1980 год 24 октября
Включена в состав Краснознаменного Северного флота. Поднят Военно-морской флаг. Временно подчинена 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ;

1981 год март
При обеспечении боевой подготовки БПК «Николаев», из-за нарушений мер безопасности последним, едва избежала навигационной аварии;

1981 год 16 мая
При проведении большой приборки в 6 отсеке произошло возгорание вскрытой банки с регенерацией, в результате чего 4 человека получили отравление продуктами горения;

1981 год
Приняла участие в съемках эпизодов в художественном фильме "Правда лейтенанта Климова" (режиссер Дашкевич О., Ленфильм, 1981 год);

1981 год 11 июня
Вышла на боевую службу (командир - кап.2р. Маначинский М.Я.) в Средиземное море с выполнением межфлотского перехода с Краснознаменного Черноморского флота (по днным источника №9, в некоторых других источниках указывается дата 11.08.1981);

1981 год 29 декабря
Успешно завершив межфлотский переход, прибыла к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань;

1982 год 29 января
Включена в состав 96-й БрПЛ 4-й Краснознаменной ордена Ушакова 1-й степени ЭскПЛ КСФ с базированием на Екатерининскую гавань (г.Полярный);

1982 год июнь
Принимала участие в учениях Северного флота;

1982 год 2 июля - 24 августа
Выполнила задачи боевой службы (командир - какп.2р. Маначинский М.Я.) в Баренцевом и Норвежском морях;

1983 год 18 ноября
Приказом командующего Краснознаменным Северным флотом объявлена "Отличным кораблем", а так же награждена призом Челябинского Обкома ВЛКСМ "Лучшей комсомольской организации по торпедной подготовке";

1984 год 1 мая
По инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ присвоено почетное наименование "Новосибирский комсомолец";

1984 год 5 сентября - 1985 год 3 марта
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Ишеков А.Н.) у западного побережья Африки с оценкой "отлично";

1986 год 3 мая - 1986 год 30 ноября
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Ишеков А.Н.) в Южной Атлантике и у западного побережья Африки с оценкой "отлично";

1986 год декабрь
По итогам года признана лучшей ПЛ на соединении;

1988 год 1 января - 5 июля
Выполнила задачи боевого патрулирования (командир - кап.2р. Ишеков А.Н.) в Баренцевом и Норвежском море, где совместно с ПЛ Б-440 проекта 641 и Б-401 проекта 877 осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО. С 3 по 17 мая выполнила задачи беовой службы на рубеже Нордкап-Медвежий;

1988 год сентябрь
Осуществила межфлотский переход вокруг Скандинавии в г. Кронштадт для постановки в ремонт;

1988 год 27 октября
На КОЛМЗ в г. Кронштадт встала в средний ремонт. Временно подчинена 10-му ДнПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ. В ходе ремонта на ПЛ установлено новое радиоэлектронное вооружение: станции МГ-519 «Арфа», МГ-512 «Винт», МГ-553 «Жгут», МГС-30;

1990 год 25 октября
После окончания ремонта принята 247-м экипажем у экипажа Б-396 для подготоки к переходу к постоянному месту базирования. Экипаж Б-396 отправлен в г.Полярный поездом;

1991 год 5 января
В сопровождении ледокола "Буран" вышла из Кронштадта на межфлотский переход;

1991 год январь
При прохождении замеров физических полей на полигоне в заливе Харалахт выявлено превышение пределов гидроакустического поля, но устранять замечания заводского ремонта было решено на СРЗ-35 в пос.Роста (г.Мурманск);

1991 год 15 января
После погрузки боезапаса в Зимней гавани г.Лиепая передана экипажу Б-290 для дальнейшего перехода;

1991 год январь - февраль
Выполнила межфлотский переход из Лиепаии в Полярное;

1991 год 13 июля
В связи с расформированием 96-й БрПЛ перечислена в состав 42-й отдельной БрПЛ КолФлРС и перебазирована в пос.Лиинахамари (губа Печенга). Позже, в 1991 году бригада выведена из состава КолФлРС и введена в состав 4-й ЭскПЛ КСФ;

1992 год 1 апреля
Приказом командующего Краснознаменным Северным флотом упразднено наименование "Новосибирский комсомолец";

1992 года 23 мая - 16 августа
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Жук И.Ф., старший - ЗКБ кап.1р. Жуков И.Б.) в Северной Атлантике;

1993 год 26 марта - 22 июня
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Сиротин В.П.) в Северной Атлантике и на рубеже Нордкап-Медвежий (в некоторых источниках указывается, что это был экипаж Б-303, которым Сиротин В.П. командовал ранее);

1995 год
В связи с расформированием 42-й БрПЛ перечислена в состав 69-й БрПЛ 40-й ДиПЛ СФ и перебазирована в Екатерининскую гавань;

1997 год
Переведена на сокращенный штат;

1998 год 22 января
Исключена из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и оставлена на приколе в Екатерининской гавани. Числилась в составе 161-й БрПЛ 40-й ДиПЛ СФ;

1998 год 1 мая
Расформирован экипаж;

2000 год июль - август
В ПД-18 на ФГУП "10 СРЗ" прошла докование для конвертации в связи с подготовкой к переводу в г.Северодвинск;

2000 год 20 - 21 октября
Доставлена из г.Полярный в г.Северодвинск на ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" буксиром "Е. Егоров" для переоборудования в лодку-музей по заказу правительства Москвы;

2001 год апрель
Была поднята на слип и затем переведена в цех на переоборудование. Превращение ПЛ в музей велось ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" на основе технического проекта и патента №23854 РФ. Руководители проекта - инженеры предприятия Григорьев Ю.К., Кашин М.А. и Смирнов В.Ю.;

2003 год 4 июля
Корпус ПЛ спустили на воду в торжественной обстановке у слипа 42 цеха;

2003 год 24 августа
На понтонной системе отправлена по маршруту Северодвинск - Москва. Прошла Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище и Канал имени Москвы;

2003 год 12 сентября
Проделав сложнейший путь по рекам, каналам и шлюзам прибыла в г.Москва для установки на постоянную стоянку;

2004 год весна
"Мосводоканал" произвел плановый сброс воды, в результате чего ее уровень в Химкинском водохранилище понизился примерно на полтора метра. Руководство музея и правительство Москвы были об этом предупреждены еще осенью 2003 года. Понтоны, на которых была укреплена подводная лодка легли на дно и в следствие этого ПЛ дала крен по левому борту на четыре-пять градусов. После подъема воды понтоны поднялись и крен пропал;

2004 год 22 октября
По акватории Химкинского водохранилища переведена двумя буксирами на левую сторону водохранилища, прямо напротив речного вокзала, в небольшой залив для постоянной стоянки в качестве музея;

2004 год - 2005 год
Техническое обустройство музея. Работы проводили рабочие ФГУП ПО "Севмашпредприятие", которые находились в г.Москва в командировке;

2006 год 26 июля
Состоялось торжественное открытие музея "Подводная лодка Б-396" (вошел в сотав ММК истории ВМФ России). На церемонии присутствовали главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин и мэр г.Москва Юрий Лужков. Открытие музея было приурочено к столетию подводного флота России и к Дню Военно-морского флота. В лодке полностью сохранены шесть отсеков, а также часть мин и торпед. Центральный отсек превращен в экспозиционный зал, в котором москвичи и гости столицы смогут ознакомиться с условиями жизни экипажа. В лодке-музее сделаны и специальные прорези арочного типа, для того чтобы субмарину могли посетить люди с нарушением опорно-двигательного аппарата в инвалидных креслах;

2013 год
Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России стал структурным подразделением Музейно-паркового комплекса "Северное Тушино";

2013 год
Музей закрыт на реконструкцию;

2014 год 27 июля
Торжественно открыта для экскурсионного посещенеия как музей;

2018 год июль
Музей продолжает работать в обычном режиме. По информации от научного сотрудника Музея истории Военно-морского флота в парке "Северное Тушино" Сергея Антонова в ближайшее время планируется реконструкция музея. Чтобы восстановить внешний вид подводной лодки, сотрудники музея планируют пригласить специалистов из Северодвинска и Санкт-Петербурга. Работы также проведут внутри корпуса — обновят электрические сети и внутренние инженерные коммуникации;

2019 год
Музей продолжает работать в обычном режиме.



командиры (в/ч 09701):


1. Маначинский М.Я. (1979-1983)
2. Ишеков А.Н. (1983-1988)
3. Денисов И.А. (1988-1991-1992?)
4. Жук И.Ф. (1991?-1992)
5. Сиротин В.П. (1992-1994)
6. Гарматенко А.И. (1994-1996)
7. Маркич А.В. (1996-01.05.1998)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-396:


1. Васильев К.Л. (1981) командир сменного экипажа (247?-й резервный экипаж)
2. Суворов Г.А. (1984) командир сменного экипажа (247?-й резервный экипаж)
3. Кокорин А.Н. (1990-1991) командир 247-го резервного экипажа
4. Виноградов И.А. (1991) командир экипажа Б-290



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ-музей Б-396 проекта 641Б на месте постоянной стоянки.
2. Сайт музея "подводная лодка Б-396".



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
3. Гавриленко А. "Б-396 продолжает службу", Красная Звезда, 28.07.2006г.
4. Информация с сайта "Вечерний Новосибирск".
5. Информация с сайта "Молодой Новосибирск".
6. Виноградов И.А. "О службе на подводных лодках проекта 641Б", Спецвыпуск ВТА "Тайфун", №2, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Воспоминания членов экипажа.
8. Информация с сайтов новостных агентств
9. "Боевой путь подводной лодки Б-396". Подводник России №6, 2005г.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с авторами по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2019 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2007-2019 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»