Б-396
"Новосибирский комсомолец"
проект 641Б
фотография:

ПЛ Б-396 проекта 641Б в Средиземном море. 1981 год.
историческая справка:
1979 год 22 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки был подчинен 104-й ОБрСПЛ ВМФ;
1979 год 31 августа
Заложена на эллинге судостроительного завода «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в г.Горький как большая подводная лодка;
1980 год 17 мая
Спущена на воду;
1980 год
Переведена по внутренним водным системам на сдаточную базу завода в г.Севастополь (СРЗ №13 им. Серго Орджоникидзе) для прохождения сдаточных испытаний;
1980 год 30 сентября
Подписан приемный акт, вступила в строй;
1980 год 24 октября
Включена в состав Краснознаменного Северного флота. Поднят Военно-морской флаг. Временно подчинена 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ;
1981 год март
При обеспечении боевой подготовки БПК «Николаев», из-за нарушений мер безопасности последним, едва избежала навигационной аварии;
1981 год 16 мая
При проведении большой приборки в 6 отсеке произошло возгорание вскрытой банки с регенерацией, в результате чего 4 человека получили отравление продуктами горения;
1981 год
Приняла участие в съемках эпизодов в художественном фильме "Правда лейтенанта Климова" (режиссер Дашкевич О., Ленфильм, 1981 год);
1981 год 11 июня
Вышла на боевую службу (командир - кап.2р. Маначинский М.Я.) в Средиземное море с выполнением межфлотского перехода с Краснознаменного Черноморского флота (по днным источника №9, в некоторых других источниках указывается дата 11.08.1981);
1981 год 29 декабря
Успешно завершив межфлотский переход, прибыла к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань;
1982 год 29 января
Включена в состав 96-й БрПЛ 4-й Краснознаменной ордена Ушакова 1-й степени ЭскПЛ КСФ с базированием на Екатерининскую гавань (г.Полярный);
1982 год июнь
Принимала участие в учениях Северного флота;
1982 год 2 июля - 24 августа
Выполнила задачи боевой службы (командир - какп.2р. Маначинский М.Я.) в Баренцевом и Норвежском морях;
1983 год 18 ноября
Приказом командующего Краснознаменным Северным флотом объявлена "Отличным кораблем", а так же награждена призом Челябинского Обкома ВЛКСМ "Лучшей комсомольской организации по торпедной подготовке";
1984 год 1 мая
По инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ присвоено почетное наименование "Новосибирский комсомолец";
1984 год 5 сентября - 1985 год 3 марта
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Ишеков А.Н.) у западного побережья Африки с оценкой "отлично";
1986 год 3 мая - 1986 год 30 ноября
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Ишеков А.Н.) в Южной Атлантике и у западного побережья Африки с оценкой "отлично";
1986 год декабрь
По итогам года признана лучшей ПЛ на соединении;
1988 год 1 января - 5 июля
Выполнила задачи боевого патрулирования (командир - кап.2р. Ишеков А.Н.) в Баренцевом и Норвежском море, где совместно с ПЛ Б-440 проекта 641 и Б-401 проекта 877 осуществляла
групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО. С 3 по 17 мая выполнила задачи беовой службы на рубеже Нордкап-Медвежий;
1988 год сентябрь
Осуществила межфлотский переход вокруг Скандинавии в г. Кронштадт для постановки в ремонт;
1988 год 27 октября
На КОЛМЗ в г. Кронштадт встала в средний ремонт. Временно подчинена 10-му ДнПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ. В ходе ремонта на ПЛ установлено новое радиоэлектронное вооружение: станции МГ-519 «Арфа», МГ-512 «Винт», МГ-553 «Жгут», МГС-30;
1990 год 25 октября
После окончания ремонта принята 247-м экипажем у экипажа Б-396 для подготоки к переходу к постоянному месту базирования. Экипаж Б-396 отправлен в г.Полярный поездом;
1991 год 5 января
В сопровождении ледокола "Буран" вышла из Кронштадта на межфлотский переход;
1991 год январь
При прохождении замеров физических полей на полигоне в заливе Харалахт выявлено превышение пределов гидроакустического поля, но устранять замечания заводского ремонта было решено на СРЗ-35 в пос.Роста (г.Мурманск);
1991 год 15 января
После погрузки боезапаса в Зимней гавани г.Лиепая передана экипажу Б-290 для дальнейшего перехода;
1991 год январь - февраль
Выполнила межфлотский переход из Лиепаии в Полярное;
1991 год 13 июля
В связи с расформированием 96-й БрПЛ перечислена в состав 42-й отдельной БрПЛ КолФлРС и перебазирована в пос.Лиинахамари (губа Печенга). Позже, в 1991 году бригада выведена из состава КолФлРС и введена в состав 4-й ЭскПЛ КСФ;
1992 год 1 апреля
Приказом командующего Краснознаменным Северным флотом упразднено наименование "Новосибирский комсомолец";
1992 года 23 мая - 16 августа
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Жук И.Ф., старший - ЗКБ кап.1р. Жуков И.Б.) в Северной Атлантике;
1993 год 26 марта - 22 июня
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Сиротин В.П.) в Северной Атлантике и на рубеже Нордкап-Медвежий (в некоторых источниках указывается, что это был экипаж Б-303, которым Сиротин В.П. командовал ранее);
1995 год
В связи с расформированием 42-й БрПЛ перечислена в состав 69-й БрПЛ 40-й ДиПЛ СФ и перебазирована в Екатерининскую гавань;
1997 год
Переведена на сокращенный штат;
1998 год 22 января
Исключена из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и оставлена на приколе в Екатерининской гавани. Числилась в составе 161-й БрПЛ 40-й ДиПЛ СФ;
1998 год 1 мая
Расформирован экипаж;
2000 год июль - август
В ПД-18 на ФГУП "10 СРЗ" прошла докование для конвертации в связи с подготовкой к переводу в г.Северодвинск;
2000 год 20 - 21 октября
Доставлена из г.Полярный в г.Северодвинск на ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" буксиром "Е. Егоров" для переоборудования в лодку-музей по заказу правительства Москвы;
2001 год апрель
Была поднята на слип и затем переведена в цех на переоборудование. Превращение ПЛ в музей велось ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" на основе технического проекта и патента №23854 РФ. Руководители проекта - инженеры предприятия Григорьев Ю.К.,
Кашин М.А. и Смирнов В.Ю.;
2003 год 4 июля
Корпус ПЛ спустили на воду в торжественной обстановке у слипа 42 цеха;
2003 год 24 августа
На понтонной системе отправлена по маршруту Северодвинск - Москва. Прошла Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище и Канал имени Москвы;
2003 год 12 сентября
Проделав сложнейший путь по рекам, каналам и шлюзам прибыла в г.Москва для установки на постоянную стоянку;
2004 год весна
"Мосводоканал" произвел плановый сброс воды, в результате чего ее уровень в Химкинском водохранилище понизился примерно на полтора метра. Руководство музея и правительство Москвы были об этом предупреждены еще осенью 2003 года. Понтоны,
на которых была укреплена подводная лодка легли на дно и в следствие этого ПЛ дала крен по левому борту на четыре-пять градусов. После подъема воды понтоны поднялись и крен пропал;
2004 год 22 октября
По акватории Химкинского водохранилища переведена двумя буксирами на левую сторону водохранилища, прямо напротив речного вокзала, в небольшой залив для постоянной стоянки в качестве музея;
2004 год - 2005 год
Техническое обустройство музея. Работы проводили рабочие ФГУП ПО "Севмашпредприятие", которые находились в г.Москва в командировке;
2006 год 26 июля
Состоялось торжественное открытие музея "Подводная лодка Б-396" (вошел в сотав ММК истории ВМФ России). На церемонии присутствовали главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин и мэр г.Москва Юрий Лужков. Открытие музея
было приурочено к столетию подводного флота России и к Дню Военно-морского флота. В лодке полностью сохранены шесть отсеков, а также часть мин и торпед. Центральный отсек превращен в экспозиционный зал, в котором москвичи и гости столицы
смогут ознакомиться с условиями жизни экипажа. В лодке-музее сделаны и специальные прорези арочного типа, для того чтобы субмарину могли посетить люди с нарушением опорно-двигательного аппарата в инвалидных креслах;
2013 год
Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России стал структурным подразделением Музейно-паркового комплекса "Северное Тушино";
2013 год
Музей закрыт на реконструкцию;
2014 год 27 июля
Торжественно открыта для экскурсионного посещенеия как музей;
2016 год 1 апреля
Был открыт новый экскурсионный маршрут на верхнюю палубу ПЛ. Теперь посетители могут побывать в ограждении рубки и ознакомиться с конструктивными особенностями находящихся там механизмов;
2018 год июль
Музей продолжает работать в обычном режиме. По информации от научного сотрудника Музея истории Военно-морского флота в парке "Северное Тушино" Сергея Антонова в ближайшее время планируется реконструкция музея. Чтобы восстановить внешний вид подводной
лодки, сотрудники музея планируют пригласить специалистов из Северодвинска и Санкт-Петербурга. Работы также проведут внутри корпуса — обновят электрические сети и внутренние инженерные коммуникации;
2019 год - 2025 год
Музей продолжает работать в обычном режиме.
командиры (в/ч 09701):
1. Маначинский М.Я. (1979-1983)
2. Ишеков А.Н. (1983-1988)
3. Денисов И.А. (1988-1991-1992?)
4. Жук И.Ф. (1991?-1992)
5. Сиротин В.П. (1992-1994)
6. Гарматенко А.И. (1994-1996)
7. Маркич А.В. (1996-01.05.1998)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-396:
1. Васильев К.Л. (1981) командир сменного экипажа (247?-й резервный экипаж)
2. Суворов Г.А. (1984) командир сменного экипажа (247?-й резервный экипаж)
3. Кокорин А.Н. (1990-1991) командир 247-го резервного экипажа
4. Виноградов И.А. (1991) командир экипажа Б-290
должностные лица ММК истории ВМФ России, отвечающие за ПЛ Б-396 (2004-2013):
? нет данных
должностные лица МПК "Северное Тушино", отвечающие за ПЛ Б-396 (2013-2025-202?):
? данные в обработке
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ-музей Б-396 проекта 641Б на месте постоянной стоянки.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
3. Гавриленко А. "Б-396 продолжает службу", Красная Звезда, 28.07.2006г.
4. Информация с сайта "Вечерний Новосибирск".
5. Информация с сайта "Молодой Новосибирск".
6. Виноградов И.А. "О службе на подводных лодках проекта 641Б", Спецвыпуск ВТА "Тайфун", №2, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Воспоминания членов экипажа.
8. Информация с сайтов новостных агентств
9. "Боевой путь подводной лодки Б-396". Подводник России №6, 2005г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2007-2025 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.