Rambler's Top100 Подводная лодка С-70. Проект 613, 613В

С-70
проект 613, 613В



фотография:

Подводная лодка С-70

ПЛ С-70 проекта 613В выходит из Балаклавской бухты. 1975 год.





историческая справка:


1951 год 13 ноября
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж подчинен 119-й БрСПЛ 55-й ДиСРК ЧФ;

1952 год 12 июля
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А.Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;

1952 год 26 декабря
Спущена на воду;

1953 год весна
Переведена на достроечную базу в г.Севастополь. Вошла в состав 180-й БрУСПЛ ЧФ;

1953 год 12 июля
Вступила в строй. Вошла в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с базированием на г.Севастополь, позже перечислена в состав 155-й Констанцской ордена Ушакова I степени БрПЛ ЧФ (с 01.06.1956 - ПС ЧФ) с базированием на Балаклаву;

1953 год лето
ПЛ посетила правительственная делегация в составе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва, министра обороны СССР Маршала Советского Союза Н.А.Булганина и сопровождающих их лиц;

1954 год 4 ноября - 4 декабря
Отрабатывала плавание на полную проектную автономность в 30 суток. В походе участвовал 55 членов экипажа (командир - кап.2р. Рыбалко Л.Ф.) и двое прикомандированных из 1-го Института ВМФ (кандидаты медицинских наук, майор Саперов и майор Чвырев). При движении под РДП выявилось, что в воздушную шахту подачи воздуха к дизелям подсасывались выхлопные газы, особенно при попутном ветре. Причиной этого явилось то, что воздушная шахта и шахта газоотвода были недостаточно разнесены по высоте и длине лодки, практически находились рядом. Приходилось менять курс и подставлять приёмный воздухозаборный клапан наветренной стороне. При плавании в штормовую погоду под РДП в лодке наблюдались резкие скачки барометрического давления в сторону его понижения. Загазованность поступающего в прочный корпус воздуха менялась в диапазоне от неблагоприятного для здоровья до неудовлетворительного для дыхания. Врачи брали анализы воздуха в отсеках, оценивали его качество на наличие окислов азота, окиси углерода и других вредных примесей. Одновременно внимательно наблюдали за состоянием подводников. Примерно через неделю было выявлено, что состав крови у них стал меняться в худшую сторону, изменилось количество гемоглобина - верный признак лёгких отравлений угарным газом. В крови появились недопустимые микроэлементы. Сказывались недостаточная вентиляция, ядовитая атмосфера в отсеках, нехватка витаминов, солнца и движения. Многие жаловались на головную боль, зуд в теле, быструю утомляемость. У старшины 2 статьи Нуждина опухли ноги. Он лежал в первом отсеке, но при этом нес вахту. В Севастополе лодку торжественно встречали 4 декабря. За успешное решение задач похода, выполнение программы проверки технических возможностей лодки нового проекта, за мужество и стойкость весь экипаж пл С-70 наградили правительственными наградами. Командиру вручили орден Красного Знамени, офицерам и коку - орден Красной Звезды, сверхсрочникам - медаль Ушакова, старшинам и матросам срочной службы - медаль Нахимова;

1957 год март
ПЛ С-65 и С-70 стояли на якорях на внешнем рейде Севастополя, С-70 проводила зарядку АБ. В электротехническом отсеке мичман объяснял матросам устройство шинно-пневматической муфты. В педагогическом запале он произвел ее практическое включение, забыв про работающие главные двигатели, и тем самым дал ход кораблю. ПЛ описала циркуляцию вокруг лежавшего на дне якоря и врезалась в борт стоящей рядом С-65. Обе ПЛ оказались в доке, где срочно восстанавливали пробитые цистерны в течение пятнадцати суток;

1961 год февраль - 1963 год
На "Севморзаводе" им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошла средний ремонт и модернизацию по проекту 613В;

1963 год 3 октября
Отнесена к проекту 613В;

1964 год
Выполняла задачи боевой службы у пролива Босфор;

1964 год 10 ноября - 29 декабря
Выполнила задачи боевой службы в Средиземном море. 18.12 вышла из Средиземного моря. 29.12 прибыла в ВМБ Лиепая. Там провела навигационный ремонт и докование;

1964 год 29 декабря - 1965 год 15 января
Навигационный ремонт в г.Лиепая (Латвийская ССР);

1965 год 15 января - 10 июня
Выполнила задачи боевой службы в Средиземном море в составе смешанной эскадры;

1966 год август
Учение по буксировке подводной лодкой С-70 "аварийной" С-66 и передаче ей на ходу в 4,5 узла 13 тонн топлива, а также 8 "раненых и поражённых";

1965 год - 1967 год
Несла боевые службы в Средиземном море;

1967 год 30 марта
В составе бригады вошла в состав 14-й ДиПЛ КЧФ;

1968 год
В состязаниях на Приз ГК ВМФ по атаке отряда боевых кораблей торпедным оружием приняли участие четыре подводные лодки 14-й ДиПЛ - С-74 (командир - Чукарин Е.В.), С-234 (командир - Зеленов И.П.), С-66 (командир - Коротченков А.П.) и С-70 (командир - Громов В.П.) под руководством командира 155-й БрПЛ кап.1р. Маркелова Н.А. Результат - 2-е место в ВМФ. Подводная лодка получила оценку "Хорошо";

1969 год
В состязаниях на Приз ГК ВМФ по атаке отряда боевых кораблей торпедным оружием приняли участие четыре подводные лодки 14-й ДиПЛ - С-74 (командир - Чукарин Е.В.), С-100 (командир - Барановский В.Я.), С-66 (командир - Коротченков А.П.) и С-70 (командир - Громов В.П.). Результат - 2-е место в ВМФ. Подводная лодка получила оценку "Хорошо";

1970 год апрель
Участвовала в маневрах флота "Океан;

1971 год июнь
Участвовала в КШУ "Юг";

1971 год декабрь - 1972 год январь
Боевая служба на Черном море;

1973 год
Завоевала первое место на флоте по атаке ОБК;

1974 год
Выполнила задачи двух боевых служб, вторая пришлась на Новый год (всего выполнила 9 БС на Черном море);

1976 год
Успешно выполнила инспекторские торпедные стрельбы;

1977 год - 1978 год
Находилась в ремонте на СРЗ-13, была подчинена 381-му ОДнРПЛ КЧФ;

1978 год ноябрь
Директива о переводе экипажа на штат консервации;

1978 год
ПЛ стояла в СРЗ № 13. Швартовые концы на лодке были старые не единожды сращенные. Когда пришло время сдачи дизелей в работе, командир ПЛ требовал поставить подводную лодку на упор, однако командование дивизиона считало, что это проблема экипажа. Когда решили делать зарядку своими машинами для проверки их в работе, произошло то, что и должно было произойти - шла зарядка АБ, командира БЧ-5 вызвал в штаб командир дивизиона, руководить зарядкой остался командир моторной группы старший инженер-лейтенант В.Зальц. Правый дизель начал работать на винт, и лодка, получив ход, протаранила стоящий перед ней тральщик БТ-259 (стоял в пяти метрах по носу подводной лодки, при сильном западном ветре корабли водило, расстояние между ними уменьшалось до одного метра), в борту которого образовалась пробоина размером 400 на 1200 мм. Завод признал свою ошибку и всё устранил за свой счёт;

1978 год декабрь
Начала программу ходовых испытаний после проведенного ремонта;

1979 год марта
Глубоководные испытания после окончания ремонта;

1979 год
После окончания ремонта и сдаточных испытаний законсервирована. Поставлена в Балаклаве и подчинена 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КСФ. В дальнейше после 1980 года была расконсервирована;

1984 год
Прошла ремонт на СРЗ "Арсенал" в г.Варна (Болгария);

1984 год 1 апреля
После ремонта в Болгарии, выведена из боевого состава, законсервирована и в Практической гавани Одесского порта поставлена на отстой. Перечислена в состав 131-й ОДнПЛ КЧФ;

1986 год 1 апреля
Расконсервирована и вновь введена в строй;

1988 год 15 ноября
При выходе из Балаклавской бухты, при отходе от пирса вышла из строя станция управления правым электродвигателем. Но командир ПЛ продолжил манёвр, и при проходе мыса Балаклавский на расстоянии 15-20 м от берега лодка коснулась грунта. Ход застопорили. Отошли назад, а затем вышли в море. О происшествии доложили после возвращения с моря. Водолазный осмотр показал, что обтекатель акустической стации имеет мелкие вмятины глубиной несколько миллиметров в виде полос до полутора метров длины;

1989 год 25 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1989 год июнь
Переправлена в Румынию для разделки на металл. По другим данным в 1989-1990 гг. (или даже в 1992 году) на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл;

1989 год 1 ноября
Расформирован экипаж.



командиры (в/ч 10515):

1. Рыбалко Л.Ф. (03.1952-11.1955)
2. Пешков Б.Е. (1958?-1959-1961-1964?)
3. Бежанов В.И. (13.07.1964-16.05.1967)
4. Громов В.И. (1967-1969-1973?)
5. Куликов А.А. (1973-1977)
6. Бабенко А.Я. (11.1977-08.1980)
7. Балашов А.Н. (08.1980-1985)
8. Максимов А.А. (1985-1989)



источники:

1. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
4. Воспоминания и фотография Сокуренко А. (служба на С-70 1987-1989гг.)
5. Костриченко В.В. "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг."
6. Бабенко А.Я. "Воспоминания. Исповедь".


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»