Rambler's Top100 Подводная лодка С-363. Проект 613

С-363
проект 613



фотографии:

Подводная лодка С-363

ПЛ "С-363" проекта 613 в шведских территориальных водах. 1981 год, ноябрь.



историческая справка:


1956 год 12 января
Заложена на Балтийском Заводе (ССЗ №189) им. С.Орджоникидзе в г.Ленинград как средняя ПЛ;

1956 год 18 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки подчинен 39-му ДнCПЛ 93-й БpУCПЛ 68-й ДиУK(ПЛ) КВМК;

1956 год 16 ноября
Спущена на воду;

1957 год 15 февраля
Переформирована в состав 39-й БрСРПЛ 68-й ДиУСПЛ КВМК;

1957 год весна
Переведена по ББК в г.Молотовск для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 339-й БрСРПЛ БелВФл;

1957 год 17 сентября
Вступила в строй;

1957 год 26 сентября
Зачислена в состав СФ. Вошла в состав 22-й ОБрПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда;

1958 год
Завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке. Объявлена "Отличным кораблем";

1959 год
Переформирована в состав 22-й БрПЛ 8-й ДиПЛ (с 07.1961 - 12-я ЭскПЛ) СФ с прежним местом базирования;

1964 год
Перечислена в состав 14-й БрПЛ (с 1966 - 17-я ДиПЛ) Йоканьской ВМБ с базированием на Гремиху;

1966 год лето
Переведена по ББК из Белого моря в Балтийское море;

1966 год 20 августа
Перечислена в состав ДКБФ;

1967 год 14 июня - 1968 год 21 сентября
На КМОЛЗ в г.Кронштадт прошла средний ремонт, после которого была выведена из боевого состава, законсервирована и в г.Усть-Двинске (Латвийская ССР) поставлена на отстой. Перечислена в состав 156-й БрПЛ 37-й ДиПЛ ДКБФ;

1976 год
Расконсервирована, перечислена в состав 157-й БрПЛ 14-й ЭскПЛ ДКБФ и перебазирована на г.Палдиски (Эстонская ССР);

1979 год 29 ноября - 1981 год 24 февраля
На СРЗ-29 "Тосмаре" в г.Лиепая (Латвийская ССР) прошла средний ремонт;

1981 год 16 сентября - 7 октября
Выполнила задачи 1-го этапа боевой службы в Балтийском море (командир - кап.3р. Гущин А.М., старший - НШ 157-й БрПЛ кап.1р. Аврукевич И.Ф.);

1981 год 7 - 17 октября
Отдых личного состава в Свиноуйсьце (Польская Народная Республика);

1981 год 17 - 27 октября
В 18.22 17.10 вышла в море из Свиноуйсьце для выполнения задач 2-го этапа боевой службы в Балтийском море (командир - кап.3р. Гущин А.М., старший - НШ 157-й БрПЛ кап.1р. Аврукевич И.Ф.) в районах восточнее о.Борнхольм. Дальнейшее изложение по статье Розин А. "Действия Балтийского флота по оказанию помощи севшей на мель в шведских водах ПЛ «С-363» (№-137) осенью 1981г.": 18 октября в 18.10 в точке Ш=55°09'сев. Д=16°07'вост. в подводном положении ПЛ столкнулась с тралящим устройством рыболовного судна. Внешних повреждений при осмотре рубки после всплытия выявлено не было, но оказалась поврежденной антенна радиопеленгатора "РПН-47-03". О факте его повреждения на лодке узнали лишь после аварии. В тот же день обнаружена неустойчивая работа эхолота. Положение усугублялось ненадежной работой приемоиндикатора радионавигационной системы (РНС) «Декка». Так на лодке сложилась обстановка, не позволявшая обеспечить безопасное кораблевождение при полном соблюдении режима скрытности плавания. В этих условиях командование ПЛ решило не доносить на КП флота об ударе о плавающее препятствие, а также о выходе из строя навигационных приборов, однако не приняло и дополнительных мер навигационного характера. Наоборот, из-за беспечности и нарушения элементарных требований кораблевождения происходило нарастание величины ошибки в знании места плавания. За период плавания командир лодки контролем места корабля не занимался и часто отдыхал вместе со штурманом, причем, в период отдыха штурмана, счисление пути прерывалось до 12 часов, а его точность не анализировалась. При последующей проверке уровня штурманских знаний у командира лодки, он оказался близким к нулю. Штурман С-363 - Анатолий Коростов - также имел самые примитивные знания по профессии: с трудом он умел производить простое счисление и пользоваться радиопеленгатором. Место лодки в период плавания он определял лишь по шведской радионавигационной системе "Декка" и понятия не имел, что здесь, для устранения неоднозначности требуется знать свое место с точностью до 3-5 миль. Показания эхолота "НЭЛ-3" были также неточными из-за обнаруженной в походе недостоверности и ненадежности работы прибора. Из-за ошибок счисления, неиспользования РЛС и астрономический методов - невязка места превысила 6 миль, что привело к неправильному отсчету и постоянному дальнейшему увеличению невязки. Секстаном штурман пользоваться не умел. Определить место астрономическим способом ему не удалось. Анализ невязок штурман не проводил и безрасчетно их уменьшал и подгонял. В 14.49 20 октября выше указанные причины привели к ошибке на одну зону многозначности по красным гиперболам (ошибка в 13,5 миль). Через сутки, в 14.55 ошибки увеличились на две зоны по красным гиперболам и на одну зону по зеленым гиперболам с суммарной ошибкой в 29,5 миль. 26 октября на лодке провели очередную обсервацию, получив ошибку в 28,5 миль и по решению начальника штаба БрПЛ счислимое место перенесли на карту без всякого анализа. В данном случае принцип "считать себя ближе к опасности", то есть к банке Слупской, увеличил ошибку до 40 миль. Ночью начальник штаба принял решение подойти к острову Борнхольм для уточнения места лодки. Радиолокатор не включали, а огней на острове не видели из-за большой ошибки. После этой "неудачи" на лодке перестали доверять приору "Пирс-1м". В 17 часов 26 минут 27 октября по решению начштаба лодка легла на грунт для определения глубины, чем грубо нарушен минно-навигационный режим плавания. Считая, что измеренная глубина в 51 метр подтверждает одно из последних "обсервованных мест", его и приняли для счисления, хотя простой взгляд на карту показал бы, что лодка уже находится "под дном моря у побережья Польши"! В результате невязка составила уже 53,8 мили. В 20.09 27 октября лодка всплыла и пошла в надводном положении и с нее был обнаружен огонь маяка Утклип-пан, но командир лодки и начштаба посчитали его за огонь рыбацкой вехи, а огни рыбацкого поселка - за скопление рыболовных судов. Видимость в это время составляла около 1-3 кабельтовых из-за тумана и мороси, на море - небольшая зыбь, безветрие. Силуэты низких островов принимались за темные пятна и никто не пытался разобраться в обстановке. На доклад радиометриста о работе прямо по курсу шведской береговой радиолокационной станции последовал грубый окрик командира лодки об умственных способностях радиометриста и последний тут же "исправил" доклад на работу "корабельной РЛС". По иронии судьбы, лодка С-363 фактически вслепую следовала по секретному шведскому фарватеру в шхерах (ширина фарватера -12 метров). Гремя дизелями, никем не обнаруженная лодка (на мостике которой находились командир, замполит, вахтенный сигнальщик) на скорости 7,5 узлов выскочила в 21.57 на камни прибрежной отмели у острова Турумшер в точке Ш=56°04'сев. Д=15°44'вост. С дифферентом на корму и креном до 15° на левый борт С-363 крепко села на отмель и попытки до шести утра самостоятельно сняться с камней успеха не дали. Водотечности корпуса не было, был полностью разбит обтекатель гидролокатора. По шведской версии, место происшествия находилось в 2 километрах от центра секретной военной базы и глубоко внутри секретной зоны, а время происшествия совпало с испытаниями новой модели торпед на этой базе. ПЛ за это происшествие а флоте получила прозвище "Шведский комсомолец";

1981 год 28 октября - 4 ноября
Переговоры между Москвой и Стокгольмом об урегулировании инцидента;

1981 год 6 ноября
Была снята с мели шведскими спасателями. В 8.15 шведский буксир "Ахилл" начал буксировку С-363 из Госе-фьорда в открытое море. В 8.40 она пересекла границу территориальных вод Швеции. ПЛ своим ходом подошла к ожидающим ее советским кораблям. После этого в сопровождении буксира и спасателя ПЛ взяла курс в базу. Отряд боевых кораблей возвратился в Балтийск (возвращение с БС планировалось 5 ноября). По сообщению западногерманского информационного агентства ДПА из Стокгольма от 24 декабря 1981 г., шведское правительство потребовало от СССР уплаты в общей сложности 5,2 млн. шведских крон (2,1 млн. западногерманских марок) за проведение спасательных работ и оказание помощи подводной лодке;

1981 год 8 ноября
Перешла в Лиепаю (Латвийская ССР). Началось расследование происшествия. Виновники происшествия понесли наказание, кап.1рю Аврукевич И.Ф. был уволен из рядов Вооруженных Сил, а командир ПЛ кап.2р. Гущин А.М. был снят с должности и направлен в береговую часть;

1982 год (предположительно)
Выведена из боевого состава, законсервирована, в гавани г.Палдиски (Эстонская ССР) поставлена на отстой;

1988 год (преблизительно)
Была расконсервирована и вновь введена в строй;

1988 год 17 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1988 год 1 октября
Расформирован экимаж;

1988 год - 1990 год
Была переведена в Таллин (Эстонская ССР), затем на судоразделочную базу в Ригу (Латвийская ССР), затем обратно в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1990 год
19.04.1990 были исключены из состава ВМФ 11 подводных лодок проекта 613, которые находились в г.Усть-Двинск (Латвийская ССР) и г.Палдиски (Эстонская ССР). Предположительно, из их числа и, неутилизированной к этому моменту, ПЛ С-363, 8 шт. были отправлены на утилизацию в Великобританию (Blyth, Northumberland), 1 - оставлена в Усть-Двинске (С-283), а 3 - проданы в европейские страны (одна из них, предположительно С-191, затонула у Борнхольма, а две стали ПЛ-музеями: U-194 в Швеции и U-359 в Дании). Дальнейшая судьба этой ПЛ достоверно не известна. Буду благодарен за любые уточнения.



дополнительная информация:

1. Статья Казачкова Р. "Шведские каникулы".


командиры (в/ч 56084):

1. Ананиашвили Б.А. (22.05.1956-17.02.1960)
2. Клюков В?М? (1960?-1961-1962-1970?)
3. Татаринов Н.(1976-1976) снят с должности через 4 месяца
4. Леонов А.С. (1976-1979)
5. Гарин В.И. (1979-1980)
6. Гущин А.М. (12.1980-11.1981)
7. Старовойтов Л.А. (1987?-1988?)
8. Скомаха В.Н. (1988?-1988?)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Казачков Р. "Шведские каникулы";
4. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, г.Калининград, 2006г.
5. Воспоминания ветеранов-подводников КСФ и ДКБФ.
6. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»