Rambler's Top100 Подводная лодка С-342. Проект 613

С-342
проект 613



фотография:

Подводная лодка С-342

ПЛ С-342 проекта 613 (дальняя от пирса). 1976 год.
Фотография из архива Ступакова С.




историческая справка:


1955 год 29 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1955 год 18 ноября
Заложена на эллинге ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как средняя подводная лодка. Экипаж после обучения и стажировки включен в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1956 год 13 марта
Спущена на воду;

1956 год весна
Переведена по внутренним водным системам в г.Ленинград и далее в г.Таллин (бухта Копли-Лахт) на сдаточную базу завода "Красное Сормово" для прохождения сдаточных испытаний;

1956 год 18 сентября
Вступила в строй. Перешла из бухты Копли-Лахт в г.Ленинград;

1956 год 28 сентября
Предназначена в состав СФ, но временно включена в состав КБФ (оставлена в Кронштадте из-за возвращения части лодок из состава ЭОН-56 в г. Полярный). Включена в состав 20-й ОБрПЛ КБФ;

1957 год март
В середине месяца прошел сбор поход подводных лодок 20-й ОБрПЛ КБФ;

1957 год март
В конце месяца в Таллине прошла доковый осмотр и установку ВУ ВАН-М (которую не успели, в свое время, установить при строительстве);

1957 год 5 июля
Заведена в транспортный док в г.Ленинград;

1957 год июль - август
Переведена в доке по Беломорско-Балтийскому каналу из г.Ленинград в г.Беломорск и далее своим ходом в г.Полярный;

1957 год 19 сентября
Включена в состав СФ. Вошла в состав 25-й УБрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием в Екатерининской гавани (г.Полярный);

1958 год август
Обеспечивала в море работу авиации;

1958 год 28 октября
Выход в море вместо 18.00 был задержан на час. При выходе ПЛ из Екатерининской гавани произошло столкновение с танкером "Алазань", в результате чего ПЛ получила пробоину. В 5-м отсеке ПЛ при затоплении погибло 5 членов экипажа и 2 курсанта. ПЛ буксирами выбросили кормой на отмель, после чего на понтонах отвели в док. По результатам расследования командир ПЛ кап.3р. Жабарин К.П. был снят с должности, осужден судом военного трибунала на 2 года, но вскоре был реабилитирован и осенью 1959 года - освобожден. Погибшие члены экипажа похоронены на кладбище в губе Кислой (г.Полярный);

1958 год - 1959 год
Прошла сначала аварийный осмотр на СРЗ-10 в Полярном, а затем аварийный ремонт на СРЗ-35 в Росте;

1959 год январь
Из-за короткого замыкания произошел незначительный пожар в 4-м отсеке;

1959 год
Переформирована в состав 25-й БрПЛ 8-й ДиПЛ (с 07.1961 - 12-я ЭскПЛ) СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево) и Екатерининскую гавань (г.Полярный);

1960 год декабрь - 1961 год январь
Выполнила задачи БС (командир - кап.3р. Малярчук В.С.) в южной части Норвежского моря;

1962 год
Перечислена в состав 14-й ОБрПЛ (с 1963 - БрПЛ) Йоканьской ВМБ с базированием на Гремиху;

1965 год 19 октября - 1966 год 31 декабря
На КМОЛЗ в г.Кронштадт прошла ремонт. Входила в состав 10-го ОДнРПЛ 4-й ДиУК ЛенВМБ;

1966 год 31 декабря
Перечислена в состав ДКБФ. Включена в состав 156-й БрПЛ 37-й ДиПЛ ДКБФ с базированием в порту г.Усть-Двинск (Латвийская ССР);

1967 год 30 декабря
Выведена из боевого состава, законсервирована и в г.Усть-Двинск (Латвийская ССР) поставлена на хранение. Входила (с 1976 года ?) в состав 107-го ОДнПЛ 78-й БрОВР ДКБФ;

1986 год 1 сентября
Расформирован экипаж;

1989 год 25 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1989 год
Предположительно переведена в порт г.Таллин (Эстонская ССР) для подготовки к дальнейшей транспортировке на утилизацию;

1989 год
В этом году в Европу были отправлены 3 лихтера с ПЛ проекта 613 (13.10.1989 - предположительно 8 шт. в Норвегию, 24.11.1989 - 8 шт. в Испанию и 24.12.1989 - 8 шт. в Данию). Предположительно, на одном из них на утилизацию была отправлена и эта ПЛ. Дальнейшая судьба достоверно не известна, скорее всего утилизирована в Европе. Кроме ПЛ С-283 еще одна из ПЛ 107-го ОДнПЛ была брошена в 1993 году в Усть-Двинске в соответствии с контрактом №148/8/14СЗГВ и разделана на металл силами местных предпринимателей прямо на берегу, но скорее всего это другая ПЛ (возможно - С-274/УТС-381). Существует предположение (на мой взгляд маловероятное), что именно эта ПЛ являлась ПЛ-музеем U-359. Буду благодарен за любые уточнения.



дополнительная информация:

1. Статья Заводского И.А. "Семеро смертников"


командиры (в/ч 60051):

1. Жабарин К.П. (1955–10.1958)
2. Евдокименко А.М. (10.1958-12.1958) ВРИД, СПК
3. Малярчук В.С. (12.1958-1962-1965?)
4. Сенюшкин А.Н. (27.09.1965-10.10.1968)
5. Гермсон А.В. (1970-1972-1973?)
6. Чумаченко Н.А. (11.1973-01.1982)



источники:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Титушкин С.И. "Подводные лодки 613 проекта", АНТ-Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
3. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, г.Калининград, 2006г.
4. Воспоминания ветеранов-подводников КСФ и ДКБФ.
5. Заводский И.А. "Семеро смертников" (сайт "Русский Подплав").
6. Клубков Ю.М. "Послужной список. Сенюшкин Анатолий Николаевич" (сайт "Двенадцать книг о времени и наших судьбах")
7. H.-J. Hiller, A. Engel "Die Organisation der U-Bootsflotten der sowjetischen und russischen Seekriegsflotte von 1917 bis 2010", 2010г.
8. Евдокименко А.М. "Дифферент на корму, или как это было", Минск, 2016г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»