Rambler's Top100 Подводная лодка С-220, СМ-442. Проект 613, 613В

С-220, СМ-442
проект 613



фотография:

Подводная лодка С-220

ПЛ С-220 проекта 613. Погрузка торпедного боезапаса в кормовые ТА. Середина 70-х годов.
Фотография с сайта "Моя Родина - Магадан".




историческая справка:


1954 год 31 марта
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А. Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;

1954 год 3 июня
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки включен в состав 139-го ДнСПЛ 55-й ДиСРК ЧФ;

1954 год 21 декабря
Спущена на воду;

1955 год 28 апреля
Вступила в строй;

1955 год 11 мая
Временно включена в состав ЧФ;

1955 год июнь - июль
Переведена по внутренним водным системам из Азовского моря в г.Молотовск для подготовки к межфлотскому переходу на ТОФ;

1955 год 15 июля
Перечислена в состав СФ. Возможно сначала вошла в состав 8-й ОБрПЛ (требует подтверждения) для перехода в составе ЭОН-65 на ТОФ, но в 1955 году в переходе на Дальний Восток не участвовала и позже вошла в состав 14-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1956 год весна - лето
До июля шла подготовка к переходу (докование, замена гребных винтов на стальные, погрузка продуктов с учетом возможной зимовки). Продукты, в основном это были консервы, грузились в цистерны вспомогательного балласта (торпедозаместительную, дифферентные, кольцевого зазора). В уравнительную цистерну была принята пресная воду. Поэтому ПЛ погружаться под воду не могла;

1956 год июль - 1957 года сентябрь
15 июля вышла из г.Полярный в составе ЭОН-66 для трансарктического перехода на Дальний Восток. ЭОН сделала остановку на Диксоне и ждала там около месяца, пока вскроется лёд в проливе Вилькицкого. Через месяц ЭОН продолжила движение дальше и дошла до о.Врангеля. В пролив Лонга ПЛ 613 проекта и несколько НК не пустили, так как там началось сжатие льдов. ПЛ с помощью ледоколов перешли на рейд реки Колыма. По прибытии было решено четыре подводные лодки отправить обратно в г.Полярный, а оставшиеся 8 ПЛ (предположительно в их числе и ПЛ С-220) и НК завести в реку Колыма и оставить там зимовать (у поселка Нижние Кресты в протоке Пантелеиха в 60 км выше устья Колымы). Перед этим всех молодых матросов и старшин передали на остающиеся зимовать подводные лодки, а взамен перевели на уходящие в Полярный ПЛ матросов и старшин, подлежащих демобилизации в 1956 году. В мае 1957 года взрывами пробили канал для выхода лодок из реки Колымы. Летом 1957 года ПЛ С-220 уже в составе ЭОН-67 продолжила переход в бухту Провидения, а затем - в бухту Тарья (г.Петропавловск-Камчатский);

1957 год 25 февраля
Перечислена в состав ТОФ;

1957 год 13 мая
По приказу командующего ТОФ №0204 от 13.05.1957г. включена в состав 8-й БрПЛ 10-й ДиПЛ (с 15.07.1961 - 15-я ЭскПЛ) КчВФл ТОФ с базированием на бухту Тарья (Крашенинникова);

1957 год 1 июня
Вошла в кампанию;

1957 год 1 сентября
Зачислена (прибыла к месту базирования) в состав соединения по приказу командующего КчВФл №00410 от 05.09.1957г.;

1957 год 2 октября
Переведена в резерв I очереди;

1957 год 15 октября
Исключена из кампании;

1958 год 1 августа
Вошла в кампанию в составе боевого ядра II очереди;

1959 год 24 июля
Переведена в состав боевого ядра I очереди;

1959 год
Выполнила поход с целью обеспечения экспедиции Академии Наук СССР;

1959 год 30 октября
Выведена в резерв в связи с подготовкой к проведению ремонта;

1959 год 8 ноября
Убыла в Магадан для проведения текущего ремонта;

1960 год 13 ноября
Возвращена в бухту Крашенинникова после проведения ремонта;

1961 год 1 апреля
Вошла в кампанию в составе боевого ядра II очереди (с 01.06.1961 - I очереди);

1961 год 12 октября - 11 ноября
Выполнила задачи автономного похода;

1963 год февраль
Участвовала в групповом поиске ПЛ (в составе двух ПЛ);

1963 год март
Участвовала в групповом поиске ПЛ (в составе четырех ПЛ);

1963 год май
Участвовала в групповом поиске ПЛ (в составе двух ПЛ);

1963 год август - сентябрь
Обеспечивала НИР по теме "Земная Кора";

1963 год 11 ноября
Выведена в резерв в связи с необходимостью проведения ремонта после работ по теме НИР "Земная Кора";

1964 год - 1965 год
Находилась в ремонте;

1965 год 14 октября
Вошла в кампанию;

1966 год 29 ноября
Перечислена в состав 90-й ОБрПЛ КТОФ с базированием на бухту Постовая (г.Советская Гавань);

1968 год
Выполнила задачи боевого дежурства;

1969 год
Выполнила задачи боевого дежурства;

1970 год (предположительно)
Перечислена в состав 124-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Конюшкова в заливе Стрелок;

1970 год 28 ноября - 1971 год 31 декабря
В г.Владивосток прошла заводской ремонт;

1971 год 10 ноября
Перечислена в состав 171-й ОБрПЛ (с 01.10.1987 - 420-й ОДнПЛ КчВФл) КТОФ с базированием на бухту Нагаева (г.Магадан);

1972 год август - сентябрь
Выполнила задачи дальнего похода. Возвратилась в бухту Нагаева (г.Магадан);

1972 год ноябрь
Выполнила переход в Советскую Гавань. Встала в док для ремонта и замены АКБ, после ремонта вернулась в бухту Нагаева (г.Магадан);

1972 год - 1973 год
Зимовку провела в бухте Нагаева (г.Магадан);

1973 год июль - август
Выполнила заачи автономного плавания. Вернулась в бухту Нагаева (г.Магадан);

1973 год - 1974 год
Зимовку провела в бухте Нагаева (г.Магадан). Во время зимовки производился ремонт силами марчеканского судоремонтного завода в бухте Нагаево. Ремонт дизелей, покраска, замена части легкого корпуса. ПЛ проходила ремонт на плаву;

1975 год июнь
Закончила ремонт на марчеканском СРЗ в г.Магадан;

1975 год август
Совершила переход в Советскую Гавань для постановки в док на ремонт;

1975 год август - декабрь
В заливе Советская Гавань и бухте Бяудэ прошла доковый ремонт и замену АБ;

1975 год декабрь
Выполнила переход из бухты Нагаева в бухту Ильичева;

1976 год январь - апрель
Экипаж ПЛ отработал курс боевой подготовки и принял на борт торпеды с СБЧ;

1976 год апрель - май (приблизительно)
Выполнила задачи боевого дежурства в бухте Ильичева (п.Завойко);

1976 год май (приблизительно)
Выполнила переход из бухты Ильичева в бухту Нагаева;

1976 год июль - август
Выполнила задачи боевой службы в р-н Курильских островов. В августе при переходе из Петропавловска-Камчатского в Магадан лодка потеряла ход в Охотском море. Отбуксирован до базы в бухте Нагаево рефрижератором;

1976 год август
После возвращения с боевой службы заступила в боевое дежурство в бухте Нагаева;

1976 год декабрь
Выполнила переход из бухты Нагаева в бухту Сельдевая для постановки в док. В период проведения ремонтных работ на ПЛ установили химическую систему пожаротушения ЛОХ;

1977 год январь - февраль
Выполнила задачи боевого дежурства;

1977 год июль - август
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Ермолов В.В.) в р-не о-ва Хонсю, после чего вернулась в бухту Нагаева;

1977 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Ермолов В.В.) в р-не Командорских и Алеутских островов, после чего вернулась в бухту Ильичева для выгрузки торпед с СБЧ;

1977 год декабрь (приблизительно)
При выполнении перехода из бухты Авачинской губы в бухту Нагаева в условиях сильного шторма на ПЛ вышли из строя оба дизеля по причине прогорания клапанов, в результате чего ПЛ потеряла ход и несколько суток находилась в штормовом море в ожидании помощи;

1978 год осень
Проходила ремонт на марчеканском судоремонтном заводе в бухте Нагаева;

1978 год декабрь
В начале декабря вышла из бухты Нагаева в Петропавловск-Камчатский в сопровождении плавбазы "Магаданский комсомолец" на ремонт и зимовку;

1978 год - 1979 год
Прошла ремонт в г.Петропавловск-Камчатский;

1979 год
После ремонта прошла глубоководные испытания до 150 метров. Из-за ошибки, допущенной во время ремонта ПЛ (вырвало забортный клапан системы, демонтированной на ремонте), оказалась под угрозой затопления. После этого случая КБрПЛ 171-й ОБрПЛ своим приказом запретил подводным лодкам 613 проекта погружаться на глубину более 100 метров. Совершила переход в бухту Нагаева из Петропавловска-Камчатского для подготовки к автономному плаванию. Проведена замена части экипажа;

1979 год весна
Выполнила задачи автономных похода (командир - кап.2р. Ермолов В.В.);

1979 год осень
Выполнила задачи автономных похода (командир - кап.2р. Ермолов В.В.);

1981 год
В начале года произведена замена АБ в Магадане;

1981 год весна
Проходила подготовку к автономному плаванию;

1981 год май
Во время дифферентовки после зимовки сразу возник резкий большой дифферент на нос. По воспоминаниям - матрос бочковой с кастрюлями полетел от кают-компании до переборки с первым отсеком. Затем ПЛ удалось выровнять;

1982 год 3 декабря
Выполняла задачу Л-1. При дифферентовке лодка упорно не хотела погружаться (из-за того что легкий корпус и верхняя часть прочного под ним, были покрыты довольно толстым слоем льда) и для погружения стали принимать балласт в уравнительную цистерну. Приняли довольно много, но результата не было. Провисев некоторое время в таком положении на глубине 9 метров, лодка резко стала погружаться с дифферентом на нос. Глубина увеличивалась стремительно (по воспоминаниям очевидцев - каждую секунду на метр). Слова боцмана о глубине погружения звучали как метроном (глубина 15 метров, 16 метров и так до 60). Лодка с дифферентом на нос, горизонтальными рулями на всплытие и работающими моторами в конце "самый полный вперед" погружалась. Как только лодка начала погружаться, трюмному-машинисту 3 отсека была дана команда приготовить ГОН из уравнительной за борт. Неизвестно по какой причине, но он сделал все с точностью до наоборот - приготовил ГОН из-за борта в уравнительную, и по команде командира ПЛ запустил его. Лодка стала принимать еще балласт, становясь тяжелее и погружаясь. Моторы не могли вытолкнуть ее из под воды. Флагманский БЧ-3 вышедший в море старшим от командования бригады рванул вентиль центральной колонки подачи ВВД, для продувания балласта, но вентиль остался у него в руках, так как не был закреплен (после чистки, трюмный этого БП не прикрутил гайку крепящую вентиль). Погружение все-таки удалось остановить благодаря действиям кап.3р. Попова А.С. и флагманского БЧ-3 - почти у самого дна лодка с дифферентом уже на корму стала стремительно всплывать ючением не было. По данным с карты в месте погружения была впадина глубиной 61 м;

1983 год
Выведена из боевого состава и расформирована в связи с предстоящей сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1983 год 7 июня
Переформирована в судно-мишень для обеспечения выполнения боевых упражнений и оставлена в бухте Нагаева;

1984 год 15 ноября
Переименована в СМ-442;

1984 год
Во время стоянки на бочке при шторме затонула в бухте Нагаева вместе с пришвартованным к ней катером-торпедоловом. Волна захлестывала через люк для загрузки аккумуляторных батарей 4-го отсека и заливала отсеки (мотористы и трюмные с других ПЛ снимали потихоньку запчасти и не задраили этот люк);

1984 год
Исключена из состава ВМФ;

2015 год
Находилась в затопленном состоянии на дне бухты недалеко от бывшего пирса бригады в 50 метров от берега.



командиры (в/ч 20497):

1. Комаров О.Б. (1955?-1956-1957)
2. Михайлов В.И. (1957-1960?)
3. Желудев Ф.И. (1960-1965)
4. Шатов В.М. (1965-1968-1971?)
5. Удовенко В.А. (17.05.1971-05.12.1971)
6. Ермолов В.В. (1971?-1972-1979)
7. Шелтушев В.И. (1979-1980)
8. Улискин А. (1980-1983)



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ С-220 с носовой АУ на испытаниях. 1955 год.


источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Воспоминания ветеранов-подводников СФ и ТОФ.
4. Семёнов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке 1954-1991гг.", т.2, Владивосток, 2012г.
5. Информация с сайта "Моя Родина - Магадан".
6. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»