Rambler's Top100 Подводная лодка Б-88, РЗС-253. Проект 611

Б-88, "Орион", РЗС-253
проект 611



фотография:

Подводная лодка Б-88

ПЛ Б-88 проекта 611 в океанографической экспедиции "Орион", во время захода на Фиджи. 1971 год.
Фотография из архива С.Лукарта.




историческая справка:


1956 год 17 августа
Заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г.Молотовск;

1956 год 27 декабря
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1957 год 4 июля
Спущена на воду;

1957 год 25 сентября
Вступила в строй;

1957 год 12 октября
Зачислена в состав СФ. Вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базрованием на г.Полярный;

1959 год
Перечислена в состав 162-й ОБрПЛ СФ с базрованием на губу Ура;

1959 год 27 октября - 1960 год 24 марта
ПЛ Б-88 (командир – кап.2р. Мышкин Н.А., сменный командир – кап.3р. Глушков В.С.) и Б-90 (командир – кап.2р. Зенченко П.Т., сменный командир – кап.2р. Киреев К.К.), в обеспечении теплохода «Михаил Калинин» (на борту находился резервный экипаж 161-й БрПЛ СФ под командованием кап.3р. Глушкова В.С. и резервный экипаж ПЛ ТОФ под командованием кап.2р. Киреева К.К.) и танкера «Вилюйск» под общим командованием кап.1р. Вешторта Б.А. по программе «Прилив», совершили межфлотский переход с Северного флота южным путем через Атлантический, Индийский и Тихий океан вокруг Африки и Австралии. За 150 суток отряд прошел более 23 тысяч миль;

1960 год 16 апреля
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;

1961 год июль
В составе бригады переформрована в состав 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с прежним местом базирования;

1962 год 28 октября - декабрь
Выполнила задачи боевой службы. При форсировании противолодочного рубеж Кадьяк - Мидуэй, разыгрался сильный шторм. Согласно приказу, всплывать запрещалось. При постановке под РДП для зарядки аккумулятора отработанный газ правого дизеля бросило в магистраль невключенного левого. Пятый отсек оказался сильно загазованным. Пришлось эвакуировать из него личный состав. С трудом нашли потерявшего сознание трюмного машиниста Кошелева, которого удалось привести в чувство. Пришлось всплывать и вентилироваться. Однако шторм и низкая облачность не дали американцам обнаружить лодку. 10 ноября ПЛ заняла позицию и начала патрулирование у Перл-Харбор. А 14 ноября поступила радиограмма возвращаться, затем новое радио - вернуться на позицию. Дело было в том что разведка засекла у Перл-Харбора новейший авианосец «Констеллейшн» («Constellation»). ПЛ приказали продолжать слежение за ним. Моряки записали шумы его винтов на разных режимах хода, послушали радиопереговоры. Использовали его в качестве учебной цели - выходили на авианосец в атаки. Без внимания не остались и другие американские корабли в районе Перл-Харбор. 25 суток провела Б-88 на позиции оставаясь необнаруженной. Была возвращена в базу через 57 дней;

1967 год
Перечислена в состав 8-го ОДнПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;

1968 год
К концу года перечислена в состав в 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1968 год
Выполнила задачи БС в Восточно-Китайском море;

1969 год
Выполнила задачи БС в Японском море;

1971 год 30 сентября - 1972 год 4 мая
Под наименованием "Орион" участвовала в походе в Тихий и Индийский океаны (командир основного экипажа - кап.2р. Самцов О.С., командир 326-го резервного экипажа - кап.2р. Чарный (?) Б.И.) в составе океанографической экспедиции (ПЛ "Орион", т\х "Мария Ульянова и ТН "Амбарчик" с целью выполнения гравиметрических измерений по маршруту Владивосток-Фиджи-Кергелен-Маврикий и обратно, с заходом в Порт-Луи (Маврикий) и в Суву (Фиджи). В начале марта при аварии на левом дизеле погиб кок резервного экипажа Николай Кондрашов (похороны 06.03.1972);

1978 год - 1979 год
Находилась в заводском ремонте;

1979 год февраль
Из-за агрессии КНР против Вьетнама, экстренно сдала задачи, погрузила боевые мины и торпеды, продовольствие и аппаратуру прикомандированных разведчиков. Была развернута на позицию в Южно-Китайское море;

1980 год 10 июля
После проведения учебных торпедных стрельб группа кораблей производила поиск торпеды строем фронта. Видимость на море не превышала 40 кабельтовых, волнение моря - 1 балл. В 7 часов 50 минут корабли должны были повернуть "все вдруг" на 170 гр. и в это же время видимость уменьшилась до 15 кабельтовых. Командир ПЛ "Б-88" спустился вниз, приказав старшему помощнику поворачивать лишь после завершения маневра ПЛ "Б-833" проекта 641. Из-за опоздания с поворотом лодка для занятия новой позиции легла на курс 140 гр. и в 8 часов 11 минут с трудом отвернула от торпедолова "ТЛ-605", так как видимость еще более упала (менее 50 метров). Имея скорость надводного хода 7,5 узлов, "Б-88" легла на новый курс 160 гр. В 8 часов 31 минуту командир бригады ПЛ, находившийся на "Б-833", передал по УКВ новый приказ об изменении курса. Не получив доклада от остальных кораблей отряда об исполнении приказа, комбриг приказал лодке "Б-833" ложиться на курс 60 гр. Получив радиосигнал в искаженном виде, старпом на "Б-88" его не понял и через радистов стал уточнять свои действия: "приготовиться исполнять", или "исполнять". Заняв связь, старпом не дал радиометристу доложить на мостик о быстром опасном сближении лодок. Лишь за минуту до столкновения старпом наконец уяснил, что команду надо "исполнять" и одновременно обнаружил рядом идущие торпедолов и "Б-833". Все это время на мостик ПЛ "Б-833" поступали доклады радиометристов о дистанции и пеленгах до целей, но командир флагманской лодки не обращал на них внимание. Лишь на дистанции менее двух кабельтовых он доложил обстановку комбригу, который в свою очередь принял "Б-88" за торпедолов. Никаких мер по предотвращению столкновения до визуального обнаружения друг друга не предпринималось. Только за 30 секунд до столкновения на лодках успели застопорить дизеля. В результате столкновения подводные лодки получили повреждения легких корпусов средней тяжести, а на "Б-88" была разбита и гидроакустическая станция;

1981 год 29 июня
Выведена из боевого состава, переформирована в РЗС и поставлена на прикол;

1981 год 24 августа
Переименована в РЗС-253;

1985 год 17 мая
Исключена из списка судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1985 год 1 октября
Расформирован экипаж. В дальнейшем - утилизирована.



командиры (в/ч 09829):

1. Васильев В.Н. (1957-1959)
2. Мышкин Н.А. (1959-1962)
3. Киреев К.К. (1962-1965)
4. Живописцев И.Н. (1965-196?)
5. Баркалов (196?-1967-1968-196?)
6. Самцов О.С. (196?-1971-1972)
7. Шестаков В.И. (1972-1973)
8. Маркин А.А. (1973-1976)
9. Римшин (1976-1977)
10. Гнатусин Ф.И. (1977-1979)
11. Кожериновский В.А. (1979-198?) требует уточнения


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-88:

1. Глушков В.С. (1959-1960) командир 152-го резервного экипажа (161-я БрПЛ)
2. Чарный Б.И. (1971-1972) требует уточнения, командир 326-го резервного экипажа (19-я БрПЛ)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Курганов И. "Гарнизон в бухте Тарья-Крашенинникова-пос.Рыбачий-П-Камчатский-53-г.Влючинск";
4. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР и России. Аварии и катастрофы", ч.1, спецвыпуск №1, Харьков, 1997г.;
5. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода №402 - Севмаш (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Воспоминания ветеранов подводников КТОФ.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

FONT size=2>© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»