Rambler's Top100 Подводная лодка Б-72. Проект 611

Б-72
проект 611



фотография:

Подводная лдка Б-72

ПЛ Б-72 проекта 611 стоит левым бортом у пирса.



историческая справка:


1953 год 16 ноября
Заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г.Молотовск;

1954 год 6 декабря
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1955 год 18 сентября
Спущена на воду;

1956 год февраль
Во время проведения государственных испытаний погиб один из членов заводской сдаточной команды, Афанасий Лаврентьевич Полосков. ПЛ находилась в надводном положении, когда вышла из строя захлопка ее газоотвода. Чтобы продолжить госиспытания, требовалось устранить эту неисправность. Для этого в кормовую часть лодки направился заводской монтажник Полосков. Море штормило, и едва он вышел за ограждение рубки, как волна смыла его за борт. Все произошло так неожиданно, что находившиеся на верхнем мостике люди на какое-то время просто растерялись. Поднять на борт Афанасия Полоскова сумели только минут через сорок, когда он уже не подавал признаков жизни. ПЛ вернулась на базу с приспущенным флагом. Погибшего похоронили на мурманском кладбище;

1956 год 30 июня
Вступила в строй;

1956 год 18 июля
Включена в состав Северного флота. Вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1956 год октябрь(?)
Перечислена в состав 19-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Оленья, затем переведена в Полярный;

1957 год весна
Прошла(?) модернизацию устройства РДП в г.Молотовске;

1957 год лето - октябрь
По Севморпути совершила межфлотский переход из Екатерининской гавани (г.Полярный) в б.Крашенинникова (г.Вилючинск) в составе ЭОН-67 (2 подводные лодки проекта 611, 17 подводных лодок проекта 613 и 2 плавбазы - «Бахмут» и «Аяхт»);

1957 год 14 октября
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;

1958 год лето
К концу лета выполнила весь курс боевой подготовки;

1958 год 26 ноября
Вышла в дальний океанский поход (командир - кап.2р. Голосов Р.А.) с целью обеспечения гравимитрических измерений (для этого каждые 90 миль было необходимо погружаться на 100 метров и в течении 2-3 часов выдерживать постоянный курс и ход). На борту находилась научная группа из 4 человек под руководством кфмн Сагитова М. и необходимая аппаратура. ПЛ сопровождал танкер "Певек", на котором находились необходимые запасы и сменный экипаж под командованием кап.2р. Киреева К.К.;

1958 год 27 ноября
Перешла в бухту Русская, где осуществила покладку на грунт на глубине 125 метров с целью проверки аппаратуры для гравимитрических измерений. После этого начала переход по плану похода. 20000 миль в Тихом океане до 60 гр. ю.ш. и обратно вдоль побережья Южной и Северной Америки;

1959 год 2 января
Пересекла экватор;

1959 год 6 января
Рандеву с ТН "Певек". В течении трех дней осуществила пополнение запасов и замену части экипажа (за поход по рекомендациям врача экипаж заменялся небольшими группами пять раз);

1959 год 25 января
Достигла 60 гр. ю.ш.;

1959 год 26 - 29 января
Экипаж осуществил ремонт среднего дизеля;

1959 год 4 февраля
При проведении ремонта привода носовых рулей обнаружила перископ американской ПЛА ВМС США SSN-583 «Sargo»;

1959 год 11 - 13 февраля
Экипаж осуществил ремонт дизеля (замена крышки);

1959 год 4 марта
Обнаружила ПЛ ВМС США SSN-650 «Pargo» (по другим данным - SSG-574 «Grayback»);

1959 год 4 - 20 марта
Поход проходил в тесном контакте с кораблями ВМС США;

1959 год 25 марта
Перешла в бухту Русская, где осуществила покладку на грунт на глубине 125 метров с целью заключтельной проверки аппаратуры для гравимитрических измерений. За поход ПЛ осуществила 232 погружения;

1959 год 26 марта
Возвратилась из похода в бухту Крашенинникова. За 120 суток похода пройдено 20120 миль. 17 членов экипажа были награждены орденами и медалями. Командир ПЛ Голосов Р.А. был награжден орденом "Красного знамени";

1961 год 15 июля
В составе бригады переформрована в состав 15-й ЭскПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1965 год
В начале года на переходе в точку дозора произошел взрыв аккумуляторной батареи во 2-м отсеке. На Дальзаводе в бухте Золотой Рог (г.Владивосток) прошла аварийный ремонт;

1965 год
После ремонта вернулась в бухту Крашенинникова;

1967 год
Перечислена в состав 8-го ОДнПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Бечевинская для осовоения нового пункта базирования;

1967 год январь - март
Выполнила задачи БС;

1967 год
После БС перешла для ремонта в г.Владивосток. В дальнейшем предположительно находилась в бухте Малый Улисс (г.Владивосток);

1971 год (предположительно)
Перечислена (возможно это произошло раньше) в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1971 год - 1972 год
Прошла ремонт;

1973 год
Выполнила задачи БС в Филиппинском море;

1978 год 14 октября - 1 декабря
Выполнила задачи БС в Восточно-Китайском море (командир - кап.2р. Балакириев Н.М.);

1980 год 17 мая - 22 июня
Выполнила задачи БС в Японском море (командир - кап.3р. Гнатусин Ф.И.);

1980 год 17 октября - 25 ноября
Выполнила задачи БС в Японском море (командир - кап.3р. Горбунов Г.П.);

1981 год 24 мая - 24 июня
Выполнила задачи БС в Японском море (командир - кап.2р. Горбунов Г.П.);

1985 год 8 декабря
Исключена из состава ВМФ и в бухте Труда оставлена на отмели, где впоследствии разделана силами частных фирм;

1986 год 1 октября
Расформирован экипаж.



командиры (в/ч 90368):

1. Фиронов Д.А. (1955-12.1956)
2. Карменок Г.Р. (1957) ВРИД
3. Голосов Р.А. (1957-1962)
4. Кошевой Б.К. (1962?-1964-1965-1966?)
5. Дунаевский А. (1965?-1966-1967-1969?)
6. Балакириев Н.М. (1969-1979)
7. Гнатусин Ф.И. (1979-1980)
8. Горбунов Г.П. (1980-1985-198?)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-72:

1. Киреев К.К. (1958-1959) командир 153-го резервного экипажа


дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ Б-72 у пирса.
2. Фотография ПЛ Б-72 из газеты "Боевая вахта" (ТОФ), ноябрь 1980г.
3. Фотография остова корпуса ПЛ Б-72 в бухте Труда. 1994 год (приблизительно).



источники:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Голосов Р.А. "К антарктике на дизельной подводной лодке", Подводный флот, №3, 1999г.;
3. Химаныч О. "Океанская поступь проекта 611", Северная неделя, 27.05.2003г.;
4. Карменок Г. "Пройти Севморпуть на подводной лодке", Северная неделя, 06.04.2004г.;
5. Воспоминания членов экипажа;
6. Бережной С.С., Спирихин С.А. "НК и ПЛ постройки завода №402-СМП - в ВМФ СССР.1944-1966 гг.", изд. СМП, Северодвинск, 2000г.;
7. Курганов И. "Гарнизон в бухте Тарья-Крашенинникова-пос.Рыбачий-П-Камчатский-53-г.Влючинск"
8. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода №402 "Севмаша" (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов, Валерий Казаков и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov, Valeriy V. Kazakov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»