Rambler's Top100 Подводная лодка Б-63, Б-863, УТС-578. Проект 611

Б-63, Б-863, УТС-578
проект 611



фотография:

Подводная лодка Б-63

ПЛ Б-63 проекта 611 на Камчатке. 1957 год.
Фотография из архива В.Целика.




историческая справка:


1951 год 15 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1952 год 6 февраля
Заложена на эллинге судостроительного № 196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка;

1952 год 18 июля
Спущена на воду. Входила в состав 39-го ДнСПЛ 93-й БрУСПЛ КВМК;

1954 год 30 июня
Вступила в строй;

1954 год 14 июля
Перечислена в состав Тихоокеанского флота;

1954 год (1955 год май?)
Переведена по внутренним водным системам из г.Ленинград в г.Молотовск и далее в г.Полярный. Временно подчинена 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1955 год весна (предположительно)
На СРЗ в п.Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях - для защиты лодки ото льда были установлены съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены обтекатели гидроакустических станций;

1955 год май
Вошла в состав 8-й ОБрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;

1955 год июнь
В составе 8-й ОБрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;

1955 год 7 июля - 19 августа
Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон;

1955 год 20 - 27 августа
Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса;

1955 год 27 - 31 августа
В составе бригады перешла из бухты Провидения в бухту Крашенинникова;

1955 год сентябрь
Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й БрПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Тарья (Крашенинникова);

1955 год
Демонтирована АУ СМ-24-ЗИФ;

1956 год
Демонтирована АУ 2М-8;

1956 год 5 сентября - 19 декабря
Впервые в ВМФ совершила 75 суточное автономное плавание (командир - кап.2р. Попов В.В., старший на борту - НШ 182-й БрПЛ кап.1р. Гонтаев А.М.) За время похода в общей сложности пройдено 7124 мили. В этом походе врачом-хирургом 20-го военно-морского госпиталя КВФ ТОФ капитаном м/с Сирадзе М.С. была проведена первая в истории подводного плавания операция по удалению аппендицита. Протекала она в весьма сложных условиях, ибо сильный шторм "доставал" лодку даже на глубине. Впервые глубину хода командиру пришлось согласовывать с врачом;

1957 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи БС;

1961 год
Находилась в ремонте в г.Владивосток. Была подчинена 4-й ОБрПЛ ТОФ;

1961 год 15 июля
Переформрована в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Тарья;

1961 год 25 ноября - 1962 год 15 января
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Федюковский А.И., сменный командир - кап.3р. Камышан В.Ю., командир 153-го резервного экипажа) с задачей провести замеры величины гравитационной составляющей ускорения силы тяжести в широтах до экватора на глубинах 30, 60, 90 метров. Для обеспечения замеров на судоремонтном заводе в первом торпедном отсеке ПЛ установили жёсткую стойку и аппаратуру: маятник, часы, авиационный кинофотопулемёт. Киноаппаратура фотографировала величину отклонения маятника, затем производилось вычисление величины g. Поход проходил в сопровождении НИС "Витязь". В ходе дальнего плавания ПЛ преодолела 3 рубежа ПЛО, пересекла экватор и достигла берегов Индонезии. Боевая служба в южных широтах проходила в тяжелых условиях: температура воды за бортом – 28 градусов до глубины 100 метров. Экипаж очень тяжело переносил такую жару, матросы теряли сознание. Аккумуляторные батареи охлаждались забортной водой, что было крайне неэффективно и приводило к выделению дополнительных газов и в без того душную атмосферу лодки. Пришлось уменьшить время вахты в моторном отсеке, где обстановка была особенно тяжёлой. Задание похода экипаж выполнил полностью. ПЛ после похода возвратилась в Находку для последующей постановки в ремонт;

1963 год - 1965 год
Находилась в ремонте;

1965 год июнь
В связи с тем, что экипаж Б-63 под командованием кап.3р. Толкуна Э.В. после выхода из 2-х летнего ремонта не смог сдать задачи, на ПЛ в полном составе был пересажен экипаж Б-90;

1965 год
Выполнила задачи двухмесячной БС с экипажем ПЛ Б-90;

1966 год июнь - август
Выполнила задачи БС;

1966 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи БС;

1967 год 25 июня
Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1968 год
Выполнила задачи БС;

1970 год 20 апреля
Переименована в Б-863;

1974 год лето
Выполнила задачи БС в Японском море;

1978 год
Прошла докование в бухте Чажма;

1978 год 19 апреля
Переклассифицирована в опытовую ПЛ, в некоторых источниках упоминается о переименовании в БС-863. Предполагалась к использованию для испытаний новых образцов оборудования (предположительно), однако в качестве опытовой не использовалась и была предназначена к списанию;

1980 год 22 июня
Выведена из боевого состава, переформирована в УТС и в бухте Малый Улисс поставлена на прикол;

1980 год 14 августа
Переименована в УТС-578;

1985 год 5 января
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Впоследствии затонула у пирса из-за неисправности забортной арматуры;

1985 год 1 апреля
Расформирован экипаж.



командиры (в/ч 99400):

1. Коньшин В.И. (1950-1953)
2. Шишкин В.Н. (1953-09.1955)
3. Попов В.В. (09.1955-1960)
4. Федюковский А.И. (1960-12.1963)
5. Толкун Э.В. (12.1963?-1964-06.1965, 1967-1968)
6. Сапрыкин А.Н. (06.1965-1967)
7. Петров А.Д. (1968-10.1970)
8. Сергиенко В.К. (1973-1976)
9. Шевченко В.А. (1976-1980)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-63 (Б-863):

1. Камышан В.Ю. (1961-1962) командир 153-го резервного экипажа


источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Информация с сайта "Русский Подплав".
4. Курганов И. "Гарнизон в бухте Тарья-Крашенинникова-пос.Рыбачий-П-Камчатский-53-г.Влючинск".
5. Воспоминания членов экипажа.
6. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»