Rambler's Top100 Проект 908

Проект 908 (09080) "Тритон-2" (NATO – “?”).
Модернизация - перспективный проект "Тритон-2".



1. Количество подводных лодок проекта: 13


2. Изображение проекта:


Тритон-2


Фотография СМПЛ типа "Тритон-2" на испытаниях (возможно это В-485)


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение (13)

1

 B-485

16501/11

03.05.1972

12.10.1972

12.09.1975

 

2

 B-489

01510

05.03.1972

15.03.1979

03.09.1980

 

3

 B-494

01511

05.03.1972

15.03.1979

04.09.1980

 

4

 В-499

01512

03.09.1980

10.09.1981

29.12.1981

 на постаменте в г.Кронштадт

5

 B-501

01513

03.09.1980

10.09.1981

29.12.1981

 

6

 B-504

01514

15.03.1981

20.07.1982

10.12.1982

 ВМС Украины (?)

7

 B-505

01515

15.03.1981

20.07.1982

10.12.1982

 

8

 B-509

01516

19.03.1983

07.06.1983

26.09.1983

 ВМС Украины (?)

9

 B-511

01517

19.03.1983

11.06.1983

26.09.1983

 

10

 B-528

01518

06.10.1983

26.04.1984

21.08.1984

 ВМС Украины (?)

11

 B-531

01519

06.10.1983

29.04.1984

21.08.1984

 

12

 B-542

01520

13.06.1983

01.03.1985

08.06.1985

 

13

 B-554

01521

13.06.1983

03.03.1985

08.06.1985

 



4. История проекта:


Сверхмалая подводная лодка-носитель легководолазов "Тритон-2" проекта 908 (в некоторых источниках проект 09080) была предназначена для скрытой подводной транспортировки шести легководолазов к месту выполнения специальных подводных работ в прибрежных районах.

Макетный образец СМПЛ был построен в 1966 году заводом "Гатчинский металлист" (Минсудпром) по заданию Аварийно-спасательной службы ВМФ и проекту "Тритон-2" бюро-проектанта буксиров (главный конструктор проекта В.И. Синяков). В том же 1966 году работы по проекту "Тритон-2" были переданы в ЦПБ "Волна". Проектные работы ЦПБ "Волна" (Минсудпром) по результатам испытаний макетного образца и под наблюдением Института № 40 ВМФ проводились совместно с разработчиками основного комплектующего оборудования СМПЛ, создаваемого по выданным бюро частным техническим заданиям:
- БЭМИ (Минсудпром) в части навигационного комплекса (главный конструктор Ю.К. Николаев);
- ЦНИИ "Аврора" (Минсудпром) в части системы автоматического управления (главный конструктор А.Н. Бабаев);
- ЦКБ "Винт" (Минсудпром) в части движительно-рулевого комплекса (главный конструктор Н.С. Аврашков);
- КБ КО (Минхимпром) в части стационарной дыхательной системы (главный конструктор Ю.В. Китаев).

Технический проект 09080 главного конструктора Я.Е. Евграфова был разработан в 1970 году. В 1971 году РКД была передана Ново-Адмиралтейскому заводу, а в 1974 году опытный образец СМПЛ был предъявлен комиссии Госприемки. Проектными работами в бюро и конструкторским сопровождением работ завода наряду с главным конструктором руководили его заместители В.И. Синяков, В.С. Спиридонов. В 1970 году, в связи с уходом на пенсию Я.Е. Евграфова, главным конструктором был назначен Е.С. Корсуков, которого в 1971 году сменил Л.В. Чернопятов, а в 1972 году - С.А. Дементьев. Всего были сданы ВМФ СССР 13 единиц.

Проектом предусматривалось изготовление СМПЛ из алюминиево-магниевого сплава, а кабины легководолазов были выполнены непроницаемыми для защиты от забортного давления. Благодаря герметизации, легководолазы находились в кабинах в воде, но при постоянном давлении независимо от глубины погружения.

В носовой кабине размещаются два человека, осуществляющие управление, в кормовой – четыре. В составе корпуса имеются следующие непроницаемые объемы: пульт управления в носовой кабине, приборный отсек между кабинами, аккумуляторная яма под приборным отсеком, электромоторный отсек в корме. Выход легководолазов осуществляется через люки в верхней части корпуса.

"Тритон-2" имеет длину 9,5 метров и ширину 1,9 метра. Скорость подводного хода 5 узлов, дальность плавания 60 миль (111 км). Глубина погружения 40 метров. Вооружение: ГАС МГВ-11, ГАС ЗПС МГВ-6В и НК "Самур"

Эксплуатация СМПЛ типа "Тритон-2" осуществлялась в отечественном флоте до конца 1990-х годов, после чего они были в основной своей массе списаны. Четыре из них оказались на постаментах: один - в музее в г.Владивосток (буду благодарен за идентификацию аппарата, возможно это В-489 или В-531), второй - В-499 - на территории Морского Кадетского корпуса в г.Кронштадт, третий - на территории 561-го отдельного морского РПСпН в п.Парусное в Калининградской области (буду благодарен за идентификацию аппарата) и четвертый - на территории 42-го отдельного морского РПСпН на о.Русский в г.Владивосток (буду благодарен за идентификацию аппарата). По различным данным, не исключается наличие СМПЛ этого типа в боевом составе ВМФ России (вот пятый в очень хорошем состоянии проявился на праздновании дня ВМФ в Кронштадте в 2017 году), а также в ВМС Азербайджана (в/ч № 641 на мысе Зых на окраине г.Баку) и в ВМС Украины (в/ч № А-1594 в г.Очаков, предположительно это В-504, В-509 и В-528).

Сегодня ОАО "СПМБМ "Малахит" предлагает модернизированный вариант СМПЛ типа "Тритон-2" (под таким названием СМПЛ демонстрируется на выставках и предлагается к продаже), который предназначен для подводной доставки легководолазов в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра или ремонта подводных сооружений и экстремального туризма в прибрежных районах на глубинах до 40 метров. Модернизированный "Тритон" хорошо отличим по внешнему виду - обводы корпуса выполнены более "зализанными", более плавными, что позволяет ему развивать большую скорость хода при меньших затратах электроэнергии. Аккумуляторная батарея как источник энергии на модернизированных вариантах сохранилась, но теперь разработчики рассматривают не только серебряно-цинковые или кислотные АБ, но и литиевые. С последними показатели субмарины могут быть еще лучше. На СМПЛ, которая сохранила конструктивные особенности предшественника будет устанавливаться современное оборудование и приборы (например - гидроакустические станции с задачей обеспечения навигации или безопасности плавания. ТТХ современной СМПЛ остались практически без изменений: подъемный вес - 4,4т., главные размерения, 9,0м х 1,6м х 1,6м, глубина погружения - 40,0м, скорость подводная - 6 узлов, экипаж - 6 человек, автономность - 12 часов, дальность плавания - 60 миль.


5. Схема проекта:


Тритон-2


Устройство СМПЛ проекта 908
1 - электромоторный отсек
2 - кормовая кабина легководолазов
3 - аккумуляторная яма
4 - приборный отсек
5 - носовая кабина
6 - пульт приборов управления
7 - проницаемая носовая оконечность

Тритон-2

Устройство перспективного СМПЛ проекта "Тритон-2"

6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  подводное: 15,5 тонн, модернизация - ? тонн
  надводное: 5,3-5,63 тонны, модернизация - 4,4 тонны
  скорость хода  
  подводная: 5,0-5,5 узлов, модернизация - 6,0 узлов
  дальность хода  
  подводная: 60 миль
  глубина погружения  
  предельная: 40 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 9,5 метра, модернизация - 9,0 метров
  ширина: 1,88 метра, модернизация - 1,6 метра
  осадка: 1,6 метра
  энергоустановка  
  электрическая 1х11 л.с ЭД П41М
  обитаемость  
  экипаж:

6 человек
  автономность:

12 часов

7. Источники:


- "История отечественного судостроения", т.5, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Щербаков В. "Длинная дорога к "Тритону". Как создавалась сверхмалая подводная лодка-транспортировщик боевых пловцов "Тритон-1М";
- Чемоданов В.А."Сверхмалые подводные лодки "Тритон-2" и "Тритон-1М", Гангут №14, 1998г.
- Информация и схемы с сайта ОАО "СПМБМ "Малахит".
- "Малахит" - подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
- Справочная информация из программы "Справочник по отечественному ВМФ, версии 1.0.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017