Rambler's Top100 Подводная лодка Б-64, Б-864, УТС-364. Проект 611, П611, 611Р

Б-64, Б-864, УТС-364
проект 611, П611, 611Р




фотография:






историческая справка:


1951 год 15 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР;

1952 год 15 мая
Заложена по проекту 611 на заводе № 196 «Судомех» в г.Ленинград как большая подводная лодка. Входила в состав 39-й БрПЛ 22-й ДиСРК 8-го ВМФ (с 15.12.1952 - в 93-й БрУСПЛ КВМК, с 08.01.1953 - 39-я БрСПЛ ЛенВМБ, с 15.03.1953 - 39-й ДнСПЛ ЛенВМБ, с 15.05.1953 - 39-й ДнСПЛ 93-й БрУСПЛ КВМК, с 01.08.1954 - в составе 68-й ДиУК(ПЛ) КВМК);

1952 год 29 ноября
Спущена на воду;

1953 год 4 декабря
Поднят флаг ВМФ;

1954 год лето
Переведена по внутренним водным системам в г.Молотовск для прохождения сдаточных испытаний;

1954 год август
Прибыла на ССЗ №402 в г.Молотовск. Вошла в состав 150-го ОДнПЛ СФ;

1954 год 30 декабря
Вступила в строй;

1955 год 6 января
Вошла в состав Северного флота. Входила в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1956 год август - 1957 год сентябрь
Прошла переоборудование по проекту П611 на судостроительном заводе № 402 в г.Молотовске для проведения испытаний ракетного комплекса П-10. Входила в состав 162-й ДнСРПЛ БелФл (по другим данным - 150-го ОДнПЛ СФ), с 01.1957 - дивизион вошел в состав 339-й БрСРПЛ БелФл;

1957 год 23 сентября - 31 октября
Участвовала в комплексных испытаниях ракетного комплекса в объеме утвержденной программы, в ходе которых выполнено 4 пуска самолета-снаряда П-10. С испытаниями ракеты П-10 на связана интересная история, описанная участником проекта А.Г. Богатыревым. Во время одного из испытательных пусков на борту ПЛ присутствовали не только экипаж и представители конструкторского бюро, но и командующий Северным флотом адмирал А.Т. Чабаненко. После объявления двадцатиминутной готовности к пуску адмирал приказал командиру ПЛ отправиться на центральный пост и доложить, что весь экипаж внутри прочного корпуса. Командир, подумав, что адмирал тоже вернулся на ПЛ, дал приказ закрыть входной люк. После запуска экипаж обнаружил, что все это время командующий Северным флотом находился на палубе надстройке ПЛ. Тем не менее, случайно забытый за пределами лодки А.Т. Чабаненко остался доволен запуском. Кроме того, он, пользуясь моментом, провел небольшой эксперимент: положил шапку на палубу, интересуясь, сдует ли ее стартовыми двигателями. Также адмирал принял меры предосторожности, спрятавшись за рубку. Несмотря на недовольство испытателей, адмирал был полностью удовлетворен пуском;

1957 год 23 сентября
Из полигона в Белом море, впервые запустила ракету П-10. Во время пуска носитель двигался со скоростью 7 узлов, волнение не превышало 1-2 балла. Старт прошел успешно, но через 70 с после начала полета начались проблемы с работой некоторых систем ракеты. Через полторы минуты после старта окончательно отказала гидравлика, вследствие чего автопилот потерял управление ракетой. Спустя 15 с после этого ракета П-10 упала в море, пролетев в общей сложности 30 км;

1957 год 28 сентября
Состоялся второй запуск. На этот раз ракета смогла пролететь почти 200 км, однако не поразила условную цель. На пути ракеты, летевшей на высоте менее 200 м, оказалась сопка. Ракета врезалась в препятствие и разрушилась;

1957 год 17 октября
Третий пуск прошел без столкновений с непредвиденными препятствиями, однако не завершился условным поражением цели. Из-за неполадок двигателя скорость полета не превышала 320 м/с, что привело к преждевременной выработке топлива. Ракета упала в 240 км от точки старта;

1957 год 31 октября
Наблюдались сложные метеоусловия: ветер до 17 м/с и волнение до 6 баллов. Несмотря на это, четвертая опытная ракета, запущенная с ПЛ, долетела до условной цели и попала в нее. Успешное завершение первого этапа испытаний позволяло продолжать проверки и начинать подготовку к государственным испытаниям, по результатам которых ракетный комплекс мог рассчитывать на принятие на вооружение. Однако 31 декабря 1957 года Совмин постановил остановить работы по ракете П-10 и продолжить развитие проекта П-5;

1958 год
Переоборудована обратно в торпедную лодку (по проекту 611);

1959 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базрованием на г.Полярный;

1960 год
Перечислена в состав 25-й БрПЛ 8-й ДиПЛ СФ с прежним местом базирования;

1961 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ, а затем - 25-й БрПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1963 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1964 год
Выполнила задачи БС в Норвежском море;

1965 год
Допустила навал на ПЛ К-33 в полигоне БП;

1965 год 11 ноября
Переклассифицирована в опытовую ПЛ;

1967 год сентябрь
Совместно с однотипной ПЛ Б-81 перешла вокруг Скандинавии в г.Кронштадт (старший на переходе КБ кап.1р. Башкевич В.Д.);

1967 год сентябрь - 1968 год 16 ноября
Прошла средний ремонт и модернизацию на КМОЛЗ в г.Кронштадт (возможно модернизирована по проекту 611Р). На время ремонта подчинена 10-му ОДнРПЛ 4-й ДиУК ЛенВМБ;

1970 год 20 апреля
Переименована в Б-864;

1970 год лето
Перевелена ао ВВП на Северный флот и передана в состав 203-й ОБрРПЛ БелВМБ КСФ с базированием на г.Северодвинск;

1971 год
Перечислена в состав 42-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Печенга;

1971 год 1 июля - 10 августа
Обеспечение испытаний по теме "Чуна-2";

1974 год 3 сентября
Выведена из боевого состава ВМФ, переформирована в УТС, переименована в УТС-364 и в Екатерининской гавани поставлена на прикол;

1982 год
Исключена из списка судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Позже утилизирована.




командиры (в/ч 53112):


1. Козлов Ф.И. (1952-1954)
2. Зенченко П.Т. (10.1954-01.1957)
3. Евдокимов В.А. (01.1957-1959)
4. Волков Ю.И. (1963-1965)
5. Данилин В.А. (1965-1966)
6. Казанский В.А. (1966-1974)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ Б-64 проекта П611 с ракетой П-10 в боевом положении. 1957 год.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.;
3. Фото из ВТС "Бастион", №4
4. Информация с сайта "Русский Подплав".
5. Балакин Ю. "О морской этике".
6. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
7. "Подводные лодки проекта 611", Морская коллекция №8, 2018г.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru

© 2002-2019 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2019 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»